Меню сайта |
|
|
Категории каталога |
|
|
|
В разделе материалов: 753 Показано материалов: 581-600 |
Страницы: « 1 2 ... 28 29 30 31 32 ... 37 38 » |
Со старообрядцами связано не только основание Балаково, но и вся дореволюционная история города. |
Старообрядчество Рудного Алтая (Восточно-Казахстанская область) к середине XIX в. было представлено 2 основными группами: «каменщиками» (бассейн р.Бухтармы), и «поляками» (бассейны р.Убы и Ульбы), а также добровольными и ссыльнопоссленными в XIX в. староверами со Среднего Поволжья и Урала (небольшой процент). Концентрация староверов на Алтае была самой высокой в Томской губернии. По подсчётам ВАЛипинской, в 1842 г. в Бийском округе (Рудный Алтай входил в его состав) их численность составляла 82,2% к числу всех старообрядцев Томской губернии (1). Территорию Рудного Алтая можно назвать очагом русского старообрядчества. |
Первые староверческие моленные в Прибалтийском крае появились в начале XVIII века на территории Курляндии, что к югу от Даугавы (Двины). Однако вскоре поток беженцев из России устремился и в Латгалию - обширную лесисто-озерную область к северу от Даугавпилса, где вскоре возникли десятки русских старообрядческих деревень |
Нижегородская губерния с самого начала раскола в середине XVII столетия русского православия являлась одним из важнейших центров русского старообрядчества. В подтверждение этого приведем несколько фактов. Самый первый старообрядческий скит был основан именно в нижегородских пределах на реке Керженец — скит Смольяны (1656 г.). По числу старообрядцев губерния (вместе с вошедшими позднее в ее состав двумя уездами Костромской губернии) занимала в 1912 году третье место среди великороссийских губерний и областей. И, наконец, в Нижегородской губернии находились духовные и организационные центры шести из пятнадцати крупнейших согласий. |
Обычно говоря о часовенном согласии, имеют в виду старообрядцев-софонтьевцев Урало-Сибирского региона, которые, будучи первоначально беглопоповцами, в первой половине XIX в. перешли на беспоповские позиции.
Однако процессы, происходившие внутри софонтьевского согласия, характерны были не только для востока России, но и для её центра. Известны часовенные (бывшие беглопоповцы) Иргиза и его окрестностей, Саратова, Балакова и других местностей Поволжья, Ветки. Сходные процессы проистекали и на Нижегородчине. |
Начиная со второй трети ХIХ столетия российское государство обрушило на старообрядцев всю мощь своих репрессивных органов. Тысячи полицейских чиновников, сыщиков, тайных агентов, попов ведомства православного исповедания денно и нощно были заняты очень важным государственным делом — выслеживали и ловили старообрядческих духовных лиц: священников, дьяконов, епископов. Одна из ярких страниц этой позорной для России эпопеи связана с селом Городцом Нижегородской губернии. |
В начале XX столетия в пределах современного Городецкого района старообрядчество было представлено семью различными согласиями. Преобладающими были три из них: поморское, беглопоповское и спасовское-большеначальное (заволжские спасовцы). |
Церковный раскол XVII века не только разделил русское общество на два непримиримых лагеря, он, по сути расколол духовных пастырей на представителей официального духовенства и старообрядческих наставников. И если первые оценивали вторых не иначе как «еретиков», «лжеучителей», то вторые отзывались о первых - «никониане», «лишенные благодати», «вероотступники». |
Важной составляющей внутренней политики всех российских императоров было отношение государства к старообрядцам. Полярность правительственных программ варьировалась от консервативно-репрессивной до либерально-рациональной. Вследствие этого российское староверие столкнулось как с откровенными репрессиями по отношению к себе, так и с обретением гражданских прав. |
Одной из интереснейших, но малоизученных станиц в истории Заонежья является старообрядчество. Длительное время приверженность «древлему православию» определяла образ жизни не одного поколения местных жителей. |
(по материалам официальной статистики 1830-х гг.) |
Объем и ценность всего имевшегося в доме Шалапановых позволяет утверждать, что здесь располагалась одна из крупнейших домашних старообрядческих моленных на территории Олонецкого края. |
В современной исторической науке проблемам старообрядчества уделяется всё больше внимания. Помимо культурологического аспекта всё шире исследуются вопросы истории старообрядческих центров с их промышленно-корпоративной деятельностью. Одним из таких центров, бесспорно, являлась Олонецкая губерния, восстановленная указом Александра I в 1801 г. В 1828 г. здесь была учреждена Олонецкая епархия. |
Что мы знаем о старообрядцах? Пожалуй, только то, что они всегда были гонимыми, но очень стойкими в своей вере. От боярыни Морозовой до современной Агафьи Лыковой, схоронившейся в таежной глухомани от "злого мира", до нынешних эмигрантов-старообрядцев, разбросанных по всему свету. В настоящее время в штате Орегон на северо-западе США проживают сибирские старообрядцы, выходцы с Алтая Блиновы, Лаптевы, Лысовы, "харбинцы" Кузьмины, Кузнецовы, Якунины, "турчане" Ивановы, Петровы, Зайцевы...
Кандидат исторических наук, научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН Лидия Михайловна РУСАКОВА много лет изучает историю, быт, культуру, традиции сибирских старообрядцев в Америке. Выпускница МГУ, специализировавшаяся на средневековой Англии, она приехала вместе со своим мужем, Робертом Сергеевичем, в Академгородок и много лет проработала под руководством академика А.П.Окладникова. Бывала во многих экспедициях по Сибири, Восточному Казахстану, Америке, занимаясь исследованием крестьянского искусства, культуры и быта старожилов-сибиряков, покинувших Россию в дооктябрьский период, а также в первые послереволюционные годы и во времена коллективизации, и проживающих теперь в различных странах, в том числе и США. Предлагаем вниманию читателей её интервью газете "Честное слово". |
Время переселения на территорию Каракалпакии из России с реки Урал - последняя четверть XIX века (1875 г.). Высылка проходила в два этапа. В 1875 году - переселение уральских казаков-старообрядцев, а в 1877 году - семей ссыльных уральцев. |
Документальный фильм "Капиталы старообрядцев" из цикла "Русское экономическое чудо" |
В сентябре 1708 г. после поражения в Крестьянской войне Кондратия Булавина казаки-старообрядцы во главе с атаманом И.Некрасовым решили уйти в Турцию. Везли с собой многочисленные семьи, скарб, но самое главное – забирали в дальние дали священные книги староверов и свои иконы, написанные на липовых досках. Отсюда и прозвали их местные жители – “липованцами”. Часть казаков осела в Румынии, а часть добралась до Болгарии. Так и появились тут два русских села – Татарица около г. Силистра и Казашко под Варной. |
На севере Пермского края, в предгорьях седого Урала расположен своеобразный "остров" — природный, этнокультурный и конфессиональный. Возвышенная гористая местность в окружении густых еловых и пихтовых лесов укрывает десятка три деревень, населенных пермяками — потомками древней коми-этнической общности. Большая часть жителей этих деревень на берегах таежной реки Язь-вы исповедовала древлеправославие. Если коми, проживавшие на севере (современная Республика Коми), относятся к безпоповским согласиям, а зюздинские коми-пермяки (восток Вятского края) приняли белокриницкую иерархию, то коми-пермяки верховий Язьвы продолжали принимать беглых священников, а затем — иереев, поставленных новозыбковской архиепископией. |
|
|
Форма входа |
|
|
Поиск |
|
|
Старообрядческие согласия |
|
|
Статистика |
|
|
|