Книжница Самарского староверия Воскресенье, 2024-Дек-22, 18:12
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [207]
Москва и Московская область [31]
Центр России [49]
Север и Северо-Запад России [93]
Поволжье [135]
Юг России [22]
Урал [60]
Сибирь [32]
Дальний Восток [9]
Беларусь [16]
Украина [43]
Молдова [13]
Румыния [15]
Болгария [7]
Латвия [18]
Литва [53]
Эстония [6]
Польша [13]
Грузия [1]
Узбекистан [3]
Казахстан [4]
Германия [1]
Швеция [2]
Финляндия [2]
Китай [4]
США [8]
Австралия [2]
Великобритания [1]
Турция [1]
Боливия [3]
Бразилия [2]

Главная » Статьи » История Староверия (по регионам) » Поволжье

Рудаков С. Старообрядческие толки и согласия на территории Нижегородской области: локальные особенности общеконфессиональной культуры

В начале XX столетия на территории губернии (с упоминавшимися костромскими уездами) проживало 120 тысяч старообрядцев тринадцати различных согласий. В докладе особое внимание мы постараемся уделить относительно малоизвестным и малоизученным в научном мире согласиям и толкам нижегородского старообрядчества.

Белокриницкие

Белокриницкая иерархия имела в 1912 году в Нижегородской губернии 30 370 своих сторонников. Половина из них проживала в северной, заволжской части губернии, половина - в южной, нагорной части. Начало XX века было отмечено бурным ростом храмостроитель-ства. По их числу белокриницкие превзошли все остальные согласия вместе взятые - более 30 церквей (и более 40 моленных домов). Наиболее значительными тенденциями в недрах согласия были его централизация, усиление значения епископата и священства в противовес "попечителям" общин из купцов и зажиточных крестьян, а также бурная общественно-церковная жизнь в виде организации старообрядческих союзов, братств, съездов, издательской деятельности, активизации миссионерской деятельности среди новообрядцев и особенно беспоповцев спасова согласия (глухой нетовщины), которые целыми общинами переходили в белокриницкое согласие.

Подавляющее число нижегородских бело-криницких были окружниками и находились в подчинении Рогожской архиепископии. Только около тысячи человек являлись представителями консервативного крыла согласия, не принявшего компромиссного с официальным православием окружного послания. Нижегородские нео-кружники делились на две ветви: иосифовцы и иовцы. Иовцы проживали по южной половине губернии, иосифовцы - в Заволжье и по берегам Волги. Как известно, епископ Иосиф Керженский имел своей резиденцией во второй половине XIX века скит в деревне Матвеевка (ныне Борский район). В начале XX века матвеевский женский скит по-прежнему был духовным центром губернского масштаба. Кроме него, около Семенова имелся другой иосифовский скит - Чернушинский. Число иосифовцев не превышало нескольких сотен человек, составлявших 5-6 приходов.

Консерватизм неокружников проявлялся, в первую очередь, в отрицании всяческих компромиссов с государственной идеологией и являвшейся ее частью официальным православием, что проявлялось, в частности, в неприятии госрегистрации общин по закону 1906 года (что сближало неокружников с консервативным крылом беспоповщины).

Беглопоповцы

После издания указа 1905 года о веротерпимости   оживилась   в   Нижегородской   гу бернии и жизнь беглопоповского согласия. Здесь его называют "бугровской верой", и это название вполне адекватно отражает роль и значение в жизни согласия нижегородского купца Николая Бугрова. Н.А.Бугров на свои средства строил не только храмы (не менее шести), но и организовывал старообрядческие школы, строил и содержал богадельни, проводил всероссийские съезды своего согласия и, наконец, организовал всероссийское братство - руководящий орган согласия (ввиду отсутствия у беглопопов-цев иерархии), председателем которого он сам и состоял.

Беглопоповцев в 1912 году насчитывалось в Нижегородской губернии около четырнадцати тысяч человек. Все они проживали в заволжской части губернии. По степени консервативности заволжские беглопоповцы занимали гораздо более правое положение, чем белокриницкие. Вероятно, не последнюю роль здесь играл тот факт, что менталитет населения лесного Заволжья вообще более консервативен, чем у жителей Предволжья или южной зоны губернии. К тому же на идеологию нижегородских беглопоповцев не в малой степени влияли семеновские скиты - оплоты керженского благочестия и хранителей старинных обычаев. В начале XX века в окрестностях Семенова существовали три беглопоповских скита: Оленев, Комаров и Шарпанский, которые не смогли разрушить ни нижегородский архиерей Питирим с отрядами петровских солдат, ни правительство Николая I руками уездной полиции под руководством Мельникова-Печерского. Другим духовным центром согласия была знаменитая городецкая часовня с несколькими тысячами прихожан, обладавшая огромным авторитетом и богатейшим историко-культурным наследием.

В отличие от белокриницких, беглопоповцы не имели своего епископского чина, священство было весьма малочисленно и не пользовалось, ввиду своего происхождения из новообрядческой церкви, особым авторитетом. Всеми делами в согласии заправляли представители церковной общественности: попечители, уставщики, авторитетные и грамотные старики, отсюда и демократизм самоуправления общин и децентрализация согласия.

К локальным особенностям можно отнести максимальную приближенность беглопоповцев к беспоповским порядкам, вплоть до обычая "чашничества", всеобщего распространения скитского покаяния (вместо исповеди у попа), недоверие к госрегистрации общин и т.д.

Поморцы

В Нижегородской губернии . поморское согласие насчитывало около 25 тысяч своих последователей, владевших более 60 храмами и моленными. Поморцы проживали как в нагорной части губернии, так и в заволжской, причем по степени консерватизма нагорные поморцы приближались к белокриницким, а заволжские находились значительно правее беглопоповцев. Если в южной половине губернии поморцы зарегистрировали более тридцати общин, то в северной - ни одной. Кроме того, именно в среде нагорных поморцев периодически появлялось движение в сторону примирения с господствующей церковью, сопровождаемое ослаблением в устоях и обычаях (брадобритие, замирщение), что вызывало осуждение "лесных" поморцев. Значительными духовными центрами заволжских поморцев были местность "Корела" и Городец, давшие миру самобытных иконописцев и писателей Золотаревых. Именно в Городце развернул свою деятельность известный Григорий Токарев, создавший свое учение и распространявший его по многим регионам России, до сего дня "токаревцы" проживают на Алтае.

Самокрещенцы

Согласие самокрещенцев (или самокрестов) стало известно в старообрядческом мире Нижегородчины, главным образом, благодаря своему неутомимому лидеру, плодотворному писателю и полемисту Александру Михеевичу Запьянцеву из села Толба (Сергачский район). Запьянцев за годы своей жизни провел множество бесед с представителями соперничающих согласий, создал большое количество полемических сборников, организовал и зарегистрировал восемь общин "поморского брачного согласия самокрестов". Несмотря на происхождение самокрестов из поморского согласия, Запьянцев весьма критично относился к главным идеологам поморцев -братьям Денисовым, называя их бракоборами, "отринувшими Божье устроение - быть единому мужу и единой жене". В своих сочинениях он неоднократно подчеркивал различия в обрядах с современными ему брачными поморцами: в чине принятия федосеевцев, в крещении младенцев и т.п. В Нижегородской губернии самокрестов проживало в начале XX века несколько тысяч человек.

Странники

В начале XX века на Нижегородчине существовало несколько зон распространения страннического согласия. Странники, проживавшие в районе Балахны - Городца, были связаны с главным центром российских странников - Ярославско-Костромским Поволжьем, а странники юга губернии поддерживали связи со странническими центрами Среднего Поволжья. Здешние странники (или как они себя называли - истинные православные христиане странствующие), как и во всей России, делились на странствующих и познамов (иначе странноприимцев, благодетелей). В долине Узолы странников называли "душиловой верой", из-за их обычая (или приписываемого им) душить подушкой находящегося при смерти странника для того чтобы его кончина была мучительной и спасительной для души. Число последователей этого согласия не превышало на Нижегородчине одной-двух тысяч человек.

Старопоморцы: федосеевцы и филипповцы

Старопоморцы федосеевского и филип-повского согласий проживали в начале XX века в нескольких районах севера и запада области. Общее число их составляло свыше 20 тысяч человек. Если федосеевцы западной части ориентировались преимущественно на духовный центр Москвы - Преображенский монастырь, то федосеевцы севера - кроме Москвы еще и на Вятку и Казань. Поэтому когда московские и казанские федосеевцы разошлись по вопросу о принятии на моление супругов, то это разделение коснулось и федосеевцев нашего северного Урень-края, которые представлены были с тех пор тремя ветвями: московской, казанской и филимоновской. Филимоновцы полностью идентифицируют себя с федосеевцами московскими, в качестве единственного различия с ними указывая на отношение к благам цивилизации. Так, огонь для возжигания свечей на моление они добывают только крецалом, считая спички делом нечистым.

Спасовцы

Нижегородские спасовцы (как и спасовцы всей России) никогда не составляли единого согласия. Спасовцы - само название четырех или пяти совершенно разных направлений в беспоповщине, объединенных одним единственным признаком - они не перекрещивают, в отличие от поморян, принимаемых в свое общество. Все спасовцы имели свои братии верных, то есть отделялись от антихристова мира" через недопущение иноверных на совместное моление, чашничество и т.п. Общее число нижегородских спасовцев в начале XX века составляло свыше 30 тысяч человек.

Согласие спасовцев большеначальных, отличительным признаком которых является прием неофитов чином отрицания ересей, распространено было в южной части губернии, где у них имелось несколько монастырей, выполнявших роль и школ, и богаделен, и духовных центров согласия. В начале XX века в Н. Новгороде было создано всероссийское братство, там же собирались соборы большеначальных, решавшие различные вероучительные вопросы.

Спасовцы малоначальные, принимавшие в свою братию через простой начал, проживали и на юге, и в Заволжье. Лидером их в начале XX века являлся Андрей Антипин, написавший и издавший немало вероучительной литературы. Антипин также организовал всероссийское братство, объединившее общины малоначальных центра России.

Отдельное согласие составляли заволжские спасовцы, ведущие свое родословие от соловецкого инока Арсения, пришедшего на Керженец в 1677 году. Арсеньевцы, имея обычаи и уставы, сходные с большеначальными, стояли на боле консервативных позициях, в частности, были противообщинниками.

Еще два согласия спасовцев - глухая нетовщина и строгая нетовщина - отрицали, в отличие от вышеперечисленных согласий, возможность совершения таинств и уставного Богослужения мирянами; первые принимали крещение и брак в официальной церкви, вторые не принимали водного крещения вообще. Эти согласия отличались своим радикализмом по отношению к "миру". Распространены исключительно по югу области.

Современное состояние согласий

Тенденции очевидны - немногочисленные и консервативные согласия беспоповщины медленно, но верно исчезают вместе с породившим их миром русской деревни. Носителей крестьянской идеологии остается все меньше и меньше. Совершенно исчезли, слившись с родственными согласиями, самокрещенцы и странники. Крайне мало осталось филипповцев (4-5 общин), заволжских арсентьевцев (десятка полтора-два малочисленных приходов). Глухая и строгая нетовщина потеряли свои отличительные признаки,  приняв  водное  крещение  от своих наставников (общее число общин 3-4). Братии малоначальных и большеначальных спасовцев становятся все малочисленней и остались почти без настоятелей (общее число приходов не более 20 при среднем числе прихожан 10-20 человек). Во всех упомянутых согласиях совершенно нет молодежи и соответственно нет передачи богатейшей устной традиции молодому поколению.

Несколько лучше обстоят дела у поморцев, части федосеевцев и поповских согласий.

Поморцам удалось создать свой мощный центр в Нижнем Новгороде, где сосредоточилась сегодня самая большая община в области (до тысячи человек). Кроме того, в области существует около двадцати поморских общин численностью в 30-100 человек.

Что касается старопоморцев (федосеевцев и филипповцев), то повсеместно их общины стали чрезвычайно малочисленны (тут надо принимать во внимание неприятие ими браков, что препятствует приходу в "братию" молодежи). Исключением является север области, где ситуация не является столь же безнадежной. Общины московских федосеевцев, числом около тридцати, тесно связаны друг с другом, на престольный праздник в деревню приезжают не менее 10-15 федосеевцев из соседних поселений. Общины пополняются вышедшими на пенсию представителями сельской интеллигенции. Поддерживаются в порядке моленные дома. Интересно, что сплошь и рядом роль духовных отцов выполняют женщины.

При всем при этом федосеевцы не отступают от своих строгих правил по отношению к браку, не "мирщатся", соблюдают все предписания, положенные уставами (за этим внимательно следят духовные отцы), молятся только при свечах (никакого электричества!) и т.п.

Что касается казанских федосеевцев (крепковеров) и филимоновцев, то их ныне не более полусотни вместе взятых. Тем не менее, они имеют свои моленные, духовных отцов и сливаться с московскими не собираются, все они уверены, что умрут в своей вере.

Беглопоповское согласие, как и беспоповцы, опиравшиеся на крестьянскую среду, также утеряло многое из своих традиций и историко-культурного наследия. В частности, почти утрачены традиции крюкового пения, прекратил свое существование духовный и культурный центр в Городце, уничтожены заволжские скитские и келейная традиции. Однако в последние десять лет благодаря энергичной деятельности новозыбковского московского    епископата    общественно-церковная жизнь согласия несколько оживилась: зарегистрированы и действуют семь приходов, строятся два новых храма, возрождается один из заволжских скитов, в городских общинах есть, хоть и малочисленный, приток молодежи.

Белокриницкое согласие в Нижегородской области обладает на сегодняшний день самым мощным потенциалом. В первую очередь, это самый многочисленный (после Москвы) приход в Нижнем Новгороде (до 10 тысяч прихожан), где существует передача традиций молодому поколению (в частности, традиции крюкового пения).

Кроме того, в области действуют шесть зарегистрированных приходов и около двадцати незарегистрированных общин, во многих из которых   продолжают   поддерживаться   религиозно-культурные традиции, свойственные данной локальной группе старообрядцев.

Таким образом, несмотря на то, что палитра нижегородского старообрядчества потеряла некоторые свои яркие цвета, а иные значительно потускнели, оставшаяся часть продолжает сохранять историко-культурное наследие наших предков, привлекая к себе внимание как специалистов самых разных отраслей гуманитарных наук, так и всех людей, интересующихся и тянущихся к своим корням, к своей родовой памяти.

Сергей Рудаков, учредитель и редактор Историко-краеведческого издания для старообрядцев всех согласий "Старообрядец",

Нижний Новгород

Статья опубликована на сайте  "Религиозная свобода в Нижегородском регионе

Наша справка: как пояснил нам автор статьи, С.Рудаков, в настоящее время в Нижегородской области существует  уже по девять приходов РПСЦ и РДЦ

 

Категория: Поволжье | Добавил: samstar-biblio (2007-Окт-19)
Просмотров: 2818

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz