Меню сайта |
|
|
Категории каталога |
|
|
|
В категории материалов: 93 Показано материалов: 1-20 |
Страницы: 1 2 3 4 5 » |
Место расположения «Невельского общежительства» можно установить с достаточной точностью. Сейчас это территория Окнийской волости Новосокольнического района, но до 1924 года эти земли действительно входили в Невельский уезд Витебской Губернии. По воспоминаниям стариков-старообрядцев Окнийской волости, еще в начале ХХ века земли к востоку от озера Ассо (у д. Отрадное) звались «Акунищиной» (вполне вероятно, по имени магната Куницкого). На копии карты польского приграничья 1767г., сохранившейся в Варшавском архиве (Mappa graniczna wojewodztwa Poloskiego 1767 roku) явственно указаны земли Кунинского (Куницкого?), расположенные именно в этих местах. К тому же, именно вдоль польского рубежа в совсем недавние времена тянулась полоса старообрядческих сел: Сергие, Молотовка, Вишневка, Петровка… также и Обитель. Некоторые из них доживают свой век и ныне, об иных напоминают лишь древние кладбища с рядами седых надмогильных камней, которыми отмечали староверы места последнего упокоения вплоть до недавней поры. |
Андрей Борисов, наиболее яркий представитель третьего поколения выговских наставников, в возрождении духовной жизни Выговской обители видел главную задачу своего киновиаршества (1780-1791). Важной составляющей его плана, включавшего даже создание староверческой академии, было поднятие уровня грамотности и расширение книжного дела. В определенной степени как программное можно рассматривать адресованное лексинским грамотницам небольшое поучение Андрея Борисова, которое может быть названо «Похвала премудрости». |
При сем же за премногую милость твою родительскую, государони моя матушка, всеусердную мою приношу ти благодарность, яко благоволил вам Бог по сердцу положить, что меня отпустить во обитель поморскую |
Ярким примером агиографического творчества выговцев может быть названо «Житие Ивана Филиппова», настоятеля Выговского общежительства, более всего известного как автора «Истории Выговской пустыни». Текст жития опубликован известным исследователем Выга из Новосибирска Н.С. Гурьяновой. |
На территории современной Новгородской области от самого раскола Русской Церкви проживало достаточно большое количество староверов. В начале 20 в. староверческие общины существовали в большинстве районов области. Почти все принадлежали к федосеевскому и поморскому согласиям. Особенно много староверов проживало в окрестностях городов Старая Русса, Пестово, Сольцы и в районе Малая Вишера-Крестцы-Окуловка |
Разумеется, говоря о старообрядческих привязанностях и симпатиях юного Ломоносова, мы не сомневаемся в том, что конечным итогом эволюции взглядов последнего является разрыв со старообрядцами, о которых в его позднейших сочинениях имеются достаточно нелестные отзывы как о суеверах и невеждах. Однако было бы логично предположить, что духовный перелом, вызвавший отход юноши от старообрядческих убеждений, произошел в нем не на Севере, а в процессе его учебы в Москве, по мере приобщения к светским знаниям. При этом не следует забывать, что Академия готовила своих выпускников также и к миссионерской деятельности, в частности направленной и против раскола и её программы были построены с учетом этого момента. |
Поморские ответы, или «Ответы пустынножителей на вопросы иеромонаха Неофита» были созданы в Выговской старообрядческой пустыни в 1723 г. в ответ на 106 вопросов, присланных на Выг православным миссионером Неофитом. |
Значительную роль в сохранении и передаче традиции в общинах коми старообрядцев-беспоповцев играет институт наставничества. При очевидном интересе со стороны исследователей, институту наставничества уделялось недостаточно внимания в литературе, посвященной старообрядчеству. В 1990-е годы были опубликованы статьи А.Н.Власова, Ю.В.Савельева, А.А.Чувьюрова посвященные биографиям наставников (3). Первая посвящена наставническому роду Рахмановых на Удоре, вторая - печорскому наставнику С.А.Мамонтову. Цель данного исследования - определить роль института наставничества в распространении, укреплении, сохранении старообрядчества в Коми крае. Обозначить механизмы функционирования данного института: передача власти, властные полномочия. В работе используются опубликованные данные, материалы архивов (Национального архива РК, научного архива КНЦ), полевых экспедиций 1999-2000 гг. на Удору и верхнюю Вычегду. |
Описание системы запретов, налагаемых на социально значимое поведение личности, является одной из центральных проблем при описании любого коллектива. Существующие запреты регулируют как поведение группы людей в целом, так и поведение отдельных её членов (внутри и за пределами группы) и идентифицируют членов коллектива по принципу свой/чужой (1). |
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук |
Выго-Лексинский летописец представляет собой свод погодных записей в виде таблицы о событиях в Выговском общежительстве. Текст начинается с 1420 г. - года основания Соловецкой обители, что подчеркивало преемственность Выга по отношению к Соловецкому монастырю, и заканчивается изложением событий первой половины XIX в. Даты даны "от Адама" и "от Христа".
|
(по материалам экспедиций) |
Публикуемое послание Андрея Денисова было отправлено в декабре 1722 г., в самом начале составления «Поморских ответов», которые были завершены в июне 1723 г. |
На месте сожжения протопопа Аввакума стоит осмиконечный лиственничный крест
|
(по материалам исследований нижнепечорских староверов-беспоповцев) [001] |
|
|
Форма входа |
|
|
Поиск |
|
|
Старообрядческие согласия |
|
|
Статистика |
|
|
|