Меню сайта |
|
|
Категории каталога |
|
|
|
В категории материалов: 18 Показано материалов: 1-18 |
|
Во второй половине сентября автору сайта довелось побывать в Литве и Латвии. Поездка получилась удивительная: она очень отличалась от обычных экскурсионных поездок, когда страну видишь со стороны, не сходя с обычных туристических троп.
Результатом поездки стали множество впечатлений, сотни отснятых фотографий, видео- и аудио записей, а главное - встречи и знакомства с замечательными людьми - староверами-поморцами Литвы и Латвии. Путевые заметки - это попытка хотя бы кратко рассказать об увиденном. |
70 лет назад Латвия могла лишиться старообрядческой диаспоры: прибалтийские старообрядцы всерьез подумывали о всеобщей эмиграции в Южную Америку.
|
Несмотря на радушие и гостеприимство старообрядцев, получить разрешение на доступ в мастерскую, где реставрируются иконы, и книжницу, где хранятся древние богослужебные книги, чрезвычайно сложно. Не каждый, кто стремится попасть в эти помещения, имеет благие намерения... «Час» побывал в храме, реставрационной мастерской и книжнице Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины
|
В восточной части Латвии – Латгалии есть деревня со звучным названием Москвино. Предания гласят, что в начале 18 века здесь, на земле помещика Борха, поселились пришельцы из Новгородской, Псковской и Тверской губерний. Это были староверы – федосеевцы. Местные жители явно называли их московскими Иванами, так как среди латышских вариантов названия деревни есть и «Маскъяни»( “Maskjāni”). Существует и второй вариант названия – Маскавиня – уменьшительное слово от Москвы (Maskava - “Maskaviņa”). Но для самих жителей этой деревни всегда роднее было название Москвино. |
Несколько лет назад в Библиотеке Национального музея Литвы я обнаружила старообрядческую рукопись, отрывок из которой предлагается читателям настоящего издания. |
Первая мировая война, революционные события, гражданская война поставили старообрядчество в принципиально новые условия, наложив отпечаток на все стороны его жизни. |
Актуальность таких публикаций повышается в связи с тем, что в условиях разгула русофобии навязывается мысль о том, что длительное совместное проживание латышей и русских является мифом, что если русские и появлялись в Риге, то это были всего лишь бурлаки, которые тратили заработанные деньги в кабаках на водку и на проституток, а возвращаясь домой без гроша в кармане, грабили несчастных латышей (например, В. Зариньш 9). |
В начале прошлого века образование русских староверов было одним из первых по важности вопросов, поставленных перед староверием 20-м веком. В этом сходились практически все крупные старообрядческие согласия.
|
В научной литературе первый Всероссийский съезд по народному образованию староверов в Двинске - известное событие (см.: Podmazovs 2001,103-104). Однако специального внимания этому съезду в историографии не было уделено. В настоящей статье делается попытка проследить исторические, культурные и интеллектуальные обстоятельства проведения этого съезда, его работу и значение в деле старообрядческого просвещения в России в начале 20 века. |
XIX век стал переходным в истории старообрядчества Латвии, Литвы и Эстонии. В это время большинство федосеевских общин ввели у себя чин бракосочетания и постепенно стали (ново)поморскими. Это одно из самых важных событий в истории беспоповцев Балтийских стран |
Цель настоящего доклада – попытка проследить историю после 1990 г. и отчасти современное положение староверия в балтийских странах и Польше |
Первые староверческие моленные в Прибалтийском крае появились в начале XVIII века на территории Курляндии, что к югу от Даугавы (Двины). Однако вскоре поток беженцев из России устремился и в Латгалию - обширную лесисто-озерную область к северу от Даугавпилса, где вскоре возникли десятки русских старообрядческих деревень |
Текст приводится по списку, хранящемуся в Пушкинском Доме (Санкт-Петербург) и опубликованному в издании: Древлехранилище Пушкинского Дома: Материалы и исследования (СПб, 1990). |
|
|
Форма входа |
|
|
Поиск |
|
|
Старообрядческие согласия |
|
|
Статистика |
|
|
|