Книжница Самарского староверия Среда, 2024-Дек-25, 19:02
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [207]
Москва и Московская область [31]
Центр России [49]
Север и Северо-Запад России [93]
Поволжье [135]
Юг России [22]
Урал [60]
Сибирь [32]
Дальний Восток [9]
Беларусь [16]
Украина [43]
Молдова [13]
Румыния [15]
Болгария [7]
Латвия [18]
Литва [53]
Эстония [6]
Польша [13]
Грузия [1]
Узбекистан [3]
Казахстан [4]
Германия [1]
Швеция [2]
Финляндия [2]
Китай [4]
США [8]
Австралия [2]
Великобритания [1]
Турция [1]
Боливия [3]
Бразилия [2]

Главная » Статьи » История Староверия (по регионам) » Латвия

Рудаков С. Русская душа Латгалии

Первые староверческие моленные в Прибалтийском крае появились в начале XVIII века на территории Курляндии, что к югу от Даугавы (Двины). Однако вскоре поток беженцев из России устремился и в Латгалию - обширную лесисто-озерную область к северу от Даугавпилса, где вскоре возникли десятки русских старообрядческих деревень.

Сердцем староверческой Латгалии к XX веку стал город Режица (Резекне) с двумя старообрядческими храмами. Сегодня одной из крупнейших староверческих общин Латвии является резекненская община, храм которой вместе с древним староверческим кладбищем расположен на одном из холмов южной окраины города.

Весной этого года на колокольне храма появился новый купол, увенчанный крестом. Главная заслуга в этом принадлежит председателю общины Владимиру Никонову. Он организовы­вал сбор средств - пожерт­вования прихожан храма и предпринимателей, часть денег выделила городская дума.

Весной этого года Вла­димир лично, с большими трудностями, преодолевая заслон российских чинов­ников, доставил из Моск­вы в Резекне изготовлен­ные там по заказу общины купол и крест. Купол был изготовлен из стали с тита­новым покрытием, выглядит как золотой. Сам же крест - золоченый.

Вскоре купол и крест были освящены настояте­лем храма о. Василием Быстровым и установлены на место. Диаметр нового ку­пола около двух метров, высота креста, что на нем - два метра. А с земли вы­глядит совсем небольшим. Высота колокольни вместе с куполом - около 30 мет ров, и теперь даже в пасмурный день издалека видно сияющий будто на солнце купол и крест резекненского поморского храма.

Владимир Владимиро­вич Никонов известен да­леко за преде­лами Резекне. Он автор не­скольких на­учно-иссле­довательских работ по ис­тории староверия Лат­вии, хороший фотограф, де­путат город­ской думы, предприни­матель, по­четный гражданин Резекне. Но главное для него - дела общины, храм и его благополучие, хранение старой веры. Всей душой он переживает за судьбу староверия в Лат­вии. "Наши предки шли сознательно на смерть за идеалы, - говорит Влади­мир, - а сейчас все с лег­костью предается. Для лю­бого человека важно найти свое место в жизни. Каж­дый из нас приходит в этот мир с каким-то предназна­чением, и каждый должен найти именно свой крест и свой крест нести" ("Меч духовный", № 19).

На берегу Тискадского озера

В окрестностях Резекне до войны было немало староверческих деревень. Несколько десятков храмов украшали эту землю. Многие из них существуют до сих пор, только нет в них уже той былой жизни - немного осталось на хуторах народу.

Настоятель резекненского храма Василий Быстров родился в деревне Югерманы. С 1943 года он посещал храм в соседних Тискадах, пел на клиросе. По его словам, в приходе тискадского храма насчитывалось 22 деревни по 40-60 дворов (отдельно стоящих хуторов) в каждой - Парамоновка, Якушки, Заболотье... Община в Тискадах - одна из древнейших в Латвии, она основана в 1733 году. Это было крупнейшее и влиятельнейшее поморское общество Латгалии. До войны прихожан насчитывалось более трех тысяч, клироса были заполнены певчими (только мужского пола - признак федосеевского прошлого прихода). Нынешнее здание Знаменского храма построено сто лет назад и слегка обветшало, но у прихожан недостает средств, чтобы произвести должный ремонт.

Храм в Тискадах стоит на берегу обширного озера, со всех сторон обсажен старыми дубами. По пути к нему замечаешь одновременно и красоту и запустение этого уголка латвийской земли. Дорога, посыпанная щебенкой, идет вдоль прекрасного озера, мимо обширных полей и пастбищ с пасущимися конями, но заметно, что некоторые поля заброшены, зарастают чаплыжником. Встречаются брошенные хутора. Однако те, где есть хозяева, впечатляют ухоженностью и благоустройством, утопают в зелени и цветах. Вокруг Тискад еще немало дворов, населенных русскими староверами, и на большие праздники храм полон народу, сюда приезжает отец Василий, духовно опекающий свой родной храм, и многие выходцы с этой земли, проживающие ныне в различных городах Латвии. А соседство и тесные духовные связи с процветающей резекненской общиной дают надежду, что этот древний приход не останется без опеки староверческого общества и что храм на берегу озера будет и дальше украшать латгальскую землю.

Сергей Рудаков

"Старообрядецъ", 2006, № 37

Фото с сайтов http://vecticibnieki.lv/ru?id=1 и www.flickr.com

Категория: Латвия | Добавил: samstar-biblio (2007-Ноя-03)
Просмотров: 1885

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz