Христиане древлеправославного кафолического вероисповедания и благочестия старопоморского безбрачного согласия (современное самоназвание)
Неофициальные названия: федосеевцы, беспоповцы-федосеевцы, старопоморы
Организационная структура
Формально все федосеевские "общества" (более корректная форма, нежели встречающееся в официальном светском делопроизводстве слово "община") автономны в организационном и каноническом плане.
Крестовоздвиженская часовня на Преображенском кладбище
Фактически традиционно признается основанная на историческом авторитете ведущая роль Московского Преображенского общества христиан-староверцев старопоморского безбрачного согласия (слово "старообрядцы" применительно ко всем беспоповским деноминациям сами федосеевцы не употребляют; употребляется лишь слово "староверы").
Преображенское старопоморское федосеевское общество
Адрес: 107061, г. Москва, Преображенский вал, 17, Крестовоздвиженский храм.
Председатель исполнительного органа Преображенского общества — Андрей Иосифович Лобза. Наставники — о. Афанасий (Афанасий Мокеевич Иванов) и о. Борис (Борис Сергеевич Масленников).
Высший орган управления — собрание общества, куда допускаются и где имеют равные права как "молящиеся", так и "немолящиеся".
Часть федосеевцев не признала организационных и канонических нововведений ни 1905-1906, ни 1920-1930-х годов, и образованные ими общества никогда не были зарегистрированы у гражданских властей (это считается у них грехом), богослужения проводятся в частных домах. Важнейшие группы такого рода — "необщинники" в Москве (25-40 человек), в Вязниках (Владимирская обл.). Крупнейшая и обладающая репутацией самой фундаменталистской среди подобных групп — за пределами РФ, в с. Римши (Латвия).
Наиболее известные общества, помимо Преображенского:
Серпуховское общество при Покровском "мараевском" храме (г. Серпухов Московской обл., ул. Чехова, 83-85; в 1989 г, по своей малочисленности отказалось от здания храма, переданного местному художественному музею. В 1995 г. это общество вновь было зарегистрировано, но богослужения пока проводятся преимущественно на дому, в храме идет ремонт; "попутно отбиты поползновения никониан завладеть святыней".
В Подмосковье действует также молитвенный дом близ ст. Конобеево (в районе г. Воскресенска), наставник — о. Георгий.
Казанское общество своего храма не имело и проводило богослужения в частном доме (Цветочная ул., 3) либо в часовне на "старопоморской" части Арского кладбища Казани. Наставник - о. Александр (Александр Евгеньевич Хрычев). В 1999 г. общине передано здание дореволюционной моленной на ул. Межлаука.
Общество в г. Злынка Брянской обл. — ул. Сычева, 3.
Краткая история
Догматические и канонические основы федосеевского согласия заложены в самом конце XVII в. его основателем Феодосием Васильевым (Ф. В. Урусовым). Окончательное обособление от беспоповцев-поморцев произошло на рубеже Х/III-ХIХ вв., когда последние ввели у себя в Москве чин "бессвященнословного брака", объявив федосеевцев "бракоборами".
Преображенское обществе основано в 1771 г. И. А. Ковылиным со статусом "богаделенного дома" (фактически двух монастырей, мужского и женского). В середине XIX в. территория мужского монастыря была изъята гражданскими властями и передана единоверцам, духовным центром всего федосеевского согласия стала оставшаяся у них часть "богаделенного дома". Регистрация в качестве религиозного общества после 1905 г. вызвала протест у части федосеевцев, образовавших группы "необщающихся". После первого Всероссийского христианского съезда (1908) общероссийские соборы не созывались; региональные соборы федосеевцев проходили до конца 1920-х годов.
В середине 1920-х годов в Преображенском и большинстве ориентирующихся на него федосеевских обществ к исповеди были допущены "повожены", что послужило стимулом для отхода от них мелких фундаменталистских групп. Одновременно шел процесс фактического перехода в поморское брачное согласие федосеевских обществ в Ленинграде, Новгородской, Псковской областях, что значительно сократило общую численность федосеевцев.
К середине 1930-х годов, однако, к федосеевцам перешла часть московских филипповцев; в это же время были арестованы все прежние наставники московских федосеевцев, и сам институт наставничества почти на десятилетие стал нелегальным. К концу 1930-х годов все федосеевские моленные в Москве были ликвидированы, территория Преображенского "богаделенного дома" отчуждена государством, однако сам Крестовоздвиженский храм никогда не закрывался.
Особенности вероучения и современное положение
Важнейшая догматико-каноническая особенность федосеевцев, выделяющая их среди других беспоповцев, — неприятие института брака как такового ввиду канонической невозможности совершения таинства венчания при отсутствии священства.
На практике же по отношению к фактическому брачному состоянию внутри федосеевских обществ выделяется несколько групп.
Лица, уже состоявшие в гражданском (либо церковном, заключенном в иных деноминациях) браке до принятия крещения в федосеевском обществе, именуются "староженами", их брак в принципе не подлежит расторжению.
"Повожены", заключившие гражданский брак, уже будучи федосеевцами, принадлежат к категории "немолящихся", не имеющих во время храмового богослужения права петь, читать, молиться вслух и осенять себя крестным знамением (в отличие от "молящихся").
До 1920-х годов существовала также особая группа "половинок" (федосеевец, чей фактический супруг либо супруга не имеет федосеевского крещения), позднее (после Саратовского собора 1925 г.) слившаяся в каноническом плане с "новоженами".
С конца 1930-х годов в Преображенском обществе перестали допускать в число "молящихся" и "староженов", что объяснялось как отсутствием в то время авторитетных наставников, так и влиянием недавних выходцев из филипповской среды (у филипповцев деления на "староженов" и "новоженов" не существовало в принципе). Со временем это стало устойчивой традицией Преображенского общества, изменять которую большинство прихожан уже не склонно.
Помимо безбрачного состояния, "молящиеся" должны "соблюдать (держать) посуду" - т. е. не пользоваться в быту посудой, предназначенной для "немолящихся" и для "мирщенных" (к последним принадлежат не соблюдающие канонов федосеевцы, равно как и члены иных вероисповеданий). Соответственно выделяются и три категории посуды - для "молящихся", для "немолящихся" и для "мирщенных". Для "молящихся" абсолютно необходимо и отмаливание по особому (дониконовскому еще) чину "торжищного брашна" (продуктов, приобретенных у "мирщенных").
Федосеевцы в Самарской области:
Незарегистрированные общины федосеевцев существует в с.Кошки и г. Сызрань, отдельные верующие есть в Самаре
Материалы рубрики подготовлены с использованием издания "Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. Т.1 - М.: Логос, 2004, материалов парламентских слушаний по религиозному законодательству в мае 2004 года в Государственной Думе Российской Федерации, любезно предоставленных редактором газеты "НГ Религии" Д.А.Урушевым (г.Москва) и данных, предоставленных старообрядческими общинами г.Самары. Сердечно благодарим всех, кто оказал нам содействие!
|