Книжница Самарского староверия Вторник, 2024-Мар-19, 06:51
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
РПСЦ [12]
Русская Православная Старообрядческая Церковь (РПСЦ)
РДЦ [3]
Русская Древлеправославная Церковь (РДЦ)
ДПЦ [37]
Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ)
Федосеевское согласие [10]
Спасово согласие [3]
Часовенные [5]
Филипповцы [3]
Странники [4]

Главная » Статьи » Старообрядческие согласия » Федосеевское согласие

Федосеевское согласие

Христиане древлеправославного кафолического вероисповедания и благочестия старопоморского безбрачного согласия (современное самоназвание)

Неофициальные названия: федосеевцы, беспоповцы-федосеевцы, старопоморы

Организационная структура

Формально все федосеевские "общества" (более корректная форма, нежели встречающееся в официальном светском делопро­изводстве слово "община") автономны в организационном и каноническом плане.
 
 
 
Крестовоздвиженская часовня на Преображенском кладбище


Фактически традиционно признается основанная на историче­ском авторитете ведущая роль Московского Преображенского об­щества христиан-староверцев старопоморского безбрачного согла­сия (слово "старообрядцы" применительно ко всем беспоповским деноминациям сами федосеевцы не употребляют; употребляется лишь слово "староверы").
 
 

Преображенское старопоморское федосеевское общество


Адрес: 107061, г. Москва, Преображен­ский вал, 17, Крестовоздвиженский храм.

Председатель исполнительного органа Преображенского обще­ства — Андрей Иосифович Лобза. Наставники — о. Афанасий (Афа­насий Мокеевич Иванов) и о. Борис (Борис Сергеевич Масленников).

Высший орган управления — собрание общества, куда допуска­ются и где имеют равные права как "молящиеся", так и "немолящиеся".

Часть федосеевцев не признала организационных и канонических нововведений ни 1905-1906, ни 1920-1930-х годов, и образованные ими общества никогда не были зарегистрированы у гражданских властей (это считается у них грехом), богослужения про­водятся в частных домах. Важнейшие группы такого рода — "необ­щинники" в Москве (25-40 человек), в Вязниках (Владимирская обл.). Крупнейшая и обладающая репутацией самой фундаменталистской среди подобных групп — за пределами РФ, в с. Римши (Латвия).

Наиболее известные общества, помимо Преображенского:

Серпуховское общество при Покровском "мараевском" храме (г. Серпухов Московской обл., ул. Чехова, 83-85; в 1989 г, по своей малочисленности отказалось от здания храма, пе­реданного местному художественному музею. В 1995 г. это обще­ство вновь было зарегистрировано, но богослужения пока прово­дятся преимущественно на дому, в храме идет ремонт; "попутно отбиты поползновения никониан завладеть святыней".

В   Подмосковье  действует  также   молитвенный   дом   близ ст. Конобеево (в районе г. Воскресенска), наставник — о. Георгий.

Казанское общество своего храма не имело и проводило бого­служения в частном доме (Цветочная ул., 3) либо в часовне на "старопоморской" части Арского кладбища Казани. Наставник - о. Александр (Александр Евгеньевич Хрычев). В 1999 г. общине передано здание дореволюционной моленной на ул. Межлаука.

Общество в г. Злынка Брянской обл. — ул. Сычева, 3.

Краткая история

Догматические и канонические основы федосеевского согласия заложены в самом конце XVII в. его основателем Феодосием Ва­сильевым (Ф. В. Урусовым). Окончательное обособление от беспоповцев-поморцев произошло на рубеже Х/IIIIХ вв., когда по­следние ввели у себя в Москве чин "бессвященнословного брака", объявив федосеевцев "бракоборами".

Преображенское обществе основано в 1771 г. И. А. Ковылиным со статусом "богаделенного дома" (фактически двух монастырей, мужского и женского). В середине XIX в. территория мужского мо­настыря была изъята гражданскими властями и передана едино­верцам, духовным центром всего федосеевского согласия стала оставшаяся у них часть "богаделенного дома". Регистрация в качестве религиозного общества после 1905 г. вызвала протест у части федосеевцев, образовавших группы "необщающихся". После пер­вого Всероссийского христианского съезда (1908) общероссийские соборы не созывались; региональные соборы федосеевцев прохо­дили до конца 1920-х годов.

 В середине 1920-х годов в Преображенском и большинстве ори­ентирующихся на него федосеевских обществ к исповеди были до­пущены "повожены", что послужило стимулом для отхода от них мел­ких фундаменталистских групп. Одновременно шел процесс факти­ческого перехода в поморское брачное согласие федосеевских об­ществ в Ленинграде, Новгородской, Псковской областях, что значи­тельно сократило общую численность федосеевцев.

К середине 1930-х годов, однако, к федосеевцам перешла часть московских филипповцев; в это же время были арестованы все прежние наставни­ки московских федосеевцев, и сам институт наставничества почти на десятилетие стал нелегальным. К концу 1930-х годов все федосеевские моленные в Москве были ликвидированы, территория Преоб­раженского "богаделенного дома" отчуждена государством, однако сам Крестовоздвиженский храм никогда не закрывался.

Особенности вероучения и современное положение

Важнейшая догматико-каноническая особенность федосеевцев, выделяющая их среди других беспоповцев, — неприятие института брака как такового ввиду канонической невозможности совершения таинства венчания при отсутствии священства.

На практике же по отношению к фактическому брачному состоя­нию внутри федосеевских обществ выделяется несколько групп.

Лица, уже состоявшие в гражданском (либо церковном, заклю­ченном в иных деноминациях) браке до принятия крещения в фе­досеевском обществе, именуются "староженами", их брак в прин­ципе не подлежит расторжению.

"Повожены", заключившие гражданский брак, уже будучи федо­сеевцами, принадлежат к категории "немолящихся", не имеющих во время храмового богослужения права петь, читать, молиться вслух и осенять себя крестным знамением (в отличие от "молящихся").

До 1920-х годов существовала также особая группа "полови­нок" (федосеевец, чей фактический супруг либо супруга не имеет федосеевского крещения), позднее (после Саратовского собора 1925 г.) слившаяся в каноническом плане с "новоженами".

С конца 1930-х годов в Преображенском обществе перестали допускать в число "молящихся" и "староженов", что объяснялось как отсутствием в то время авторитетных наставников, так и влиянием недавних выходцев из филипповской среды (у филипповцев деления на "староженов" и "новоженов" не существовало в принципе). Со временем это стало устойчивой традицией Преображенского обще­ства, изменять которую большинство прихожан уже не склонно.

Помимо безбрачного состояния, "молящиеся" должны "соблю­дать (держать) посуду" - т. е. не пользоваться в быту посудой, предназначенной для "немолящихся" и для "мирщенных" (к по­следним принадлежат не соблюдающие канонов федосеевцы, рав­но как и члены иных вероисповеданий). Соответственно выделя­ются и три категории посуды - для "молящихся", для "немолящих­ся" и для "мирщенных". Для "молящихся" абсолютно необходимо и отмаливание по особому (дониконовскому еще) чину "торжищного брашна" (продуктов, приобретенных у "мирщенных").

Федосеевцы  в Самарской области:

Незарегистрированные общины федосеевцев существует в с.Кошки и г. Сызрань, отдельные верующие есть в Самаре 

Материалы рубрики подготовлены с использованием издания "Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. Т.1 - М.: Логос, 2004,  материалов парламентских слушаний по религиозному законодательству  в мае 2004 года в Государственной Думе Российской Федерации, любезно предоставленных редактором газеты "НГ Религии" Д.А.Урушевым (г.Москва) и  данных, предоставленных старообрядческими общинами г.Самары. Сердечно благодарим всех, кто оказал нам содействие!

Категория: Федосеевское согласие | Добавил: samstar-biblio (2007-Окт-13)
Просмотров: 24194

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz