Краткая история
Часовенные — старообрядческое согласие, некогда принимавшее переходящее из господствующей церкви священство, но затем ставшее беспоповским. Совершают богослужения в лишенных алтарей часовнях (отсюда название "часовенные"). Возникло из слияния нескольких миграционных потоков старообрядцев, продвигавшихся в разное время из Европейской части России на восток. Начало часовенному согласию положила проповедь спасшегося после разгрома Соловков свяшенноинока Софонтия, скрывавшегося на Керженце. Его последователи — "софонтьевцы" уже на рубеже ХVII-ХVШ вв. выделялись среди прочих поповцев безоговорочным принятием "спорных писем" протопопа Аввакума, почитанием восьмиконечного креста особого типа, специфическим способом каждения. В 1720 г. основная часть "софонтьевцев" ушла из нижегородских лесов на Урал. На Урале же складываются два "куста" этого согласия — "заводские" и "аграрные". Заводские часовенные — это рабочие уральских заводов Демидова и Строганова, более либеральные в отношении обряда и бытовых норм; аграрные — уральские крестьяне (больше всего их было на юге нынешней Тюменской обл.). Между этими "кустами" отношения всегда оставались напряженными.
Моленная часовенных на староверческом кладбище в Невьянске
Еще в начале XX в. основная масса часовенных была сосредоточена в треугольнике Пермь - Тюмень - Челябинск.
Примерно до последней трети XVIII в. уральские часовенные безоговорочно принимали переходившее из синодальной церкви священство, а в 1735 г. их лидеры из числа горнозаводских служащих даже просили Анну Иоанновну оформить эту практику юридически (тем самым предварив идею будущего единоверия). Однако эта просьба осталась без последствий.
Крайняя затрудненность связей со старообрядческими центрами Европейской России и сложности с получением оттуда новых священников постепенно усиливают роль фактически руководящих богослужением нерукоположенных "диаков" или "стариков" (отсюда название согласия: "стариковщина"). Другим фактором оформления в самостоятельное согласие стала большая, нежели в Европейской России, предубежденность урало-сибирских старообрядцев против синодальной церкви и рукоположенных в ней священников. Во все уменьшавшемся масштабе практика приема священников продолжалась до 1840 г. Возобладавшее затем среди часовенных представление о "гнилом корне" любого священства вызвано в числе прочего деятельностью в их среде авантюристов, выдававших себя за "попов беловодского поставления", чье самозванство рано или поздно раскрывалось. С середины XVIII в. в массу урало-сибирских старообрядцев вливаются новые потоки так называемых "поляков" (как их по сей день именуют кое-где в Сибири) — тех староверов, которые возвращались из-за польских рубежей. Уже с 1780-х годов беглопоповцы — "поляки" растворились в среде "софонтьевцев", теряя свою специфику. Собор часовенных 1840 г. отказался от практики приема священников. На екатеринбургских соборах 1884 г. и 1887 г. была окончательно закреплена фактически беспоповская практика богослужения (с опущением нерукоположенными старцами часовенных чисто иерейских молитв, исповедью старцу и т. д.).
Соборная часовня староверов-часовенных в Ревде. Здесь проходят соборы часовенных
После революции начинается массовое бегство крепких в вере часовенных с Урала на восток — на Алтай, в Сибирь, Приморье. С тех пор существуют наиболее крепкие общины на Алтае, в Туве, Красноярском крае, Кемеровской обл., Забайкалье. Среди часовенных последние самосожжения отмечались в 30-40-е годы XX в. в Саянах. Среди многих общин оказавшихся за Уралом часовенных утверждается принцип недопустимости общения с "кадровыми" (так часовенные именуют всю номенклатуру, начиная с уровня сельсовета и выше). Многочисленное иночество часовенных с середины 1930-х годов в массовом порядке переместилось "на восток от Енисея", где жило в относительном спокойствии до 1951 г., когда их скиты были выявлены и уничтожены войсками МВД с применением авиации, что вкратце описано А. Солженицыным в "Архипелаге ГУЛАГ (М., 1990. Т. 3. С. 266). Вследствие массовых гонений на скитников Ангарский собор часовенных 1957 г. специальным постановлением разрешил принимать от "кадровых" пищу тем, кто находится в заключении.
Особенности вероучения и современное положение
В обряде и идеологии часовенных сохранился ряд особенностей, сближающих их с поповцами, каковыми они были на заре своей истории: они не перекрещивают тех, кто переходит к ним из других старообрядческих согласий; крещение совершается мирянами в деревянной купели — "кадушке", тогда как другие старообрядческие согласия предпочитают совершать крещения в открытой воде (в реке или в пруду).
Фактически беспоповский статус привел к принятию часовенными многих чисто беспоповских представлений: о духовном пришествии антихриста, о полном господстве антихриста в новообрядческой церкви, среди крайних радикалов бытовали убеждения о недопустимости пользоваться деньгами, паспортами, любыми государственными документами.
На родине часовенных – Урале – согласие находится в относительном упадке, в то же время наблюдается укрепление общин, приток в них молодежи, на Алтае, в Красноярском крае.
Часовенные в Самарской области
В Самарской губернии проживали так называемые иргизские беспоповцы, или иргизские часовенные. Себя они называли "беглопоповские беспоповцы". Это были беглопоповц, утратившие священство после разгрома Иргизских монастырей. Развитие этих общин шло по двум направлениям: они либо присоединялись к брачным поморцам (как в Пугачеве), либо к беглопоповцам (как в Самаре). Кое-где в Самарской области такие группы еще можно выделить среди прихожан РДЦ (они до сх пор называют себя часовенными).
Кроме того, несколько лет назад в Тольятти переселилась группа часовенных с Урала. Они приехали семьями и компактно обосновались в городе. Часовенные посещали богослужения местных поморцев, но молитвенного общения и поморцами не имеют.
Материалы рубрики подготовлены с использованием издания "Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. Т.1 - М.: Логос, 2004, материалов парламентских слушаний по религиозному законодательству в мае 2004 года в Государственной Думе Российской Федерации, любезно предоставленных редактором газеты "НГ Религии" Д.А.Урушевым (г.Москва).
|