Материал подготовлен для нашего
сайта старовером-спасовцем, редактором газеты "Cтарообрядец" Сергеем
Рудаковым (Нижний Новгород), за что мы очень признательны.
Неофициальное название: спасовцы
Организационная структура
Спасово
согласие — общее название четырех самостоятельных конфессиональных
групп (толков) внутри беспоповского направления старообрядчества. В
настоящее время эти толки имеют весьма гетерогенную структуру,
в которую входят мало связанные друг с другом общины-приходы.
Управление общинами и централизованные структуры отсутствуют.
В
среде спасовцев большеначального толка авторитетом пользуются инокини
череповецких обителей, а также руководители ряда поволжских и
предуральских общин. В остальных ветвях спасова согласия авторитетных
центров и руководителей (чей авторитет выходил бы за рамки собственной
общины или ряда соседних общин) не имеется.
Краткая история
Формирование
спасово-нетовского направления началось в конце XVII - начале XVIII
столетия происходило одновременно в нескольких старообрядческих
центрах, важнейшими из которых были скиты в лесах на реке Керженец в
Нижегородской губернии. Один из первоучителей в спасовщине, инок
Арсений, пришел на Керженец в конце 70-х годов XVII в. и основал здесь
несколько скитов. Арсений и его последователи признавали истинными
только тех священников, которые были рукоположены до исправления книг
Никоном. После смерти последних из них арсеньевцы сделались
беспоповцами, сохраняя при этом все уставы и обычаи керженских
беглопоповцев. До середины XVIII столетия на Керженце еще упоминаются
старообрядцы арсеньева толка. Впоследствии на них распространилось
название "спасовцы" или "нетовцы".
Другими
первоучителями спасова согласия в начале XVIII в. на Керженце были два
Козьмы — Андреев и Панфилов, проповедовавшие, что ныне все таинства
истреблены антихристом, священство и жертва прекратились: "Божия
благодать взята на небо" и остается только "прибегать ко Спасу,
который сам ведает, как нас, бедных, спасти". Это направление получило
впоследствии название "козьминщина" или "нетовщина".
С уверенностью можно заявить о существовании в XVIII столетии трех направлений в спасовом согласии:
а)
собственно спасовцы ("глухая нетовщина"), широко распространившиеся в
Поволжье и называемые так потому, что они не были явными, записными
старообрядцами. Они принимали крещение и брак в официальной
православной церкви как регистрацию легального состояния, дабы
избежать преследований со стороны господствующей церкви и государства;
б)
арсеньевцы в нижегородском Заволжье, которые имели только одну общую с
"глухой нетовщиной" черту — неприятие перекрещивания при приеме в свою
веру;
в) некрещеные
спасовцы или "некрестяки", в отличие от "глухой нетовщины" считавшие
невозможным прибегать для крещения или брака к православной церкви, а
поэтому отказавшиеся от всех таинств вообще.
В
первой половине XIX в. в спасовом согласии происходит существенная
эволюция. В 30-40-х годах XIX в. в Симбирске, Гороховце, Коврове и в
других городах собирались соборы спасова согласия, на которых
произошло значительное сближение позиций части спасовцев со поморцами и
арсеньевцами. К этому новому учению примкнула значительная часть
"глухой нетовщины", получившая название новоспасовщина (по малому
началу).
Спасовцы "по
малому началу" приняли уставную службу с пением, крещение и брак,
благословляемый от своих собственных наставников. Они сохранили свое
старое правило приема в веру через семипоклонный начал.
Остается
до сих пор открытым вопрос об источниках формирования другой ветви
новоспасовцев — большеначальной. Во второй половине XIX в. именно
большеначальные, принимавшие в свою веру через отрицание ересей и
имевшие, в отличие от "глухой нетовщины" и малоначальных спасовцев,
монашество и чин покаяния, заняли наиболее активную позицию в деле
распространения своего вероучения. Большеначальные спасовцы энергично
занимались литературно-полемической и издательской деятельностью, а
также самоорганизацией своего согласия.
После
провозглашения российскими властями в 1905 г. религиозной терпимости
общественная и миссионерская работа новоспасовцев оживилась.
Большеначальные стали регистрировать свои общины, устраивали
всероссийские соборы, проходившие в основном в Нижнем Новгороде. Ими
было организовано Всероссийское братство старообрядцев спасова
согласия. Именно оно стало органом управления общинами на территории
России. В начале XX в. также действовало несколько десятков
монастырей, некоторые из них играли роль духовных центров спасова
согласия — в Коврове, Шуе, в окрестностях Нижнего Новгорода, Череповца,
Казани.
Малоначальные
спасовцы также организовывали общины, созывали соборы и создали свое
братство, ставившее целью объединить все общины в "единое тело
церковное".
Широко
развернулась издательская деятельность новоспасовцев. По итогам соборов
выходили печатные или рукописные сборники соборных постановлений,
становившиеся руководством в вероучительной, обрядовой и бытовой
деятельности спасовцев. На примере этих сборников можно проследить, как
с конца XIX в. до 60-х годов XX в. постепенно происходило смягчение
позиций спасовцев по вопросам отношения к окружающему "мiру". В 1930-х
годах вследствии репрессий прекратили свое существование братства, были
истреблены настоятели и начетчики, прекратилась издательская
деятельность. Соборы стали собираться нелегально и все реже. Последний
известный собор большеначальных состоялся в 1966 году.
Особенности вероучения и современное положение
В
идеологии, вероучении и соответствующей им богослужебной и бытовой
практике современных староверов различных ветвей спасова согласия
наблюдаются как различия, так и общие черты.
К
общим чертам можно отнести весь комплекс представлений об отношении к
господствующей церкви, к "мирскому" обществу и к государству. Эти
представления исходят у спасовцев из идеи о пришествии в эпоху
патриарха Никона духовного (или "мысленного") антихриста, взятии
благодати на небо, вследствие конечного истребления антихристом
священства и наступления последних времен.
Под
антихристом спасовцы подразумевают прежде всего совокупность ересей,
содержащихся в «никонианской" церкви — написание имени "Исус" с двумя
"и", четвероконечный крест и троеперстие, как "печать антихриста".
Однако природу антихриста спасовцы представляют себе в целом нечетко.
Иногда можно встретить отождествление антихриста с Петром I, с Лениным
и со Сталиным.
Новообрядческая
"никонианская" церковь, иные христианские конфессии, а также другие
ветви в старообрядчестве, в том числе и в самом спасовом согласии,
трактуются спасовцами разных толков как еретические и "богопротивные".
При этом для спасовцев ереси страшны прежде всего своим происхождением
из "вражьего" стана, своей связью с антихристовыми происками в мире.
В
вопросе об отношении к гражданской власти среди спасовцев также нет
единства. С одной стороны, они утверждают, что всякая власть от Бога,
но, с другой — за нее не молятся, так как власть в России, по их
представлениям, с XVII в. идет от антихриста. А символ советской
власти — красная звезда — однозначно трактуется спасовцами как
сатанинский знак и "звезда антихриста".
В
связи с прекращением преследований верующих в постсоветское время в
сохранившихся спасовских общинах происходило смягчение отношения
спасовцев к власти и одновременно усиление критики нравственного
состояния современного общества.
Многие
из спасовцев не признают телевизор, радио и тому подобное, а некоторые
не употребляют чай, кофе, картофель, называя их — "сласти
антихристовы". Есть случаи отказа от пенсий и паспортов, так как они
исходят от неверной власти. К явным плодам деятельности антихриста
спасовцы относят безнравственность современного общества, пьянство,
массовую культуру в целом, считая весь этот комплекс явлений признаками
приближающегося Конца света. Ожидание Окончания Времен, а также
грядущего Страшного суда определяет все поведение современного
спасовца, его отношение к окружающим — "мирским" людям. В этом
отношении осуждение их беспечности сочетается со скорбью по погибели их
душ. добровольному обречению ими самих себя на вечную муку. Только
неустанная молитва и особенно милостыня, а также иные христианские
добродетели могут, по вероучению спасовцев, спасти человека от ада.
Сегодня
во всех толках спасова согласия существует своя "братия", т е. круг
верующих, с которыми возможно поддерживать молитвенное общение. В
основном среди спасовцев соблюдается принцип "немирщения" – не
смешивание в молитве и посуде с иноверными. Особняком здесь стоят
заволжские спасовцы, бывшие арсеньевцы, составная часть керженецкой
межконфессиональной традиции, состоящей из беглопоповцев, спасовцев и
отчасти поморцев. Среди них "немирщение" встречается, но скорее как
исключение, чем как правило.
В
уставной богослужебной практике к общеспэсовскому относится в первую
очередь прием в веру без перекрещивания (в отличие от поморцев), если
этот человек ранее был крещен в три погружения. При этом в полемике с
поморцами, не признающими истинность крещения у "еретиков", спасовцы
подчеркивают1 "Не важно, кто крестит, а важно — во имя кого".
Круг
чтения у спасовцев разных толков почти одинаков. Наиболее
используемыми в богослужении и во внебогослужебном чтении являются
Псалтырь, поучительное Евангелие, книги св. Иоанна Златоуста, Пролог.
Реже в домах спасовцев можно встретить Библию, предпочтение отдается
толкованиям и различным пересказам Священного Писания.
Отличия
отдельных ветвей спасова согласия сводятся к различиям в толковании
обрядов и богослужебных уставов. Все различия исходят из представления
о том, что позволено, а что недопустимо совершать мирянину в "эпоху
царствования антихриста и отсутствия истинного священства".
Наиболее
строгие и последовательные в этом отношении староспасовцы ("глухая
нетовщина", "некрестяки"), которые считают совершение любых таинств
мирянином "восхищением недарованного". Однако в последние десятилетия в
"глухой нетовщине" нередки случаи принятия практики крещения младенцев
собственными грамотными (в церковном смысле) уставщиками.
Староспасовцы считают недопустимым мирянину совершать уставную службу
с пением, "это дело священническое", — говорят они. Богослужение
ограничивается у староспасовцев чтением канонов, Псалтыря и
поучительных книг. В "братию", в члены общины, принимают через простой
"семипоклонный начал".
Некрещеные
спасовцы (Строгая нетовщина) не совершают водного крещения («если нет
истинного священства, то нет и истинного крещения»), а во время чтения
молитв одевают на младенца крест и прочее, вменяя это вместо крещения.
Произошедшие
от "глухой нетовщины" спасовцы малого начала, в отличие от своих
предков, крестят и совершают обряд бракосочетания сами, а богослужение
ведется с пением по уставу. В число "братии", принимают также через
"семипоклонный начал".
Спасовцы
большого начала придерживаются того же устава, что и малоначальные, но
принимают в свою веру, в "братию" через чин отрицания ересей.
Большеначальные имеют иночество.
В
отношении таинства исповеди спасовцы придерживаются разных мнений.
Большинство из них исповедь и покаяние за отсутствием священства
отвергают. Большеначальные спасовцы используют различные способы
исповеди: исповедуются наставнику, монаху или монахине, друг другу,
практикуется исповедь иконе, в редких случаях встречается даже исповедь
земле. Чаще всего в общинах вычитывается скитское правило покаяния
всеми вместе или отдельными братьями.
Общины
спасовцев по России обычно не превышают 30-50 человек. Отдельных
моленных домов очень мало, как правило, собираются для молитвы в
частных домах. В связи с распадом института наставников, поддерживавших
религиозные взгляды и обряды своего толка, происходит постепенное
разрушение общин, уменьшение численности спасовцев. Многие теряют связь
с учением и традициями предков.
Численность
На 2000 г. численность старообрядцев спасова согласия может быть определена в 30-40 тыс. чел. по России в целом.
Распределение по стране
Общины
и отдельные группы последователей спасова согласия располагаются
преимущественно в поволжских областях, от Череповца до Астрахани, а
также в Башкирии.
Наша справка: Последователи спасова согласия в Самарской области:
Официально
общины спасова согласия в Самарской области не зарегистрированы, но
есть группы спасовцев в Тольятти, Сызрани, в с.Кошки, в Самаре.