Неофициальные названия: поморцы, брачные поморцы, брачные беспоповцы, поморцы законно-брачного согласия, даниловцы
Организационная структура
Российский совет ДПЦ (РС ДПЦ) - 107061, г. Москва, Преображенский вал. 25
Председатель - Олег Иванович Розанов (наставник Невской поморской общины Петербурга и председатель Единого совета ДПЦ). Адрес: 191040, г, Санкт-Петербург, Коломенская ул., 12а;
Заместители председателя РС ДПЦ - д.н. В.В.Шамарин (Санкт-Петербург) и И.В.Сокерин (Сыктывкар)
Поморский храм св.Николы Чудотворца на Преображенском кладбище в Москве
Согласно решению Собора ДПЦ 2006 г., РС ДПЦ состоит из совета старейшин (не менее 9 членов), духовно-канонического, учебно-издательского, хозяйственно-экономического и историко-архивного отделов, а также канцелярии. Решение духовно-канонических вопросов осуществляется одноименным отделом, состоящим исключительно из наставников. Выборную должность председателя отдела осуществляет наставник Невской Поморской общины Владимир Викторович Шамарин.
В мае 2006 впервые с 1912 г. в Санкт-Петербурге прошел III Всероссийский Собор Древлеправославной Поморской Церкви.
4 мая 2006 г. Санкт-Петербург. Делегаты Собора Древлеправославной Поморской Церкви у храма Знамения Пресвятой Богородицы Невской поморской общины в Рыбацком
По данным Министерства юстиции РФ на 1 мая 2004 года на территории России зарегистрировано 45 религиозных организаций ДПЦ, в том числе, 2 централизованные религиозные организации, 42 местные общины и одно религиозное учреждение.
На территории Самарской области официально зарегистрировано четыре поморских общины. Самая крупная из них – в Самаре. Председатель Совета самарской общины ДПЦ – П.В.Половинкин. В Самаре есть и вторая Поморская община, она невелика, наставника не имеет. Имеется община в г.Сызрани, наставника нет. В 2002 г. зарегистрирована община ДПЦ в г. Тольятти, возникшая на базе тольяттинского Подворья Самарской общины ДПЦ. Имеются группы верующих в г.Октябрьске, в с.с. Воскресенка, Кошки, Преображенка и др.
Краткая история Древлеправославной Поморской Церкви
ДПЦ самоопределилась после Никоновых реформ сер. 17 в. сохраняя чины и традиции древлецерковного благочестия. Большую роль в становлении ДПЦ сыграли соборы в Соловецком мон. в 1658 г. и в Куржецкой обители в 1656 г., с решениями которого выразили согласие многие епископы, архимандриты, игумены, протопопы, не согласные с церковными реформами патриарха Никона. Собор вынес решение твердо соблюдать устои древлеправославия. На этом же соборе епископ Павел Коломенский на вопрос об угасании священства сформулировал основу беспоповства — "в вас самех есть мужие священноиноцы и иноцы, простии благоочестивии мужие, боящиеся Бога. Сами себе опасно и безбедно соблюдают, могут и приходящих к ним пользовать и помогати в приключившихся нуждах" (Щит Веры. 1913). Но упорство людей в сопротивлении реформам вызвало волну преследований и казней, скрываясь от которых бежали на Дон, в Сибирь, Керженец, Стародубье, где основывались скиты.
Панорама Выговского общежительства
Особую притягательность имел древний центр духовности - Русский Север. Большой вклад в сохранение Старой Веры внесли такие северные монастыри как Сунарецкий скит, Куржецкая обитель, Саразерский скит, Палеостровский мон. и др. Самым авторитетным являлся Соловецкий монастырь, который категорически не принимал новых реформ. Монастырь неоднократно разорялся, монахи подвергались казням, но сопротивление продолжалось вплоть до взятия монастыря царскими войсками в 1676 г. Однако те, кто сумели бежать от преследований, в Прионежье, на реке Выг основали новые скиты, на месте которых в 1694 г. братья Андрей и Симеон Мышецкие организовали обитель.
Выговская киновия стала центром древлеправославия. Именно там утверждается право мирян проводить крещение и исповедь. По преданию, именно здесь были написаны "Дьяконовы ответы", по просьбе керженских старообрядцев-поповцев. Здесь же Андрей Дионисиевич в 1722 г. участвовал в создании "Поморских ответов" - первого ясного изложения взглядов старообрядчества.
Паломники-поморцы у памятного креста на месте Выговской обители
Хотя в старообрядчестве зарождались разногласия, но вплоть до середины XVIII в. они не были кардинальными. В начале XVIII в. исследовалась возможность восстановления иерархии, однако священства, которое отвечало бы всем требованиям обнаружено не было. После этого беспоповцы более не испытывали судьбу, "не восхищали утерянное по промыслу Божию".
В поморском беспоповстве первоначально сомневались в законности совершения брака после «истребления истинного священства», однако со временем по примеру древней Церкви стали признавать церковное безсвященнословное благословение на брак и наставники начинают благословлять на брачное житие.
На рубеже XVIII-XIX вв. в Москве в Покровской "Монинской" моленной при наставниках отцах Василии Емельянове и Гаврииле Скачкове окончательно сложился "чин брачного молитвословия" (т. е. порядок совершения брака у приемлющих этот институт беспоповцев). Однако и до этого времени подобные же чины (в которых опущены чисто иерейские молитвы) практиковались среди беспоповцев Вологды, Рыбинска, Саратова, Самары, Чугуева, Патриаршины (нынешний Орехово-Зуевский р-н Московской обл.).
Пасхальная служба в поморском храме (Самара)
До 1909 г. нынешняя ДПЦ состояла из самостоятельных приходов-общин, центральных органов управления в ней не было, а соборы имели региональное значение и созывались не регулярно.
В начале XX в. духовным центром поморцев становится Москва: в 1907 г. в Москве регистрируется община Токмакова пер. (официально именовавшаяся второй общиной Поморского брачного согласия). Храм в Токмаковой переулке становится всероссийским центром поморцев, в нем происходят соборы, съезды и формируются координационные органы.
Звонница храма 2-й Московской поморской общины в Токмаковом переулке
В 1909 и 1912 гг. в Москве проходили I и II Всероссийские соборы христиан-поморцев, приемлющих брак, образовавшие для текущего руководства Совет соборов и съездов (распущен советскими властями в 1930 г.), духовные советы и духовный суд. От этого времени до конца 1980-х гг. официальное наименование церкви стало Старообрядческая Поморская Церковь.
В октябре 1909 г., в 1910 и 1911 гг. проводились еще и всероссийские съезды (последний из них специально по проблемам народного образования среди староверов-поморцев). Съезд христиан-поморцев в 1923 г. разработал положение о церкви поморцев, предусматривавшее учреждение высшего Духовного совета и поместных (краевых, областных) духовных советов.
В XX веке в поморское брачное согласие перешел ряд мощных федосеевских общин Ленинграда, Псковской, Новгородской областей, Поволжья Таким образом, уже в советское время поморцы стали самым многочисленным беспоповским согласием.
Поместные духовные советы фактически действовали в региональном масштабе с 1923 по 1930 г., пока не были распущены властями. В 1920-х годах в Саратове четырежды созывались нижневолжские областные соборы христиан-поморцев, приемлющих брак. Общецерковные вопросы рассматривались также на ряде местных соборов — Курганском (1923), Нижегородском (1924), Северо-Кавказском (1926, станица Георгинская), Барнаульском (1926) и др.
До конца 1920-х годов в ДПЦ существовали духовно-административные области, т. е. "кусты" общин, функционально подобные епархиям: Московская, Нижегородская (включала Нижегородскую, Ярославскую, Костромскую и части Владимирской, Казанской и Вятской губерний), Северо-Кавказская, Средне-Поволжская и др.
К концу 30-х годов легальная церковная жизнь ДПЦ прекратилась: все наставники были либо расстреляны, либо находились в заключении, либо на нелегальном положении. С тех пор "по нужде" стал широко распространен институт "наставниц" — женщин, руководящих общинами за отсутствием наставников-мужчин.
Во время войны поморское согласие получило легальный статус. Ко времени окончания Великой Отечественной войны на тогдашней территории СССР функционировал единственный руководящий орган поморцев — Высший старообрядческий совет (ВСС) в Литовской ССР, его предшественник был создан еще в 1925 г. в оккупированном Польшей Вильнюсе.
Покровский старообрядческий храм в Вильнюсе
ВСС долгие годы был ведущим организационным центром всех поморцев СССР, хотя его роль никогда не была закреплена формально и держалась лишь на духовном авторитете. По инициативе ВСС созывались соборы в Вильнюсе в 1944, 1966, 1974 гг., в которых принимали участие представители всех живших на территории СССР поморцев.
В конце 1980-х годов было решено воссоздать центральный орган ДПЦ. Претензии ВСС Литвы на получение такого статуса не были поддержаны всеми поморскими общинами, а начавшийся распад СССР сделал это невозможным.
Успенский храм Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины - крупнейший поморский храм за рубежом
В 1989г. был создан Российский совет ДПЦ, опекающий поморцев России, Украины (в 1996 г. — 18 общин, ответственная община — Харьковская), часть поморцев Белоруссии (в 1996 г. — 22 общины, ответственная община — в г. Борисове), поморцев Молдавии (ответственная община — в г. Еденцы), Казахстана (в 1996 г. — 10 общин, ответственная община — в г. Лениногорске (бывший г. Риддер Восточно-Казахстанской обл.), Киргизии (ответственная община — в г. Бишкеке). Также образовались Центральный совет ДПЦ Латвии (1989 г.) в Риге, опекающий более 60 латвийских общин и некоторые общины Эстонии и Белоруссии. В 1995 г. создан Союз старообрядческих приходов Эстонии (11 общин) а в 1998 г. Центральный Совет ДПЦ Беларуси (37 общин). В Польше Высший совет ДПЦ был создан еще в 1983 г.
По формулировке II Всероссийского собора, наставники считаются "нерукоположенными пастырями Церкви". В ДПЦ существует особый чин благословения наставника, совершаемый над избираемым всей общиной кандидатом несколькими, по возможности, наставниками (как правило, один из них местный, а другой представляет РС ДПЦ).
Поморский наставник
В России в настоящее время действует более 70 наставников, но сохраняется также и большое количество женщин, которые за неимением мужчин- наставников становятся старшими служительницами и по нужде благословляются на проведение служб, принятие исповеди (у женщин) и совершение крещения, реже - еще и на каждение кацеей.
Где найти дополнительную информацию о ДПЦ:
http://www.kopajglubze.boom.ru/ - на этом сайте можно найти уникальное издание - словарь "Староверие Балтии и Польши". В словаре есть данные общего характера о Поморской Церкви в целом. Кроме того, на сайте имеются материалы по каноническому праву, служебный устав, размещен Краткий катехизис Древлеправославной Поморской Церкви.
"Староверы в Рыбацком" - это сайт поморцев Санкт-Петербурга. Формально сайт является страничкой Невской Поморской общины, но фактически - это сайт Древлеправославной Поморской Церкви России. Информация, представленная на нем, рассказывает о событиях в Древлеправославной Поморской Церкви в целом, здесь же публикуются официальные материалы ДПЦ. Сайт регулярно обновляется и содержит интересные материалы о современной жизни ДПЦ.
Сайт староверческого общества им.И.Н.Заволоко - активно пополняемый сайт рижских староверов. Материалы по основам учения Поморской Церкви, уставу, богатая подборка материалов по истории, культуре, современному положению староверов-поморцев Балтии, Польши, Белоруссии, Украины, России. Замечательная галерея - фото более 65 староверческиъх храмов Латвии, постоянно обновляемые новости, а также архив номеров и новые номера староверческой газеты "Мечъ духовный".
"Благовест" - основы вероучения Древлеправославной поморской Церкви, история и культура Древлеправославной поморской Церкви.
Сайт "Староверы Борисовщины" принадлежит Борисовской поморской общине. Это первый сайт староверов Белоруссии в Сети. Рассказывает об истории и сегодняшнем дне староверов-поморцев в Белоруссии, интересен раздел об иконописной мастерской при храме Борисовской общины.
Сайт Русские староверы в Эстонии имеет замечательную фотогалерею, в которой представлены как старинные, так и современные фотографии, в том числе, снимки всех староверческих храмов Эстонии. Имеется библиотека, размещены материалы по истории Староверия в Эстонии, культурно-просветительской деятельности эстонских староверов.
Домашняя страничка южнолатвийского культурно-просветительского фонда "Беловодье" только скромно называется страничкой, на самом деле, это полноценный сайт с обилием интересных материалов, прежде всего, о староверах Латвии. На сайте можно размещена Энциклопедия - это еще одна попытка составления словаря-справочника о староверии - в данном случае, поморском.
Общины ДПЦ в Самарской области:
443099, г. Самара, ул. Льва Толстого, 17, тел. (846) 333-36-52 (первая Самарская Поморская община), председатель Совета общины Павел Владимирович Половинкин, наставника нет
г. Самара, ул.Борская, 115 (вторая Поморская община), наставника нет
446001, Самарская обл., г.Сызрань, ул.Ульяновская, 46, тел.(8243) 2-27-74, наставника нет
445009, Самарская обл., г.Тольятти, ул.Голосова, 113, Председатель Совета общины - Евдокия Карпеевна Кукушкина
Материалы рубрики подготовлены с использованием издания "Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. Т.1 - М.: Логос, 2004, материалов парламентских слушаний по религиозному законодательству в мае 2004 года в Государственной Думе Российской Федерации, любезно предоставленных редактором газеты "НГ Религии" Д.А.Урушевым (г.Москва), материалов. предоставленных членом РС ДПЦ А.А.Безгодовым, и данных, предоставленных старообрядческими общинами г.Самары. Сердечно благодарим всех, кто оказал нам содействие!
|