Меню сайта |
|
|
Категории каталога |
|
|
|
В категории материалов: 7 Показано материалов: 1-7 |
|
Старообрядческая диаспора в Болгарии и Румынии является следствием многолетних миграций, которые привели к формированию общностей на Буковине, в Бессарабии, в Молдове и Добрудже в XVIII-XX вв. |
На пестрой этнографической карте современной Болгарии еще различимы два островка традиционной русской культуры - старообрядческие села Казашко и Татарица. Основаны они потомками казаков-некрасовцев, ревностных приверженцев "старой веры", бежавших от преследований царизма на земли Османской империи (массовые миграции некрасовцев начались при Петре I и продолжались вплоть до 1960-х гг.). Первое из сел расположено на живописном берегу Варненского озера, второе - близ дунайского города Силистра. |
В культуре проживающих здесь народов священномученик Харлампий занимает место среди самых почитаемых угодников, а его мифологизированный и по существу амбивалентный образ получил яркую характеристику в ряде легенд и апокрифических житийных сказаний. |
Русская старообрядческая диаспора — самый старый исторически сложившийся пласт современного дальнего (и ближнего) русского зарубежья, сохранивший древнерусское наследие и устойчивый перед лицом иноязычного и инокультурного окружения вот уже на протяжении более чем 300 лет. В подавляющей своей массе они не ассимилированы, за исключением старообрядцев Эри (США), активно сохраняют и развивают самобытность. |
Предметом исследовательского внимания стали представления старообрядцев об их переселении на Дунай и возникновении их современных анклавов. В основу анализа данной исторической памяти включены экспедиционные материалы автора из поселений Украины, Румынии и Болгарии, а также источники XIX-XX вв. По своему характеру это фольклорные данные различного жанра (сказки, легенды, предания, бывальщина и т.д.). Их объединяет лишь тема - происхождение группы, т.е. их хронологически отделяет от рассказчиков не менее сотни лет или двух-трех предыдущих поколений. В современной устной истории или фольклористике такие ситуации относят к мифическим, а не «документальным» нарративам. Мы попробуем показать, что подобные рефлексии могут быть привлечены к реконструкциям особенностей исторического сознания. |
В сентябре 1708 г. после поражения в Крестьянской войне Кондратия Булавина казаки-старообрядцы во главе с атаманом И.Некрасовым решили уйти в Турцию. Везли с собой многочисленные семьи, скарб, но самое главное – забирали в дальние дали священные книги староверов и свои иконы, написанные на липовых досках. Отсюда и прозвали их местные жители – “липованцами”. Часть казаков осела в Румынии, а часть добралась до Болгарии. Так и появились тут два русских села – Татарица около г. Силистра и Казашко под Варной. |
Моя экспедиция в болгарские села Казашко и Татарица проводилась в ноябре 2006 года частично в рамках этой программы, однако помимо собственно этнолингвистической проблематики я изучала и другие аспекты духовной и материальной культуры, языка старообрядцев. Важнейшими темами в беседах с информантами стали самоидентификация болгарских староверов и их отношение к России и русским. |
|
|
Форма входа |
|
|
Поиск |
|
|
Старообрядческие согласия |
|
|
Статистика |
|
|
|