Меню сайта |
|
|
Категории каталога |
|
|
|
В категории материалов: 13 Показано материалов: 1-13 |
|
Среди многочисленных иностранных наблюдателей, которые посетили буковинский край в конце XVIII - в начале XIX вв., наиболее содержательное описание старообрядцев Буковины оставил писатель и историк румынского происхождения Ион (Иоанн) Будай-Деляну, который, однако, наиболее известен среди специалистов как автор героико-иронической поэмы "Цыганиада"4, хотя написал также ряд трудов по истории, филологии и праву5. |
Интерес исследователей старообрядчества, как и самих старообрядцев, к г. Вилково Одесской области Украины, безусловно, подогревается его своеобразной планировкой. В значительной части города улицы заменяют каналы-ереки, а по сторонам ереков пешеход может передвигаться по скрипучим деревянным настилам. При прочистке каналов дунайский ил идет на удобрение благодатных садов и огородов, а въезд во дворы часто возможен только на лодках. Хотя деревянные мостки Вилково мало похожи на набережные и мосты Венеции, за поселением укрепилось сравнение с великим итальянским городом. А поскольку Вилково на две трети городок старообрядческий, то и именуют его нередко «старообрядческой Венецией». |
Килия, расположенная немного выше Вилкова по течению Дуная, - город древний, изначально многонациональный, и старообрядцы влились в него, уже почти два столетия сосуществуя с инокультурными и иноконфессиональными соседями. Помимо этого старообрядцы в Килие также не были едины, долго разделяясь на враждующие согласия. Попробуем найти те особенности, которые выразились в их культуре и певческих традициях. |
Культуру старообрядческих общин Бессарабии характеризует типологическое единство. И, как уже отмечалось, общие черты липованской старообрядческой культуры обнаруживаются не только у старообрядцев Бессарабии, но и у их одноверцев к северу и востоку от Днестра и к юго-западу за Дунаем и Прутом, а также у переселившихся из Румынии в СССР старообрядцев, которые до настоящего времени называют себя дунаками 1. |
Трагична судьба наследия замечательного «летописца» Куничи, собравшего за свою жизнь библиотеку светских и духовных изданий, превышавшую, видимо, 500 томов, Константина Иустиновича Донцова (1893-1952) - он был едва ли оценен по достоинству своими современниками, а его потомки забросили библиотеку и обрекли на почти полное уничтожение. То, что удалось собрать от этой некогда весьма примечательной коллекции, позволяет сделать некоторое отступление и через записи Донцова глубже осмыслить жизнь старообрядческой Куничи XX в.
|
Местная традиция в Куниче связывает возникновение села со временем правления Петра I или Екатерины I, называя первых поселенцев ушедшими с Дона казаками, но, вероятно, уже в это время в числе первопоселенцев Куниче могли оказаться и северные великороссы. Во всяком случае, этнографические и лингвистические исследования приводят к выводам о сохранении в некоторых обрядах, говорах, в типе жилища севернорусских черт3. |
Вместе с тем певческие традиции, как, впрочем, и вся старообрядческая культура с. Кунича, в последние десятилетия не избежали трансформации. Последние полевые исследования 2005-2006 гг., присутствие на богослужениях в куничском храме, беседы с прихожанами и о. Иоанном это подтверждают. |
Но вернемся к современному состоянию Куничи. Благолепие церковных праздников, яркость постоянно подновляемого храма, сильный церковный хор законно вызывают гордость куничан, считающих свой приход самым крепким в Молдове. И действительно, высокая традиция знаменного пения и искусство колокольного звона – неотъемлемые элементы культуры села. Все это едва ли было бы возможно без выдающейся роли священника — настоятеля куничского старообрядческого храма. |
В последние годы заметна активизация деятельности старообрядцев всех согласий, в частности крупнейшего белокриницкого. В связи с этим вновь вызывается к жизни имя Федора Ефимовича Мельникова (1874-1960). Старообрядцы, авторы комментариев к нынешним переизданиям его работ, называют этого человека "выдающимся начетчиком", "публицистом и общественным деятелем" и даже "удивительной личностью". |
Предметом исследовательского внимания стали представления старообрядцев об их переселении на Дунай и возникновении их современных анклавов. В основу анализа данной исторической памяти включены экспедиционные материалы автора из поселений Украины, Румынии и Болгарии, а также источники XIX-XX вв. По своему характеру это фольклорные данные различного жанра (сказки, легенды, предания, бывальщина и т.д.). Их объединяет лишь тема - происхождение группы, т.е. их хронологически отделяет от рассказчиков не менее сотни лет или двух-трех предыдущих поколений. В современной устной истории или фольклористике такие ситуации относят к мифическим, а не «документальным» нарративам. Мы попробуем показать, что подобные рефлексии могут быть привлечены к реконструкциям особенностей исторического сознания. |
Места компактного проживания русского населения на территории Молдавии и Юго-Западной Украины своим возникновением, как правило, обязаны миграции в XVIII-XX вв. русских старообрядцев за пределы Российской империи, где переселенцы могли беспрепятственно строить молитвенные дома и отправлять службу по дониконовским книгам и традициям. На основании рукописного «Сказания о староверцах живущих в земле Молдавской... 7232 / 1724 г.» М.И. Лилеев сделал заключение о том, что «начало поселения здесь [в Бессарабии. - Е.С.] русских старообрядцев относится во времени господарствования Михаила Раковицы... 1704-1727 гг-»1 и что с самого начала старообрядческого заселения (с 1720-х гг.) Бессарабия была тесно связана с Ветковским центром 2. |
Преобладающее большинство бессарабских и румынских старообрядцев было поповцами. На момент образования Белокриницкой церковной иерархии их количество в Молдавии и Валахии колебалась в пределах 20 тыс. человек. Приблизительно такое же количество было в Бессарабской области. Чтобы окормить такое количество староверов, нужен был не один десяток священников. |
|
|
Форма входа |
|
|
Поиск |
|
|
Старообрядческие согласия |
|
|
Статистика |
|
|
|