Книжница Самарского староверия Вторник, 2024-Ноя-05, 13:25
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [207]
Москва и Московская область [31]
Центр России [49]
Север и Северо-Запад России [93]
Поволжье [135]
Юг России [22]
Урал [60]
Сибирь [32]
Дальний Восток [9]
Беларусь [16]
Украина [43]
Молдова [13]
Румыния [15]
Болгария [7]
Латвия [18]
Литва [53]
Эстония [6]
Польша [13]
Грузия [1]
Узбекистан [3]
Казахстан [4]
Германия [1]
Швеция [2]
Финляндия [2]
Китай [4]
США [8]
Австралия [2]
Великобритания [1]
Турция [1]
Боливия [3]
Бразилия [2]

Главная » Статьи » История Староверия (по регионам) » Молдова

Денисов Н.Г.,Смилянская Е.Б. Старообрядческий центр на Днестре -Кунича. Часть 1

Местная традиция в Куниче связывает возникновение села со временем правления Петра I или Екатерины I, называя первых поселенцев ушедшими с Дона казаками,  но, вероятно, уже в это время в числе первопоселенцев Куниче могли оказаться и северные великороссы. Во всяком случае, этногра­фические и лингвистические исследования приводят к выводам о сохранении в некоторых обрядах, говорах, в типе жилища севернорусских черт3.

 
Документально подтверждается, что в 1723 г. в древнем, но разоренном турками в конце XVII в. селе появились старообрядцы. Число их до конца XVIII в. оставалось незначительным: по описи 1772/177З  г. – 21 двор,  -  51 старообрядец мужского пола 4.
 
Устойчивый и более быстрый, нежели в целом в Бессарабии, рост населе­ния Куничи отмечается с момента присоединения Бессарабии к России вплоть до 1920-х гг.: в это время потомков казаков потеснили в селе переселенцы из западнорусских губерний и Среднего Поволжья, оказав существенное влияние на фольклорную культуру села 5. В 1903 г. в Куниче проживало уже 2088 че­ловек, принимавших Белокриницкую иерархию (неокружников)6. По румын­ским данным 1923 г., в Куниче вокруг «липованской церкви» в 770 дворах жило уже 4147 человек 7. Эта численность населения с незначительными колебани­ями сохранилась до начала 1970-х гг. Старообрядческая Кунича продолжает активное существование, поглощая в полном объеме все то, что дает современная цивилизация. И причина этого - не в разложении устоев народной культуры (они здесь все еще крепки), а в органичном развитии тех тенденций хозяйственной и общественной жизни, которые закладывались уже первыми русскими переселенцами в Бессарабии.
 
Ревизия, проведенная правительственными чиновниками в Куниче еще в 1815 г., показала наличие здесь значительных посевов «для промышленности», а также множество скота. Посетивший в 1890 г. Куничу известный историк церкви С.Д. Маргаритов также нашел, что «куничские старообрядцы доволь­но зажиточны. Имея по 4 десятины на душу, они занимаются понемногу и торговлей» 8. Умение старообрядцев успешно сочетать земледелие и садоводство с занятием ремеслом и торговлей, неоднократно отмечавшееся путешествен­никами в прошлом веке, не утрачено и ныне. Кунича сохраняет в округе славу богатого торгового села.
 
Стремление к сохранению традиционного старообрядческого уклада, при­ведшее в Куничу ее первых поселенцев, предопределило их этно-религиозно-культурную обособленность. Центром замкнутого мира старообрядческой Куничи оказывается деревянный храм в честь свв. Флора и Лавра, постро­енный на рубеже XVIII и XIX вв., являющийся не только архитектурной, но и духовной доминантой для населения, хранителем традиционного уклада, религиозных и культурных ценностей. Аналогий такому посвящению храма свв. Флору и Лавру в других старообрядческих приходах нет 9.
 
В современном издании можно прочитать о Куниче: «Церковь - сакральный символ старооб­рядческой Куничи... У нее два входа: западный - для женщин и... северный - для мужчин... Кладбище - на юге (относительно церкви). В других местах оно на севере (как напоминание о северной прародине староверов). Церковь расположена между двух речушек, на возвышении. В прежние времена лес подходил прямо к окраине Куничи, теперь его почти не осталось. Хотя и се­годня можно увидеть на въезде в село остатки древних дубовых, грабовых и завезенных липовых посадок» 10.
 

А вот какой рассказ о храме и об основании села был записан в археогра­фической экспедиции в 1986 г. Е.М. Сморгуновой:

«Бесарабия тогда как-то была отдельно. Воевода там был Матвей Бесараб, молдавский. Вот и называли Бесарабия.

 
На Днестре граница была, наши за границу ушли. Советское прави­тельство-то было против турок, слабое. Турки сильные очень. Вот, как Гитлер, были тогда турки. Старообрядцы им нравились, они всё справедливо делали. Документы им сделали. Румыны потом забрали документы.
 
Сорока был у нас уезд, Сорокского уезда. Церковь здесь построили, цер­ковь вся з дуба.
 
Церковь наша зарегистрирована с 1805 года. Получили грамоту на право служения. — Нет, мне дед рассказывал, что сразу по-русски стали служить. По славянским книгам служат. Колокол у нас большой, вот там на колоколъне, наверху, посмотреть можно. Колокол отлит был при Александре, знаешь, царь был Александр, не первый, и не второй, а потом Александр-Колокол в 1887 году отлит. Весом 49 пудов и 33 фунта.
 
Так на нем написано так точно. Посмотреть можно. А потом Бесарабия стала под Россией. С 1812 года. Был архиепископ наш, убегал он от правительства. Лысое Аркадий, архиепископ. Наш архиепископ. Он к одной купчихе в Москву поехал. И умер там. На Рогожском кладбище, в Москве, там архиерейское кладбище. И там написано - Лысое Аркадий, село Куни-ча, на кресте написано. И ещё на кресте - Флора и Лавра, написано, церковь Хлора и Лавра, и виноград.
 
- А почему церковь Ваша Флора и Лавра? Рассказывали Вам?
 
-Да, это есть такой рассказ. Был сильным лошадиный падеж. И моли­лись все, чтоб не было падежа. А эти были з Дона, Донцовы, фамилия та­кая. Один земнодальный человек приехал, завел скота много. Земля удо­бренная была, и скота завел, кормил, поил, а потом в Россию гнал и продавал. Была поёнка в одном месте. У этого человека сын был Флор, и он ушел, коней повел, и его не стало, день не было, два, полгода прошло. Звирь его съел. И нашли - только рука и перстень. Ну, узнали, что он. И построил он церковь, Флорка был у него сын, он так и назвал. Святые были Флор и Лавр. Вот и церковь такая. Икона в церкви у нас, икона Флора и Лавра, Хлора и Лавра. Престол у нас I7 августа, по-старому. Владыка приедет...» ".
 
Церковная община храма свв. Флора и Лавра обыкновенно избирала из своей среды и будущего настоятеля. Приход церкви в Куниче состоит только из местных жителей, чужие приезжают в этот храм редко. Проживают куничане компактно, далеко от всех прочих старообрядческих поселений. В дру­гой части села (она имеет и другое название — Пояны) живут украинцы и молдоване, которые имеют и свою церковь. Разделение села на «кацапскую» и «хохляцкую» стороны, безусловно, сказывается на традициях жизни общи­ны. Едиными являются сельсовет, клуб, школа, единым был и колхоз имени XX партсъезда (колхозные материалы см.: № 2336, 2337)- Естественно, были и мешанные браки, хотя и редко, причем, как правило, представитель «хохляцкой» части перед венчанием принимал старообрядчество.
 
В церковь в Куниче ходило и ходит абсолютное большинство русских жителей села. Церковь всегда была наполнена верующими разных возрастов: от детей до глубоких стариков. Кроме храма, с конца 90-х гг. XX в. стал воз­рождаться и старообрядческий женский монастырь.
 
В Куниче не прекратилась и традиция иконописного искусства. Мастера-самоучки постоянно писали иконы прихожанам, местные иконы украшают и храм свв. Флора и Лавра. Продолжается эта традиция и сейчас 13.
 
В жизни Куничи до настоящего времени сохранился и редкий для старооб­рядческих приходов обычай «брать праздник в дом». В каждом доме принято осо­бо отмечать один из праздников года. Он может быть двунадесятым, великим или посвященным памяти какого-то святого. Таким образом, праздники года оказы­ваются как бы «распределенными» по домам: одни особо отмечают праздник пророка Илии, другие - праздник Введения и т. д. Почему семья особо чтит тот или иной праздник - никто вразумительно ответить не мог. Обычно говорят, что так заведено было их родителями, а те приняли эту традицию от своих пред­ков.
 
Но традиция «брать празник в дом» может иметь и очень короткую историю. Так, ныне здравствующий житель Куничи Виссарион Афанасьевич Макаров рассказывал: «Когда я построил дом, надо было его освятить. Освящение дома произошло в день памяти св. Василия Великого. С тех пор этот день стал у меня чтимым праздником» "4.
 
В день, когда семья отмечает свой праздник, в церковь приносят муку, масло, вино. Покупается много свечей, чтобы они горели у каждой иконы на вечернем богослужении и на литургии. В церковь приносят и деньги, оплачивая труды священника, диакона, певчих. После литургии устраи­вается праздничный стол в доме. На него также приглашаются священнослужи­тели, клирошане, родные и близкие, односельчане.

Кунича - одно из самых книжных старообрядческих поселений Бес­сарабии. Поиск и приобретение книг, как в Приднестровье, так и за его пределами, начали уже первые поселенцы-староверы. Из семи древнейших (XVI-XVII вв.) рукописей, найденных в Куниче, четыре восходят к образцам славяно-молдавской книжности или имеют южнорусские и молдавские записи XVII в. В дальнейшем книжные контакты куничан расширились, охватив, судя, по записям, Кишинев и Москву, Вилково и Хотин, Орехово-Зуево, Елисавет-град. Книга в селе ценится, нередко ее стоимость, время и место приобретения фиксируются в записях. Самая ранняя владельческая запись священника Ди­митрия Михайлова была сделана в Куниче в 1830 г. Со втор. пол. XIX в. запи­сей становится больше, много книг помечено 1883 г., когда составлялась опись библиотеки церкви Свв. Флора и Лавра "5.

 
Кунича сумела сохранить свои книжные богатства: село не переживало периодов массового уничтожения религиозной литературы, а при закрытии в 1958 г. старообрядческого женского Казанского монастыря основная часть книг была спасена в приходском храме 16.
 
Но при обширности кириллического книжного собрания Куничи его харак­терной особенностью, как и в других приходах Бессарабии, является абсолютное преобладание литургических памятников. Многолетние исследования показы­вают, что полемические сборники и церковно-учительные сочинения, за исклю­чением сборника Златоуст, и в церкви, и в домашнем обиходе встречаются крайне редко и ценятся мало. Равнодушие куничан к полемическим сочинениям можно объяснить рядом причин: за дальностью село обходили миссионеры-полемисты, организаторы диспутов и прений 17, мало затронули Куничу и яростные споры внутри старообрядчества о принятии Белокриницкой иерархии или «Окружного  послания», наконец, в Куниче всегда был очень высок авторитет священника, на коего привыкли полагаться во всех религиозных вопросах.

Е.Б.Смилянская, Н.Г.Денисов. Старообрядчество Бессарабии: книжность и певческая культура - М.: "Индрик", 2007 

Категория: Молдова | Добавил: samstar-biblio (2008-Фев-08)
Просмотров: 2570

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz