Вместе с тем певческие традиции, как, впрочем, и вся старообрядческая культура с. Кунича, в последние десятилетия не избежали трансформации. Последние полевые исследования 2005-2006 гг., присутствие на богослужениях в куничском храме, беседы с прихожанами и о. Иоанном это подтверждают.
Меньше стало служб («Раньше мы молились особо почитаемым у нас святым, а сейчас этого нет»). Изменилось и само пение. Это замечается сразу, как только попадаешь в храм. Ускорился темп исполнения («А раньше все шло неспешно»). На службе теперь отчетливо разделяется пение правого и левого клиросов. На левом поют в основном пожилые певицы, придерживаясь местных традиций, и руководит левым клиросом Фекла Кондратьевна Макарова. Правый же клирос, а им руководит внук о. Иоанна Роман Константинович Андронников, все более ориентируется на «московские» (а точнее, на нижегородские) вкусы.
В нач. 1990-х гг. настоятель куничского прихода о. Иоанн был противником нововведений, сторонником сохранения своих традиций, но, как показала жизнь, устоять перед ними оказалось невозможным. В результате на богослужении возникают разногласия, даже осложнения. Заканчивает пение правый клирос, вступает левый. Вначале хористы пытаются держать высоту правого клироса, но во время исполнения постепенно понижают звучание. Возникает некая дисгармония. Из-за этого теряется единство, качество всего служения.
Записи бесед, сделанные Н.Г. Денисовым в августе 2006 г., исключительно важны для прояснения сложившейся ситуации. Забегая вперед, скажем, что повествование Ф.К. Макаровой удивительным образом совпадает с рассказом о. Иоанна, который был произведен за 15 лет до этого - в 1991 г.
Фекла Кондратьевна Макарова (1936 г. р.), которую в селе чаще именуют тетей Олей, является опытной певицей. При храме в Куниче она с раннего детства:
«Мы бедно жили. Отец у нас погибший, а нас, детей, много было. В церковь куничскую ходили молиться тогда только богатые [в довоенное время. - Н.Д.]. Туда одежда должна была быть лучшей.
Я еще не могла доставать до шкафчика, а уже была на клиросе. Мне ставили скамеечку.
Мама говорила, что еще в з года, когда не могла выговорить, я пела „Елицы во Христа".
Я то воспитывалась больше в монастыре. Там выучила крюки. Нас матушки учили крюкам. Потом монастырь разорили. Тогда стала ходить в куничский храм.
Всю жизнь я при храме. Отец Софроний Череватов привлек. Ни одной службы я не пропустила.
Каждое день я молюсь полуношницу, утреню, правило иноческое, 12 псалмов. С 4-х до 10 утра это продолжается. Вечером: вечерню, павечерницу, правило иноческое. 20 лет уже так.
Когда молишься за какого-то человека, то чувствуешь - какой он. Независимо от того, за живого молишься, или за усопшего. Постепенно я стала это замечать. Тогда стала молиться крепче. Если человек нехорший, надо усердней молиться.
С юных лет я ходила молиться по покойникам, псалтырь читатъ. Порой, все идет легко, а в другой раз - не дается. Значит, не угоден был человек, грешный был. Попробуй, вымоли его, если он в церковь не ходил. Господь не хочет смерти грешнику. Дает болезни. Лежит в постели человек. Ведь в каноне „За болящего" есть такие слова: ,,...отъ уроки злыя человекъ и напрасные смерти" спаси Господи м.
С 2 часов ночи до ух надо молиться, когда все движение почивает. Тогда молитва доходит... Ведь, как говорится, „всяко ныне отвержемъ житейску печаль" 25. Лампада должна гореть и свечи.
При любом искушении надо молиться, вымаливать. Как Господь говорит: «Толцыте и отвезрется" 2 Святым надо молиться. А святые уже Богу.
Каждый день надо молиться. Не помолишься, никакое дело не получится"
На вопрос, было ли какое-то знамение, видение, что Вы посвятите жизнь храму, Богу, тетя Оля отвечает:
«Во сне было вот что. Отец Константин Лепилов, будучи молодым, захотел на мне жениться. Меня готовили ему в жены. Я не хотела. А маме со всей силы настаивала. И мне было видение. Я в церкви. Вижу, стоит Исус Христос. Ноги босые. Я его вижу, и он мне говорит: „Иди за мной, Он пошел на холм, а я за ним. Мне было лет 18-19 тогда.
Я проснулась, встала, с нетерпением бегу к маме и говорю об этом. А она мне: „Не одевай мне очки. Знаю я тебя. Ты что, хочешь босяков в мужья? Этот-то, кандидат в священники". Замуж я так и не вышла».
Далее беседа касалась сравнения старых певческих традиций в Куниче с новыми, которые вводит руководитель правого клироса Роман Андронников,
"- Давайте поговорим теперь о пении в Вашем храме. У Вас правый клирос выше поет, одноголосно. Почему?
- Правый клирос - он сильнее, выше подымает. А мы стараемся, уже под него. Правильное пение, я имею в виду, это чтобы слова сходились [имеется в виду четкая дикция и синхронность обоих клиросов. - Н.Д.].
Вопрос. Но ведь раньше у вас ниже пели?
- Да. Я ему говорю [Роману, руководителю правого клироса. — Н.Д.]:ты ищи себе напарника таково, как ты, чтобы было одинаково.
- Раньше Вы пели многоголосно?
- Сейчас этого нет. Узнали, что надо единогласно. У нас, как бы обычай был - кто громче. Даже перекрикивали друг друга.
- А если Вам скажут спеть по-старинному, Вы споете?
- Споем. Мы-то не по-новому поем. Как пели, так и поем. Помню, как пели прокимны, Аллилуиа, „Слава тебе Господи". Были старики. Они пели. Потом протодиакон Константин перевернул, а Роман еще больше.
- Вы учили в приходе крюкам?
- Учила и учу: читать, петь. Приходят мальчики, девочки.
- Расскажите про служение о. Ивана.
- Он раньше лучше служил. Он от стариков все позаимствовал, здесь уже.
- А вообще, отличается Ваше пение от других приходов?
- Отличается. В каждом приходе немножко, но не так. Раньше больше по „напевке". Раньше даже Херувимскую песнь без крюков пели. А сейчаспошли по-новому. У нас есть еще старики, человек го. А Роман нам говорит: „Надо не тянуть". Ну что, я бессильна.
- Вы говорили про монастырь. А служба в монастыре отличалась от храма?
- Да. В храме – по-куничски. А у нас в монастыре было больше приезжих.Из России приезжали матушки. Они руководили. В Куничах больше кричали. А в монастыре потише пели. Раньше на праздник сев. Флора и Лавра мы все стихеры 27 пели по крюкам. Также и кондак. Церковь у нас посвящена этим святым. По преданию, ходили и выбирали место для храма. Облюбовали его. Оно посреди села. А потом говорят: „Давайте посмотрим, а в какой день мы нашли это место? Оказалось, в день сев. Флора и Лавра". Старики так рассказывали. В куничском храме женщин не было [имеется в виду, что женщин не было среди певчих на клиросах. - Н.Д.]. А потом пришли. Многие мужчины у нас в протесте ушли. Жалобы писали владыке. Владыка объяснял: „Разве не жены-мироносицы первыми возвестили о воскресении Христа?" Мужчины ходили у нас только с бородами. Все было очень строго. Служили с полуночи. Священник о. Константин новое принес, с Кишинева. Но там по нужде, город. Ведь мы поем „Заутра услыши гласъ мой"28, „Слава показавшему намъ светъ" 29. А у нас вечер на службе. Книги были рукописные. Были такие люди, писали иконы, книги. Способные были на это дело.
Раньше и у нас в шубках ходили, как в Румынии, а после войны забыли. Платки всегда на узел повязывали. Только в монастыре, кто ходил на клирос, под булавочку.
На Пасху мы ходили на кладбище, пели пасхальные песнопения. На Рождество - по домам. И теперь ходят: дети, мальчишки. Они поют ирмос первой песни канона, кондак, величания, задостойники. Наизусть поют Ко мне приходят поучиться.
По покойнику у нас читают сорокауст, сорок псалтырей. Нанимают людей. Ведь как сказано: „...и душамъ нашимъ полезное сотвори"30. А раньше читали „неугасимую". В течение сорока дней четыре человека непрестанно читали псалтырь. Это исчезло. При владыке Иосифе еще было. |
А древнее пение уходит».
За «новое пение» последнее десятилетие ратует Роман Андроников (1976 г. р.). Он обучился крюкам, слышал пение в разных приходах, собрал много детей на клирос. Результатом его нововведений явились и ускоренный темп и повышение тесситуры, и чистая монодия. Он стихарный, поставлен в эту степень еп. Тимоном Кишиневским в 1989 г. и, помимо руководства правым клиросом, является теперь в общине и главным уставщиком (в приходах Бессарабия; таких людей называют дьяки)31. Поэтому Роман - дьяк в храме, «дьякует». Он отстаивает свою позицию и в отношении пения: петь строго в унисон, по крюкам. С его точки зрения, это правильно, грамотно, не «по-деревенски».
В ходе беседы с ним всплыла интересная тема: обучение крюкам. В советские годы у старообрядцев не было специальных школ для обучения знаменной нотации в общинах. В большинстве приходов крюковому пению обучали тайно, на дому, у опытных учителей. Каждый осуществлял это как мог, у каждого была своя методика. Изучение этих методик не только интересно, но и чрезвычайно важно для исследования истории и теории древнерусского богослужебного пения. Представленный Романом рассказ вносит существенную лепту в эту проблему.
«Учил меня всему отец - протодиакон Константин. В первую очередь обучал он гласам, пению по гласам. Я только начинал себя помнить, мне было годиков 4-5. Он мне напевает стихеру со словами. Я запоминаю мелодию. Потом он просто намычит, и я должен узнать - какой это глас. Отец делал это утром, вечером. Где бы мы ни были: во дворе, на улице, дома, он постоянно пел стихеры, и я должен был узнавать глас. Если я не отгадываю, он поет стихеру другого гласа. Так продолжалось до тех пор, пока я не выучил все гласы.
Когда я четко выучил напевы, он меня заставил петь воскресные сти-херына глас. Например, „Вечерния наша молитвы" (в первом гласе) и т. д. В 5 лет я уже читал по-церковнославянски. Поэтому, мне нужно было запомнить только напев.
После этого, и таким же образом, он учил меня запоминать подобны. Выучили мелодии подобнов. Тогда он берет книгу находит текст какой-нибудь стихеры и вначале сам поет ее на подобен, затем меня заставляет.
В 12 лет я стал крюки учить. И делал я это таким образом. Я знал многие ирмосы наизусть. Беру книгу, нахожу ирмос, гляжу на крюки и вспоминаю напев, как поют его в храме. Например, ирмос «Твоя победительная десница". Я его наизусть пою и гляжу на крюки, хотя их и не знаю. Запоминаю, на каких крюках какая мелодия. Потом открываю другую книгу, нахожу другой ирмос, мне незнакомый. Сравниваю крюки, нахожу тут же написание и таким образом вспоминаю мелодию. В тех местах, где не нахожу сходных знаков, спрашиваю отца. Он напевает мне это месту. Вот таким образом я сам начинал учить крюки. Отец смог по крюкам спеть все, хотя не знал - как какой крюк называется. Так я с подсказкой и интуицией овладевал этой грамотой. На кулизмах 32 долго сидел. Все пишутся они одинаково, а поются в разных гласах по-разному. Поначалу, когда я смотрел на крюки, думал, что никогда их не выучу. А выучил. В основном на ирмосах и словниках я это делал. Многие из них я ведь надо петь наизусть.
Так было каждый день. Обычно вечером отец кладет меня рядом с собой и заставляет петь до тех пор, пока я не усну. И так было каждый день по 2, по3 часа. Или это было обычно в пятницу. У нас в семье, как правило, банный день. С утра до обеда он зубрил со мной Антифоны. Я должен был выучить их наизусть, чтобы в субботу вечером на всенощной уметь руководить хором. Так он готовил меня к службе.
Потом я уже пошел к бабе Оле [Фекле Кондратьевне. - Н.Д.] Макаровой изучать крюки с названиями. Она показывала мне крюк, говорила его название, пропевала. Дома я должен был это запомнить. Но все это было устно. В тетради мы ничего не писали.
А параллельно всему этому все эти годы я изучал устав церковной службы. Помогал отец и те, кто дьяковал на клиросах: баба Оля и ее подруга. В 12 лет я уже мог провести службу. В I992 году полностью стал руководить на правом клиросе.
До 15 лет я выучил пение и Устав, 10-12 лет надо на обучение.
Отец меня любил и считал, что я должен знать крюки...»
Политические изменения 1990-х гг. сказались на жизни, богослужебных традициях куничского прихода. Село Кунича славилось тем, что его обитатели поставляли на всю страну веники, торговали сухофруктами, грецкими орехами. Поэтому жили в советские годы здесь очень хорошо. Съездить зимой в Россию продать орехи в обиходе у людей называлось «слетать в космос».
Экономические потрясения, выпавшие на Молдову после распада СССР, отразились на жизни старообрядцев всей Кишиневской епархии. Как это ни странно, но в куничском приходе это проявилось особенно болезненно. Жители других старообрядческих сел нашли определенный выход из сложившейся в республике ситуации. Так, в с.Старая Добруджа стали заниматься культивированием роз, и этот товар имеет сбыт в ближайшем городе Бельцы. В с.Покровка выращивают фрукты и отвозят в пограничные с Молдовой украинские фабрики по их переработке. Постоянным же рынком сбыта с. Кунича являлся райцентр Каменка. Этот город оказался в настоящее время на территории Приднестровья. Таким образом, село лишилось главного места сбыта своей продукции. Это и привело к тому, что именно из Куничи усилился отток людей в разные страны ближнего и дальнего зарубежья на заработки. В некоторых семьях мужчины живут и работают вдали от дома более десяти лет. Разбитые дороги, заколоченные дома - такова нынешняя картина самого крупного и самого цветущего некогда прихода Молдавской епархии.
В 2006 г. священнику о. Иоанну Андронникову минуло 87 лет Преемников ему в селе нет, и, покидая Куничу в августе 2006 г., трудно было избавиться от чувства, что приход церкви Свв. Флора и Лавра находится на грани большой катастрофы.
Вместе с тем исследования, поведенные в Куниче в 1973-2006 г позволяют говорить об удивительном культурном потенциале, который столетия не давал приходу свв. Флора и Лавра прекратить свое существование Изучение этого культурного потенциала позволяет заключить, что самое старое старообрядческое поселение Бессарабии с. Кунича сохранит свое значение уникального центра книжности и певческих традиций старообрядцев междуречья Днестра, Прута и Дуная.
20. Работы археографических экспедиций не прошли бесследно для куничан. Некоторые жители теперь осознанно стали собирать древние книги. Каждый знает и помнит, что в их селе были ученые из Москвы, а их книги хранятся в МГУ
21. Живая старина. 1994 №2- С. 37-39.
22. Когда в конце 1980-х гг. о. Иоанну пришлось посетить в Москве Совет по делам религий, сотрудник Совета В.Г. Подшибякин, курировавший в те годы старообрядчество, встретил его словами: «Ну, Корень христианства пришел!»
23. Славник - последнее песнопение в циклах стихир на всенощном бдении, которое предваряется словами малого славословия: «Слава Отцу и Сыну...» Как правило, эту стихиру исполняют по книге знаменным столповым роспевом
24. Канон «За болящего», песнь 8, тропарь.
25. Перефраз из песнопения «Иже херувимы».
26. Мф. 1. 7.
27. В старообрядчестве это слово пишется и поизносится через «е»: «стихеры», а не «стихиры».
28. Из тропаря службы 1-го Часа в Великий пост.
29. Первые слова песнопения «Великое славословие». В древности, когда всенощное бдение служилось ночью, в момент исполнения этого песнопения наступало утро. Первые лучи солнца светили сквозь окна алтаря. Если службу возглавляет архиерей, он, с зажженными трикирием и дикирием - трехсвечником и двусвечником, выходит к молящимся и благословляет всех. По уставу, соблюдаемому старообрядцами, хористы для исполнения этого песнопения сходят с клиросов и становятся у амвона, лицом к алтарю - к свету.
30. Слова из молитвы о здравии, начинаемой «Милостиве Господи, спаси и помилуй раб своих... Избави их от всякия скорби...», и из молитвы за усопших, начинаемой «Покой Господи души усопших раб Своих... И елика в житии семяко человецысо-грешиша...».
31. Дьяк - помогающий на службе прихожанин. Дьяка не надо путать с диаконом. Диакон (греч. помощник) имеет священный сан, проходит таинство хиротонии. Помогающих же на службе священнику прихожан в российских приходах называют следующим образом: стихарный (если человек поставлен в чтецы архиереем), уставщик (если он отвечает за устав службы), головщик или регент (если он руководит пением хора). В южных приходах их называют одним словом - дьяк.
32. Кулизма — название одной из попевок. Попевка - мелодико-ритмическая формула, имеющая свое название, знаковое начертание, местоположение в структуре напева. Из попевок складывается мелодия песнопений в знаменном роспеве. Каждый глас имеет свой набор попевок, отличающий его от другого.
Е.Б.Смилянская, Н.Г.Денисов. Старообрядчество Бессарабии: книжность и певческая культура - М.: "Индрик", 2007.
|