Убегая от религиозных преследований в России, старообрядцы нашли прибежище в Османской империи. Вообще турки отвратительно относились к христианам, но к старообрядцам они были лояльны. Разрешив бежавшим селиться в своих пределах, турецкое правительство по настоянию старообрядцев подтвердило их право на сохранение духовных традиций и веры, но не потому, что сочувствовало изгнанным. Турки рассчитывали использовать старообрядческий элемент, как неудовлетворенный политикой русского правительства, в своих интересах. Старообрядческие казаки обязывались служить Турции.
Когда же Россия вплотную подошла к пределам Южной Бессарабии и включила эти территории в свой состав, возник вопрос о заселении этих полупустых земель. Не остались в стороне от этого процесса и старообрядцы. Самодержавное правительство с целью стабилизации внешнеэкономической ситуации и экономического развития покоренных земель пошло на реальные, неслыханные поступки.
Это был беспрецедентный случай в истории российского законодательства касательно старообрядческого вопроса. 25 июля 1811 г. главнокомандующий российскими войсками в Молдавии М.И.Голе-нищев-Кутузов обнародовал указ императора Александра I, в котором всем некрасовцам, "кои пожелали и кои пожелают переселиться под власть Его Императорского Величества, вечное прощение в прежних их винах против государя и отечества Российского" (1). Однако прощения российскими императорами провозглашались и ранее, но они не исполнялись, прежде всего, ими самими или отменялись их последователями. Но и это не главное. Далее в указе Александра I говорилось, что "старообрядческие церкви будут по желанию вашему в приличных местах воздвигнуты, и отправление веры христианской по правилам старообрядческим не будет воспрещено или притесняемо никем" (2). Политика Николая I не расходилась с политикой его предшественника.
В 1811 г. из-за границы переселилась первая партия некрасовцев. В 1816 г., в Измаиле, ими начато строительство старообрядческого храма Рождества Христова, которое завершилось по одним данным в 1823 г. (3), по другим - в 1831 г. (4). Эта старообрядческая церковь есть древнейшая в г.Измаиле. Сначала она служила для общественной молитвы всем некрасовцам, а затем, когда после второго переселения их количество значительно увеличилось, некрасовцы настаивали на разрешении собрать деревянную церковь, привезенную в 1830 г. из Бабадагской области. 14 сентября 1830 г. генерал-лейтенант Тучков писал графу Воронцову: "некрасовцы весьма преданы своей вере"; "склонить их разобрать церковь, которая одна только и была во всей Северной Болгарии, и перевезть ее в наши границы стоило труда"; что "едва в конце прошедшего месяца они на сие решились", что "теперь это послужит знаком к общему их переселению" (5).
Некрасовцы получили разрешение на сооружение привезенной ими деревянной церкви в г.Измаиле, но продолжали настаивать на разрешении поставить на ее месте не деревянную церковь, а каменную. 22 июля 1831 г. Николай I разрешил им "вместо предполагавшейся деревянной церкви новую таковую каменную" построить (6). Как долго продолжалось строительство церкви, нам не известно. В 1833 г. ее строительство еще не окончилось. Об этом сообщает распоряжение градоначальника Тучкова (от 12 января 1833 г.), который, ссылаясь на вышестоящие инстанции, просит старообрядцев ускорить работы по строительству храма. В миссионерском отчете за 1894 г. фигурирует дата 1845 г., которая, на наш взгляд, является неточной. Построенный храм освящен в честь святителя Николы.
Для переселенных в 1811 г. некрасовцев российское правительство разрешило образовать в 1812 г. возле Дуная, на расстоянии 8 верст от Измаила старообрядческий монастырь (7). Он просуществовал только до 1829 г. (8), а затем был ликвидирован. В распоряжении о ликвидации говорилось: "Состоявший при Дунае в 8 верстах от г.Тучкова старообрядческий монастырь упразднен по высочайшему повелению, по случаю навлеченного бывшими в опале монахами на себя подозрениями в сношениях с турками и укрывательстве беглецов из-за Дуная и прочее" (9). На момент закрытия монастыря в нем насчитывался 21 инок и 4 послушника во главе с игуменом Маркияном. Власти распорядились перевести иноков в Сирковский старообрядческий монастырь Оргеевско-го уезда Бессарабской области, который существовал уже более 80 лет (10) (ликвидирован в 1845-1846 гг.). Вопреки официальным распоряжениям 3 инока переселилось в Куреневский старообрядческий монастырь Олыгопольского уезда Подольской губернии. За короткий период своего существования Измаильский монастырь построил каменную церковь в честь святителя Николы Чудотворца, келарню, 2 келий, кирпичный погреб, 2 сарая, был огражден камышовым забором с деревянными воротами (11). Никольский монастырь имел земли: пахотной — более 247 дес, сенокосной около 5 дес; владел 3 виноградниками, общей площадью в 10 дес, которые ежегодно приносили прибыль на сумму 1150 руб. (12), а также ветряной мельницей.
В 1868 г. купцом Беляевым в г.Измаиле основан старообрядческой женской скит (13). В 1894 г. в нем жило 12 стариц (в этом же отчёте называется и другая цифра — 15), которые расположились в специальном флигеле возле кафедрального собора. Содержались они на пожертвования измаильских старообрядцев, а также на свои незначительные заработки.
Еще один женский скит существовал в с.Подковке. В Новой Некрасовке, между речками Кугурлуй и Ялпуг в 1863 г. основан старообрядческий мужской монастырь св. Михаила Архангела (14). Приблизительно в 1891 г. монастырскую церковь перекрыли железом и соорудили на ней купол. В указанное время в монастыре проживало около 40 иноков и бельцов. В 1904 г. здесь жило 30 иноков (15). Позже построили еще один храм в честь Знамения Пресвятой Богородицы. Община Новой Некрасовки выделила монастырю 10 десятин земли. Кроме того, он купил виноградник, яблоневый и грушевый сады, маслобойню. Вся земля поливалась с помощью специального устройства - дулапа (16). По сведениям очевидцев, "двор был чистым, ухоженным, весь в цветах - с ранней весны до зимы" (17). Здесь расположилась большая библиотека рукописных и печатных книг, икон. С приходом советской власти в 1946 г., Кугурлуйский (как его называли местные старообрядцы) монастырь и Измаильский скит были ликвидированы, имущество разобрано и уничтожено.
В 60-х годах XIX в. в Новой Некрасовке сооружена церковь в честь Ивана Богослова (18). Несколькими десятилетиями ранее, в 1838 г., построена церковь в с.Старой Некрасовке в честь Покрова Пресвятой Богородицы (19). Село Ялпугская Коса в конце XlX в. еще не имело собственной церкви. Богослужение совершал священник из Новой Некрасовки.
Еще один старообрядческий мужской монастырь располагался на острове, вблизи п.Вилково, назывался он Вилковским или Петропавловским, от сооруженной там церкви святых апостолов Петра и Павла (20). Название еще одного храма, который существовал в Вилковском монастыре, не установлено. Иноки монастыря жили каждый в своей келии (в маленьком домике). Общего корпуса из-за условий местности не было. В 1904 г. в нем жило 40 иноков (21). Собственной земли монастырь не имел, однако иноки и послушники занимались рыбной ловлей, которая, несмотря на помощь вилковских рыбаков, существенной прибыли не приносила. Вообще, Михайлоархангельский и Петропавловский монастыри были бедные. (Последний ликвидировали в 1944 г.).
"В Вилково, где издавна жили рыбаки, всегда помнили о покровительстве всех, по морю плавающих и в путь шествующих. Это св.отец Никола, архиепископ Мирликийский чудотворец" (22), - пишет В.И.Селантьева, исследователь истории г.Вилкова. Действительно, Никола Чудотворец пользовался особым почитанием у вилковчан. Ежегодно в день его памяти они приносили св.Николе щедрую жертву. В честь этого святого вилковчане соорудили в посаде храм, фундамент которого заложили в 1907 г., а его строительство начали в 1911 г. 3 мая 1913 г. епископ Кирилл Балтский и Одесский освятил храм в Ново-Вилкове (23). Храм Николы Чудотворца построили позже уже существовавшей церкви Рождества Богородицы. Последняя ведет отсчет своей истории с 1855 г. Ее соорудили в центральной части посада. До нее на этом месте приблизительно с 1830 г. на специально вымощенную сагу (насыпь) заложили деревянную часовню (церковь), освященную в честь Покрова Пресвятой Богородицы (одноименной запорож ской церкви, существовавшей к этому времени в Вилково) (24). В 1843 и 1853 гг. пожар дважды уничтожал этот храм. После последнего пожара старообрядцы решили построить новую, капитальную церковь, которая получила впоследствии название Рождества Богородицы. Со временем, в связи с удвоением количества старообрядческого населения Вилково, она стало тесной, так что на каждую кв. сажень во время богослужения приходилось более .40 богомольцев. В обращении к власти по этому поводу отмечалось, что старообрядцы "ревностно посещают церковные богослужения, во время богослужения дома никто не остается" (25), поэтому от тесноты, образованной толпой, участились случаи, когда прихожане стали терять сознание. Кроме этого, отмечалось, что еще в 1871 г. 18 семейств под давлением румынских властей переселились за Гусев канат на турецкую территорию и положили начало Ново-Вилково. Уже в 90-х годах XIX в. там жило около 50 семейств. По объяснениям староверов, во время наводнения новопоселенцы не имели возможности посещать храм. По действующему в Вилково румынскому коммунальному закону, органы местного самоуправления выбирались пропорционально численности этнических групп, проживающих в посаде. Так, старообрядцы, которые составляли 2/3 от общего количества вилковчан, имели право формировать посадскую управу, назначая исключительно из своей среды посадского голову (заместителем, как правило, был представитель от украинцев, они, вместе с небольшой частью евреев, составляли 1/3 от всего населения Вилково). Очень часто посадская управа принимала решения, которые выражали прежде всего интересы старообрядцев. Так случилось, когда возник вопрос о сооружении уже выше упомянутого старообрядческого храма. Управа приняла решение о сборе средств от рыбной торговли всего населения посада. Однако канцелярия Бессарабского губернатора не утвердила решение посадской управы (26). Власти не только запретили собирать средства с украинцев и евреев, но и определили, что существующий храм может вмещать всех старообрядцев посада.
Таким образом, строительство второго старообрядческого храма в Вилково затянулось до 1907 г., когда староверы, уже без особого разрешения государя (провозглашена свобода совести Манифестом 1905 г.) могли приступать к строительству церкви Николы Чудотворца. 10 октября 1909 г. освящен женский монастырь Усекновения честнейшей главы Иоанна Предтечи в старообрядческом с.Муравлевке епископом Бессарабским и Бендерским (Измаильским) Петром (27), который приложил немало усилий к его открытию. По сведениям миссионеров, монастырь, можно сказать, устроенней мужских (28). Кроме церкви, келарии и дома священника, тут построено 4 флигеля, в которых располагаюсь до 40 инокинь. Женский монастырь жил в основном на жертвоприношения. В 1913 г. здесь пребывал на покое основатель монастыря - епископ Петр Бессарабский и Бендерский, принявший схиму в 1910 г. (29). В 1948 г. советская власть ликвидировала монастырь.
Еще задолго до учреждения монастыря муравлевские миряне построили в своем селе Покровскую церковь. Ливонтий Созонович Малостив - житель с.Муравлевки по этому поводу сделал в своем синодике следующую запись: "Старая церковь во имя Покрова пресвятые Богородицы в селении Муравлевки. Освятися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа и водружен бысть крест сий церкви пресвятая Богородицы честного и славного ея Покрова в лето седмъ тысяч триста шестдесят седьмое, месяца октября, 14 день при держанием князе Александре и при митрополите Белокриницком Кирилле, при архиепископе Аркадии Васлуйском освящена в 1858 г." (30). 9 мая 1913 г. на месте старой "была закладчена новой каменной церкви во имя Покрова пресвятые Богородицы при императоре Николае Александровиче, при митрополите Макарии белокриницком, при Кирилле одесском" (31)
С утверждением советской власти в Южной Бессарабии все старообрядческие монастыри и скиты были ликвидированы, на сегодняшний день ни один из них не возобновлен.
Преобладающее большинство бессарабских и румынских старообрядцев было поповцами. На момент образования Белокриницкой церковной иерархии их количество в Молдавии и Валахии колебалась в пределах 20 тыс. человек. Приблизительно такое же количество было в Бессарабской области. Чтобы окормить такое количество староверов, нужен был не один десяток священников. Но по причине отсутствия своей Церкви (здесь и далее имеется в виду отсутствие у поповцев трехчинной иерархии – прим. Самарского староверия), старообрядцам хронически не хватало священников, а те, которые были, исполняли требы не дёшево. Среди липован региона, как, в принципе, и среди всего старообрядчества, остро ставился вопрос об учреждении законной Церкви. В 1846 г. в с.Белая Криница (Австрия) основана старообрядческая митрополия. Старообрядцы Южной Бессарабии, ввиду своего близкого расположения к этому селу, одними из первых получили епископа. Им стал Алимпий, рукоположенный для г.Тульчи 27 сентября 1850 г. митрополитом Белокриницким Кириллом, епископом Онуфрием Браиловским и епископом Аркадием Славским (32). Последний окормлял приходы Южной Бессарабии до открытия епархии в Тульче. Во время Крымской войны российское правительство арестовало Аркадия и Алимпия и заключило в Суздальский монастырь (33). По отсутствии в Тульче епископа, 22 мая 1861 г. туда назначили епископом Иустина.
Турки из политических соображений терпимо отнеслись к образованию Белокриницкой иерархии. После Крымской войны, когда Южная Бессарабия опять вошла в состав Румынии, ее правитель князь Куза, сторонник Франции, всячески поддерживал старообрядцев, несмотря на жалобы митрополита Ясского Сафрония (Румынская православная церковь). Специально для присоединенных от России бессарабских земель 22 августа 1854 г. рукоположили епископа Аркадия, получившего титул - Васлуйского (34). В 1857 г. он переведен на Измаильскую епархию (35). Когда в феврале 1860 г. епископ Аркадий приехал в Новую Молдавию (так называли присоединенные земли румыны), то местные власти приняли его с большими почестями. С этого времени он поселился в г.Измаиле, где и служил архиерейские службы. А измаильский храм святого Николы Чудотворца превращается в кафедральный. Возле него сооружается резиденция епископа.
26 сентября 1860 г. в Измаил прибыл министр внутренних дел Румынии. Среди других он принял делегацию старообрядцев и "немедля приказал выдать васлуйскому архиепископу надлежащий вид на свободный проезд по всей Молдавии (36). Министр также закрепил за Аркадием титул архиепископа, что позже было утверждено распоряжением Совета министров Румынии. Комитет министров России, после Берлинского договора, признал сан старообрядческого архиепископа в г.Измаиле (37).
После смерти Аркадия измаильскую кафедру 6 декабря 1877 г. занял Висарион (38). До сего он занимал Тульчинскую кафедру, на которой пребывал с 16 декабря 1873 г. Умер в г.Измаиле в 1888 г. По прошению всех старообрядческих общин епархии на место Висариона возвели игумена Петропавловского монастыря Анастасия. Рукоположил его во епископы Силуан Кавказский. С 1901 г. по временному поручению Освященного Собора Анастасию разрешено управлять Киевской и Балтской епархиями. 14 февраля 1906 г. епископ Анастасий умер в г.Измаиле (39).
23 июня 1907 г. на Измаильскую епархию назначили епископом Петра (Павла Ивановича Иванова) Бессарабского и Бендер-ского - неокружнического епископа, который примирился с Церковью 9 апреля 1907 г. на соборе в г.Бендерах (40). Петр возведен во епископы неокружным епископом Симеоном Бессарабским и Иосифом Нижегородским. На Бендерском съезде он примирился с епископом Михаилом, который принадлежал к партии иовцев. Свою жизнь окончил 3 (10) июля 1916 г. в Иоаннобогословском монастыре, расположенном в скалах на расстоянии 2 верст от с.Плоского Херсонской губернии, где и похоронен (41).
Преобладающая масса проживающих в Бессарабии старообрядцев была поповцами, совсем незначительная - беспоповцы. Однако после появления в Москве в 1863 г. Окружного послания в Белокриницкой церковной иерархии получился раскол.
Определенная роль в расколе старообрядческой Церкви принадлежала одиозной фигуре, которой был митрополит Белокриницкий - Кирилл. Он принимал позицию то одной, то другой стороны. Противоречия не оставили в стороне Южной Бессарабии, стоящей на пути между Белой Криницей и Москвой- Местные старообрядцы разделились на два противоборствующих лагеря, очень часто враждебных друг другу. Даже среди неокружни-ков не было согласия. В 1912 г. у них получился раскол. Неокружнический епископ Павел Рязанский, ставленник епископа Иосифа Нижегородского в с.Покровке Сорокского уезда и в г.Бендерах отделил часть своих сторонников от последователей епископа Мефодия Куреневского, ставленника епископа Иова Московского (42).
К 1917 г. в Южной Бессарабии выделились следующие группы старообрядцев-поповцев: окружники, неокружники-иосифовцы, неокружники-иовцы и другие.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Статистические сведения о расколе и сектантстве в епархии // Кишиневские епархиальные ведомости. 1894. №16. С.254.
2. Там же.
3. Советский Измаил. 1997. 23 октября; Материалы экспедиции 1999 г. Воспоминание В.С.Борисова.
4. Статистические сведения о расколе и сектантстве в епархии // Кишиневские епархиальные ведомости. 1894. № 16. С.255. Автор миссионерского отчета в Кишинёвских епархиальных ведомостях за 1894 г. ошибочно считает, что деревянная церковь была перенесена в г.Измаил не переселенцами 1830 г. (на это есть документальные подтверждения - указ императора Николая 1 и распоряжения генерал-лейтенанта Тучко ва), а переселенцами 1811 г.)
5. Скальковский А.А. Некрасовцы, живущие в Бессарабии // Журнал Министерства внутренних дел. Выл.УШ. 1844. С.80.
6. Советский Измаил. 1998. 16 декабря; Личний архив автора. Указ Николая Павловича, самодержца (копия).
7. Скальковский А.А. Указ. соч. С.80.
8. Филиал Государственного Архива Одесской области (ФГАОО) в г.Измаиле. Ф.514. Оп.1. Д.70. Л.1.
9. Там же.Ф.56. Оп.1. Д.6. Л.39.
10. Там же.Ф.514. Оп.1. Д.70. Л.256.
11. Там же. Л.74.
12. Там же. Ф.56. Оп.1. Д.329. Л2.
13. Статистические сведения о расколе и сектантстве в епархии //Кишиневские епархиальные ведомости. 1894. №16. С. 256.
14. Там же.
15.Смилянская Е.Б. Старообрядчество Бессарабии: история и книжность // Старообрядчество: история, культура, современность. Материалы. М.,1998. С.212.
16. Придунайские вести. 1999. 16 января.
17. Там же.
18. Статистические сведения о расколе и сектантстве в епархии //Кишиневские епархиальные ведомости. 1894. №16. С.256.
19. Там же. С.255.
20. Там же. 1913. №22-23. С.З.
21. Смилянская Е.Б. Указ. соч. С. 212.
22. Селантьва-Скоробогатова В.И. и другие. Вилково: город в дельте Дуная. Одесса, 1996. С.33.
23. Там же. С.34.
24. Там же. С.38.
25. ФГАОО в г.Измаиле Ф.4. On.l. Д.10. Л.З.
26. Там же. Л.1.
27. Материалы экспедиции 1999 г. Синодик Левонтия Сазоновича Малостива, жителя с.Муравлевки Измаильского района Одесской области. Начал писаться в 1904 г.
28. Раскол и противораскольническая миссионерская деятельность Кишиневской епархии в 1912 году // Кишиневские епархиальные ведомости. 1913. №22-23. С.З.
29. Материал экспедиции 1999 г. Синодик Левонтия Сазоновича Малостива, жителя с.Муравлевки Измаильского района Одесской области.Начал писаться в 1904 г.; Вургафт С.Г., Ушаков И.А. Старообрядчество.Лица, предметы, события и символы. Опыт энциклопедического словаря. М.,1996. С.223.
30. Там же.
31. Там же.
32. Монастырев М. Исторический очерк австрийского священства после Амвросия. Казань, 1877. С. 13.
33. Там же.
34. Там же. С.25.
35. Вургафт С.Г., Ушаков И.А. Указ. соч. С.26.
36. Там же. С.50.
37. Состояние раскола и сектантства в Бессарабии // Кишиневские епархиальные ведомости. 1888. №8. С.326.
38. Вургафт С.Г., Ушаков И.А. Указ. соч. С.65.
39. Там же. С.23.
40. Там же С.223.
41. Там же; Материалы экспедиции 1999 г. Дневник.
42. Раскол и противораскольническая миссионерская деятельность Кишеневской епархии в 1912 году // Кишиневские епархиальные ведомости. 1913. 22-23. С.5.
С.В.Таранец
Старообрядчество: история, культура, современность.-М.:2000
|