Книжница Самарского староверия Четверг, 2024-Дек-26, 06:24
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [207]
Москва и Московская область [31]
Центр России [49]
Север и Северо-Запад России [93]
Поволжье [135]
Юг России [22]
Урал [60]
Сибирь [32]
Дальний Восток [9]
Беларусь [16]
Украина [43]
Молдова [13]
Румыния [15]
Болгария [7]
Латвия [18]
Литва [53]
Эстония [6]
Польша [13]
Грузия [1]
Узбекистан [3]
Казахстан [4]
Германия [1]
Швеция [2]
Финляндия [2]
Китай [4]
США [8]
Австралия [2]
Великобритания [1]
Турция [1]
Боливия [3]
Бразилия [2]

Главная » Статьи » История Староверия (по регионам) » Украина

Таранец С.В. Состояние веры у старообрядцев Южной Бессарабии (ХIХ-начало XX вв.)

Убегая от религиозных преследований в России, старообрядцы нашли прибежище в Османской империи. Вообще турки отвра­тительно относились к христианам, но к старообрядцам они были лояльны. Разрешив бежавшим селиться в своих пределах, турец­кое правительство по настоянию старообрядцев подтвердило их право на сохранение духовных традиций и веры, но не потому, что сочувствовало изгнанным. Турки рассчитывали использовать старообрядческий элемент, как неудовлетворенный политикой русского правительства, в своих интересах. Старообрядческие казаки обязывались служить Турции.

Когда же Россия вплотную подошла к пределам Южной Бесса­рабии и включила эти территории в свой состав, возник вопрос о заселении этих полупустых земель. Не остались в стороне от этого процесса и старообрядцы. Самодержавное правительство с целью стабилизации внешнеэкономической ситуации и экономического развития покоренных земель пошло на реальные, неслыханные поступки.

Это был беспрецедентный случай в истории российского законо­дательства касательно старообрядческого вопроса. 25 июля 1811 г. главнокомандующий российскими войсками в Молдавии М.И.Голе-нищев-Кутузов обнародовал указ императора Александра I, в ко­тором всем некрасовцам, "кои пожелали и кои пожелают пересе­литься под власть Его Императорского Величества, вечное про­щение в прежних их винах против государя и отечества Россий­ского" (1). Однако прощения российскими императорами провозглашались и ранее, но они не исполнялись, прежде всего, ими самими или отменялись их последователями. Но и это не главное. Далее в указе Александра I говорилось, что "старооб­рядческие церкви будут по желанию вашему в приличных местах воздвигнуты, и отправление веры христианской по правилам ста­рообрядческим не будет воспрещено или притесняемо никем" (2). Политика Николая I не расходилась с политикой его предшествен­ника.

В 1811 г. из-за границы переселилась первая партия некрасовцев. В 1816 г., в Измаиле, ими начато строительство старооб­рядческого храма Рождества Христова, которое завершилось по одним данным в 1823 г. (3), по другим - в 1831 г. (4). Эта старо­обрядческая церковь есть древнейшая в г.Измаиле. Сначала она служила для общественной молитвы всем некрасовцам, а затем, когда после второго переселения их количество значительно увеличилось, некрасовцы настаивали на разрешении собрать дере­вянную церковь, привезенную в 1830 г. из Бабадагской области. 14 сентября 1830 г. генерал-лейтенант Тучков писал графу Во­ронцову: "некрасовцы весьма преданы своей вере"; "склонить их разобрать церковь, которая одна только и была во всей Северной Болгарии, и перевезть ее в наши границы стоило труда"; что "едва в конце прошедшего месяца они на сие решились", что "теперь это послужит знаком к общему их переселению" (5).

Некрасовцы получили разрешение на сооружение привезен­ной ими деревянной церкви в г.Измаиле, но продолжали настаи­вать на разрешении поставить на ее месте не деревянную церковь, а каменную. 22 июля 1831 г. Николай I разрешил им "вместо предполагавшейся деревянной церкви новую таковую каменную" построить (6). Как долго продолжалось строительство церкви, нам не известно. В 1833 г. ее строительство еще не окончилось. Об этом сообщает распоряжение градоначальника Тучкова (от 12 ян­варя 1833 г.), который, ссылаясь на вышестоящие инстанции, просит старообрядцев ускорить работы по строительству храма. В миссионерском отчете за 1894 г. фигурирует дата 1845 г., кото­рая, на наш взгляд, является неточной. Построенный храм освя­щен в честь святителя Николы.

Для переселенных в 1811 г. некрасовцев российское прави­тельство разрешило образовать в 1812 г. возле Дуная, на расстоя­нии 8 верст от Измаила старообрядческий монастырь (7). Он про­существовал только до 1829 г. (8), а затем был ликвидирован. В распоряжении о ликвидации говорилось: "Состоявший при Дунае в 8 верстах от г.Тучкова старообрядческий монастырь упразднен по высочайшему повелению, по случаю навлеченного бывшими в опале монахами на себя подозрениями в сношениях с турками и укрывательстве беглецов из-за Дуная и прочее" (9). На момент закрытия монастыря в нем насчитывался 21 инок и 4 послушника во главе с игуменом Маркияном. Власти распорядились перевес­ти иноков в Сирковский старообрядческий монастырь Оргеевско-го уезда Бессарабской области, который существовал уже более 80 лет (10) (ликвидирован в 1845-1846 гг.). Вопреки официаль­ным распоряжениям 3 инока переселилось в Куреневский старо­обрядческий монастырь Олыгопольского уезда Подольской губер­нии. За короткий период своего существования Измаильский монастырь построил каменную церковь в честь святителя Николы Чудотворца, келарню, 2 келий, кирпичный погреб, 2 сарая, был огражден камышовым забором с деревянными воротами (11). Ни­кольский монастырь имел земли: пахотной — более 247 дес, се­нокосной около 5 дес; владел 3 виноградниками, общей площа­дью в 10 дес, которые ежегодно приносили прибыль на сумму 1150 руб. (12), а также ветряной мельницей.

В 1868 г. купцом Беляевым в г.Измаиле основан старообряд­ческой женской скит (13). В 1894 г. в нем жило 12 стариц (в этом же отчёте называется и другая цифра — 15), которые расположи­лись в специальном флигеле возле кафедрального собора. Содер­жались они на пожертвования измаильских старообрядцев, а так­же на свои незначительные заработки.

Еще один женский скит существовал в с.Подковке. В Новой Некрасовке, между речками Кугурлуй и Ялпуг в 1863 г. основан старообрядческий мужской монастырь св. Михаила Ар­хангела (14). Приблизительно в 1891 г. монастырскую церковь перекрыли железом и соорудили на ней купол. В указанное вре­мя в монастыре проживало около 40 иноков и бельцов. В 1904 г. здесь жило 30 иноков (15). Позже построили еще один храм в честь Знамения Пресвятой Богородицы. Община Новой Некра­совки выделила монастырю 10 десятин земли. Кроме того, он купил виноградник, яблоневый и грушевый сады, маслобойню. Вся зем­ля поливалась с помощью специального устройства - дулапа (16). По сведениям очевидцев, "двор был чистым, ухоженным, весь в цветах - с ранней весны до зимы" (17). Здесь расположилась боль­шая библиотека рукописных и печатных книг, икон. С приходом советской власти в 1946 г., Кугурлуйский (как его называли мест­ные старообрядцы) монастырь и Измаильский скит были ликви­дированы, имущество разобрано и уничтожено.

В 60-х годах XIX в. в Новой Некрасовке сооружена церковь в честь Ивана Богослова (18). Несколькими десятилетиями ранее, в 1838 г., построена церковь в с.Старой Некрасовке в честь По­крова Пресвятой Богородицы (19). Село Ялпугская Коса в конце XlX в. еще не имело собственной церкви. Богослужение совер­шал священник из Новой Некрасовки.

Еще один старообрядческий мужской монастырь располагался на острове, вблизи п.Вилково, назывался он Вилковским или Петропавловским, от сооруженной там церкви святых апостолов Петра и Павла (20). Название еще одного храма, который суще­ствовал в Вилковском монастыре, не установлено. Иноки монастыря жили каждый в своей келии (в маленьком домике). Об­щего корпуса из-за условий местности не было. В 1904 г. в нем жило 40 иноков (21). Собственной земли монастырь не имел, однако иноки и послушники занимались рыбной ловлей, кото­рая, несмотря на помощь вилковских рыбаков, существенной при­были не приносила. Вообще, Михайлоархангельский и Петропавловский монастыри были бедные. (Последний ликвидировали в 1944 г.).

"В Вилково, где издавна жили рыбаки, всегда помнили о по­кровительстве всех, по морю плавающих и в путь шествующих. Это св.отец Никола, архиепископ Мирликийский чудотворец" (22), - пишет В.И.Селантьева, исследователь истории г.Вилкова. Действительно, Никола Чудотворец пользовался особым почитанием у вилковчан. Ежегодно в день его памяти они приносили св.Ни­коле щедрую жертву. В честь этого святого вилковчане сооруди­ли в посаде храм, фундамент которого заложили в 1907 г., а его строительство начали в 1911 г. 3 мая 1913 г. епископ Кирилл Балтский и Одесский освятил храм в Ново-Вилкове (23). Храм Нико­лы Чудотворца построили позже уже существовавшей церкви Рож­дества Богородицы. Последняя ведет отсчет своей истории с 1855 г. Ее соорудили в центральной части посада. До нее на этом ме­сте приблизительно с 1830 г. на специально вымощенную сагу (насыпь) заложили деревянную часовню (церковь), освященную в честь Покрова Пресвятой Богородицы (одноименной запорож ской церкви, существовавшей к этому времени в Вилково) (24). В 1843 и 1853 гг. пожар дважды уничтожал этот храм. После последнего пожара старообрядцы решили построить новую, ка­питальную церковь, которая получила впоследствии название Рож­дества Богородицы. Со временем, в связи с удвоением количе­ства старообрядческого населения Вилково, она стало тесной, так что на каждую кв. сажень во время богослужения приходилось более .40 богомольцев. В обращении к власти по этому поводу отмечалось, что старообрядцы "ревностно посещают церковные бо­гослужения, во время богослужения дома никто не остается" (25), поэтому от тесноты, образованной толпой, участились случаи, когда прихожане стали терять сознание. Кроме этого, отмеча­лось, что еще в 1871 г. 18 семейств под давлением румынских властей переселились за Гусев канат на турецкую территорию и положили начало Ново-Вилково. Уже в 90-х годах XIX в. там жило около 50 семейств. По объяснениям староверов, во время наводнения новопоселенцы не имели возможности посещать храм. По действующему в Вилково румынскому коммунальному за­кону, органы местного самоуправления выбирались пропорцио­нально численности этнических групп, проживающих в посаде. Так, старообрядцы, которые составляли 2/3 от общего количе­ства вилковчан, имели право формировать посадскую управу, назначая исключительно из своей среды посадского голову (заме­стителем, как правило, был представитель от украинцев, они, вместе с небольшой частью евреев, составляли 1/3 от всего насе­ления Вилково). Очень часто посадская управа принимала реше­ния, которые выражали прежде всего интересы старообрядцев. Так случилось, когда возник вопрос о сооружении уже выше упо­мянутого старообрядческого храма. Управа приняла решение о сборе средств от рыбной торговли всего населения посада. Одна­ко канцелярия Бессарабского губернатора не утвердила решение посадской управы (26). Власти не только запретили собирать сред­ства с украинцев и евреев, но и определили, что существующий храм может вмещать всех старообрядцев посада.

Таким образом, строительство второго старообрядческого храма в Вилково затя­нулось до 1907 г., когда староверы, уже без особого разрешения государя (провозглашена свобода совести Манифестом 1905 г.) могли приступать к строительству церкви Николы Чудотворца. 10 октября 1909 г. освящен женский монастырь Усекновения честнейшей главы Иоанна Предтечи в старообрядческом с.Муравлевке епископом Бессарабским и Бендерским (Измаильским) Петром (27), который приложил немало усилий к его открытию. По сведениям миссионеров, монастырь, можно сказать, устроенней мужских (28). Кроме церкви, келарии и дома священни­ка, тут построено 4 флигеля, в которых располагаюсь до 40 ино­кинь. Женский монастырь жил в основном на жертвоприноше­ния. В 1913 г. здесь пребывал на покое основатель монастыря - епископ Петр Бессарабский и Бендерский, принявший схиму в 1910 г. (29). В 1948 г. советская власть ликвидировала монас­тырь.

Еще задолго до учреждения монастыря муравлевские миря­не построили в своем селе Покровскую церковь. Ливонтий Созонович Малостив - житель с.Муравлевки по этому поводу сделал в своем синодике следующую запись: "Старая церковь во имя По­крова пресвятые Богородицы в селении Муравлевки. Освятися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа и водружен бысть крест сий церкви пресвятая Богородицы честного и славного ея Покрова в лето седмъ тысяч триста шестдесят седьмое, месяца октября, 14 день при держанием князе Александре и при митро­полите Белокриницком Кирилле, при архиепископе Аркадии Васлуйском освящена в 1858 г." (30). 9 мая 1913 г. на месте старой "была закладчена новой каменной церкви во имя Покрова пресвя­тые Богородицы при императоре Николае Александровиче, при мит­рополите Макарии белокриницком, при Кирилле одесском" (31)

С утверждением советской власти в Южной Бессарабии все ста­рообрядческие монастыри и скиты были ликвидированы, на се­годняшний день ни один из них не возобновлен.

Преобладающее большинство бессарабских и румынских ста­рообрядцев было поповцами. На момент образования Белокриницкой церковной иерархии их количество в Молдавии и Валахии колебалась в пределах 20 тыс. человек. Приблизительно такое же количество было в Бессарабской области. Чтобы окормить такое количество староверов, нужен был не один десяток священни­ков. Но по причине отсутствия своей Церкви (здесь и далее имеется в виду отсутствие у поповцев трехчинной иерархии – прим. Самарского староверия), старообрядцам хронически не хватало священников, а те, которые были, ис­полняли требы не дёшево. Среди липован региона, как, в прин­ципе, и среди всего старообрядчества, остро ставился вопрос об учреждении законной Церкви. В 1846 г. в с.Белая Криница (Ав­стрия) основана старообрядческая митрополия. Старообрядцы Южной Бессарабии, ввиду своего близкого расположения к это­му селу, одними из первых получили епископа. Им стал Алимпий, рукоположенный для г.Тульчи 27 сентября 1850 г. митропо­литом Белокриницким Кириллом, епископом Онуфрием Браиловским и епископом Аркадием Славским (32). Последний окормлял приходы Южной Бессарабии до откры­тия епархии в Тульче. Во время Крымской войны российское правительство арестовало Аркадия и Алимпия и заключило в Суз­дальский монастырь (33). По отсутствии в Тульче епископа, 22 мая 1861 г. туда назначили епископом Иустина.

Турки из политических соображений терпимо отнеслись к об­разованию Белокриницкой иерархии. После Крымской войны, когда Южная Бессарабия опять вошла в состав Румынии, ее пра­витель князь Куза, сторонник Франции, всячески поддерживал старообрядцев, несмотря на жалобы митрополита Ясского Сафрония (Румынская православная церковь). Специально для при­соединенных от России бессарабских земель 22 августа 1854 г. руко­положили епископа Аркадия, получившего титул - Васлуйского (34). В 1857 г. он переведен на Измаильскую епархию (35). Когда в феврале 1860 г. епископ Аркадий приехал в Новую Мол­давию (так называли присоединенные земли румыны), то мест­ные власти приняли его с большими почестями. С этого времени он поселился в г.Измаиле, где и служил архиерейские службы. А измаильский храм святого Николы Чудотворца превращается в кафедральный. Возле него сооружается резиденция епископа.

26 сентября 1860 г. в Измаил прибыл министр внутренних дел Румынии. Среди других он принял делегацию старообрядцев и "немедля приказал выдать васлуйскому архиепископу надлежащий вид на свободный проезд по всей Молдавии (36). Министр также закрепил за Аркадием титул архиепископа, что позже было ут­верждено распоряжением Совета министров Румынии. Комитет министров России, после Берлинского договора, признал сан старообрядческого архиепископа в г.Измаиле (37).

После смерти Аркадия измаильскую кафедру 6 декабря 1877 г. занял Висарион (38). До сего он занимал Тульчинскую кафедру, на которой пребывал с 16 декабря 1873 г. Умер в г.Измаиле в 1888 г. По прошению всех старообрядческих общин епархии на место Висариона возвели игумена Петропавловского монастыря Анаста­сия. Рукоположил его во епископы Силуан Кавказский. С 1901 г. по временному поручению Освященного Собора Анастасию раз­решено управлять Киевской и Балтской епархиями. 14 февраля 1906 г. епископ Анастасий умер в г.Измаиле (39).

23 июня 1907 г. на Измаильскую епархию назначили еписко­пом Петра (Павла Ивановича Иванова) Бессарабского и Бендер-ского - неокружнического епископа, который примирился с Церковью 9 апреля 1907 г. на соборе в г.Бендерах (40). Петр воз­веден во епископы неокружным епископом Симеоном Бессараб­ским и Иосифом Нижегородским. На Бендерском съезде он при­мирился с епископом Михаилом, который принадлежал к партии иовцев. Свою жизнь окончил 3 (10) июля 1916 г. в Иоаннобогословском монастыре, расположенном в скалах на расстоянии 2 верст от с.Плоского Херсонской губернии, где и похоронен (41).

Преобладающая масса проживающих в Бессарабии старообряд­цев была поповцами, совсем незначительная - беспоповцы. Од­нако после появления в Москве в 1863 г. Окружного послания в Белокриницкой церковной иерархии получился раскол.

Определенная роль в расколе старообрядческой Церкви при­надлежала одиозной фигуре, которой был митрополит Белокриницкий - Кирилл. Он принимал позицию то одной, то другой стороны. Противоречия не оставили в стороне Южной Бессара­бии, стоящей на пути между Белой Криницей и Москвой- Мест­ные старообрядцы разделились на два противоборствующих лаге­ря, очень часто враждебных друг другу. Даже среди неокружни-ков не было согласия. В 1912 г. у них получился раскол. Неокружнический епископ Павел Рязанский, ставленник епископа Иосифа Нижегородского в с.Покровке Сорокского уезда и в г.Бен­дерах отделил часть своих сторонников от последователей еписко­па Мефодия Куреневского, ставленника епископа Иова Москов­ского (42).

К 1917 г. в Южной Бессарабии выделились следующие группы старообрядцев-поповцев: окружники, неокружники-иосифовцы, неокружники-иовцы и другие.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Статистические сведения о расколе и сектантстве в епархии // Ки­шиневские епархиальные ведомости.  1894. №16. С.254.

2.   Там же.

3.   Советский Измаил. 1997. 23 октября; Материалы экспедиции 1999 г.
Воспоминание В.С.Борисова.

4.   Статистические сведения о расколе и сектантстве в епархии // Ки­шиневские епархиальные ведомости. 1894. № 16. С.255. Автор миссионерского отчета в Кишинёвских епархиальных ведомостях за 1894 г. ошибочно считает, что деревянная церковь была перенесена в г.Измаил не переселенцами 1830 г. (на это есть документальные подтверждения - указ императора Николая 1 и распоряжения генерал-лейтенанта Тучко­
ва), а переселенцами 1811 г.)

5.   Скальковский А.А. Некрасовцы, живущие в Бессарабии // Журнал Министерства внутренних дел. Выл.УШ. 1844. С.80.

6.   Советский Измаил. 1998. 16 декабря; Личний архив автора. Указ
Николая Павловича, самодержца (копия).

7.     Скальковский А.А. Указ. соч. С.80.

8.     Филиал Государственного Архива Одесской области (ФГАОО) в
г.Измаиле. Ф.514. Оп.1. Д.70. Л.1.

9.     Там же.Ф.56. Оп.1. Д.6. Л.39.

10.  Там же.Ф.514. Оп.1. Д.70. Л.256.

11.  Там же. Л.74.

12.  Там же. Ф.56. Оп.1. Д.329. Л2.

13.  Статистические сведения о расколе и сектантстве в епархии //Кишиневские епархиальные ведомости. 1894. №16. С. 256.

14.  Там же.

15.Смилянская Е.Б. Старообрядчество Бессарабии: история и книж­ность // Старообрядчество: история, культура, современность. Материалы. М.,1998. С.212.

16.   Придунайские вести. 1999. 16 января.

17.   Там же.

18.   Статистические сведения о расколе и сектантстве в епархии //Кишиневские епархиальные ведомости. 1894. №16. С.256.

19.   Там же. С.255.

20.   Там же.  1913. №22-23. С.З.

21.   Смилянская Е.Б. Указ. соч. С. 212.

22.   Селантьва-Скоробогатова В.И. и другие. Вилково: город в дель­те Дуная. Одесса, 1996. С.33.

23.   Там же. С.34.

24. Там же. С.38.

25.    ФГАОО в г.Измаиле Ф.4. On.l. Д.10. Л.З.

26.    Там же. Л.1.

27.    Материалы экспедиции 1999 г. Синодик Левонтия Сазоновича Малостива, жителя с.Муравлевки Измаильского района Одесской обла­сти. Начал писаться в 1904 г.

28.    Раскол и противораскольническая миссионерская деятельность Кишиневской епархии в 1912 году // Кишиневские епархиальные ведомости.  1913. №22-23. С.З.

29.    Материал экспедиции 1999 г. Синодик Левонтия Сазоновича Ма­лостива, жителя с.Муравлевки Измаильского района Одесской области.Начал писаться в 1904 г.; Вургафт С.Г., Ушаков И.А. Старообрядчество.Лица, предметы, события и символы. Опыт энциклопедического сло­варя. М.,1996. С.223.

30.    Там же.

31.    Там же.

32.    Монастырев М. Исторический очерк австрийского священства
после Амвросия. Казань, 1877. С. 13.

33.    Там же.

34.    Там же. С.25.

35.    Вургафт С.Г., Ушаков И.А. Указ. соч. С.26.

36.    Там же. С.50.

37.    Состояние раскола и сектантства в Бессарабии // Кишиневские епархиальные ведомости. 1888. №8. С.326.

38.    Вургафт С.Г., Ушаков И.А. Указ. соч. С.65.

39.    Там же. С.23.

40.    Там же С.223.

41.    Там же; Материалы экспедиции 1999 г. Дневник.

42. Раскол и противораскольническая миссионерская деятельность
Кишеневской епархии в 1912 году // Кишиневские епархиальные ведомости.  1913. 22-23. С.5.

С.В.Таранец

Старообрядчество: история, культура, современность.-М.:2000

 

Категория: Украина | Добавил: samstar-biblio (2007-Окт-22)
Просмотров: 3734

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz