Книжница Самарского староверия Вторник, 2024-Ноя-05, 13:23
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Миссионеры против староверия [29]
Мифы о староверии [9]
Современные "борцы с расколом" [8]

Главная » Статьи » Антистарообрядческая пропаганда » Миссионеры против староверия

Бубнов Н.Ю. Поморские ответы – главная книга старообрядцев

Поморские ответы, или «Ответы пустынножителей на вопросы иеромонаха Неофита» были созданы в Выговской старообрядческой пустыни в 1723 г. в ответ на 106 вопросов, присланных на Выг православным миссионером Неофитом. Этот гигантский апологетический труд потребовался в связи с указом Петра I от 22 апреля 1722 г., которым предписывалось: «Послать немедленно к староверам, проживающим в Олонецком уезде, из Синода духовное лицо для разглагольствия о происходящем церковном несогласии и для увещания» (1).

Во исполнение указа, в конце сентября того же года на олонецкие Петровские заводы прибыл учёный иеромонах Неофит и к началу декабря передал выговским пустынножителям свои вопросы с требованием в короткий срок написать ответы и явиться «для разглагольствия». К 21 июня 1723 г. рукопись «Ответов», с большим мастерством написанная в двух экземплярах, была сдана в канцелярию Петровских заводов. Первый экземпляр предназначался «господину присланному учителю иеромонаху Неофиту», а второй «для подачи императору через ландрата Олсуфьева». 4-5 сентября состоялся публичный диспут Неофита с выговскими «отцами» Мануилом Петровым и Иваном Анкидиновым, после чего 1 экземпляр привезённых старообрядцами «Ответов» был выслан в Синод. Об этом экземпляре известно, что он был подписан Даниилом Викуловым, старостой Ипатом Ефремовым и выборными от скитов, всего девятью лицами (2).

С тех пор судьба подлинных списков «Поморских ответов» долгое время оставалась неизвестной. Судьбу синодального списка Удалось проследить В.Г. Дружинину, обратившемуся к материалам Синодального архива (3). Как известно, опровержение «Ответов», после признанного неудачным «разглагольства» иеромонаха Неофита со старообрядцами было поручено учёному богослову Феофилакту Лопатинскому, который представил написанный им труд Синоду в 1734 г. Питирим, епископ Нижегородский, взял этот труд для просмотра, а в 1742 г. рукопись была направлена для нового рассмотрения и дополнения Арсению Мацеевичу, митрополиту Тобольскому, переведённому затем (с 28 мая 1742 г.) на Ростовскую митрополичью кафедру. Последний обратился в Синод (7 октября 1743 г.) с просьбой прислать ему для работы подлинный экземпляр «Поморских ответов», что и было исполнено 16 ноября того же года (4). Тогда же в архиве Синода было сделано подробное описание этой рукописи, однако о возвращении её в архив никаких данных не оказалось (5). В 1745 г. Арсений Мацеевич закончил редактирование и дополнение книг Феофилакта Лопатинского «Обличение неправды раскольнической» (6). Арсением Мацеевичем было также составлено «Дополнение обличения Ответов раскольнических, пустосвятами выгорецкими предложенных» (7). Для завершения всех этих работ автору несомненно требовался оригинал «Ответов». Кроме того, текст «Ответов» мог быть нужен Ростовскому митрополиту и для лекционной работы в открытой им в 1747 г. в Ярославле славяно-латинской семинарии. Однако просветительская деятельность митрополита внезапно оказалась прерванной из-за его активного протеста против введения правительством монастырских штатов и секуляризации церковных земель. В апреле 1763 г. Арсений Мацеевич был вызван в Синод, лишён святительского сана и заключён в Ревельскую крепость, где и скончался в 1772 г. (8). Эти события не могли не отразиться самым пагубным образом на судьбе личной библиотеки митрополита, где временно находился подлинный экземпляр «Поморских ответов». В 1763 г. по указу Сената была составлена опись библиотеки Арсения Мацеевича, по которой в ней числилось 337 рукописей и книг (9). Однако «Поморских ответов» в их числе не оказалось (10).

О дальнейшей судьбе этой примечательной рукописи за последующие полтора века можно только гадать. Очевидно лишь то, что выполненное старообрядцами в 1911 г. издание «Поморских ответов» «в лист» в типографии Преображенского богадельного дома в Москве было осуществлено именно по этой рукописи. В.Г. Дружинин особо отметил воспроизведенное в этом издании факсимиле подписей вышеупомянутых выборных лиц от выгорецких скитов, пославших рукопись «на рассмотрение» иеромонаху Неофиту (11).

В том же 1911 г. в Москве было осуществлено ещё одно издание (Поморских ответов»: в типографии П.П. Рябушинского, в 4°, на средства Московского старообрядческого братства Честного и Животворящего Креста Господня. Оригиналом для этого издания послужила та же подлинная рукопись, что следует из её краткого описания, содержащегося в статье «От издателей», открывающей книгу. В этом описании приводится не только перечень подписей выборных лиц от семи поморских скитов и указывается расположение этих подписей в оригинале, но приведена скрепа синодального секретаря Ивана Муринова, идущая по листам книги и повторённая несколько раз. Различия между двумя московскими изданиями 1911 г. и неточности воспроизводства ими копируемого оригинала подробно рассмотрены в книге В.Г. Дружинина и останавливаться на них мы не будем. Отметим лишь важное замечание исследователя о том, что включённых в оба московских издания (в 2° и в 4°) правительственных указов, истории создания «Ответов» и инструкции, данной Неофиту, не было и не могло быть в подлинной рукописи, и откуда они взяты для этих изданий, нигде не указано (12). Отметим также, что, как стало ясно лишь сравнительно недавно, В.Г. Дружинин имел возможность посмотреть и подержать в руках как имевшийся в распоряжении издателей оригинал «Ответов», так и второй подлинный экземпляр, предназначавшийся для отсылки императору и хранившийся, как можно предполагать, в канцелярии Петровских заводов (13). Обе эти рукописи В.Г. Дружинин нашёл в доме московского старообрядца-поморца Егора Егоровича Егорова (1863-1917), который взял с него слово сохранить этот визит в тайне. Как стало известно впоследствии, 1 экземпляр подлинных «Поморских ответов» - с автографами выговских «отцов» - был куплен собирателем у известного книготорговца СТ. Большакова 15 февраля 1893 г. (№193 собрания Егорова) за 75 Руб., а другой, предназначавшийся для императора - у М.Т. Вострякова в июне того же года (№194) за 100 руб. (14). В 1919 г. коллекция Рукописей Е.Е. Егорова поступила в РГБ, где и хранится поныне (15).

Не следует, однако, ограничивать историю «Поморских ответов» и рукописную традицию этого памятника судьбой двух её первоначальных «официальных» списков. Несомненно, что текст «Ответов» был коллективным трудом целой группы книжников Выга во главе с наставником Андреем Денисовым. По особому плану выговские отцы собирали документальные свидетельства и материалы для этого грандиозного полемического труда, используя значительный накопленный ранее материал по ревизии старообрядцами церковной реформы патриарха Никона (16). Ближайшими помощниками Андрея Денисова были его брат Семён Денисов, Трифон Петров и Леонтий Федосеев (17). Однако ни один из истинных авторов книги, из опасения ареста и репрессий, не был отпущен выговскими жителями для «разглагольства» с иеромонахом Неофитом. Нет их «рукоприкладства» и в экземплярах книги, приготовленных для Синода и императора. Однако в копиях, снятых в том же 1723 г. для самого Выгорецкого общежительства, для других поморских скитов и других старообрядческих общин, в конце послесловия сделана приписка: «Божиею помощию и заступлением пречистыя Богородицы и всех святых. Всепустынное общетрудное советоответное извещение наше егда довершихом, и тогда е рукоприкладованием достоверствовахом ныне. Аминь». Если читать начальные буквы слов этой «тайнописной» записи с конца к началу, то получится: «Андреи Денисов». Далее следует датирующая труд запись: «Лета от мироздания 7231-го, месяца июня 21-го». И.Н. Заволоко приводит в своей статье эту запись по рукописям из собрания М.И. Чуванова и Рижской Гребенщиковской общины (№1624 и 1625), называя 1723 г. временем создания этих списков (18). Однако этот вывод не безусловен. Июнем 1723 г. датировался выговский оригинал «Поморских ответов», имевший личную подпись Андрея Денисова, который до сих пор не найден.

Несомненно, однако, что в 1723 г. и в последующие несколько лет на Выгу было сделано несколько копий с названного оригинала, причём копировалась и выходная запись, с датой создания сочинения и именем его автора. Только в БАН имеется несколько таких копий, 2 из которых имеют точную дату переписки (19). Весьма интересен экземпляр «Поморских ответов» из собрания старообрядческих Белокриницких митрополитов (БАН, Белокриницкое собр. №81), написанный во второй четверти XVIII в. Эта рукопись, найденная археографами БАН в с. Белая Криница на Буковине, послужила оригиналом для первого старообрядческого издания «Поморских ответов», осуществлённого в Мануйловском Никольском монастыре в 1884 г. (20). Особую группу списков «Поморских ответов» составляют списки, которые мы предлагаем называть «миссионерскими». Такие рукописи изготовлялись в духовных ведомствах для нужд миссионеров, ведущих полемику (публичные диспуты) со старообрядцами, а также для преподавателей духовных семинарий. Миссионерские рукописи выделяются рядом признаков, позволяющих отличить их от рукописей, написанных в старообрядческой среде. Как правило, они написаны канцелярской скорописью и переплетены в обтянутые кожей картонные переплёты без застёжек. Такие рукописи часто не содержат киновари в заголовках и инициалах, обычно не имеют заставок и концовок, рисунков «ручек» на полях. Часто они пронумерованы постранично (а не полистно), арабскими цифрами, имеют отчерченные с 2 сторон поля. Их отличительной особенностью являются частые пропуски текстов, которые, по мнению миссионеров, были не нужны или опасны в полемике со старообрядцами, а также закладки в виде выступающих за блок полосок бумаги или материи, сделанные для удобного нахождения в тексте нужной цитаты (21). В основе как старообрядческих, так и «миссионерских» списков «Ответов» лежит тот же выговский оригинал, имеющий авторскую «тайнописную» заверку.

Состав всех ранних по времени написания списков «Поморских ответов» первоначальной «выговской» редакции таков: 1) Оглавление; 2) Предисловие; 3) Увещание; 4) 106 вопросоответов; 5) Надсловие; 6) Заверочная «тайнописная» запись Андрея Денисова. Однако, начиная с 60-х годов XVIII в., в этих списках появляются новые тексты. Это указы Сената, Синода и канцелярии Петровских заводов, сделанные по распоряжению Петра I и касающиеся духовной миссии иеромонаха Неофита, причин и обстоятельств его приезда на Петровские заводы и создания «Поморских ответов». Вместе с этими документами в книгу включается обращение Выговских жителей к царю и новое старообрядческое сочинение — «История краткая о Ответах сих» — написанное на основании названных указов, на которые в его тексте даются ссылки (22). Причины и обстоятельства появления этих текстов в рукописной традиции пока не вполне ясны, однако имеющиеся у нас факты дают возможность сделать некоторые наблюдения и заключения.

Прежде чем приступить к рассмотрению названных новых текстов, появившихся в списках «Ответов», заметим, что, по нашим Наблюдениям, тексты указов и «Истории краткой» появляются почти одновременно как в собственно старообрядческих, так и в «миссионерских» списках. В последних тексты указов, как правило, предваряются словом «копия», что говорит об их первоначальной переписке писцами-канцеляристами, так как в старообрядческих сочинениях ставить такие пометы было чаще всего не принято. Иногда тексты указов переписывались на отдельных листах, которые затем вшивались в уже существовавшие кодексы «Поморских ответов» Такова, например, старообрядческая рукопись БАН, происходящая из библиотеки Белокриницких митрополитов (Белокр. 27) основная часть которой написана на бумаге 40-х годов XVIII в., а дополнительная (содержащая указы и «Историю краткую») — в на-''! чале XIX в. (23), а также БАН, 25.6.8, 50-х годов XVTII в., в которой указы вшиты в виде отдельной тетради, бумага которой датируется 60-ми годами XVIII в. (24). Несмотря на то, что во всех старообрядческих изданиях тексты указов и «Истории краткой» были опубликованы, они включались в эти издания по дополнительным, поздним спискам, что отметил ещё В.Г. Дружинин (25). О первом старообрядческом издании 1884 г. в Мануйловском Никольском мо-. настыре и о 2 изданиях Преображенской печати 1911 г. (в 2° и в 4°), мы уже говорили выше. В.Г. Дружинин упомянул ещё об одном старообрядческом издании «Ответов», вышедшем в Уральске в том же 1911 г. (26). Издатели использовали в качестве оригинала рукопись РНБ, собр. Погодина №1248, датируемую, по писцовой записи, 1729 или 1728 гг. Однако у нас, вслед за В.Г. Дружининым, имеются большие сомнения в достоверности такой датировки (27).

Приведём названия 4 правительственных указов, тексты которых были опубликованы в Мануйловском издании 1884 г. и повторены в Преображенском издании 1911 г. в 2°:

1) «Указ Его Величества императора и самодержца всероссийскаго из Сената, Петровских заводов управителю». На поле: «Литера А». Нач.: «Прошедшаго июля 11 дня в поданном в Сенат из Святейшаго Синода ведении, написано». В конце текста: «На подлинном подписано тако: обер- секретарь Иван Позняков; секретарь Иван Ларивонов, канцелярист Федор Неронов. Августа 17 дня, 1722 году».

«Указ Его Величества императора и самодержца всероссийскаго из святейшаго правительствующаго Синода, Петровских заводов лантрату господину Муравьеву». На поле: «Литера Б». Нач.: «В нынешнем 1722 году, апреля в 22, всепресветлейший державнейший Петр Великий». В конце текста: «На подлинном подписав тако: обер секретарь Тимофей Палехин; секретарь Герасим Се-меНов; канцелярист Ермолай Пасторов. Июля 5 дня, 1722 году».

3) «По указу Его Величества императора и самодержца всероссиискаго от святейшаго правительствующаго Синода. Инструкция». На поле: «Литера В». Нач.: «Обретающемуся при Синоде у раскольнических дел иеромонаху Неофиту». Всего 17 пунктов. В конце текста: «На подлинном подписано тако по листам: обер секретарь Тимофей Палехин; секретарь Герасим Семенов; канцелярист Ермолай Пасторов. Августа в 8 день, 1722 году».

4) «Указ Его Величества императора и самодержца всероссийскаго ис канцелярии Петровских заводов подьячему Ивану Ефимову». На поле: «Литера Г». Нач.: «Понеже в нынешнем 722-м году, февраля в 28 день». В конце текста: «На подлинном подписано тако: лантрат Муравьев» (28).

Обращает на себя внимание литерная нумерация указов славянскими буквами А-Г, проставленными на полях, которые имеются в большинстве списков «Ответов» и в изданиях. Проставлены эти литеры и в ссылках на указы в «Истории краткой» (29). Из этого следует, что автор сочинения уже имел в своём распоряжении копии названных указов. Более того, есть основания предполагать, что именно ему принадлежит введение этой литерной нумерации указов, так как в миссионерских списках эти обозначения отсутствуют и тексты указов предваряет лишь помета «копия».
 

Отметим также, что некоторые списки сохранили 2 дополнительных правительственных указа, отсутствующие в старообрядческих изданиях «Поморских ответов» и бытующие без литерного сопровождения. Приводим названия этих указов:

5) «Копия. Указ Его Величества императора и самодержца всероссийскаго ис канцелярии Петровских заводов выгорецким жителем Данилу Викулину, Андрею Денисову с товарищи». Нач.: «Прошедшаго 1722 году ноября 22, по его явленной канцелярии, с указом Его Величества послан был к вам подьячий Иван Ефимов». В конце текста: «1723 году, марта дня. На подлинном указе подписано сице: лантрат Григорий Муравьев» (30).

6) "Копия. Указ Его Величества, императора и самодержца всероссийскаго ис канцелярии святейшаго правительствующаго СиноДа на Петровские заводы, ландрату господину Муравьеву». Нач.: «В прошлом 722-м году, августа 8». В конце текста: «На подлинном указе подписано тако: обер секретарь Тимофей Палехин, секретарь Герасим Семенов, канцелярист Лев Ражев. Июня 24, 1723 году» (31)

В первом из указов, посланном ландратом Петровских заводов Григорием Муравьёвым на Выг к Даниилу Викулину и Андрею Де. нисову в марте 1723 г. (№5), им под угрозой гражданскою суда и казни предписывается немедленно явиться на «разглагольствование» с иеромонахом Неофитом и представить написанные ответы на 106 предложенных им ранее вопросов. Во втором указе (№6), посланном из Синода к ландрату Муравьёву 24 июня тою же года, в ответ на доношение Неофита о том, что выговцы готовы провести «разглагольствие» после 30 июня 1723 г. с выборными от скитов «на то определёнными», а не с авторитетными «учителями» - Даниилом Викулиным и Андреем Денисовым, Синод требует у Муравьёва поставить перед выговцами условие, чтобы выборные на предстоящее «разглагольствие» были формально уполномочены от скитов на ведение диспута и принятие решений от имени всего «согласия обывателей» Выга. Оба эти указа были, несомненно, известны автору «Истории краткой». Первый из них (№5) прямо назван в тексте этого сочинения: «В марте месяце того же (1723. — Н.Б.) года указ ис канцелярии к нам в пустынножительство прииде, повелевающь с написанными ответы немедленно к разглагольству с ним, иеромонахом, прийти» (32). Второй указ (№6), хотя в сочинении и не назван, однако выговцы его знали, так как, посылая рукопись «Поморских ответов» на Петровские заводы, они поступали именно так, как предписывал им Синод в указе от 24 июня 1723 г.: «Тако ответы многотрудно и многопопечительно сготовившим, тако общесоборне в общежительство собравшимся, сице ответы написанныя прочтоше и рукописанием подкрепихом. Сице с общежительства и скитов десять братии избравше, с ответами на разглагольство и разглагольства слушати, на заводы в том же июне месяце отпустихом» (33). Этими выборными были от общежительства - Мануил Петров, а от скитов - Иван Анкидинов (34).

Ещё 2 документа, касающиеся регламентации жизни старообрядцев Выга, нам удалось обнаружить в рукописи «Поморских ответов», хранящейся в Книжнице Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины. Рукопись выговского происхождения и датируется по филиграням третьей четвертью XVIII в. Первый из них (№7), содержащий обращение выговцев к императору Петру 1», относится н0Сится приблизительно к началу 1724 г. Он содержит жалобу на преследование торговых представителей Выга и промысловиков правительственными чиновниками и просьбу к императору издать указ, регламентирующий отношение общины с окружающим её миром. Обращение выговцев к императору Петру I (№7) не датировано и, как и последующий указ (№8), прямо не связано с составлением «Поморских ответов». Однако оно важно для характеристики сложившихся взаимоотношений выговцев с императором и Синодом после происшедшего диспута старообрядцев с иеромонахом Неофитом. Ответом царя на это обращение стал указ Петра I от 10 марта 1724 г. (через Сенат) к олонецкому ландрату Муравьёву, в котором последнему было велено давать разрешения («проезжия письма») на поездки выговцев за пределы монастыря по своим нуждам и принять меры к пресечению участившихся случаев побега жителей суземка в Сибирь.

7) «Копия. Всепресветлейший, державнейший император и самодержец всероссийский Петр Великий, отец отечествия, государь всемилостивейший». Нач.: «Живем мы, убожайшии раби твои, по обещанию нашему Олонецкаго уезда в Выговских пустынях». В конце текста: «Вашего императорскаго величества нижайший раби и богомольцы, Олонецкаго уезда Выгопустыннии жители» (35).

8) «Копия. „Указ его величества императора и самодержца всероссийскаго из Сената на Олонец, лантрату Муравьеву"». Нач.:«По указу его императорскаго величества, писанному его величества собственною рукою о расколыциках, которыя живут близь Повенца и бегут в Сибирь». В конце текста: «На поданном указе подписано тако: Обор секретарь Онисим Маслов. Секретарь Матфей Козьмин. Канцелярист Петр Ларионов. Подан в канцелярию 10 Дня марта 1724 году» (36).

Итак, рукописная традиция сохранила для нас 8 документов (6 Указов, обращение выговцев к императору и «Инструкцию»), большинство из которых связанно с миссионерской задачей иеромонаха Неофита на Петровских заводах в 1722 и 1723 гг. Где же хранились все эти документы и каким путём попали они к старообрядцам? Несомненно, что полный комплект этой переписки должен был храниться в архиве Правительствующего Синода. Копии с большинства документов были сделаны для Неофита: «он, иеромонах,

Синода и послан с указом и пунктами („Инструкцией". — Н.Б.) и книгами» (37). Можно предполагать, что часть этих документов отложилась в Канцелярии Петровских заводов вместе с одним из двух оставшихся там подлинных «подносных» экземпляров «Поморских ответов», привезённых с Выга. В самом Выговском общежи-тельстве могли храниться лишь некоторые указы (например, №5) те же, что находились тогда в государственных и церковных учреждениях — выговцам были недоступны.

Как мы уже говорили ранее, рукописная традиция свидетельствует о том, что весь комплекс документов, относящихся к миссии иеромонаха Неофита, попал в рукописную традицию не ранее 50—60-х годов XVIII в., причём, возможно, сначала в миссионерские списки «Поморских ответов», в составе которых мы находим и «дополнительные» указы (№5 и 6), отсутствующие в старообрядческих копиях этой книги. Мы уже говорили о том, что митрополит Арсений Мацеевич в 1743 г. затребовал из Синода подлинный экземпляр «Поморских ответов» для своей исследовательской и миссионерской работы. Вместе с «Ответами» для него вполне могли быть высланы в Ярославль и все документы, относящиеся к обстоятельствам создания этого памятника. Синодальный экземпляр «Ответов» с приложенными к нему указами и инструкцией мог послужить протографом для изготовления «миссионерских» копий, в период с 1747 по 1763 гг. снятых с согласия (или по заказу) митрополита для Ярославской духовной семинарии, где он преподавал, или для миссионерских целей. Один из подобных миссионерских списков вполне мог попасть к старообрядцам и послужить протографом для дальнейшей переписки. Копировалась или вся книга целиком, или только документальное приложение к ней, которое затем вшивалось в уже имевшиеся в каждой старообрядческой общине кодексы «Поморских ответов».

Мы можем предполагать также, что один из комплектов вышеназванных указов попал на Выг. Ведь именно здесь, на Выгу, на основе полученных, новых для выговцев, документов была написана «История краткая», о чём свидетельствует сам текст этого сочинения: «Посланнии же, подьячий и солдат с указом и вопросами, прибыша к нам в Выгорецкое общежителъство онаго декабря (1722 г. - Н.Б.) в первых числах, и превезе с собою подьячий форму, сочиненную от иеромонаха Неофита, противо которыя приказано ему от него взяти у нас, выгорецких пустынножителей, скаску, в ней же написано от нашего лица, что нам на присланныя вопросы написати ответы и с теми ответами определенным от нас, стати к нему, иеромонаху, на разглагольствие» (38). И ниже: «В марте месяце того же года указ ис канцелярии к нам в пустынножительство прииде, повелевающь с написанными ответы немедленно к разглагольству с ним, иеромонахом, приити» (39).

Кого же из выговских «отцов» следует считать автором разбираемого сочинения? Напомним, что руководителем и наставником Выга в 1744-1759 гг. был Мануил Петров - главный участник «разглгольства» 1723 г. с иеромонахом Неофитом, известный писатель и полемист, хорошо помнивший все обстоятельства давнего диспута. Именно ему, с наибольшей долей достоверности, можно, на наш взгляд, приписывать авторство «Истории краткой о Ответах, чесо ради и како Ответы сии и разглагольство и с кем сия содеяшася». Получив в свои руки все 6 архивных документов, Мануил Петров использовал в сочинении лишь 4 из них (№ 1-4), дав им литерные обозначения (А-Г) и отверг 2 оставшихся (№5-6), посчитав, очевидно, что их содержание не служит в пользу интересов Выга. Именно в комплекте с названными 4 документами стала распространяться с этого времени «История краткая» в старообрядческих списках (40). Если принять нашу гипотезу о Мануиле Петрове как авторе «Истории краткой», то её создание может быть ограничено периодом с 1743 г. (получение Арсением Мацеевичем из Синода оригинала «Поморских ответов») и до 1759 г. (год смерти Мануила Петрова).

В заключение отметим, что «Поморские ответы» - главная апологетическая книга старообрядцев, подводящая итог ревизии старообрядцами итогов церковной реформы патриарха Никона 1653— 1658 гг. и её последствий для России. Вместе с тем, создание этой книги связано с последней серьёзной попыткой императорской власти наладить диалог двух противостоящих друг другу идеологических позиций с целью добиться церковного единства в православной стране. К сожалению, Синод подошёл к этой задаче достаточно формально, и появившаяся возможность поиска путей к конфессиональному миру была упущена. Объективно это привело к Дальнейшему ослаблению позиций православной церкви в обществе, где секуляризация культуры зашла достаточно далеко, падению роли и авторитета духовенства в государстве.

Вместе с тем, «Поморские ответы» - уникальный памятник взаимодействия двух культурно-идеологических направлений, у мировоззрений: ортодоксального восточного православия, одухотворённого «русской идеей» (Москва - Третий Рим), и реформированного российского православия, проникнутого западной схоластической образованностью и барочной культурой. Для последнего направления «Поморские ответы» были книгой идеологически опасной и поэтому её не печатали. Однако она продолжала свою жизнь вплоть до XX в. как типичная рукописная средневековая книга - время от времени пополняясь новыми текстами и находя своего читателя среди христиан всех конфессий и направлений.
 
Приложение. Тексты правительственных указов и других доку­ментов, не вошедшие в издания «Поморских ответов».

(л.22) Копия.

Указ его величества императора и самодержца всероссийскаго ис канцелярии Петровскихъ заводовъ Выгорецким жителемъ Данилу Викулину, Андрею Денисову с товарищи.

Прошедшаго 1722 году ноября 22 по его явленной канцелярии, с указом Его величества послан (л.22об.) был к вамъ подьячий Иванъ Ефимовъ и с нимъ послано от присланнаго изъ СвятЬйшаго Прави-тельствующаго Духовнаго Синода иеромонаха Неофита вопросовъ числомъ сто шесть и с оувещательными писаньми, которые посланы по словесному вашему востребованию и велено вамъ, свободна-го ради о происходящемъ вашем со святою церковию несогласии, явиться на тихое и кроткое и безопасное разглагольствие на Петровские заводы, на квартиру передъ объявленнаго иеромонаха Неофита, и на вышереченные пункты ответами, того же 1722 году декабря в последнихъ числ'кхъ неотложно. А буде по тому Его императорскаго величества указу и по согласному Святейшаго Правительствую-щаго Синода приговору вы призываеми вси учителие прийти на толе нужное душамъ человеческим д'кло не хощете, то когда который за определенный срокъ будетъ, яко раскольнический учитель сысканъ, Познань и обличенъ будетъ, таковый подпадетъ гражданскому суду и казни безъ всякой пощады и помиловании, ибо дотоле вамъ (л.23) столько терпение было, а вы, не опасаясь того, ничего и по се число на разговоры не бывали. А сего марта числа, лантрату Григорию Федоровичу Муравьеву в письме вышеименован наго иеромонаха Неофита написано по Его императорскаго величества указу и по Святейшаго Правительствующаго Синода присланъ онъ, на Петровские заводы для увещания раскольниковъ. д в прибытии вашемъ до него в инструкции у него написано, оветно по нихъ, раскольниковъ, указы посылать ис канцелярии Петровскихъ заводовъ, ноября в последнихъ числехъ посланъ быль нам подьячий с указомъ, а в томъ указе поведено вамъ быть со ответствованиемъ на Петровские заводы декабря в последнихъ числехъ, а вы де, раскольницы, государеву указу противны и непослушный для разговоровъ со ответами, и к нему не бывали по се число И гЬмъ своимъ отбывательствомъ ему чинит остановку, и о томъ де онъ будетъ на васъ писать в Святейший Синод, что вы чини-теся непослушны и чтобь (л.23об.) по Его императорскаго величества указу послать к вамъ о прибытии к нему с ответами повторительной указъ безъмедленно чтоб вамъ, Данилу и Андрею прочимъ быть неотложно сего марта не отговариваяся никакими случаи по Его императорскаго величества указу и по приказу лан-трата Григорья Федоровича Муравьева велено к вамъ послать сей указъ, дабы вы приехали на Петровские заводы на тихое и кроткое и безопасное о вышеозначенномъ несогласии разглагольствие предъ объявленнаго иеромонаха Неофита и со ответами на помянутые вопросы числомъ сто шесть и со увещательными письмами конечно в семъ марте месяце ныншняго 1723 году безъ всякихъ отговорокъ, опасаяся за неприбытие гражданскаго суда и казни безъ всякой пощады. По получении сего указу канцелярии Петровскихъ заводовъ репортовать такъже о прибытии вашемъ в семъ марте месяце для разглагольствия и с Отъветами самимъ, и темъ, которые с помянутымъ подъячимъ Иваномъ Ефимовымъ своеручно расписались, прислать подписовъ (л.24) каждому своею рукою и ныне съ симъ нарочно посланнымъ скаску под присягою. А Данилу Викулину и Андрею Денисову с товарищи учинить о том по Его императорскаго величества указу непременно 1723 году марта дня.

На подлинном указе подписано сице: лантрат Григорий Муравьевъ.

БАК Казачье собр. №18.

(л.456об.) Копия.

Указъ Его величества императора и самодержца всероссийскаго ис канцелярии Святейшаго (л.457) Правительствующего Синода на Петровския заводы лантрату господину Муравьеву.

В прошлом 722-м году августа 8, по имянному Его императорскаго величества указу, посланъ от Святейшаго Правительствую, щаго Синода на оные Петровские заводы, для надлежащаго со обретающимися в тамошнихъ местехъ раскольническихъ учителей о явномъ ихь со святою церковию разгласии, разглагольствия и ради увещания прелыценныхъ ими, иеромонахъ Неофить, которому повел'кно тебе чинить всякое вспоможение, о чемъ и указъ к тебе из Сената посланъ. А сего июня 21 числа синодальная канцелярия письменно от него, Неофита, уведомлена, что противъ посланныхъ ис канцелярии Петровскихь заводовъ ко онымъ раскольникомъ о приезде ихъ к нему со ответами, трехъ указовъ, ответствовали они письменно, что будутъ со ответами сего года на день Пятидесятницы. Наскоро по которымъ четыре человека ему явилися, но не сами учители Данило Викуловъ и Андрей Денисовъ, а который явилися, и те на вопросы ево ответовь (л.457об.) не подали, отговариваяся темъ, будто не изготовлены, чего для и сроку сего июня до 30 числа требовали. И в предложении оныхъ на тотъ срокъ ответовъ расписалися, а помянутые де ихъ учители Андрей и Данило со ответами не будутъ, но подадутъ отв'Ьеты иныя, на то определенныя, и чтобъ о вышеозначенномъ какъ ему в томъ поступить, указ учинить. И по Его императорскаго величества указу и по согласному Святейшаго Синода приговору велено ему, Неофиту, чрез тебя спрашивать от тамошних раскольническихъ становъ определеннымъ от нихъ и предложенное техъ ответовъ людемъ письменно заручнаго от всего ихъ согласия выбора, которое бы век знатныя и спорить впредь могущия подписали, и ни единъ бы от такихъ на споръ тщащихся и прекословие показать могущихъ, от того подписания не отстали, и в томъ выборе оныя выборный засвидетельствованы б были, что они какъ от учителей, такъ от всехъ того согласия обывателей поверенныя суть, и что они словесными разговоры, в вопросоответахъ (л.458) употреблять, то учители ихъ и все согласие причитать будутъ к себ'к самимъ, такь какъ бы сами они все то самоустно предлагали, и ничего того ни какимъ видомъ порочить и отрицатца отнюдь не будутъ. И ежели они, учители, со всеми согласия своего обыватели по рукоподписании ответовъ такой выборъ с вышеозначеннымъ обязательством нему, Неофиту, пришлютъ, и так, от нихъ определенныя в таковом за учителей и за все согласие ихъ в вопросоответствовании обязательно подпишутся, то принявъ оныя ответы, при тебе и прочихъ со оными на то определенными, и от всего согласия за поверенныхъ признанными и в лице учителей представленными надлежащии о разгласии ихъ разговоры, якобы с самими учители вступать и действительно тыя производить, какъ в данныхъ ему от Святейшаго Синода инструкциальных пунктах показано. И какъ сей, Ею императорскаго величества указъ получишь, и ты бъ о вышеозначенномъ, что до тебя (458 об.) надлежить, чинилъ по сему Его императорскаго величества указу.

На подлинномъ указе подписано тако: оберъ секретарь Тимофей Палехинъ, секретарь Герасимъ Семеновъ, канцеляристь Левъ Ражевъ. Июня 24, 1723 году.

БАИ. Собр. Археографической комиссии. №80 (208).

(л.540) Копия.

Всепресвятейший, державнейший императоръ и самодержецъ всероссийский Петръ Великий, отец отечествия, государь всем илостивейший.

Живемъ мы, убожайшии раби твои, по обещанию нашему Олонецкаго оукзда в Выговских пустыняхъ, и за всякъ нам должный платежъ в казну Вашего величества работаемъ к железнымъ заводамъ, от начала заводовъ радюще во искании и в поднеме железныхъ руда. Еще же и повторительно по указу работаемъ в железной ломке и во инехъ промышленияхъ по оуказу от камандиров, что погодится Вашему величеству возможная, оусердно радемъ.

А прекормитися в нужныхъ сихъ пустыняхъ от неоугодныхъ сихъ месть без примышления от инехъ странъ намъ невозможно.

Сего ради имемъ нужду неизбытную, коимъ от насъ от моря от рыбъ или зверей (л.540об.) оуловляти, или коимъ в судахъ по Онегу и по морю промышлять, или коимъ оуловленую рыбу и мясо и прочия харчевыя припасы для нужды отъезжая продавать и от городовъ хлебъ и прочыя запасы промышлять. А ныне, государь, приказныя люди и фискалы посланныхъ задерживаютъ и по оуказомъ противо градскихъ жителей спрашивають обрядовъ и оукрашения, или оуказнаго за то платежу и штрафовъ, или незадержнаго о томъ оуказу А мы, пустыннии твои и пахотнии рабы, и купить что или продать имеемъ крайнюю нужду, за невозможность прекормитися в нужных сихь местах, а оуказу о занедержании о томъ не имемъ, чесо ради в промысле запасовъ чинится намъ задержание и нужда

К сим же, государь, от поповскихъ закащиковъ приказывается мирскимъ жителемъ староверцовъ, от нихъ нарицаемыхъ раскольниковъ на ночлеги и постой не пущать и бутто имъ о семъ от Духовнаго (л.541) Синода повелено. И от сего, государь, намъ беднымъ, нестерпимое стеснение паче всехъ языкъ оустрояется которыми ночлеги и постой даваются.

Всемилостивйший государь, просимъ Вашего императорскаго величества, прикажи, государь, на прекормление намъ промышлять зверинымъ, рыбнымъ и судовымъ и хлебным, и харчевымъ промысломъ, а за обряды и оукрашение платежю и штрафовъ противо градскихъ не прикажи, государь, на насъ спрашивать ради всемилостивейшихъ щедроть вашихъ императорскихъ, понеже мы пустыннаго богообещнаго жития пахотныя твои рабы и прекормитися зде не можемъ и за платежь радемъ, и работаемъ к заводамъ Вашему величеству, и на ночлеги и постой отъезжающихъ от насъ на промыслы и за потребами прикажи, государь, какъ прочихъ человкъ пущать и о томъ молимь дать Вашего императорскаго величества милостивый оуказ. (л.541об.).

Вашего императорскаго величества нижайший раби и богомольцы, Олонецкаго оуезда Выгопустыннии жители.

Рижская Гребенщиковская община. №1624.

(л. 542) Копия.

Указъ его величества императора и самодержца всероссийскаго из Сената на Олонецъ, лантрату Муравьеву.

По оуказу его императорскаго величества, писанному его величества собственною рукою о расколыцикахъ, которыя живутъ близь Повенца и бегутъ в Сибирь, Правительствующий Сенатъ приказали онымъ расколыцикамъ объявить тебе его императорскаго величества оуказ публично, ч<

Категория: Миссионеры против староверия | Добавил: samstar-biblio (2008-Апр-02)
Просмотров: 14370

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz