Книжница Самарского староверия Вторник, 2024-Ноя-05, 15:18
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [6]
XVIII-XIX вв. [12]
ХХ в. [13]
XXI в. [1]

Главная » Статьи » Статистика старообрядчества » XVIII-XIX вв.

Ружинская И.Н. Распространение старообрядчества среди карелов Олонецкой губернии

Усиление интереса к религии и собственной конфессиональной идентификации в современном российском обществе вызывает повышенное внимание людей к истории традиционных для России конфессий. Трагический разлом, внесенный церковными реформами XVII в. в судьбы многих поколений наших соотечественников, отразился на появлении сложного внутриконфессионального состава верующих. Так, мировоззрение жителей Олонецкой губернии длительное время определяла принадлежность к старообрядчеству. Уникальность ему придавали не только специфические историко-демографические и ландшафтно-географические характеристики населения края, но и особенности этнического состава. Историческая реальность смешения представителей финно-угорского и русского этносов не могла не отразиться на полиэтничности местных старообрядцев. В этой связи представляется особенно интересным исследование распространения староверия среди карел, его демографического состава и зон географической локализации.

 

Длительное время уровень официальной статистики не позволял определить даже приблизительный масштаб этого явления. Вплоть до начала XIX века источники свидетельствовали как о «всеобщем увлечении карел расколом»1, так и о наличии "карел-раскольников" лишь в ряде приходов Повенецкого2, Олонецкого3 и Петрозаводского4 уездов.

 

Правительственный курс императора Николая I, направленный на искоренение старообрядчества в стране, обернулся двумя волнами антистарообрядческих гонений в Олонецком крае (1836—1842 и 1852—1855 гг.). Репрессиям всегда предшествовал сбор статистической информации, в том числе и о масштабе распространения староверия среди этнического населения губернии. Несмотря на известную тенденциозность подобной статистики, ее данные представляют несомненный интерес для изучения этнической специфики местных старообрядцев.

 

В качестве исследовательского поля  используем статистику, помещенную в «Справке о карелах-раскольниках»5 1836 года, составленную архиепископом Игнатием для Священного синода. Данный документ представляет собой одну  из первых серьезных попыток выявления и анализа статистики распространения староверия среди представителей финно-угорского этноса на территории Олонецкой губернии. Примечательно, что в самом источнике не указываются отдельные представители этноса (карелы, вепсы и т.д.). Все они идут под общим названием «карелы», хотя и сообщается, что «язык карельский столь разнообразен, что в одной здешней губернии находится три главных диалекта, а частные наречия почти в каждой волости»6. Так, например, вепсы Шелтозерского, Шокшинского и Рыборецкого приходов Петрозаводского уезда так же считались «карелами», только «язык их карельский есть вовсе испорченный и неправильный, а иные, хотя и понимают, но в другом смысле»7.

 

Для удобства восприятия и анализа цифровых характеристик, содержащихся в документе, сгруппируем имеющиеся данные в таблицу №1 «Финно-угорское население Олонецкой губернии в 30-е годы XIX века». На фоне всего населения губернии того времени (229106 человек) карелы составляли одну четвертую часть.

 

Таблица №1

 

Финно-угорское население Олонецкой губернии в 30-е годы XIX века

 

карельские

уезды

число

карел

от доли

всех карел

(в %)

доля от нас.

уезда

(в %)

мужской пол

женский пол

карелы староверы

мужской пол

жен-ский пол

 

Петрозаводк.

 

 

22709

 

39

 

29,1

 

10891

 

11818

 

615

 

242

 

373

 

Олонецкий

 

 

19725

 

33,9

 

74

 

9356

 

10369

 

725

 

214

 

511

 

Повенецкий

 

 

8812

 

15,1

 

60

 

4329

 

4483

 

2364

 

1083

 

1281

 

Лодейнопол.

 

 

6962

 

12

 

26,1

 

3468

 

3494

 

22

 

11

 

11

итого

58208

100

25,4

28044

30164

3726

1550

2176

 

Специфические особенности имела географическая локализация карелов. Представители финно-угорских этносов проживали в четырех из семи уездов губернии — Петрозаводском, Олонецком, Повенецком и Лодейнопольском. Но их доля в данных местностях была неравнозначна. Наибольшее число карел приходилось на самый населенный уезд губернии — Петрозаводский, а наименьшее — на Лодейнопольский. Однако в долевом соотношении с представителями русского этноса их доминирование было заметным лишь на территории Повенецкого и особенно Олонецкого уездов. Наиболее компактно карелы проживали в экономически развитых районах губернии, что способствовало их активному вовлечению в торгово-промышленную деятельность. Особенно явно эта тенденция прослеживается в географической локализации олонецких карел. Так, единственным городом губернии того времени, где звучала карельская речь, был Олонец. Соседство карел Петрозаводского уезда с русскими при наличии фактора экономической активности не могло не способствовать в свою очередь билингвизму представителей коренного этноса. Подтверждение этому явлению мы находим в документе: «в отдаленных районах губернии весьма мало знают русский язык», а в центральных — «большая часть — понимают, многие говорят на нем»8. В целом же более широкое вовлечение в экономическую деятельность мужского населения привело к тому, что «из женского пола не умеет говорить иначе, как по карельски гораздо больше, из мужчин не понимают русского наречия примерно третья часть, а дети обоего пола говорят языком матери»9.

 

Свойство компактности географической локализации карел было характерно не только для общегубернского уровня. Каждый «карельский» уезд имел свои места компактного проживания представителей коренного этноса:

 

Петрозаводский уезд

Салменижский, Сямозерский, Рыборецкий и Лычноостровский приходы (8440 чел. — 1/3 "карел" уезда);

 

Олонецкий уезд

Олонец, Коткозерский, Ведлозерский и Видлицкий приходы (7296 чел. — 1/3"карел" уезда);

 

Повенецкий уезд

Ребольский, Паданский и Ругозерский приходы

(3848 чел. — 44 % «карел» уезда);

 

Лодейнопольский уезд

Соцкий приход (1390 чел. — 1/5 часть «карел» уезда).

 

Выявив статистику представителей финно-угорского этноса на территории губернии, власти поставили задачу «выведения языка карельского наречия из употребления и перевести на общий Отечественный»10. Среди причин, объясняющих подобную русификации, архиепископ Игнатий указывал невозможность «просвещения карел», ибо их язык «бескнижный». Кроме того, при обращении карелов в государственные органы (например, суды) имелся языковой барьер. Но главной причиной, которой власти оправдывали целесообразность русификации, был масштаб распространения староверия среди карелов. «Рассадником раскола» в карельской среде власти признавали не Выго-Лексинскую старообрядческую обитель и окружавшие ее многочисленные скиты, так как «сей главный раскольничий скит не употребляет языка карельского»11. Помимо «финляндских раскольничьих скитов» Мегра и Пахколамби, ведущую роль в распространении староверия среди карелов играли Топозерские скиты Кемского уезда Архангельской губернии, в которых староверы «употребляют язык карельский, со строгостью, как свой особый язык раскола»12.

 

По официальным данным 1836 г. распределение старообрядцев в Олонецкой губернии выглядело следующим образом:

          3726 старообрядцев было среди представителей финно-угорских этносов,

          3783 староверов — среди русских,

          4330 старовера проживало на Выге, причем большинство из них — «без видов».

 

Категория: XVIII-XIX вв. | Добавил: samstar-biblio (2007-Ноя-17)
Просмотров: 1781

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz