В современной исторической науке проблемам старообрядчества уделяется всё больше внимания. Помимо культурологического аспекта всё шире исследуются вопросы истории старообрядческих центров с их промышленно-корпоративной деятельностью. Одним из таких центров, бесспорно, являлась Олонецкая губерния, восстановленная указом Александра I в 1801 г. В 1828 г. здесь была учреждена Олонецкая епархия.
Олонецкий край всегда был необычайно живописен и богат полезными ископаемыми, но малонаселён. Суровые условия севера требовали от его жителей хозяйственной смекалки и сноровки в совмещении разнообразных видов деятельности: торговля, промыслы, сельский и заводской труд, работа на судоходных реках - «лучше живёт тот крестьянин, у кого сын или брат постоянно живёт в городе или у должности, или в торговле».
Численность горожан в Олонецкой губернии была небольшой, сильно колебалась. Наибольшим по численности был город Петрозаводск - столица губернии, её промышленный, культурный, торговый и административный центр. Наименьшими по численности были Лодейное поле, Пудож, Повенец. Данные свидетельствуют, что урбанизационные процессы в XIX в. Олонецкую губернию почти не затронули: численность горожан с 1857 по 1897 гг. выросла незначительно, с 6,4% до 7,0% от численности всех жителей губернии. Таким образом, основное население по-прежнему проживало в сельской местности. Более всего, по воспоминаниям современников, «походил на русский город средней величины» Каргополь - своеобразная «хлебная столица» губернии.
По имеющимся данным, хранящимся в архиве, горожан охватил сильный «духовный недуг», вследствие чего благочестие жителей, по мнению официальных властей, сильно пошатнулось: «раскол утвердился в сильной степени». Старая вера настолько прочно вошла в сознание жителей, что властям пришлось вести «искоренение раскола» как среди русскоязычных жителей, так и среди местных финно-угорских народов: «Раскол утвердился так, что когда с 1828 г. начали поступать в наш карельский край образованные священники, то трудно было найти в приходах дом, в котором не было бы раскола» (2).
Власти называли этому следующие причины:
1. «Приверженность к расколу людей богатых, в основном торговых и промышленных».
2. «Грамотность и начитанность многих наставников» старообрядческой среды.
3. «Многие беды от сношений раскольников с единоверцами Санкт-Петербурга, Москвы, скитов».
4. Активная коммерческая деятельность, «отвлекающая от истинной веры», как-то: «базары в Олонце», «продажа хлеба в Каргополь и Петрозаводск, где напитавшись всякими слухами, возвращаясь в дома свои, раскольники утверждают и соблазняют других в раскол» (3).
5. «Небрежение властей, кои сами поройпотворствуют расколу» (4).
Своеобразными центрами старообрядчества среди городов Олонецкой губернии были Петрозаводск, Олонец и Каргополь. На фоне 7 городов губернии по численности старообрядцев выделяются Петрозаводск, Олонец и Вытегра, на долю которых в 1817 г. приходилось 80% горожан-старообрядцев. Несколько менее было в Повенце. За время после репрессий 1830-х годов значительно снизилась численность старообрядческой группы в Олонце, сойдя к концу века на нет. В Вытегре и Повенце количество старообрядцев уменьшилось не так значительно, колеблясь от 20 до 7% в разные годы, не растворясь в новой вере даже после гонений. Весьма необычно соотношение численности старообрядцев Петрозаводска. Резко снижаясь к 1861 г.(0%), к 90-м годам XIX в. число исповедующих древлее православие там составило 77,94% от числа всех староверов губернии. Появилось представление, что к концу XIX в. горожане-старообрядцы как бы «сгруппировались» в столице губернии, помогая друг другу и поддерживая друг друга во взаимоотношениях с официальными властями. Так, доля петрозаводчан-староверов в середине XIX в. составляла 0,25%, а к концу века, хотя и незначительно, но выросла до 0,4%. Это самый высокий показатель по численности староверов в городах изучаемого региона на конец периода. Если же сравнивать эти показатели с численностью старообрядцев по губернии в целом, то на фоне роста населения городов количество староверческого населения в них заметно снижается, практически исчезнув в Каргополе, Олонце и Пудоже. Таким образом, из бывших «форпостов» городского староверия серьёзно выдержал "прессинг" властей лишь Петрозаводск. Эти же данные свидетельствуют, что учёт старообрядцев в городах вёлся лучше, чем на селе, и данные по городам более объективны, так как динамика численности по городам не столь скачкообразна.
Рассматривая половой состав старообрядчества в городах, отметим традиционное преобладание лиц женского пола. Хотя доля староверок по сравнению со старообрядцами-мужчинами снизилась до 54,41%, тем не менее, она всё равно достаточно высока. Итак, если учитывать численный состав старообрядцев города, то «война с расколом» властей к концу XIX в. была почти выиграна в Олонце, Пудоже и Каргополе, «не искоренив раскола» в целом по городам, особенно в Петрозаводске.
Рассмотрим численность старообрядцев в городах по согласиям. Города Олонецкой губернии знали два согласия - даниловское и филипповское. Традиционно там, где велика была доля «даниловцев», они селились всегда компактно, что обеспечивало им взаимопомощь и взаимовыручку. Филипповское же согласие на территории Олонецкой губернии было достаточно распылено. Так, если в 1817 г. доля филипповцев составляла 48,6%, то к середине века - 32,39%, а к концу его, особенно в городах, филипповское согласие почти полностью исчезло.
Там, где преимущественно была представлена даниловская община, старообрядчество сохранилось. В Вытегре и Каргополе, городах с традиционно большой долей филипповцев, старообрядчество почти исчезло.
Рассмотрим сословное состояние старообрядчества в городах. Сравним данные до и после репрессий 1830-х годов (7).
Старообрядчество в городах представлено мещанским и купеческим сословиями, а в Петрозаводске - и мастеровыми Александровского пушечного завода. Но если за этот период заметно падает количество старообрядцев-мастеровых, то это явление среди мещан характерно лишь для Олонца и Вытегры. Доля же купечества на общем фоне даже возросла, становясь особенно заметной в Петрозаводске. К середине века из 762 купцов в губернии 28 - старообрядцы (3,67%). Из 6412 мещан - старообрядцами были 99 (1,54 %). Среди мастеровых этот показатель намного ниже: из их числа - 3361 - только 11 старообрядцев (0,33%) (8).
Таким образом, старообрядчество преобладает именно в купеческой среде. «С большим достатком, но упорный раскольник», - так часто характеризуют старообрядцев в городах представители официальной власти. Тем не менее те же власти отмечают «хозяйственность», «начитанность», «трезвость поведения» старообрядцев-купцов. Они не только «у своих в почёте, но даже в уважении у православных». «Преданность расколу» многих из них поразительна. Своим «мужеством и твёрдостью духа» старообрядцы вызывали изумление и одновременно возмущение у служителей официальной церкви.
Среди горожан-старообрядцев было много настоящих наставников, «борцов за истинную веру». В Петрозаводске это известные купеческие фамилии: Архаутов, Долгоева, Климков, Нестерова, Пуаньев, Севериков, Фигурин; мещанские: Климова, Симонова, Ялгубцова; мастеровых: Гребешков, Кожин, Логинов, Леонтьев, Суханов. Достаточно активно они контактировали со столичными «собратьями по вере», выезжая туда по торговым делам. По секретному указанию Олонецкой духовной консистории от 30 ноября 1855 г. для контроля над старообрядцами в городах причтам было велено заводить специальные тетради «с объяснением всех случаев разговоров с раскольниками и мерах к обращению их в православие». Так, в тетради протоиерея Ф.Рождественского появились записи: «старик П.Архаутов, известный строгостью жизни и расположением к молитве, ходит к состоящему под надзором полиции московскому купцу Гучкову, за раскол сосланному, который живёт в построенном на дворе купца Фигурина домике, поблизости от дома Архаутова», «30-го дня скончался Ф.Гучков..., погребён на Неглинском кладбище, а не на Троицком, так как это кладбище прежде было старообрядческим», «посетил меня сосланный под надзор полиции раскольник Мальков..., просил посодействовать ему в его возвращении отсюда. Он отказался от предложенного мною условия (перемена веры), а я отказался от содействия ему в возвращении на родину», «купчиха Нестерова, имеющая значительную недвижимость и занимающаяся делами торговли, ответила мне: ,,Я не ваша овца", - она не только сама держит раскол, но и старается об усилении и распространении его» (8).
Не менее замечательны персоналии горожан-старообрядцев г.Олонца, среди которых немало было лиц коренной, финно-угорской национальности: купцы - Туттуев, Пиккиев, Мясников, Кузнецов, Скрябин, братья Серебряковы, а также мещане - Афанасьева и Кобелев. Особенно значительна роль Петра Мясникова: «Большой начётчик..., отпевает службы в своей домашней молельне.., принадлежит к расколу по фанатизму,... даже не принимает в доме своём священников. Его средства значительны: капитал, по общим отзывам, до 30 тысяч рублей серебром, он ведёт на него торговлю хлебом и красным товаром, имеет в гостином дворе большую лавку и в городе деревянный двухэтажный дом» (9).
Достаточно обширны контакты олончан с единоверцами других старообрядческих центров: «Из Лекса постоянно приезжает А.Ананьина с крестами, молитвенниками и ластовками»; частый гость Мясников и в Санкт-Петербурге у бывшего олончанина, купца-старообрядца Пиккиева. Свои «активные борцы за веру» были и в других городах, но масштабы их влияния в старообрядческой среде были гораздо меньше («сборы в доме на молитву», «поддержка единоверцев» и т.д.).
Рассмотрим меры, которыми официальная власть «боролась за искоренение раскола». От увещательно-надзирательных мер довольно часто переходили к откровенно карательным: закрывали часовни, конфисковывали книги и иконы, вмешивались в частную жизнь, заставляя крестить детей по-новому, содержали «с целью убеждения» в городской тюрьме, запрещали «увольнять по паспортам за границу». Но для горожан-старообрядцев, активно занимающихся коммерческой деятельностью, самыми тяжёлыми оказались меры экономического воздействия - лишение возможности получить казначейское гильдейское свидетельство, которое давало право на занятие коммерцией. Показателен случай с петрозаводским купцом Сывороткиным, которому было отказано в получении такового свидетельства по причине его «принадлежности к расколу». Неся огромные убытки, Сывороткин был вынужден вступить «в лоно истинной церкви», получив в обмен от городской думы гильдейское свидетельство. Но этот случай повторился с ним, когда уже не он, а его жена отказалась предать традиции старообрядчества.
История староверия в городах Олонецкой губернии знает немало примеров поразительной твёрдости духа и настоящего самопожертвования в от стаивании своей веры. Желая сломить «честного, зажиточного, опытного в хозяйственной части» олонецкого старообрядца Тарасова, власти забрали у него арендуемую им пристань, а заключённый на 12 лет договор с ежегодной платой по 60 рублей серебром разорвали. В итоге коммерческая деятельность Тарасова оказалась перечёркнута; упорные преследования заставили его исчезнуть «в отлучке». Жена Тарасова, Анна, умерла от скоротечной чахотки, старшая дочь увезла младших детей в Санкт-Петербург к «братьям по вере», а сын ушёл на заработки. Распалось не только прибыльное дело, распалась некогда большая и дружная семья.
Итак, факты, изложенные выше, свидетельствуют, что за 80 лет XIX в. старообрядчество в городах хотя и уменьшалось численно, но сильно изменилось по внутреннему характеру, разделившись условно на группы:
1. «обратившихся в православие», скрывавшихся за видимым обращением в разряде «православных», но числившихся чаще всего «не бывшими у исповеди», «не знающими символа веры», и таким образом приспособившихся к новым условиям;
2. «закоренелых раскольников», для которых даже применённые к ним репрессии оказапись недостаточно эффективны: «не было случаев совращения православных в раскол, но с другой стороны немногочисленны случаи придерживающихся церкви Христовой», «двухперстное знамение ещё остаётся в употреблении, особенно в купеческих и мещанских сословиях, но дети, поступающие в учебные заведения, приучаются к трёхперстному» (10).
В конечном итоге не на репрессии, а именно на воспитание молодого поколения старообрядцев в городах и возлагали власти, особенно церковные, свои надежды при ликвидации старой веры: «есть надежда, что молодое поколение среди раскольников дозволит своим детям учиться в народных школах, а по выходе из них сделается проводниками православных вероучений в раскольничьей среде» (11).
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Таблица составлена по материалам: Памятная книжка Олонецкой губернии. Петрозаводск,1857.С. 143—144; Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г.: T.XXVII: Олонецкая губерния. СПб.,1899. С.38-39.
2. Национальный архив Республики Карелия (далее - НАРК). Ф.25. Оп.2. Д.16/83. Л.217.
3. Там же. Л.45.
4. Там же. Л.41.
5. Таблица составлена по источникам: НАРК.Ф.1. Оп.Ю. Д.12/93. Л.1-2об.; Оп.36. Д. 16/5; Ф.25. Оп.2. Д.2/40, 3/49, 3/54, 3/55; Оп.8. Д.9/51;
Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г.: Т.XXVII: Олонецкая губерния. Тетр.2. СПб.,1900. Табл.XIII. С.142-143. В таблице использованы следующие «опорные даты»:
1817 г. — время, когда правительство достаточно активно пыталось решить вопрос «счисления» старообрядцев в империи;
1843 г. — период относительно спокойный в плане репрессий против старообрядцев, так как основная их волна была связана с 1830-ми годами, когда во главе губернии стоял А.Дашков, а во главе епархии — архиепископ Иг.Семёнов;
1854 г. - время инспектирования губернии чиновником МВД Смирновым на предмет получения «секретных» данных о старообрядцах;
1861 г. — эпоха реформ;
1897 г. - Первая Всеобщая перепись населения империи.
6. Таблица составлена по источникам: НАРК.Ф.1. Оп.10. Д. 12/93. Л.40-48 об.; Оп.36. Д.16/5;Ф.25. Оп.2. Д.15/89, 16/83, 2/40, 3/49, 3/54,3/55; Оп.8. Д.39/10.
7. Таблица составлена по источникам: НАРК.Ф.1. Оп.1. Д. 12/1; Оп.36. Д.16/5.
8. Пашков А.И. Старообрядчество Олонецкой губернии в середине XIX в. // Старообрядчество: история, культура, современность: Тезисы.М.,1997. С.159; НАРК. Ф.25. Оп.8. Д.4/25.Л.97об.-98.
9. Там же. Ф.1. Оп.10. Д.12/91. Л.2.
10. Там же. Л.81об.
11. Там же. Ф.25. Оп.2. Д.16/83. Л.51.
И.Н.Ружинская
Старообрядчество: история, культура, современность.Вып. 8 - М.: 2000
|