На севере Пермского края, в предгорьях седого Урала расположен своеобразный "остров" — природный, этнокультурный и конфессиональный. Возвышенная гористая местность в окружении густых еловых и пихтовых лесов укрывает десятка три деревень, населенных пермяками — потомками древней коми-этнической общности. Большая часть жителей этих деревень на берегах таежной реки Язь-вы исповедовала древлеправославие. Если коми, проживавшие на севере (современная Республика Коми), относятся к безпоповским согласиям, а зюздинские коми-пермяки (восток Вятского края) приняли белокриницкую иерархию, то коми-пермяки верховий Язьвы продолжали принимать беглых священников, а затем — иереев, поставленных новозыбковской архиепископией.
Пудьвинская лавра
По мнению пермского исследователя Г.Н. Чагина, староверие среди язьвин-ских пермяков утвердилось благодаря деятельности уральских скитожителей. Местным скитским центром стала долина реки Пу-дьвы — притока Язьвы и одноименная деревня. Путешественник, побывавший здесь в начале XX века, писал: "В замечательно живописной местности заброшена эта деревенька, служащая центром старообрядческого мира Чер-дынского и Соликамского уездов. Природа здесь щедро рассыпала свои главные украшения: быструю горную речку, шумно пенящуюся по дну из камней разноцветных, лес, хвойный и лиственный, и отвесные скалы..."
Из местных преданий известно, что около 1790 года пудьвинские места привлекли старообрядцев из знаменитых нижнетагильских скитов. В этих местах основал свой скит инок Венедикт, который начал вести проповедь старой веры среди местных жителей. Уже в первой половине XIX века д. Пудьва и ее округа сделались крупным иноческим центром. В мужском скиту имелась деревянная Никольская церковь, куда приезжали священники с Иргиза. К 1820 году он был уничтожен властями. После этого женщины пожилого возраста жили общежительно, а мужчины — уединенно, в дремучем лесу. Женская обитель имела избу для молений, дома-кельи, амбары, дворы для скота. На высоком красивом месте находилось кладбище. Еще в 1960-е годы было заметно до 70 могил с крестами и столбиками. Женщины Пудьвинской обители занимались обучением грамоте местных детей. Просторное помещение молельни одновременно использовалось под школу. Кроме того, занятия вели по домам. Так, матушка Маргарита (в миру Марья, родом из д. Антипино) учила детей в течение 30 лет в своем небольшом доме невдалеке от обители. Славилась Пудьвинская обитель певческим искусством. "Желание петь было у многих и было у кого учиться", — вспоминали старожилы язьвинских деревень. Много лет учил петь по крюкам уроженец д. Гари Кузьма Травников. Сначала изучали "голоса тонов", потом пели ирмоса и "вытягивали по солям". Из последних певчих жители помнят П.М. Антипина из д. Вет-лянка, П.И. Пьянковуизд. Пьянкова, П.Д. Бычина из д. Ванина, Паршаковых из д. Пудьва.
В 1925 году из г. Усолья сюда приехал священник Григорий Мальцев, он переделал старую моленную в настоящий храм, в котором служба велась до 1929 года. Освящать его приезжал епископ Пансофий (Ивлев). В отдалении была еще одна обитель. Ее называли "дальнее жилье" или "дальние старушки" — приют для пожилых вдовых женщин. Их привозили сюда на "спокой" и "доживание" из окрестных поселений, из Соликамска, Чердыни, Добрянки. За содержание родственники вносили продукты, одежду, иногда денежные вклады. Люди вспоминают и о других скитах: "Вокруг Пудь-вы была "пустыня". В одних местах жили старушки, в других — старички. В Ма-карино, Леонтьево было жилье. Небольшие домики — кельи. На Ильинском их много было... Вылом, километров в 20 от деревни в темном лесу. Там жили несколько старичков. Потом остался один инок Игнатий. А церковь была уже после только в Ванькове". В этих скитах жили черноризцы и иноки. Некоторые проходили здесь все стадии монашеской жизни. Например, из Ильинского прибыл и стал черноризцем Ефимий, потом он принял иночество с именем Епи-фаний, а после стал схимником Ефремом. Многие жили подолгу и остались в народной памяти как истинные духовники и праведники. Так до сих пор вспоминают схимника Леонтия, к которому "много мужиков ехало, так как сильно хорошо он вел исповедь. На исповедь шли со слезами, и Леонтий плакал. Поэтому его одолели мужики. Жилье было по р. Мель, возле камня стояла избушка. Отсюда он уехал на Кавказ". В 7 км находилось Фирсово жилье. Фирс имел небольшую кузницу и из кусков железа делал жителям д. Пудьва чашки и котелки. На берегу Меля черноризец Герасим, родом из д. Пудьва, жил в небольшой избушке. По воспоминаниям Ф.Г. Мальцева (1922 г.р.), "в избушке был деревянный стол, несколько икон. Спал Герасим на досках, стелил только тряпки, под голову клал полено. Иногда надевал вериги, чтоб бес не искушал". Последний инок Макарий, родом из с. Новое Усолье, доживал свой век в д. Пудьва, скончался в 1982 г. на 94-м году жизни. Некоторые монахи не только исповедовали, но и причащали священными дарами. Миро, кисточки, хлеб хранили в стенных нишах за иконами. За священными дарами и с записочками-поминальниками для заочного отпевания умерших крестьян периодически выезжали к священникам в Нижний Новгород, Москву, Самару, Вольск.
Для жителей Пудьвы и ее большой округи святым местом стал Вылом. Так называли уединенное место в дремучем лесу в 20 км от д. Пудьва. Местное предание гласит, что жили здесь три инока, одного звали Игнатий, другого Сергий, имя третьего позабыто. Возможно, здесь находился один из тех скитов, которые основывали нижнетагильские старообрядцы. Могила инока Игнатия была отмечена часовней. Паломничество к мощам Игнатия и роднику, вытекающему из-под них, началось давно. Ходили туда "утугами" — большими группами, собиралось более сотни человек из русских и коми-язьвинских деревень. В пути ориентировались по затесам на деревьях. 4 июля собирались в д. Пудьва и шли на день памяти Игнатия — 5 июня. В часовне совершали панихиду по Игнатию, а водой из ручья мыли тело, глаза. Каждый набирал "выздо-ровительну" воду в туесок, бутылку и уносил домой. Последний раз в Выломе собирались в начале 1930-х гг. Крест на могиле Игнатия стоял еще в 1950-е годы. К сожалению, святой Вылом теперь никто не может посетить. Давно умерли "путеводители" — знатоки тропы, и лес давно вырубил местный леспромхоз. Более 200 лет назад началось духовное обживание пудьвинских мест. Вслед за корнями духовными пошло хозяйственное освоение. Здесь повторилось явление, типичное для Европейского Севера, как на Соловках, в Кириллове, Ферапонтове. Пудьва длительное время оставалась очагом русской культуры в большой североуральской округе. Пудьва вдохновляла многим — духовными подвижниками, святым Выломом, возможностью получить грамоту и хороший заработок и успокаивала народной мудростью, заботливой старостью.
В 1930-е годы храм в женской обители был уничтожен властями, священник арестован и отправлен в лагеря, но местные жители спасли многие иконы, книги и даже царские врата. Несмотря на разорение скитов, духовная жизнь в этих краях не замерла. Семена, посеянные иноками, дали всходы в соседних коми-пермяцких деревнях. В деревне Ваньково до сего дня действует древлеправославный храм во имя святителя Николы.
Сергей Рудаков (Нижний Новгород)
При написании статьи использовались публикации Г. И. Чагина в "Уральском сборнике " (Екатеринбург, 1997 г.) и Е.С. Данилко в сборнике "Староверие на северо-востоке европейской России" (Сыктывкар, 2006 г.)
"Старообрядецъ", 2007, № 38
|