Меню сайта |
|
|
Категории каталога |
|
|
|
В разделе материалов: 753 Показано материалов: 561-580 |
Страницы: « 1 2 ... 27 28 29 30 31 ... 37 38 » |
Очерк А.С.Пругавина "Запросы и проявления умственной жизни в расколе" был опубликован в журнале "Русская мысль", 1884, Год пятый, кн. I.
|
Вторая половина XVIII в. — особый период в истории старообрядчества. К концу царствования Елизаветы Петровны отношение к держателям старой веры начало меняться. |
Первые самосожжения, произошедшие в конце XVII в. (1), взбудоражили умы современников. Эти «гари» оказались самыми массовыми в истории России, они послужили основой для эпидемии «огненной смерти», продолжавшейся в России в течение всего XVIII в., включая и те благословенные времена, когда преследование старообрядцев заметно ослабло (2). Духовная и светская власти России ответили на новое проявление недовольства в традиционном духе: после краткого замешательства (чем можно напугать стремящихся к смерти?) начались казни проповедников самосожжений и ещё более жестокие гонения. В старообрядческой среде быстрым ответом на этот своеобразный вызов стало внимательное изучение аргументов самосожигателей. Вскоре весьма непростой с богословской точки зрения вопрос о допустимости самосожжений и иных форм самоубийства стал одной из центральных тем в дискуссиях старообрядческих наставников (3). |
Середина XIX в. стала переломным этапом существования старообрядчества в Карелии. Далеко позади остались "героические" времена крупнейшего центра старообрядчества на Европейском Севере России - Выговского "общежительства", когда старообрядческая пустынь словно чудом сохранялась во враждебном ей "никонианском" мире. "Выгопустынное общежительство" в первой половине XIX в. стало для современников своеобразным связующим звеном с предшествующим столетием - периодом наивысшего подъема старообрядческой культуры в Карелии. Ностальгию по безвозвратно ушедшим временам старообрядцы ощущали длительное время. Но относительное единство среди старообрядцев Карелии во второй половине XIX в., с прекращением существования авторитетной старообрядческой киновии, исчезло навсегда. |
В основе противостояния между старообрядчеством и, как принято говорить, «господствующей церковью» лежала, конечно, борьба за умы и сердца прихожан. Эта борьба наиболее отчетливо выражалась в «требоисполнении»: и старообрядцы, и приходское духовенство претендовали на совершение церковных обрядов (в особенности крещения, покаяния и погребения), рассматривая обряды, совершенные представителями конфессии-соперницы как «паче осквернение». |
Имеющий крестьянские корни древний род купцов-промышленников, именитых людей, баронов и графов Строгановых дал России много славных имен. Получив от Петра I в самом конце XVII в. земли по правым притокам Камы - Инве и Обве, Строгановы более чем на два века связали историю своего рода с Верхокамьем, где с середины XIX в. развернул активную хозяйственную и социальную деятельность граф Сергей Григорьевич Строганов (1794-1882) - видный государственный и общественный деятель своего времени. |
Одним из любимых детищ графа в Верхокамье стала десятилетняя кампания по ликвидации «излишних изгородов» (ограждений) на крестьянских полях. Пашня и покосы в этих краях традиционно огораживались для защиты от домашних и диких животных. |
Здесь они живут по своим канонам, вдали от больших городов... Может показаться удивительным, но в Боливии живут десятки русских крестьянских семей, объединенных верой. Это колония староверов или старообрядцев. Многие века они жили в России, в том числе и в Сибири. |
Именно в истории Выговской старообрядческой пустыни мы находим первый опыт активного участия старообрядцев в торговой деятельности и прежде всего в торговле хлебом. |
Систематический указатель русской литературы о расколе-старообрядчестве |
Документальный фильм "Раскол" был снят Ленинградской студией документальных фильмов по заказу Гостелерадио СССР |
Фильм "Распечатанные алтари" был снят в 2005 году, к 100-летию провозглашения свободы совести в России и 100-летию распечатания алтарей Рогожских храмов |
Чем привлекла нас эта книга? В 1928 году С.В.Рацевич был направлен в качестве инструктора по внешкольному образованию в Причудье - район Эстонии, населенный староверами. Человек неверующий и абсолютно светский, С.В.Рацевич приехал в Причудье с целым набором стереотипов относительно староверов. Для него они были яростными фанатиками, препятствующими "культурно-просветительной работе". Но несмотря на это предвзятое отношение, С.В.Рацевич, как честный журналист, не мог не восхищаться стойкостью староверов, их трудолюбием, смелостью и мужеством старообрядцев-рыбаков (глава "Красные горы") или одухотворенностью и талантом староверческого иконописца Пимена Максимовича Софронова, в доме которого ему довелось жить (глава "Тихотка"). В книге немало интересных подробностей о повседневной жизни и обычаях эстонских староверов в 1928-1929 гг. Думаем, что любознательному читателю главы из книги Рацевича будут интересны. |
Вы сохранили дух, веру, которая пришла на Русь во времена князя Владимира, и храните эту веру. И наконец-то вы приобрели дом, где вы можете справлять службу, вы можете молиться, вы можете встречаться, общаться в молитве. |
Освятив по христианскому обычаю почин предстоящаго святаго дела молитвою, я имею честь обратиться к Вам, многоуважаемые отцы наставники и добрейшие их сотрудники, а также и почтеннейшее собрание. |
|
|
Форма входа |
|
|
Поиск |
|
|
Старообрядческие согласия |
|
|
Статистика |
|
|
|