Имеющий крестьянские корни древний род купцов-промышленников, именитых людей, баронов и графов Строгановых дал России много славных имен. Получив от Петра I в самом конце XVII в. земли по правым притокам Камы - Инве и Обве, Строгановы более чем на два века связали историю своего рода с Верхокамьем, где с середины XIX в. развернул активную хозяйственную и социальную деятельность граф Сергей Григорьевич Строганов (1794-1882) - видный государственный и общественный деятель своего времени.
В центральных, региональных и муниципальных архивах сохранилось огромное количество документов, отложившихся в результате деятельности этой многогранной исторической фигуры. Предметом данной работы станут наиболее заметные и интересные мероприятия графа по отношению к старообрядческому беспоповскому населению этих мест. Естественно, что такой характеристике Должны предшествовать основные сведения о С.П. Строганове, которые мы приводим, опираясь на труды уральских историков1.
Представитель старшей (баронской) ветви Строгановых, для сохранения графской ветви фамилии он, с разрешения верховной власти, женился на старшей дочери графини Софьи Владимировны Строгановой - Наталье Павловне и принял графский титул, а после смерти тещи в 1845 г. Сергей Григорьевич с женой вступили во владение огромной латифундией. Начав свою карьеру в 20 лет в лейб-гвардии Гусарском полку, он дослужился до звания генерал-майора, а позже стал генералом от кавалерии и генерал-адъютантом; Строганов был участником Крымской войны, членом Государственного Совета, сенатором и кавалером. В течение 10 лет (1826-1835 гг.) он состоял членом Комитета устройства учебных заведений и, что нам особенно дорого, - с 1835 г. являлся попечителем Императорского Московского университета и Московского учебного округа, а будучи председателем Общества истории и древности российских при Московском университете, всячески способствовал изданию его трудов. С.Г. Строганов основал Археологическую комиссию и являлся ее пожизненным председателем, на свои средства учредил художественную школу - Строгановское училище в Москве. Выйдя в 1847 г. в отставку, Сергей Григорьевич много времени отдавал своему любимому делу - коллекционированию предметов древности, монет, собиранию картин.
Освободившись от государственной службы, не меньшее внимание граф стал уделять своим Пермским вотчинам, показав себя рачительным помещиком и инициативным экономистом. Вступив в права владения огромным Пермским нераздельным имением, он в 1846 г. лично прибыл в центр майората село Ильинское, где размещалось Главное управление уральскими вотчинами Строгановых, и провел там все лето, внимательно вникая в работу железоделательных заводов, соляных промыслов, ведение лесного и сельского хозяйства. Видимо, в это время у него и возник целый ряд проектов, к реализации которых он активно и приступил.
Находясь в с. Ильинском, Сергей Григорьевич постоянно выслушивал доклады главноуправляющего и членов Главного управления, ежедневно читал их «донесения», «мнения» и «сведения», знакомился с многочисленными прошениями крестьян, заводских мастеровых и служителей, которым приезд барина давал уникальный шанс разрешить наболевшие вопросы. Большинство прошений сохранилось в виде снятых и зарегистрированных в канцелярии копий, на которых есть и резолюции самого графа, написанные характерным размашистым почерком. В 1920-е годы после целой серии невосполнимых утрат огромный пермский архив Строгановых по инициативе известного историка Урала д.А. Введенского был перевезен в Москву, но небольшая его часть - всего 77 дел, и в том числе ряд бумаг о пребывании С.Г. Строганова в имении, остались на месте и до выхода в свет статьи О.Л. Кутьева2 практически не были известны широкому кругу исследователей в отличие от хранящейся в РГАДА основной части архива, включающего десятки тысяч дел. В дальнейшем мы будем использовать только материалы РГАДА3.
Большая часть «Дела по прошениям, подаванным его сиятельству графу Сергию Григорьевичу во время пребывания в Пермском нераздельном имении в 1846 году» представляет собой раздел «Об отобрании земельных угодий, бывших в пользовании просителей, но впоследствии по разным обстоятельствам перешедшим от них в пользование других крестьян, такоже об отводе угодий вновь»4. Таким образом, основная масса просителей надеялась, что барин разрешит проблемы, возникшие вследствие имущественной дифференциации. Этот обширный документ предназначался для внутреннего делопроизводства, он написан малоразборчивым почерком и нуждается в отдельном исследовании. Пока же мы отметим, что земельные споры между крестьянами (особенно смежных волостей) составляли большую часть дел Оханского уездного суда за вторую пол. XVIII—XIX вв.5
Зато остальные 96 прошений представлены в форме табличной сводки, где они все пронумерованы и сгруппированы по округам и ведомствам. Основная графа имеет название «имена просителей и содержание просьб», а «резолюции его сиятельства» занимают совсем немного места. Выясняется, что число прошений резко убывало по мере удаленности от Главного управления. Так, если по Ильинскому ведомству было 38 прошений, то из огромного Очерского округа графу доложили всего лишь два прошения за № 93 и 94: «села Карагайского крестьянского сына об увольнении на оброк» с резолюцией «уважить» и «Павловского завода мастерового Степана Михайлова Пермякова о положенной ему с женою хлебной пенсии» с решением «выдать богадельной хлеб»6. Таким образом, староверы Верхокамья проигнорировали возможность решить свои проблемы с помощью нового помещика. В строгановском архиве нами обнаружена краткая, но емкая характеристика состояния крестьянского хозяйства и «нравственности» в Пермском майорате, составленная в 1846 г. одним из членов Главного управления в селе Ильинском, видимо, по заданию владельца накануне его визита в Уральские вотчины. Считаем целесообразным привести этот документ полностью7 (документ представляет собой беловик, написанный четким писарским почерком, что говорит о его предназначении для владельца имения).
"О земледелии
Земледелие здесь составляет главную отрасль промышленности и основу благосостояния крестьян, но, к сожалению, оно далеко еще от того совершенства, на котором бы могло находиться. В обработке земли крестьяне держатся старинного навыка, не улучшая ни земледельческих орудий, ни переменяя образа пользования землею посредством каких-либо севооборотов, и хотя здесь в деревнях можно найти крестьян богатых и бедных, но это различие происходит не от того, что один из них следовал лучшей системе // л. 18 об. хозяйства нежели другой, но единственно оттого, что богатый крестьянин был трудолюбивее и оборотисти-вее, а бедный не радел о своем участке земли или, как прежде часто делалось, отдавал его более трудолюбивому, а сам, не работая, довольствовался тем, чем тот платит ему за землю. Вообще же должно сказать, что крестьяне здешние неурожаев не знают, как по избытку пахотной земли, так и по удовлетворительности урожайности хлебов. По трехлетней сложности // л. 19. 1844, 45 и 46 годов на каждую наличную душу урожайного хлеба причиталось без малого по 5 четвертей, а за исключением на собственное продовольствие по 3 четверти остается еще в избытке на душу по 2 четверти.
О нравственном состоянии народа
Крестьяне наши не могут похвалиться своею нравственностью. Правда, они богобоязливы и часто ходят в церковь слушать божественную литургию (исключая раскольников), но почтение к старым и начальствующим в них более наружное и удерживается лишь силою власти. Из пороков между крестьянами // л. 19 об. замечается наиболее леность и пьянство. Первое даже заметно в отправлении собственных работ. В отношении 2-го можно заметить, что вино пьют все, не исключая и женщин, и при всяком удобном случае напиваются до полной. Наклонность промышлять воровством имеют немногие, и то, можно сказать, исключительно в бедном классе".
В этой «экспертной оценке», по сути дела, говорится о стабильном положении крестьянского полеводства на Западном Урале в середине XIX в. Очень интересно упоминание о широком распространении в предшествующее время («как прежде часто делалось») случаев передачи крестьянами своего земельного надела в аренду более трудолюбивым и предприимчивым. При избытке земли, казалось бы, для последних в этом не было особой мотивации. Но можно предположить, что зажиточные хозяева охотно получали таким образом в пользование более плодородную, а также, что не менее важно, находившуюся вблизи поселков «удворную» землю. Видимо, такие сделки совершались в устной форме при свидетелях, однако мы надеемся обнаружить какие-то их следы в материалах волостных судов.
Для расчета многих хозяйственно-экономических параметров крайне важно надежное определение среднего размера сбора зерновых на одну душу. Документ приводит эти цифры: немногим менее пяти четвертей - 40 пудов, или 650 кг. Из них три четверти (24 пуда, или 380 кг) были необходимы для собственного пропитания, а остальные две (16 пудов, или 260 кг) шли на фураж и на продажу.
В оценке «нравственного состояния народа» сказывается принадлежность наблюдателя к верхам вотчинной администрации. Отмечая общую религиозность земледельцев, он все же со сдержанной тревогой констатирует формальность почтения крестьян к старикам и вотчинным чинам, которая «удерживается лишь силой власти». В этих словах заложена перспектива возникновения социальных противоречий в огромной латифундии Строгановых.
Сурово звучат обвинения крестьянского населения в лености и поголовном пьянстве. На этом печальном фоне, думается, староверы Верхокамья выглядели в то время предпочтительнее «никониан». Показательно, что в документе не говорится ни о каком разложении нравов в семейно-брачных отношениях. Однако от носительно староверов у графа С.Г. Строганова были другие воззрения.
Получив представление о положении дел в своем имении, граф активно взялся за устранение наиболее, с его точки зрения, опасных недостатков. Проследим эту его деятельность на примере Верхокамья.
Очевидно, подготовленное по его распоряжению «сведение» о числе невенчанных браков среди староверов произвело на него сильное впечатление, после чего граф Сергей Григорьевич в заботе о моральном облике своих крепостных собственноручно сочинил весьма пространные «Правила о предупреждении и пресечении распутства», утвержденные им 16 сентября 1846 г. Главы и статьи этого документа подробнейшим образом расписывали все виды наказаний - от предупреждения до высылки в Сибирь на поселение8. Поскольку этот документ вводился в Пермском имении «для опыта на один год»9, то 8 января 1848 г., т.е. более чем через 16 месяцев после издания «Правил», главный управляющий Волегов дал распоряжение Главному Ильинскому правлению «собрать и представить мне немедленно от всех Окружных правлений» соответствующие материалы10.
Исполняя распоряжение начальства, Очерское окружное правление уже 30 марта 1848 г. представляет список лиц, «судившихся за распутство» с момента введения «Правил» в действие". Однако, получив аналогичные документы от всех окружных правлений и заводских контор, само Главное управление почему-то не торопилось с их обработкой, что вынудило Волегова 30 декабря 1848 г. еще раз поставить этот вопрос12. После этого первичные данные от административных округов Пермского имения Строгановых в унифицированной табличной форме вместе с отзывами с мест были собраны в одно дело, материалы которого представляют уникальный источник по данной проблеме.
Рассмотрим статистические сведения, «пояснения» и «мнения» к ним относительно всего имения, Очерского округа и Се-пычевского ведомства. Всего со времени введения «Правил» под их действие подпало 695 чел., из них 342 мужчины и 353 женщины. Хотя общая доля «сужденных за распутство» во всем зависимом населении Пермского имения Строгановых крайне мала - 1% от 68 355 душ обоего пола, есть все основания считать данную выборку репрезентативной. Среди наказанных «за распутство» мужчин абсолютное большинство приходится на женатых (242, или 71%), неженатых же было всего 60 человек (18%). Среди женщин, наоборот, наибольший контингент наказанных оказался среди незамужних (172, или 49%). «Сужденных» вдов оказалось 94 (27%), а вдовцов гораздо меньше — 40 (12%). Минимальная доля «порочных» женщин пришлась на замужних — 87, или четверть от всего числа осужденных. Приведенные данные ярко иллюстрируют асимметричную схему внебрачных связей, характерную для традиционной культуры. Рельефно выявляется, с одной стороны, гораздо большая свобода в этом отношении женатых мужчин по отношению к замужним женщинам (втрое), а с другой - превалирование инициативы незамужних женщин над замужними в такой же пропорции (266 против 87). На возникновение последнего дисбаланса, безусловно, повлияло общее превышение численности женского пола над мужским (примерно на 5—7%) вследствие наличия слоя «солдаток», а также более высокой общей смертности мужчин. Но даже с этими поправками следует отметить вдвое большую инициативу «свободных» женщин перед неженатыми и вдовыми мужчинами.
На общем фоне имения Строгановых Сепычевская волость (ведомство) выделяется более высокой долей «сужденных» обоего пола - 91 чел. из 5746, или 1,6%. Такое смещение стало следствием конфессиональной специфики Верхокамья, где господствовала не признающая официальных браков поморская беспоповская вера. Мужчин, наказанных за предосудительное поведение, здесь оказалось намного больше женщин - 54 против 37 (2,1% и 1,2% от всего мужского и женского населения волости соответственно). Абсолютное большинство таких случаев среди мужчин приходилось на женатых - 31, или 57%, а у женщин на незамужних - 23, или 62%. При этом мужчин, не состоявших в браке, среди наказанных оказалось в шесть раз меньше, чем женщин, - 4 против 23, а сре-ДИ вдовствующих обратная пропорция - 19 мужчин и 5 женщин. Было наказано также 9 замужних женщин. Таким образом, Сепычевская волость демонстрирует заметно большую свободу нравов и доминирование мужского пола во внебрачных связях.
В подтверждение сказанного известный уральский историк XIX в. священник А. Луканин, изучая население Оханского уезда по последней, 10-й ревизии 1858 г., выявил любопытную географию концентрации незаконнорожденных детей. Он писал: «Отдельно по селам и обществам крайности еще больше: например, в Шерьинском обществе государственных крестьян только из 40 девиц одна (minimum) имеет детей, в селе Острожском гр. Строгановой из 39 - одна, в селе Карагайском той же помещицы из 14 - одна, в Хохловском заводе г. Лазарева из 22 - одна; напротив того, в Очерском и Павловском заводах гр. Строгановой из 4 - одна, а в селе Екатерининском г. Н. Всеволожского даже из 3 - одна (maximum); в прочих селах и заводах большею час-тию из 6, 7, 8 и 9 девиц одна имеет детей»13.
Своеобразие брачных отношений в старообрядческой среде Верхокамья привлекло пристальное внимание земских деятелей, организовавших в 1890-1891 гг. обследование экономического положения населения северо-западных волостей Оханского уезда. В публикации итогов обследования, в частности, отмечается, что женский вопрос в Сепычевской волости «имеет чрезвычайную бытовую важность. Дело в том, что здесь никаких формальных стеснений к совершению и расторжению браков не существует: никто даже не находит нужным регистрировать брак в заведенных на этот предмет книгах, что придавало бы, по словам ревнителей устойчивости семейного быта старообрядцев, некоторый вес важности брака и всех связанных с ним правовых следствий.
Почин расторжения браков приписывается крестьянами главным образом женщинам, которые будто бы часто меняют мужей - бывают де случаи, когда женщина в течение года меняет мужа 3-4 раза. Такие перебежчицы получили у крестьян даже особое прозвище «ратников». Грамотные же женщины после первого брачного разрыва обыкновенно уже уклоняются от последующего брачного сожительства, поступая в разряд привилегированных, исполняющих «духовные труды» в разных религиозных обрядах, приобретая тем некоторые материальные средства и известный почет. Вследствие аскетического образа жизни их зовут «чернички» - они также учат детей грамоте. Гораздо в меньшей степени почин бывает по инициативе мужей. Ненормальные условия первого брака создавались из-за того, что родители считали своим долгом устроить семейную жизнь детей по своему усмотрению, не спрашивая согласия последних.
Особенно хрупки семьи, когда поморцы брачуются с белозерцами, австрийцами, часовенниками и беспоповцами. Родители всячески склоняют вступившую в их семью [невестку] в свое согласие. Эти религиозные усобицы и порождают главным образом семейные разногласия, влекущие за собой и брачные разрывы, и семейные разделы. Религиозно-обрядовая сторона жизни находится главным образом в руках женщин. Вызывает уважение тот факт, что мужчины не злоупотребляют правом сильного. Куницкий [один из участников обследования. - В. П.] отметил лишь один случай, когда муж, приобретши новую жену, отставил от дома первую. Всего по волости три случая двоеженства. За чистоту и устойчивость брачных уз особенно ратует один из вероучителей сектантства бывший крепостной крестьянин д. Шантары Демид Степанович Паршаков, который, по его словам, «много потрудился в деле распространения промыслов и ремесел в своем обществе»14. Далее авторы исследования провели интересное сравнение староверов и православных по удельному весу состоящих в браке среди лиц рабочего возраста. Оказалось, что среди мужчин Сепычевской волости официально женатых было 55,6%, а по четырем «сплошь православным» волостям - Кизвенской, Сивинской, Карагайской и Богдановской - 83%. Такой же полуторный дисбаланс между конфессиями имел место и по статистике замужних женщин — соответственно 46,6% и 68% замужних15. Понятно, что столь существенные различия в брачных отношениях староверов Верхокамья и их православного окружения обуславливались прежде всего воззрениями поморского согласия, не признающего официального брака. При этом приведенное количество зарегистрированных семейных пар может служить своеобразным индикатором сохранения чистоты поморской веры.
Но вернемся в середину XIX в. Поскольку многие сепычане работали на ближних строгановских заводах, то их начальство в своем «мнении об удобоисполняемости правил» не преминуло Указать на шаткость нравов в Верхокамье: «По мнению Очерско-го правления в Сепыческом ведомстве распутство вкоренилось издавна в высшей степени и кроме показанных здесь... людей, судимых по распутству, уклоняются в этом пороке и другие, в довольном числе, потому для пресечения распутства принимаются и необходимо принять в виде опыта еще на год более снисходительные меры, назначаемые по местным обстоятельствам и по степени виновности каждого, именно: выговор, арест, работа на один или более день при общественных в самом ведомстве работах, телесное оштрафование до 3-х раз и до 3-х раз работа при Очерском заводе»16. Однако на практике пока что действовали гораздо более суровые меры наказания. Так, в 1847 г. по статье 8 главы 1 «Правил», которая присуждала к отдаче в рекруты «за распутство, неисправление господских работ и неприлежание к домоводству», было осуждено три человека. Из них один, женатый, по негодности к военной службе по приговору мирского общества был назначен к переводу в Билимбай; другой, также женатый, вследствие малого роста был осужден «условно», до следующего рекрутского набора, а последний, холостой, был отправлен в рекруты, но забракован армией из-за молодого возраста и «ныне женился и исправился». Еще один женатый крестьянин, Ефим Семенов Вяткин, по приговору мирского общества был назначен к сдаче в рекруты как неисправимо развратный, но бежал в Сибирь. Мирской сход также приговорил к отсылке в Сибирь замужнюю Катерину Марамыгину17. Обращаем внимание на достаточно активное участие общественного мнения - крестьянских мирских сходов - в решении этих морально-этических вопросов.
Понятно, что обремененное массой других забот начальство местных «ведомств» стремилось уклониться от нового поручения. Так, относительно Путинского ведомства имеется свидетельство Главного управления, что «за распутство судим никто не был по упущению местного начальства»18.
В своем «мнении об удобоисполнимости правил» Очерское окружное правление, внимательно проанализировав накопленный опыт, сделало следующее заключение: «Правила его сиятельства графа о пресечении распутства по отзыву сельских начальств и по соображению Очерского правления признаются удобоисполнимыми. Но поелику 16-ю ст[атьей] означенных Правил постановлено, чтобы о женатых и замужних, подвергающихся суждению за распутство, хотя бы и в первый раз, было представлено на рассмотрение Окружных правлений, по определению которых налагаются штрафы [т.е. наказания], и как с буквальным выполнением такового порядка... неминуемо последует медленность, могущая давать подсудимым превратное понятие о действии Правил его сиятельства, то Очерское правление, в отстранение сего, полагало бы штрафы провинившимся в распутстве в первый раз предоставлять налагать и приводить в исполнение местным начальствам, в мере, не превышающей их власти; а затем изобличенных в распутстве во 2-й и 3-й раз и вообще о тех, коим мера оштрафования, по их винам, будет превышать власть сельского начальства, представлять положенным порядком Правлению на его обсуждение и решение. Каковое мнение свое Очерское правление и имеет честь представить Главному Управлению на его утверждение»19.
Думается, что за витиеватыми объяснениями скрывалось и нежелание окружных правлений заниматься столь деликатными делами. Судя по всему, в первом своем сражении с традиционной культурой помещик потерпел поражение (по крайней мере, более поздних документов о применении Правил нами не обнаружено).
***
Видимо, развертывание в Сепычевской волости борьбы «с распутством» явилось следствием более масштабных мероприятий, инициированных самим императором, о которых мы узнаем из секретной инструкции графа С.Г. Строганова, отправленной из Москвы 5 апреля 1847 г. главноуправляющему Пермским нераздельным имением В.А. Волегову20. Владелец имения сообщает последнему, что в полученном им от министра внутренних дел отношении говорится о повелении Николая I, последовавшем 15 марта 1847 г. после министерского доклада «о средствах к пресечению сводных браков по Пермской губернии». Император решил «дозволить тамошним владельцам» отдавать в рекруты крестьян, «состоящих под судом за вступление в сводный брак». Но если они состояли под судом еще по другим делам, светским или религиозным, то подлежали «удалению из места жительства»21. Кроме того, «владельцам тех селений, в коих существуют сводные браки, вменить в обязанность учредить в означенных селениях Училища по одному на 2 тысячи душ»22. Последнее распоряжение поражает своим коварством. Далее С.Г. Строганов пишет своему управляющему:
«Сообщая все вышеприведенное, я прошу вас по получении по установленному порядку от г. Пермского гражданского губернатора извещения об этих постановлениях немедленно объявить их по всем прикащичествам, где преимущественно живут раскольники, для общаго их сведения и в особенности для придерживающихся сводным бракам, и, объяснив им следствия, какия могут иметь эти постановления на упорствующих, принять самыя кроткия убеждения к их вразумлению. С этим же вместе объявить им, что если по прошествии года число сводных браков // не уменьшится между ними значительным образом, то немедленно приступле-но будет к учреждению, согласно с постановлениями, училищ на счет их обществ и вменено будет в неизменную обязанность детям их посещать оныя.
При этом я в особенности желал бы, чтоб вы обратили внимание на молодых крестьян, для которых наступает пора жениться, чтобы всеми силами увещания внушить им понятие о необходимости освящения брачного союза в церкви Православной или Единоверческой, и в то же время занялись бы составлением проэкта для учреждения помянутых школ с представлением его на мое разсмотрение и подготовлением людей для занятия в них учительских должностей»23.
Поскольку в министерском отношении ничего не говорилось об устройстве школ именно на мирские, крестьянские деньги, то, думается, в данном случае граф схитрил и пригрозил крестьянам от царского имени не только моральной, но и материальной ответственностью. Школы эти появились достаточно оперативно. Так, уже к 15 марта 1848 г. относится «Сведение о сельских школах в имении ее сиятельства графини Натальи Павловны Строгановой»24, из которого видно, что на территории Оханского уезда школы имелись в селах Вознесенском, Карагайском, Покровском, Путинском, Сепычевском и ряде других поселков. В пяти указанных селах обучалось всего лишь 57 детей, из которых больше половины (36) были православными, 10 единоверцами (по 5 человек в Вознесенском и Покровском) и всего лишь II «раскольничьих» (4 ребенка в Покровском и 7 в Сепыче). В последней школе обуча лось еще 2 православных, так что она была единственной в Вер-хокамье, где преобладали дети староверов. Но в целом число учащихся в таких школах оказалось мизерным — всего 106 детей на весь Оханский уезд, в том числе 85 православных, 10 единоверцев и 11 староверов. Не лучше были результаты и по всему Огромному пермскому имению - всего 324 учащихся (207,83,34). В этих школах преподавалось чтение, письмо и пение (церковное). По всей губернии чтению обучалось 277 человек, письму 47 и пению 119. В пяти названных выше селах Верхокамья все 57 детей учились только письму. В общем, пермские староверы, продолжая жить по-старому, провалили и «постановления», исходящие от самого императора Николая I.
Однако к концу века отношение староверов к образованию подрастающего поколения коренным образом изменяется. По крайней мере, участники подворного обследования экономического быта крестьян северо-западной части Оханского уезда в 1890— 1891 гг. отметили относительно Сепычевской волости «отрадный факт, что сектантская замкнутость и отчужденность от всяких новшеств составляет уже предание давно минувших лет— путем усиленного распространения грамотности они не только не чуждаются местной земской школы в с. Сепыч, но говорят, что она одна не может удовлетворить спрос на грамотность всего населения волости. Крестьяне отдаленных обществ просят земство организовать школы грамотности по деревням, причем крестьяне сами обеспечат помещение, мебель, дрова»25.
Но возвратимся ко временам В.А. Волегова. Потерпела провал и затея по пресечению невенчанных браков. Местные верхокамские староверы отвергли ее, так сказать, явочным порядком, не вступая по этому поводу с властями в полемику. Однако уверенно можно сказать, что они полностью разделяли развернутую аргументацию о законности таких браков, доведенную в 1846 г. их добрянскими собратьями до графини Н.П. Строгановой. Это пространное «Объяснение», содержащее десятки точных ссылок на церковное и гражданское законодательство (с указанием номеров глав, статей и параграфов), начиная с раннехристианских памятников и до николаевских времен — блестящий образец полемического искусства и высокого уровня образованности староверов. Этот документ, переписанный в канцелярии с оригинала прекрасным почерком на хорошей бумаге, мог быть подготовлен только очень компетентным человеком. Практически он представляет собой законченную работу о таинстве брака. Производит впечатление и спокойный, уверенный тон памятника, стройная аргументация и ощущение убежденности автора в истинности и справедливости написанного. Не вдаваясь в чисто богословские доводы, приведем лишь общее рассуждение, предваряющее детальную полемику, которое хорошо иллюстрирует стиль этого сочинения, опирающегося на многочисленные труды староверов, отрицающих церковный брак:
«...Бракосочетания между всеми старообрядцами в России свершались в собственных их домах, родителями без священства, кому где место и обстоятельство дозволяли, соблюдая при том всю наивозможную благоговейность и порядок, изложенной на этот случай в древних уставах, ибо церквей и священников тогда не было. // Таковыя браки совершались по неимению священства по одному благословению родителей с добровольного согласия жениха и невесты, что и признавали за истинной брак как сопряженный по правилам Святых отцов — сущность брака состоит единственно во взаимном обете сочетающихся, утверждая оный целованием животворящаго креста и Святых икон, воздвигаемых родителями, ибо книга оглавления законов Греческой церкви, отделение 11-е, глава 1-я, доказывает, что брак составляется совещанием мужа и жены, и укрепляется обоюдным согласием их — при двух или трех свидетелях»26.
Напоминанием и предупреждением новым владельцам звучит следующее высокопарное обращение, где говорится о том, что предки строгановских староверов всегда были «под мудрым покровительством и попечением достойных блаженной памяти высокими делами в защиту страждущаго человечества незабвенных владельцов наших их сиятельств: Сергея Григорьевича, Александра Сергеевича, Павла Александровича и Софии Владимировны, также и мы жили спокойно и сии высокия особы употребляли настояние в правительствах, дабы мы ни в каком случае касательно веры нашей были не стеснены, а покойная госпожа наша графиня София Владимировна предписала бывшему управляющему Пермскаго ея имения Якову Григорьевичу Волегову за нас при-стательствовать, и потому тогда служба Божия (кроме литургии) и Христианские требы свершались по древлепечатным книгам в молитвенных домах священниками, привозившимися из монастырей Саратовской губернии»27.
***
Может показаться, что у графа С.Г. Строганова сложилось, в результате провала борьбы с «распутством» в Сепычевской волости в 1846-49 гг., достаточно негативное отношение к местному населению. Однако такое предположение полностью рассеивается после ознакомления с относящимся к 1849—50 гг. «Делом по представлению Очерского окружного правления об оказании льгот крестьянам Сепыческого и Путинского ведомств, потерпевших убытки от градобития и пожара»28.
Данная история любопытна еще и тем, что в ней приняли участие все инстанции огромного имения - от крестьян до самого графа. Она началась с того, что летом 1849 г. сильнейший град нанес большой урон озимым хлебам десятков крестьянских хозяйств в Сепычевской волости и примерно в то же время сильный пожар уничтожил целый ряд дворов в Путинской волости. После этих событий пострадавшие крестьяне по заведенному порядку обратились в Очерское окружное правление с просьбой о предоставлении им льгот в выплате денежного и натурального оброка. Правление, увидев бедственное положение крестьян, но не имея полномочий для решения данного вопроса, в соответствии с правилами делопроизводства отправило донесение в вышестоящее учреждение - Главное управление Пермского нераздельного имения, находящееся в селе Ильинском.
Дальнейший ход событий мы узнаём из написанного прекрасным почерком «пояснения» за № 203 от 2 февраля 1850 г. с подробным изложением сути вопроса и расхождений вотчинных учреждений во мнениях. Документ, подписанный главным управляющим Пермским нераздельным имением Во-леговым, членами Управления Василием Власовым, Михаилом Теплоуховым, Степаном Кожиновым и секретарем Александром Булычевым, был направлен через Главную вотчинную контору в Петербурге владельцу имения в Москву. Очерское правление предлагало предоставить 36 крестьянским хозяйствам льготы по оброку на 94 руб. 37 1/8 коп. и по исполнению трудовых повинностей на 26 руб. 41 коп., а всего на 120 руб. 84 коп. серебром29, или по 3,36 руб. одному хозяйству. В ответ на эту инициативу Главное управление «дало знать Очерскому правлению, что не находит нужным испрашивать у Вашего Сиятельства льготы крестьянам в поземельном платеже. Но если Очерское правление признает необходимым сделать кому-либо из тех крестьян в денежных или хлебных сборах облегчение, то представить мирским обществам назначить и сделать оное по их усмотрению на свой счет. На посыльные же льготы Главное Управление согласилось»30.
Казалось бы, на этом вопрос должен быть исчерпан. Но окружное правление, получив предписание вышестоящей инстанции, решительно встало на защиту пострадавших крестьян и «вошло с донесением что по соображению местных// обстоятельств испрашиваемая льгота Сепыческим и Путинским крестьянам необходима потому во-первых, что Путинские крестьяне, коим испрашивается оная' лишились от пожара всего своего имущества, а некоторые из них значительного количества хлеба, бывшего у них в запасе — крестьяне эти, будучи бедного состояния, не могут обзавестись скоро новым домоводством без должного пособия; во-вторых, сепычес-кие крестьяне, судя по пространству выбитого у них хлеба потерпели также значительные убытки. При составлении сведения на градобойцов не принят в расчет несколько попортившийся от градобоя хлеб на пространстве 101 десятины, от которого крестьяне хотя и понесли убытки, но как убытки эти не могли быть с точностью определены, потому и не вводились в соображение и вознаграждение за оные не спрашивается; сверх этого убыток выводился по самой умеренной мере, но в натуре мог быть гораздо больше. Все это имея в виду, Правление испрашивало хотя умеренное, но необходимое пособие по важности понесенного убытка и по состоянию крестьян, а что они потерпели довольно значительный убыток от градобоя, то это доказывается личною просьбою сепыческих крестьян в последнюю бытность управляющего Очерским округом в Сепыче об освобождении их от денежных и хлебных платежей. Если же предоставить удовлетворение просителей о льготах мирским обществам на свой счет, как предполагает Главное управление, то, без сомнения, потерпевшие несчастие ничего не получат, чему были прежде примеры; без облегчения же // в платеже налогов потерпевшим несчастие крестьянам хозяйство их может прийти в совершенный упадок. Почему Очерское Правление снова настоит об испрошении от Вашего Сиятельства назначаемой льготы в платеже поземельных налогов на счет господской экономии»31.
В ответ на это подробное изложение позиции округа Главное управление заявило, что «в отношении льгот... оно остается при первом своем мнении, чтоб льготы сии сделать на счет
|