Книжница Самарского староверия Вторник, 2024-Ноя-05, 17:26
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [207]
Москва и Московская область [31]
Центр России [49]
Север и Северо-Запад России [93]
Поволжье [135]
Юг России [22]
Урал [60]
Сибирь [32]
Дальний Восток [9]
Беларусь [16]
Украина [43]
Молдова [13]
Румыния [15]
Болгария [7]
Латвия [18]
Литва [53]
Эстония [6]
Польша [13]
Грузия [1]
Узбекистан [3]
Казахстан [4]
Германия [1]
Швеция [2]
Финляндия [2]
Китай [4]
США [8]
Австралия [2]
Великобритания [1]
Турция [1]
Боливия [3]
Бразилия [2]

Главная » Статьи » История Староверия (по регионам) » Общие вопросы

Рудаков С.В. Социальное служение старообрядческой церкви в дореволюционной России
Однажды сделав выбор между двумя критериями истины – авторитетом церковного Писания и Предания и авторитетом правящей иерархии, – староверы на протяжении 350 лет защищают право каждого христианина на суждение о том, что есть истина, а что – отступление от нее, вне зависимости от того, является ли он носителем священного сана.
 
С первых лет пребывания в оппозиции к господствующей церкви старообрядцы подвергались притеснениям. В эпоху Софьи их сжигали в срубах за одну принадлежность к древлеправославию, в последующие времена, вплоть до 1905 года, их подвергали ссылкам, конфискации имущества, лишению родительских и гражданских прав и т.п.
 
Главной социальной задачей староверов в XVIII и первой половине XIX веков являлось сохранение старообрядческих общин. Именно на это были направлены основные усилия руководства общин, значительная часть их материальных ресурсов.
 
Несмотря на преследования, старообрядцы никогда не замыкались в рамках своей маленькой общности. Они молились за весь мир. Они являлись новаторами в экономической сфере, активно участвовали в общественной жизни. В отсутствие централизованной религиозной организации (или ее нахождения вне закона) роль лидеров общин взяли на себя их попечители – купцы. Они же осуществляли от имени всего старообрядчества и социальное служение.
 
Социальная активность старообрядческого купечества усилилась со второй половины XIX века, когда волна репрессий пошла на убыль и уменьшилась угроза самому существованию древлеправославия. В то время социальная активность проявлялась в пяти основных сферах:
 
1. Спасение, укрепление и развитие старообрядческих общин как оплота старой веры.
 
2. Образование.
 
3. Взаимопомощь.
 
4. Благотворительность и содержание благотворительных учреждений.
 
5. Личное служение на благо общества.
 
В качестве примера рассмотрим деятельность в этой сфере в конце XIX – начале XX вв. двух нижегородских купцов, Дмитрия Сироткина и Николая Бугрова – лидеров старообрядческих конфессий, соответственно, белокриницкого согласия (ныне – Русская православная старообрядческая церковь) и беглопоповского согласия (Русская древлеправославная церковь).
 
1. Сироткин организовал всероссийские старообрядческие съезды, содержал храмы-моленные в своих нижегородских домах, построил несколько храмов на территории губернии. Бугров также организовал всероссийские съезды своего согласия, всероссийское братство – аналог централизованной организации, построил около десятка храмов, содержал заволжские скиты, играл столь значительную роль в беглопоповском согласии, что его прозвали «бугровской верой».
 
2. Сироткин в 1905 году открыл школу в дер. Кошелево Семеновского уезда. Бугров построил и содержал школы с полным пансионом в дер. Попово Семеновского уезда, Городце, Передельникове Балахнинского уезда. Он вообще активно поддерживал земские школы, особенно в Балахнинском и Семеновском уездах, где состоял земским гласным и попечителем нескольких школ.
 
3. Нормой являлась финансовая и иная помощь старообрядческой общины своим членам и наиболее успешных предпринимателей-староверов своим менее успешным единоверцам. Исследователи выделяют четыре формы взаимопомощи, распространенной среди старообрядцев:
 
1) частная взаимопомощь,
 
2) милостыня, получаемая низами,
 
3) организация скитов и богаделен.
 
4) организация кредитного дела.
 
Особенностью последней формы являлось полное доверие во взаимных расчетах и льготные условия кредитования (отсутствие ссудного %). Такое "нерасчетливое” и широкое ссужение капиталов оказывалось рядовым членам общины как "потенциальным капиталистам”, ибо успех одного из членов старообрядческой организации поднимал значение всей общины. Такие ссуды имели характер не столько помощи, а скорее реинвестиций.
 
4. 45 % всех своих доходов Бугрова на содержание благотворительных учреждений (треть), помощь погорельцам и нуждающимся (две трети). Он выстроил и содержал богадельни в дер. Филипповском, две в Городце, Москве, ночлежный дом, вдовий дом на 160 квартир в Нижнем Новгороде и другие благотворительные учреждения. Бугров в течение своей жизни только в виде милостыни роздал несколько миллионов рублей.
 
5. Сироткин являлся председателем Общества судоходства, был членом нижегородского ярмарочного и биржевого комитетов, издателем журнала «Церковь», председателем Всероссийского старообрядческого общественного попечительства. У Бугрова современники насчитывали свыше 60 позиций общественных деяний и заслуг.
 
Благотворительность в старообрядческой среде всегда считалась обязательной, капитал не рассматривался как средство для устроения роскошной жизни, но как то, что дано Богом и потому должно служить людям.
 
Как говорил В.Рябушинский, "богатство обязывает”. Собственно говоря, вся эта деятельность, все пожертвования не были благотворительностью буквально, а представляли собой исполнение главного религиозного долга предпринимателей, исполнение их христианского подвига.
 
С.В.Рудаков
 
Опубликовано: Всероссийская научно-практическая конференция "Религии Повольжья: проблемы социального служения" - Сборник материалов конференции. – Нижний Новгород, 2009.
Категория: Общие вопросы | Добавил: samstar-biblio (2011-Ноя-25)
Просмотров: 1553

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz