Важной составляющей внутренней политики всех российских императоров было отношение государства к старообрядцам. Полярность правительственных программ варьировалась от консервативно-репрессивной до либерально-рациональной. Вследствие этого российское староверие столкнулось как с откровенными репрессиями по отношению к себе, так и с обретением гражданских прав.
Период буржуазных реформ Александра II, известный противостоянием консервативных и либеральных тенденций, стал уникальным в судьбе Выга и его обитателей. Многолетнее сотрудничество епархиальной и губернской властей олонецкого края по «искоренению раскола» сменилось десятилетием конфронтации в «выговском вопросе». Консервативная позиция архиепископа Аркадия (1) была непреклонна: Выг как «гнездо раскола следует уничтожить», тогда как либеральные губернские власти не видели опасности выговцев «для устоев». Комплекс материалов, хранящийся в Национальном архиве Республики Карелия, позволяет выявить как суть этого конфликта, так и его отражение в судьбе Выга.
Внезапная смерть императора Николая I в феврале 1855 г. остановила «бибиковские гонения» (2) на старообрядцев, массовое изгнание с Выга «не приписных по ревизии лиц» и, по сути, уничтожение самого архитектурного ансамбля киновии. Осознание неэффективности репрессивных мер по искоренению «раскола» было очевидным, однако присутствовала и боязнь наделения староверов «излишними щедротами». Поэтому, осуществив отставку наиболее одиозных министров, осторожно и «секретно» правительство попыталось выяснить истинные масштабы распространения староверия в стране. Это «затишье» выговцы использовали для возвращения высланных ранее лиц, тем более что проезжавший через Данилово отставной губернский секретарь Байко-Буйкевич «разнёс слух о милостях но манифесту» (3).
В письме губернатору В.Н. Муравьёву большак Степан Иванов и болыиуха Матрёна Филиппова просят разрешения нанять для крестьянских работ 68 человек, ибо на Выге «все почти престарелых лет» (4). Власти признали прошение «не заслуживающим уважения, так как оно противно предписаниям МВД» (5), а полиции перехватила деньги и вещи, посланные из Петербурга на Выг. Допросы «подозреваемых к делу» купцов Пиккиева, Конуникоиа и Галашевской не дали ожидаемых результатов. Все допрошенные «изъявили, что не имеют никаких сношений с повенецкими раскольниками» (6). Материалы, приобщённые к делу, были признаны результатом «частной переписки между людьми, находящимися в родстве» (7), однако на Выг для сбора секретных данных отправился чиновник по особым поручениям Смирнов.
Сбор статистических сведений о выговских зданиях и их обитателях затянулся на долгие 8 лет, что объяснимо рядом факторов. Очевидна непоследовательность правительственной политики в этом вопросе. Первоначально предполагалось собрать статистику численности монастырских строений и жителей. Однако реанимация идеи устройства на Выге православного монастыря, взятая под контроль обер-прокурором А.П. Толстым, потребовала точных сведений о степени изношенности зданий и поимённых списков их жильцов. Полученные материалы, дополненные технической экспертизой построек инженер-поручика Горнич-Горницкого, попали в канцелярию губернатора. Собранные, систематизированные и обобщённые нами в табличном варианте, они реконструируют Выг рубежа 50—60 годов XIX в.
Таким образом, описанию подверглись 60 построек в Данилово и 44 в Лексе. В них проживали 302 человека, тогда как по ревизским данным 1858 г. к селениям были приписаны 48 старообрядцев. Из обследованных зданий 44 (42,3%) были признаны «ветхими» и подлежащими сносу. Особенно масштабно это должно было коснуться женской половины Данилова, 54% домов которого следовало «срыть». Ещё прочные здания Выга предполагалось либо укрупнить подселением, либо запечатать (14,4%). Оставшихся без крова людей на мужской половине Данилова планировалось заселить в дома №12 и 18, Лексы - в № 5, 8 и 9; на женской половине Данилова — в №13, 25, 30 и 38, Лексы - в №2, 8, 27 и 33. Однако реализация данных планов оказалась неосуществимой. На устройство монастыря господствующей Церкви требовалось не менее 7000 рублей серебром (9), которых не нашлось. Переданные в епархиальное распоряжение соборные часовни Данилово и Лексы также нуждались в ремонте. Жители, которым было предложено разобрать ветхие постройки, «запросили за работу немыслимую сумму», а большинство «отозвались, что им нет надобности» (10).
В запечатанных ранее домах, никто не проживал, но при осмотре печати отсутствовали. Ситуация, сложившаяся в это время на Выге, стала закономерным следствием смятения правительственного курса по отношению к староверам. Но эта же ситуация вызвала жёсткое противостояние местных духовной и светской властей и «выговском вопросе». Губернское начальство, уловившее либеральные тенденции времени и разделявшее их, столкнулось с непримиримостью епархиальной позиции в деле «искоренения раскола». Местная полиция теперь была обеспокоена не столько тем, что изгнанные с Выга старообрядцы «раскинули по разным местам губернии семена раскола» (11), сколько экономической составляющей этого явления.
«Без пропитания и заработков в местах скудных и лишённых промышленности высланные впали в тягостное положение» (12), что могло дестабилизировать социально-экономическую ситуацию в крае. И если раньше староверов, проживавших компактно, полиция могла как-то контролировать, и теперь нет. Поэтому новое ходатайство большака С. Иванова о найме работников разрешилось положительно. Из староверов, высланных ранее с Выга, попавших под надзор полиции, но замеченных «в распространении раскола», были составлены списки тех, кому «можно дозволить временные отлучки для заработков» (13). Таковых оказалось 75 человек. Возвращение старообрядцев в обитель, возобновление тайных служб в «молошне», починка «поварни» и колодцев и постоянные жалобы губернатору на «вмешательство духовенства в частную жизнь» (14) выговцев не прошло не замеченным архиепископом Аркадием, убедившимся, что «гражданское начальство для раскольников только со всякою зашитою» (15). Особенно заметно это проявилось в 60-е годы XIX в., когда Олонецкую губернию возглавлял известный либерал Ю.К. Арсеньев (16).
Возвращение на Выг высланных ранее старообрядцев было сопряжено с нехваткой хлеба. Решая эту проблему, из Шуньги через Онегу туда было доставлено 200 кулей (17) ржаной муки, а из Каргополя по 3 раза «в россып» ещё 1000 пудов. Таким образом, обитель получила 2800 пудов муки, что потребовало дополнительных площадей для её хранения. Поэтому Матрёна Филиппова «вместе с прочими» в прошении к губернатору обращается за разрешением «произвести починку амбаров» (18). Поскольку «амбары не принадлежат к разряду молитвенных зданий» (19), Ю.К. Арсеньев не стал препятствовать их починке. Архиепископ Аркадий расценил позицию гражданских властей как крайне недальновидную и опасную, так как «народ нужно предохранять от повода думать, что бывшие раскольничьи монастыри выгорецкие начинают опять восстанавливаться» (20).
Серьёзный урон Выгу был нанесён серией пожаров и «сильнейших ветров», буквально сносивших крыши: в сентябре 1861, декабре 1862 и феврале 1866 гг. В результате полностью сгорели «коровий двор», «челядная» на женской и «возачьи» на мужской половине Данилова. Обратившись к губернатору за разрешением на их восстановление, выговцы продолжали тайные богослужения в больнице. С. Иванов исправил «крест на женской половине и кругом оного киоту» (21), а дома, определённые к слому, «остались не сломаны» (22).
Реконструкция списков обитателей Выга 1851—1855 гг. со списками обнаруженных там в последующие 10 лет подтверждает возвращение десятков высланных ранее старообрядцев. Так, под предлогом «работ», «встреч с родственниками» и т.п. вернулись на Выг «сторож и будильница» М. Кириллова, И. и П. Ивановы, «кормящие людей», Е. Фёдорова, «к которой ходят на исповедь», А. Горева и К. Осипова - «известные грамотницы Заонежья» и многие другие. Архиепископ Аркадий, возмущённый «близорукостью» гражданской власти в «выговском вопросе», не видя реальных её действий в этом направлении обвинил полицию в «расположении к Степану Иванову» (23). С целью «тщательного дознания» о незаконно проживающих в Данилово и Лексе лицах губернатор Ю.К. Арсеньев командировал на Выг чиновника по особым поручениям Алёхина, а в 1866 г. поехал туда сам. 17 июня он прибыл в Лексу и «с одушевительным расположением» (24) встретился с большухой Матрёной Филипповой. В её доме был составлен акт об отсутствии в селении незаконно проживавших лиц, подписанный губернатором, становым приставом Беляевым, коллежским асессором Рыбаковым, повенецким исправником Калугиным и лексинским священником Казанским. Позднее, оправдываясь перед архиепископом за поставленную под «несправедливым актом» подпись, Казанский объяснял это тем, что «подписал его с целью узнать начальника губернии дух, на которую сторону он клонится более», а губернатор оказался «совершенною защитою раскола» (25).
Вернувшись в Петрозаводск, Ю.К. Арсеньев отправил в Лексу «художного мастера» Ивана Онисимова, которому было поручено скопировать план соборной часовни для представления министру государственных имуществ, ибо «часовни, отобранные от раскольников в епархиальное ведомство, приходят в ветхость, некоторые части даже грозят падением» (26). Намёк губернатора на то, что, конфисковав выгорецкие культовые здания, епархиальная власть не справляется с их содержанием, только обострил сложившийся конфликт.
В ответ на требование архиепископа «снарядить новое дознание» на Выг, губернатор назвал это «бесцельным», «излишним» и просил Аркадия иметь в виду, «что... не полиция мироволит расколу, а священники не умеют держать себя с достоинством с людьми, придерживающимися устоев старой веры, и не хотят понять высокого своего предназначения» (27).
По всей вероятности, столичные власти, осведомлённые о масштабности конфликта в руководстве олонецким краем, сочли сложившуюся ситуацию опасной. В июне 1869 г. Аркадий отбыл «на покой» в Александре-Свирский монастырь, а Ю.К. Арсеньев переведён губернатором в Тульскую губернию. Сущность конфликта губернатора и архиепископа в отношении к старообрядчеству стала своеобразной иллюстрацией противостояния либеральных и консервативных тенденций, свойственных эпохе буржуазных рефОрм. Сами же выговцы пытались сохранить киновию, использовали наметившуюся либерализацию для экономического и духовного возрождения Выгореции, и жили в ожидании позитивных перемен.
Примечания
1. Архиепископ Аркадий (Фёдоров) возглавлял Олонецкую епархию с 1851 по 1869 гг., известный антистарообрядчеекий деятель в пермском и Олонецком крае.
2. Бибиков Д.Г., генерал, возглавлял МВД с 1852 по 1855 гг.
3. Национальный архив Республики Карелия (НА РК). Ф. 1. Оп.46.Д.24/625. Л.4об.
4. Там же. Л.2об.
5. Там же. Л. 10.
6. Там же. Д.23/583. Л.24об.
7. Там же. Л.32.
8. Сажень - мера длины, равная 2,13 м, то есть стандартная постройка 5x3 саж.равнялась 11x6,5 м.
9. НА РК. Ф.1. Оп.46. Д.28/775. Л.31.
10. Там же. Д.22/574. Л.57об.
11. Там же. Д.25/694. Л.124.
12. Там же. Л.27.
13. Там же. Л.50-55.
14. Там же. Л. 125.
15. Там же. Ф.25. Оп.8. Д. 12/28. Л.7об.
16. Арсеньев Ю.К. - тайный советник. Олонецкий губернатор с 1862 по 1870 гг. Будучи чиновником МВД, проводил статистические исследования староверия Новгородской и С.-Петербургской губерний.
17. Куль муки равен 9 пудам, а пуд — 16,3 кг.
18. НА РК. Ф.1. Оп.46. Д.29/794. Л.1.
19. Там же. Л.2об.
20 Там же. Л.4.
21. Там же. Д.31/825. Л.З.
22. Там же. Д.22/574. Л.96.
23. Там же. Ф.25. Оп.8. Д. 12/28. Л. 11.
24. Там же. Л.66.
25. Там же. Л.76.
26. Там же. Л.68.
27. Там же. Л.70об.-71
Ружинская Ирина Николаевна — к.и.н., Петрозаводский государственный Университет.
Старообрядчество: история, культура, современность.Ч.1 - М.: 2005
|