Меню сайта |
|
|
Категории каталога |
|
|
|
В категории материалов: 53 Показано материалов: 21-40 |
Страницы: « 1 2 3 » |
Дегуцкий летописец - важный источник по ранней истории староверов-беспоповцев в ВкЛ и Курляндии. Он очень важен для выяснения начала и хода эмиграции староверов в эти края во второй половине XVII, в XVIII и в начале XIX вв., для определения времени основания старообрядческих общин и деятельности наставников. |
В сем году 1679-м прииде в Литву от страны Московския муж именем Трофим Иванов126, Бывший в царствование Алексея Михайловича, военнослужащий стрелецкой десятник под командою воеводы Мещерина, посланного разорить соловецкую киновию |
История русского религиозного мировоззрения, являющаяся составной частью нашей духовной культуры, неотделима от истории русских старожилов Литвы - старообрядцев, которые в силу ряда причин сумели через века сохранить свою самобытность и национальное самосознание. Как им это удалось? Где черпали они нравственную силу? Почему при всей своей патриархальности и закрытости вызывали неизменное уважение у соседей, исповедующих другую веру?
На эти и другие вопросы поможет ответить открывшаяся 10 марта международная выставка "Культура староверов Балтийских стран". |
К великому сожалению, наши современники мало что знают о том, что судьба уничтоженных (98% - прим.ред.) в Литве евреев постигла и многих русских староверов, сотни лет назад перебравшихся в Литву после Никоновского церковного раскола на Руси и гостеприимно принятых под десницу литовских князей, где они мирно жили с литовцами. |
Вследствие раскола Русской Православной Церкви в середине XVII в. и жестоких преследований государством церковных оппонентов староверие появилось вне его исторической среды, преимущественно в Речи Посполитой, частью которой было и Великое княжество Литовское (далее - ВкЛ). |
В XIX - начале XX вв. положение староверов в России, в том числе в Литве (т. е. на территории Виленской и, с 1843 г., Ковенской губернии), претерпело серьезные изменения. Относительная религиозная терпимость при Александре I сменилась решительными мерами по искоренению "раскола" в годы правления Николая I (1825-1855). |
Меры российского государства против староверов
“Клятвы” московских соборов и государственные репрессии против староверов в России: 1667−1696 гг.
|
При Петре I
При Екатерине I, Петре II и Анне Иоанновне
|
В царствование Елизаветы Петровны (1741–1761)
При Петре III и Екатерине II: изменения российской политики по отношению к староверам |
До сих пор в Литве немногие имеют возможность пользоваться журналами "Вестник Высшего Старообрядческого Совета в Польше" (1929 - 1934), "Календарь Высшего Старообрядческого Совета в Польше" (1936 - 1939), которые издавал Высший Старообрядческий Совет (далее - ВСС) в Вильнюсе, и "Китеж-град" (1933), который выпускали преподаватели и участники духовных курсов в Каунасе. Эти журналы выходили небольшими тиражами. В настоящее время они стали библиографической редкостью. |
Особенность русской старообрядческой культуры в Литве и Польше, как и в Латвии и Эстонии, выразилась в том, что с XVIII в. она питалась и развивалась на основе одного из трех, наряду с церковно-православным и фольклорным, направлений в русской культуре новых времен - старообрядческого или народно-консервативного. |
Поэзия и проза староверов Литвы |
Эмиграция старообрядцев на территории Речи Посполитой имеет огромное значение для истории старообрядчества XVIII — XX вв. и сыграло определённую роль (хотя и второстепенную) во взаимоотношениях между Россией и Речью Посполитой в XVIII в. В последние десятилетия появились новые исследования по истории и книжности старообрядцев в XVIII в. на территории нынешней Польши, Латвии, Литвы и Беларуси 1. Однако, ещё многие проблемы остаются не решёнными. Одна из них — подробный анализ становления древлеправославной традиции, вернее, поповской и беспоповской традиций в Великом княжестве Литовском, и более детальное изучение историко-культурного значения отдельных старообрядческих центров в Великом княжестве Литовском и религиозных обществ в целом в контексте как российской, так и великокняжеской литовской культуры. Другой малоизученный вопрос — это существование разных общин, обладающей иными верованиями, ценностями и обычаями, т.е. проблемы культурного разнообразия в Великом княжестве Литовском и формах терпимости к ним в сословном обществе.
В данной статье автор рассматривает главные вехи становления русского старообрядчества и пытается определить историко-культурное значение древлеправославной традиции в Великом княжестве Литовском. |
Цель настоящего доклада – попытка проследить историю после 1990 г. и отчасти современное положение староверия в балтийских странах и Польше |
|
|
Форма входа |
|
|
Поиск |
|
|
Старообрядческие согласия |
|
|
Статистика |
|
|
|