Книжница Самарского староверия Четверг, 2024-Мар-28, 16:04
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [207]
Москва и Московская область [31]
Центр России [49]
Север и Северо-Запад России [93]
Поволжье [135]
Юг России [22]
Урал [60]
Сибирь [32]
Дальний Восток [9]
Беларусь [16]
Украина [43]
Молдова [13]
Румыния [15]
Болгария [7]
Латвия [18]
Литва [53]
Эстония [6]
Польша [13]
Грузия [1]
Узбекистан [3]
Казахстан [4]
Германия [1]
Швеция [2]
Финляндия [2]
Китай [4]
США [8]
Австралия [2]
Великобритания [1]
Турция [1]
Боливия [3]
Бразилия [2]

Главная » Статьи » История Староверия (по регионам) » Литва

Плукис А. Камо грядеши?

К  великому сожалению, наши  современники мало что знают о том, что судьба уничтоженных (98% -  прим.ред.) в Литве евреев постигла и многих  русских староверов, сотни лет назад перебравшихся в Литву после Никоновского церковного раскола на Руси и гостеприимно принятых под десницу литовских князей,  где они мирно жили с литовцами.

Сегодня многие из власть предержащих по этому вопросу рассуждают примерно так: а стоит ли факты  уничтожения белоповязочниками (литовские полицаи при фашистах.- прим.ред.) староверов считать геноцидом - ведь их не так уж много загублено.   Но на подобное рассуждение можно ответить так: даже один невинно убиенный - уже трагедия.  А ведь в данном случае счет идет не на десятки и сотни, а на тысячи человек. Стоит только поездить по русским староверским деревням, "покопаться" в архивах, побывать в местных музеях - и тогда откроется довольно неприглядная картина: во многих случаях люди не знаю  даже тех мест,  где были расстреляны их родные. И что самое страшное - ужасы тех дней до сих пор живы в их памяти, и люди боятся рассказывать о пережитом беспределе, боятся называть имена своих палачей, ибо угрозы о расправе над собой они слышат и сегодня. Особенно там, где староверы предъявляют  претензии на землю, леса и строения своих предков.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Сороковые годы прошлого века для стран Европы были довольно тревожными; шел передел сфер влияния между сильными государствами мира, в том числе между Германией и СССР. Договором Молотова - Риббентропа, а потом и дополнительным секретным протоколом Прибалтика, в там числе, и Литва, "досталась" СССР.

Политическая обстановка в Литве к этому времени была очень сложной, Да и вообще она после 1918 года никогда благоприятной не была. И многому в этом причиной были внутренние распри литовских политиков, вождей и вождиков. Во властных структурах процветали семейственность и коррупция, началось засилье иностранного капитала.

Литва потеряла Вильнюсский и Клайпедский края, а потом последовали договор с СССР и согласие Сейма на ввод в Литву подразделений Красной Армии. (Не в пример Финляндии, которая в 1939 году дала сокрушительный отпор Красной Армии). А ведь к тому времени в Литве были 24 тысячи солдат и офицеров, 4 тысячи пограничников, 3,5 тысячи полицейских, около 55 тысяч бойцов в "Союзе шаулисов", имелись бронетехника, артиллерия, самолеты. В Литву заходили подразделения Красной Армии, а по всем радиостанциям республики эачитывался приказ командующего Литовский армии генерала Виткаускаса, чтобы литовские армейские подразделения их дружественно встречали. А президент А.Сметона 15 июня 1940 года бросил Литву на произвол судьбы: ночью тайком в  окрестностях Кибартай перешел пограничную с Польшей речку Лепону  и... – поминай, как звали. А дальше последовали установление в Литве власти Советов и прием ее в состав СССР.

ССЫЛКА В ЛИТВУ СУВАЛЬКИЙЦЕВ

Претворяя в жизнь договор Молотова – Риббентропа,  Германия и СССР в феврале-марте 1941 года начали "великое переселение народов": перевозку немцев с территорий Литвы и Мемельского (Клайпедского) края (последний к этому времени был уже выкуплен у Германии за 7,5 миллиона золотых  марок и присоединен к СССР),  в   Польшу, которая уже находилась под  немецкой оккупацией. В это же время  из Сувалок в Литву и Клайпедский край перевозили литовцев, русских староверов и белорусов.  За те полтора месяца 1941 года были вывеэены 3773 немецких семьи и завезено  11345 литовцев, 8882 старовера и 45 белорусов.  По сути,  это была одна из первых ссылок, проведенных Советской властью в сороковые годы.

Нужно заметить, что все насильно перевезенные в Литву люди испытывали трудности, однако положение русских и белорусов было несравнимо с положением литовцев. Сам вид староверов не нравился литовцам: бородатые, многосемейные, другой веры и странных обычаев.  Им они твердили: нечего вам в Литве делать, убирайтесь к себе в Россию. Тем более что староверы  были расселены в оставленных немцами хозяйствах, на которые рассчитывали и литовцы.

В 1942 голу, когда в свои хозяйства о Литве из Польши стали возвращаться выселенные немцы, сувалькийских литовцев "попросили" перебраться в Вильнюсский край, в хозяйства изгнанных поляков.  А русских целыми деревнями загоняли в гетто и концлагеря,  находящиеся в Шяуляй и Алитусе, а оттуда - или  Германию, в рабство, или батрачить в Тракайском  районе на литовских хозяев.

Примеры уничтожения староверов целыми семьями имеются в деревнях Контовцы (все жители уничтожены), Юзово Тяльшяйского района, в деревнях Шаукенай, Ликшелис, Леонувка, Пакупелькис Кяльмеского района и других. Перестала существовать на карте Литвы деревня Николаевка, что под самым Панявежисом,  и т.д. и т.п.

ТРАГЕДИЯ ДЕРЕВНИ ОПШРУТАЙ

В эту деревню в феврале-марте 1941 года привезли несколько семей сувалькийских староверов. Они поселились общиной, ибо это был привычный образ жизни. В военное и послевоенное время только таким образом можно было выжить, конечно, организовав самооборону. Ведь "лесные братья" (вооружённые отряды, после войны боровшиеся с Советской властью - прим.ред.) в основном нападали на мирных жителей.  И опшрутским  староверам они неоднократно предлагали "подобру-поздорову убираться в Россию". А поскольку те никуда не уезжали, да еще в придачу вступили в колхоз, то в ночь на 16 ноября 1947 года «лесные братья» решили проучить "колонистов". В результате - убит 31 старовер, в том числе 14 детей.

А вот что об этом рассказывает очевидец событий Елена Кашаускене: "Хорошо помню ту страшную ночь, когда началось уничтожение жителей нашей деревни. Неожиданно разбилось окно, и в комнату влетела граната. Мама с другими детьми успела через окно выскочить во двор. А я осталась в комнате под железной кроватью. Остался и отец. В дверь вломились вооруженные люди во главе с Антанасом Балтушисом и застрелили отца. Когда они ушли, я в окно увидела, что горит наш сарай и хлев. А потом и дом наш был подожжен. Я успела выбежать,  а отец так и сгорел в доме. Мы не были активистами, оружия тоже у нас не было…

...А семью Шумиловых убили люди Йонаса Бразиса (Клаюнаса), Он был очень жестокий. Они убили самого Шумилова, его отца, мать и четверых детей.

Сегодня в газетах пишут, что в Опшрутах жили разбойники, которые обижали литовцев. Это неправда. Все мы жили мирно и обрабатывали землю".

Нужно заметить, что "лесные братья" не щадили и литовцев, особенно тех, кто вступил в колхоз. Вообще-то крестьяне в те времена в  полном смысле этого слова были загнаны  в угол: не вступишь в колхоз - сошлют в Сибирь, вступишь - убьют ночью свои. Вот многие и предпочли Сибирь, чем смерть на месте…

А русским не было никакой пощады - вступил ли ты в колхоз или нет. В деревне Дирвоняй Укмяргского района "жалюкасы" ("лесные братья" - прим.ред.) из отряда Стимбуриса и Вигандаса не пожалели семью Романовых с их несовершеннолетними детьми, в поместье Анткочяй отрядами Стимбуриса, Андрюнаса и Вигандаса была расстреляна и сожжена большая группа русских людей в возрасте от 50 лет до 6 месяцев. Было опознано 12 трупов, среди которых 5 детей.

Мне не хочется умалять роль партизан и резистентов (участников сопротивления - прим.ред.) в борьбе за свободу и независимость Литвы. Тем более, что я в дни своего детства знал и видел настоящих партизан. Эта были мужественные  и смелые люди, с чувством высокого долга и справедливости. Поэтому, думаю, уже пора отделять зерно от плевел!

Современные исследователи тех событий утверждают, что русские староверы пострадали лишь потому, что они были "стрибами".(от слова "ястребки" - особые части НКВД и их помощников, занимавшиеся уничтожением партизан - прим.ред.) Но и тут нужно возразить: в отрядах "защитников народа" (т.е. "ястребков" - прим.ред.) литовцев было 80 процентов, других национальностей - 7-10 процентов, а уже остальные... русские.

НЕТ УЖЕ НИКОЛАЕВКИ

Федора Никифоровича Ласкова скончалась в 2001 году в 74-летнем возрасте. Родилась она в Николаевке, что под Панявежисом,  в большой староверской семье. Но сегодня нет уже Николаевки. Она перестала существовать  в годы Второй мировой..

- Мы жили хорошо. Имели землю, добротные дома, ибо в наших больших семьях трудились все,  с местными жили дружно. - рассказывала Ласкова - Но вот в 1941 году началась война, и всё вдруг изменилось. Еще немцы не успели войти, как наши соседи-литовцы начали наводить порядок в деревне. Убили 36 человек. За что? Да и солдата Федю, прятавшегося за селом в сарае, двое литовцев  вывели и расстреляли...

...Нашу маму трое суток пытали. А ведь у матери была годовалая Антонина. А потом маму расстреляли.

Папиного брата расстреляли и бросили в картофельную яму. Один литовец через 5 лет показал нам, где зарыты расстрелянные Егор и Устинья Ласковы.

...Мы знаем имена своих мучителей, но боимся об этом говорить. Да и свидетелей почти не осталось: одних убили, другие уже умерли. Между прочим, один из мучителей нашей мамы - Кирснис по прозвищу Сосулька - недавно объявился: он прибыл из-за "бугра", купил здесь участок земли...

Володя Ласков, уже разменявший восьмой десяток лет,  тоже бывший житель несуществующей Николаевки, не может найти того места, где весной 1947 года «жалюкасы» убили двух его братьев. Парни, чтобы  как-то утолить  голод, пошли на картофельное поле набрать мерзлых клубней...

- Мы выжили тогда лишь потому, что подались в города, - рассказывал Ласков, - и «растворились» в обшей массе населения. А деревенские - собирались ночевать  в каком-нибудь доме, где всю ночь молодежь  дежурила на улице, охраняя спокойствие родных.

РУССКИЕ ДЕРЕВНИ...

Печальная судьба постигла жителей деревень Леонувка, Шаукенай, Трауленай, Ликшелис, Пакупелькис,  Шешкунис  Кяльмеского района. С июня 1941-го по сентябрь 1944 года они были подвергнуты геноциду, были в местных гетто и концлагерях, в рабстве в Германии, их мучили и убивали.

Вот несколько примеров. В первые дни войны в Леонувке, в своем доме, на глазах родных были застрелены Григорий Купрященко и Ефим Яковлев. Это и другие подобные убийства совершили Антанас Дальникайтис, Феликсас и Стасис Венскусы, Адольфас Кучинскас, Викторас Поцюс - жители соседних деревень и соседи.

Как рассказывают оставшиеся в живык и показывают  документы,  в Шаукенской волости было более 30 "белоповязочникое", среди которых находились Данас, Юозас и Костас Иоцисы, Ф.Лозорайтис, И.Юшкус, И.Пиктума, П.Вайткус, А.Рачкаускас, Л.Савицкас, А.Чепулис и другие. Это ими в июле-августе 1941 года  в окрестностях Шаукенай было уничтожено более 400 граждан Литвы. Их расстреляли в Юодельском лесу. В большинстве это были крестьяне. И что характерно, они не были ни коммунистами, ни комсомольцами. Это были почти безграмотные люди и никак не могли быть большевистскими агитаторами.

И сегодня жители тех деревень не могут сказать, при каких обстоятельствах убиты и где "зарыты" их земляки - Семен Радионов, Макарий Портнов, Екатерина Матюшенко,  Кондратий  Удовенкин, семьи Трукшиных, Бакановых, Рыбаковых и другие.

В годы немецкой оккупации со староверами этих деревень никто не церемонился: приезжали "белоповязочники", выгоняли всех из домов во двор, а потом на грузовиках увозили  в гетто и концлагеря или в Германию. Все добро оставалось в домах...

QUO VADIS?

Ceгодня восстановить свои попранные  права староверам очень тяжело. Нелегко это сделать и сувалькийским литовцам. Но последние объединились в общество "Сувалкия" с центром в Мариямполе. Организацию возглавляет энергичная женщина Бируте Кижене, Отделения "Сувалкии" имеются во многих городах Литвы.

«Сувалкия» - это добровольная, независимая общественная организация, обьединяющая лиц, их детей и внуков, насильно переселенных в 1941 году из Сувалкского края в Литву. Основная цель общества – увеовечить память жертв геноцида и защитить интересы потерпевших.

"Сувалкия" добивается, чтобы людям был присвоен статус потерпевших от оккупационного режима, был возмещен материальный ущерб, чтобы выплачивались пособия, которые получают все граждане Литвы, noтерпевшие от оккупации.

Общество рассматривает готовящиеся  законы,   проекты,  предлагает изменения, собирает и распространяет исторический материал о жертвах, об их судьбе и о настоящей правовой ситуации. Общество разыскивает в архивах г.Сувалок (Польша) документы о собственности членов общества.

Общество, а вернее,  Б.Кижене, проводит большую работу по восстановлению прав граждан Литвы. Я видел те огромные груды бумаг, которые готовятся в обществе, вместе с работниками "Сувалкии" побывал е архивах Сувалок. Но замечу, что подобная деятельность Б.Кижеие не очень нравится определенным лицам и инстанциям  в Вильнюсе; в том числе и Центру исследования геноцида и резистенции  жителей Литвы. Особенно после того, как в общество "Сувалкия" стали принимать  русских.

- Об этом мне чуть ли не в открытую стали намекать  некоторые парламентарии и работники Центра, - говорила Бируте Кижене, - Но мы делаем свое дело. Более 600 дел по восстановлению справедливости находится в Вильнюсе, столько  же в стадии подготовки. А сколько документов  еще нужно найти   в Сувалках!

Вот я и думаю: почему таким важным делом занимается небольшая общественная организация, а не тот же Центр? Неужели в его функции входит  только выявление бывших «стри6асов»,  коммунистов, кагэбэшников и т.д.? Для этого,  думаю, особого ума не нужно: в его распоряжении - огромный архивный материал. А вот до глубины вникнуть в суть происходящего, отойти от устоявшихся стереотипов - механически оценивая все только в белом или только в черном цвете, проявлять понимание и человечность, тут уж нужно потрудиться основательно.

За права пострадавших земляков из деревни Леонувка борется фермер, выпускник Калининградского университета Давыд Митриев. У него уже накопились горы бумаг с всевозможными бюрократическими отписками из прокуратур различных уровней, судов, а также упомянутого Центра.

- Ведь убивали людей, пpocтите,  пачками, - говорил Давыд Митриев,  -  вывозили в гетто, концлагеря целыми семьями. А за свои права сегодня приходится бороться индивидуально каждому. А если этому "каждому" сегодня  далеко за семьдесят?

И нам сегодня очень  трудно добиться статуса репрессированного лица. В результате чего каждый из подвергнутых гонениям за 11 пет независимой Литвы "потерял" как минимум по 20 тысяч литов государственного  пособия. Всё наше имущество, числящееся и колхозах,- техника, строения, земля, леса, по cyти разграблено. Поэтому сегодня в селах Леонувка и Пакупелькис нет настоящих хозяев, а кто и хочет им стать - тому огромные препоны. Доживает свой век и духовный центр староверов -Церковь!..

Листая документы, подготовленные Давыдом Митриевым,  побеседовав с жителями деревень Леонувка, Шаукенай, Пакупелькис, Трауленай,  побывав в  Шаукенском историческом музее, я снова окунулся в наше прошлое, увидел тех повешенных и расстрелянных крестьян, сосланных и униженных староверов, до которых сегодня властям нет дела.

Поэтому я спрашиваю: "Quo vadis?" - Когда у нас восторжествует историческая справедливость? 

Альгирдас ПЛУКИС

Вильнюс- Мариямполе - Вилкавишкис - Клайпеда -Кяльме - Тяльшяй - Шяуляй –Панявежис -Сувалки

Категория: Литва | Добавил: samstar-biblio (2007-Ноя-17)
Просмотров: 1658

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz