Книжница Самарского староверия Понедельник, 2024-Дек-23, 18:24
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [207]
Москва и Московская область [31]
Центр России [49]
Север и Северо-Запад России [93]
Поволжье [135]
Юг России [22]
Урал [60]
Сибирь [32]
Дальний Восток [9]
Беларусь [16]
Украина [43]
Молдова [13]
Румыния [15]
Болгария [7]
Латвия [18]
Литва [53]
Эстония [6]
Польша [13]
Грузия [1]
Узбекистан [3]
Казахстан [4]
Германия [1]
Швеция [2]
Финляндия [2]
Китай [4]
США [8]
Австралия [2]
Великобритания [1]
Турция [1]
Боливия [3]
Бразилия [2]

Главная » Статьи » История Староверия (по регионам) » Литва

Поташенко Г. Староверы Литвы: вехи истории. Часть 2

III. Федосеевско-поморский период (1823-1918)

 

В XIX - начале XX вв. положение староверов в России, в том числе в Литве (т. е. на территории Виленской и, с 1843 г., Ковенской губернии), претерпело серьезные изменения. Относительная религиозная терпимость при Александре I сменилась решительными мерами по искоренению "раскола" в годы правления Николая I (1825-1855). Религиозная жизнь староверов жестко регламентировалась. Согласно указу 1826 г., старообрядческие богослужения должны были совершаться исключительно внутри помещений, т. е. в часовнях, и без участия посторонних. В 1830 -первой половине 1850-х гг. началось осквернение староверческих святынь, изъятие староверческих икон, книг и другой церковной утвари, систематически разрушались храмы, монастыри и скиты. Были запечатаны и разрушены сотни молитвенных домов, некоторых из них переданы синодальной Церкви, много церковных колоколов было конфисковано. В Ковенской и Виленской губерниях тогда было закрыто не менее 13 из 33 действовавших староверческих храмов; восемь из них разрушены. В декабре 1851 г. был передан православным ранее запечатанный староверческий храм в Дегутях Ковенской губернии и тем самым ликвидирован важный религиозный центр старообрядцев в Литве -Дегуцкая община. Были арестованы, взяты под стражу и позже насильственно отправлены в места приписки видные духовные отцы. "Дегуцкий летописец" такую политику властей назвал войной против староверцев.

 

Во второй половине XIX в. положение старообрядцев постепенно улучшалось: более терпимым к ним стало общественное мнение, правительство проводило политику поэтапного расширения гражданских прав старообрядцев. Отдельные постановления 1862-1864 гг. позволяли староверам вступать в купеческие гильдии. В 1874 г. вышел важный закон о старообрядческих браках, вызванный введением всеобщей воинской повинности, в соответствии с которым местным властям было указано регистрировать браки староверов - их следовало фиксировать в особых книгах и таким образом признавать действительными. Закон от 3 мая 1883 г. предоставлял староверам свободу отправления богослужения, но запрещал внешнее "оказательство" (ходить посолонь, звонить в колокола, носить положенное наставникам облачение и т. д.) Этот закон разрешал также строительство молитвенных домов, но без крестов и колоколен.

 

После восстания 1863-1864 гг. российская администрация в Литве проводила двойственную политику в отношении местных старообрядцев. С одной стороны, в 1860-1870-е гг. гражданские власти стремились разными способами побуждать староверов к переходу в официальное православие, в том числе в единоверие. Распространение единоверия в Литве при усиленной поддержке светских властей и синодальной Церкви началось с 1860-х гг., когда во главе Литовской православной епархии встал владыка Макарий, придерживавшийся более положительного взгляда на единоверие в крае, чем прежний ее руководитель митрополит Иосиф (Семашко).

 

С другой стороны, власти начали заигрывать со старообрядцами, надеясь привлечь их к политике открытой русификации литовского общества и края в целом. Так, в 1890-х гг. ковенский губернатор Мельницкий старался улучшить экономическое положение и общественное значение так называемых "русских переселенцев", в том числе местных старообрядцев, пользующихся предусмотренными привилегиями. Он создал программу экономического и культурного развития русских поселений, которая должна была способствовать расширению русского землевладения в Литве.

 

Правовое положение староверов коренным образом изменилось лишь после указа от 17 апреля 1905 г. об "Основах укрепления веротерпимости" и указа от 17 октября 1905 г. о свободе совести, позволившего старообрядцам строительство церквей, открытие школ, монастырей и скитов. Поскольку эти законы впервые разрешали существование в России старообрядческих общин (но не отдельных Церквей), указом от 17 октября 1906 г. были определены порядок образования общин, права их членов и руководителей. Многие староверческие общины Литвы прошли регистрацию и приобрели статус юридического лица.

 

Во второй половине XIX в. (особенно после восстания 1863-1864 гг.) и в начале XX в. часть местных старообрядцев, прежде всего малоземельные или безземельные, переселялась в западную и отчасти северную Литву, где под опекой государства, государственных банков или староверческих купцов возникали новые старообрядческие поселения и их общины. Тогда возникли их новые общины: Дваржищская (в середине 1860-х гг., позже -Дварчяйская; ныне Радвилишкский район), Вегерская (не позже 1870 г., Вегеро-Сугинтская; ныне Мажейкяйский район), Дубянская (в 1907 г.; ныне Шяуляйский район), Жемельгофская (в 1912 г.; позже - Вилейшская; ныне Пакруойский район) и др.

 

В это время среди потомков федосеевцев на территории современной Литвы постепенно происходило утверждение брака и сближение с учением и практикой более умеренного поморского брачного общества. В 1823 г. в Дегуцкой общине были приняты метрические книги о новорожденных, бракосочетавшихся и умерших. Некоторые беспоповские общины Литвы последовали примеру Дегуцкой общины после Варковского собора (1832), на котором беспоповцы обсуждали и приняли бессвященнословный брак. В условиях острой внутренней полемики между федосеевцами-безбрачниками и поморцами-брачниками, религиозной и гражданской дискриминации старообрядцев в Российской империи утверждение браков среди литовских беспоповцев проходило медленно и завершилось приблизительно в 1900-1910-х гг. Шел процесс объединения поморцев Литвы. В начале XX в. Виленская община стала региональным центром поморцев-брачников. В 1901 г. в Вильне по инициативе Виленской общины состоялся первый местный съезд духовных наставников под председательством наставника Д. Батова (Тула), начетчика Т. Худошина (Саратов) и попечителя Виленской общины А. Пимонова.

 

В 1905-1915 гг. староверие в Виленской, Ковенской губерниях и вообще в России переживало религиозный и культурный подъем. Открывались ранее закрытые и возникали новые староверческие храмы и общины. Старообрядцы беспрепятственно созывали местные и всероссийские соборы. В феврале 1906 г. (по старому стилю 25-21 января) в Вильно прошел съезд старообрядцев Северо-западного, Привислинского и Прибалтийского краев и других городов Российской империи, способствовавший утверждению браков среди беспоповцев в этом регионе. Поморцы Литвы активно участвовали в подготовке и проведении 1-го Всероссийского собора поморцев в Москве (1909), в деятельности Совета Всероссийских соборов и съездов поморцев, приемлющих брак (А. Пимонов был заместителем председателя, наставник Виленской общины С. Егупенок - членом этого Совета). В начале XX в. в Виленской губернии, по неполным сведениям, было 26 староверческих общин, в Ковенской -около 42; всего в двух губерниях - не менее 68 общин (из них не менее 11 возникло после 1905 г.). По сведениям властей, до 1915 г. в Виленской и Ковенской губерниях проживало около 81 тысячи старообрядцев; данные, видимо, несколько занижены: в Литве могло проживать до 100 тысяч староверов.

 

С начала 1-й мировой войны благополучный для староверов Российской империи период закончился. Осенью 1915 г. немецкие войска оккупировали территорию Литвы. Многие старообрядцы были вынуждены уехать в глубь России, староверы вернулись в родные места лишь в 1918-1920 гг. В годы войны погибли или в лихолетье умерли сотни местных староверов. Религиозная жизнь многих общин была нарушена или вообще прекращена. Были разрушены некоторые старообрядческие храмы Литвы. IV. Поморский период (с 1918 г.)

 

Это период окончательного утверждения вероучения и религиозной практики поморцев, распространения самоназвания "поморцы", а также формирования полной структуры Старообрядческой Поморской Церкви (ныне Древлеправославной Поморской Церкви) Литвы и выделения национальных религиозных центров в Каунасе (1922-1944 гг.) и Вильнюсе (с конца 1944 г.).

 

СПЦ в Литве (1918 - 1940)

 

После первой мировой войны староверы в Литве (в 1920-1939 гг. без Вильнюсского края), достигшей независимости традиционно католической стране, составляли религиозное меньшинство. В отличие от русских православных XIX в. и русских эмигрантов из советской России, староверы были старожилами Литвы, потомки которых поселились здесь во второй половине XVII-XVIII вв. Старообрядцы были лояльными гражданами независимой Литвы; десятки их участвовали в боях за независимость страны (1918-1920).

 

Вслед за объединением старообрядцев и созданием высших органов управления СПЦ правительство Литвы 20 мая 1923 г. издало "Временные правила, регулирующие отношения между старообрядческой организацией Литвы и Правительством Литвы". Согласно этим правилам, государство впервые признало автономию СПЦ в Литве, а ее деятельность получила юридическую основу. Начиная с 1925 г. правительство регулярно выделяло Центральному Старообрядческому Совету (далее - ЦСС) Литвы некоторую финансовую поддержку. Наставники за ведение метрических книг получали зарплату из бюджета. Старообрядческий историк И. Прозоров назвал 1920-1930-е гг. "периодом полной свободы вероисповедания и равноправия старообрядцев с другими религиями" в Литве, а также в Латвии, Эстонии и Польше, в то время как в советской России шла, по его словам, "борьба с безбожниками". В 1923 в Литве проживало более 32 тысяч старообрядцев-поморцев, а в середине 1930-х гг. - свыше 42 тысяч или почти 2 процента более чем 2,3 млн. жителей страны.

 

В 1918-1940 гг. завершился процесс формирования полной структуры СПЦ в Литве. 6 мая 1922 г. в Каунасе состоялся 1-й Вселитовский съезд старообрядцев, избравший высший орган управления СПЦ между съездами - ЦСС Литвы. В разное время председателем ЦСС были Василий Прозоров (1922-1934), Аристарх Ефремов (1934-1938), назначенный указом министра народного просвещения вместо отстраненного В. Прозорова, с 1938 по 1940 гг. - Иван Прозоров. В 1923 г. при ЦСС создана Духовная Комиссия из пяти наставников, которая решала канонические вопросы. В 1920-1930-х гг. в Литве состоялось 8 старообрядческих съездов.

 

В 1922-1940 гг. ЦСС сыграл огромную роль в объединении поморских общин, налаживании внутреннего управления и упрочении юридического положения СПЦ в Литве. ЦСС объединял 54 (53) староверческих общины, которые обслуживали свыше 50 наставников, созывал Вселитовские съезды староверов и наставников в Каунасе, оказывал помощь в ремонте и строительстве новых молитвенных домов (тогда было построено не менее 9 новых храмов). ЦСС была проделана значительная работа по упорядочению метрикации в общинах; метрические книги были юридическим документом, с 1923 г. велись на литовском языке, позже также и на русском языке. Регулярно отмечались религиозные праздники, организовывались церковные и молодежные хоры. Благотворительную помощь получили сотни членов общин. При содействии ЦСС в 1929-1940 гг. в Каунасе работало Старообрядческое женское благотворительное общество. Важным достижением было проведение в 1931-1933 гг. Литовских старообрядческих духовных курсов в Каунасе, способствовавших оживлению религиозной, общественной и культурно-просветительской деятельности СПЦ в Литве. Участники курсов издавали журнал "Китеж-Град" (1933-1934). В 1920-1930-х гг. налаживалось издание духовной и богослужебной литературы, учебников, календарей и журнала; всего вышло около 10 изданий. В первой половине 1920-х гг. старообрядцы принимали участие в политической жизни страны. В Сейме с 1923 г. по февраль 1926 г. был представитель старообрядцев - депутат Е. Ерин.

 

ЦСС поддерживал тесные контакты с СПЦ Латвии и Эстонии, его представители участвовали на соборах, съездах и других мероприятиях, проводимых в этих странах. Связи со старообрядцами в Польше некоторое время были затруднены, поскольку дипломатические отношения между Литвой и Польшей были прерваны. В конце 1930-х гг. староверы Литвы приняли участие в работе межгосударственной предсоборной комиссии по подготовке программы старообрядческого съезда Балтийских стран и Польши, одно из заседаний которого прошло в апреле 1939 г. в Каунасе После присоединения Вильнюсского края к Литве (ноябрь 1939 г.) Высший Старообрядческий Совет (далее - ВСС) в Польше был упразднен, а один из его членов - Б. Пимонов - кооптирован в состав ЦСС Литвы, наставник Ф. Кузнецов - в состав Духовного Суда. Некоторое время ЦСС объединял около 65 старообрядческих общин в Литве (с конца 1939 г. вместе с урезанным Вильнюсским краем).

 

После оккупации Литвы в июне 1940 г. и введения советского законодательства ЦСС официально прекратил свое существование, поскольку с июля 1940 советские власти перестали финансировать деятельность ЦСС, а 21 августа был отменен временный закон о положении старообрядческой религиозной организации в Литве (1923). Несмотря на определенные иллюзии и дезориентацию населения, для большинства староверов было неприемлемо агрессивное безбожие коммунистического СССР (масштабы массового террора в СССР не были известны). Вскоре советская антирелигиозная пропаганда переросла в репрессии. 15 июня 1941 г. председатель ЦСС И. Прозоров, другие бывшие члены совета и десятки верующих были арестованы и сосланы в Сибирь. Весной 1941 г. состоялось перемещение в советскую Литву из захваченного нацистами Сувалкского региона Польши около 9 тысяч староверов.

 

Годы нацистской оккупации (1941-1945)

 

Захватив Литву, немецкие власти ввели жестокий оккупационный режим, от которого страдали все жители страны. Была уничтожена почти вся еврейская община Литвы. Вместе с евреями, цыганами, литовцами пострадали и местные русские, особенно те, кто ранее сочувствовал советской власти, подозревался в этом либо сотрудничал с советскими партизанами. Среди жертв было немало староверов или лиц, происходивших из старообрядческих семей. Сотни русских, среди них и старообрядческих наставников, были расстреляны; многие были вывезены на принудительные работы в Германию. Как и другие конфессиональные общества, русские староверы под сенью смерти старались поддерживать хотя бы минимальную общественно-религиозную жизнь.

 

19 июня 1942 г. рейхскомиссар Лозе издал постановление о правовом положении религиозных организаций в Остланде. 5 марта 1942 г. был восстановлен ЦСС в Литовской генеральной области во главе с Б. Леоновым, который действовал до ноября 1943 г. (официально - до января 1944 г.). По решению совещания наставников и представителей староверческих общин 18 ноября 1943 г. в Каунасе управление СПЦ было реорганизовано. С разрешения немецких властей 28 января 1944 г. на смену ЦСС пришел ВСС в Литовской генеральной области во главе с Б. Лимоновым. Второй советский период (июль 1944 - март 1990)

 

Положение староверия в период второй советской оккупации менялось. 1944-1953 гг. - это наиболее тяжелые и трагические годы советского периода и для СПЦ Литвы. Надежды на объединение старообрядцев-поморцев на всей территории СССР во главе с ВСС в Литовской ССР в новых политических условиях не оправдались. Согласно закону от 19 июня 1948г., было национализировано имущество церковных организаций, а здания храмов переданы в долгосрочную аренду. Начатая перерегистрация религиозных общин фактически уничтожила автономию СПЦ и привела к изъятию храмов и закрытию многих старообрядческих общин. Стремясь усилить контроль за религиозной жизнью старообрядцев, власти в 1948 г. вынудили оставить должность председателя ВСС в Литовской ССР И. Романова, обвинив его в финансовых злоупотреблениях. Массовые депортации жителей Литвы коснулись и староверов. В лагеря и ссылку были отправлены руководитель СПЦ и свыше десяти наставников. Среди них - И. Романов, В. Прозоров (повторно), наставник А. Волков, наставник К. Рыбаков и др.

 

Жесткая антирелигиозная политика властей усложнила деятельность СПЦ. Ее руководство испытывало мощное давление властей и спецслужб. Во имя сохранения и защиты христианских ценностей руководство СПЦ шло на компромиссы и внешние проявления лояльности, предпринимало различные сложные маневры. Отнюдь не безопасная игра создавала видимость солидарности СПЦ с советскими властями. Новый председатель ВСС в Литовской ССР наставник Ф. Кузнецов, не будучи приверженцем антирелигиозной системы, после войны и жестокостей нацистской оккупации, видимо, подвергся влиянию советской патриотической пропаганды и иллюзиям в отношении сталинского режима. В мае 1948 г. появилось неоднозначное постановление ДС о том, что "на основании Священного Писания Старообрядческая Церковь <...> советскую власть признавала и признает богоустановленной властью". С конца 1940-х гг. СПЦ была втянута в движение за мир, которое служило главным образом пропагандистским целям советского правительства.

 

После смерти Сталина (1953) и особенно после 1956 г. советский тоталитарный режим незначительно смягчился. В 1954 г. власти позволили ВСС в Литовской ССР совместно с Рижской Гребенщиковской старообрядческой общиной и московскими старообрядцами возобновить свой ежегодник - Старообрядческий Церковный календарь. Смещение Хрущёва в 1964 г. явилось в какой-то степени положительным моментом для СПЦ и других вероисповеданий, положение которых оставалось стесненным и ограниченным, но менее непредсказуемым.

 

В конце 1960-х гг. в среде молодой интеллигенции возникло стремление к духовному нонконформизму, развившееся впоследствии в правозащитное гражданское движение, охватившее и церковные круги России и Литвы. Аналогичные настроения были выражены в обращениях к советской властям не только ВСС, но и отдельных наставников (напр., обращение к властям в 1977 г. наставника Укмергской общины Н. Васильева), стремящихся более смело выявить и разрешить возникшие острые религиозные проблемы СПЦ. Определенное, но недостаточно организованное инакомыслие части наставников и активных поморцев сказалось, в частности, в участии 25 "неприглашенных" на соборе СПЦ 1974 г. в Вильнюсе, в их репликах и заявлениях на соборе об антихристовой сути властей и т. п. Руководство ВСС под давлением властей (и используя его иногда в своих целях) было вынуждено реагировать на деятельность церковной оппозиции, замалчивать ее или применять административные дисциплинарные меры. До 1987-1988 гг. продолжалось прямое вмешательство государства в дела СПЦ и контроль за ВСС в Литовской ССР, прежде всего со стороны местного Совета по делам религий, стремившегося ограничить деятельность ВСС, ослабить влияние постановлений собора на старообрядческие общины. Видимо, поэтому руководство ВСС, приспосабливаясь к коммунистическому режиму, неоднократно публично декларировало поддержку внутренней и внешней политики советского правительства, свободу вероисповедания в стране, призывало верующих быть лояльными, исполнительными и активными гражданами. ВСС в Литовской ССР стремился к бесконфликтным отношениям с советскими властями и вместе с тем деятельно заботился о сохранении старообрядческой традиций и развитии религиозной жизни СПЦ в условиях антирелигиозной политики и жесткого законодательства в области свободы совести.

 

Тысячелетие Крещения Руси (1988) обозначило важное изменение советской религиозной политики. 31 июля 1988 г. в Вильнюсе торжественно прошел собор СПЦ, избравший новый состав ВСС в Литовской ССР.

 

Религиозная жизнь СПЦ

 

До конца 1980-х гг. ВСС в Литовской ССР с местопребыванием в Вильнюсе был высшим органом управления СПЦ и единственным уцелевшим духовным центром СПЦ в СССР, фактически опекавшим несколько сот поморских общин. После смещения И. Романова в 1948-1965 гг. председателем ВСС в Литовской ССР и председателем Духовного суда был наставник Ф. Кузнецов; затем в 1965-1968 гг. ВСС возглавил наставник И. Никитин, исполнявший до 1993 г. также обязанности председателя Духовной комиссии; в 1968-1993 гг. председателем ВСС в Литовской ССР был И. Егоров. В конце 1940-х гг. СПЦ объединяла 74 старообрядческие общины с 66720 верующими в Литовской ССР (по другим сведениям до 88 тысяч человек). В 1945-1953 гг. некоторые русские старообрядческие деревни опустели в результате коллективизации, борьбы советской власти с резистенцией и отчасти ответных карательных действий литовских партизан, а также переселения староверов в города Литвы, Латвии и Калининградской области. В 1953 г. из 74 старообрядческих общин, существовавших в 1944 г., осталось 58 (9 из 16 закрытых общин якобы "самоликвидировались"); их обслуживал 51 наставник. Антирелигиозная политика властей и преследование Церкви, а также коллективизация, индустриализация и урбанизация, которым сопутствовала миграция старообрядцев из сельской местности, негативным образом повлияли на положение старообрядческих общин прежде всего на селе. Если в 1950-1980-х гг. количество зарегистрированных общин лишь снизилось, то численность прихожан и наставников значительно сократилась, особенно в сельских общинах. Так, в 1969 г. в Литве было 56 общин и свыше 40 наставников, в 1992 г. -51 община и 11 наставников; согласно данным руководства Церкви, в Литве было до 70 тысяч староверов или даже больше (данные, видимо, преувеличены). Тем не менее, резко возросла численность старообрядческих общин в Вильнюсе, Каунасе, Клайпеде, Зарасай и в других городах. Начиная с 1970-х гг. остро встала проблема надлежащей подготовки наставников. Но этот вопрос остался нерешенным, хотя ВСС неоднократно предпринимал попытки получить разрешение советских властей на открытие духовной школы.

 

ВСС в Литовской ССР администрировал старообрядческие общины Литвы, а также духовно опекал многие поморские и отчасти федосеевские общины СССР, признававшие его авторитет. Важными событиями в истории Церкви были соборы (съезды) СПЦ, созывавшиеся по инициативе ВСС в Литовской ССР в Вильнюсе в 1966, 1974 и 1988 гг. На соборе СПЦ 1974 г. присутствовали 116 наставников и около 400 представителей поморских общин СССР. Одно из постановлений этого собора касалось снятия на поместном соборе Русской Православной церкви (1971) анафемы на старые обряды, которое устранило главную причину многовековых напряженных отношений между ветвями русского православия.

 

ДПЦ в Литовской Республике (после 1990)

 

С провозглашением независимости Литвы 11 марта 1990 г. начался новый период в истории ДПЦ. По закону, принятому в ноябре 1989 г., ДПЦ получила статус юридического лица. Конституция Литовской Республики (1993), законы о религиозных общинах и сообществах (1995), о порядке восстановления права религиозных общин на сохранившееся недвижимое имущество (1995) и другие законодательные акты урегулировали отношения между Церковью и государством, предоставили ДПЦ автономию, позволили ей вернуть свое имущество и пользоваться им. ДПЦ является одной из десяти официально признанных традиционных религиозных организаций Литвы. Правительство ежегодно выделяет староверам некоторую финансовую помощь.

 

С конца 1980-х и первой половины 1990-х гг. значительно выросло количество крещений, увеличилась численность людей, посещающих богослужения, особенно во время главных религиозных праздников. В 1990 г. выходило иллюстрированное издание ВСС в Литве - журнал "Китеж-Град" (№ 1-3). Однако масштабы подъема религиозности староверов трудно оценивать, поскольку отсутствуют специальные социологические исследования. При Вильнюсской, Каунасской, Клайпедской и некоторых других общинах открыты воскресные религиозно-просветительские школы и кружки церковного пения. С 1990 по 1995 гг. было построено или открыто 8 старообрядческих храмов и храмовых помещений - в Радвилишкисе (после 1990 г.), Шилуте (храм в помещении бывшей библиотеки, после 1990 г.), Дукштасе (летом 1991 г.), Утене (ноябрь 1991 г.), Зарасай (октябрь 1992 г.), Шяуляй (1993), Ужусаляй (храм в помещении бывшего детского сада, 1994), Лаздияй (около 1996 г.). В 1996-2005 гг. в Литве был открыт лишь один храм - в Пабраде (Швенчёнский р-н, 2003). В 1990-1995 гг. возникли четыре новые общины - в Утене, Шяуляй, Ужусаляй и Лаздияй; после 1995 г. еще одна - в Пабраде (2003). Кроме того, в 2002 г. возобновила деятельность ранее закрытая Кулинская община (Молетский р-н).

 

Однако прошедшие 15 лет для ДПЦ Литвы были не только периодом религиозного подъема, но и нарастания конфликтов в отдельных общинах церкви и церковном руководстве, которые ныне утратили прежнюю остроту, но все же окончательно не прекратились. Важным событием было принятие устава ДПЦ, утвержденного 22 ноября 1990 г. на общем заседании ВСС и Духовной комиссии. В 1989-1990 гг. ВСС Литвы в действительности постепенно становился органом управления ДПЦ Литвы и духовно опекал лишь те старообрядческие общины в республиках и регионах СССР (как показали дальнейшие события, кратковременно), в которых до того времени не было своих духовных центров. Несмотря на создание руководящих органов ДПЦ в России и Латвии, до 1998 г. руководство ВСС в Литовской Республике все же стремилось сохранить статус международного религиозного центра.

 

В настоящее время в Литве действует Высший Совет ДПЦ во главе с М. Семеновым, впервые избранный на соборе ДПЦ в Вильнюсе (февраль 2002 г.). При Высшем Совете ДПЦ действует Духовный суд во главе с наставником И. Ефишовым. Высший Совет ДПЦ объединяет 59 старообрядческих общин Литвы (по данным его регистра на 2002 г.). Согласно переписи 2001 г., в стране проживало более 27 тысяч староверов, т. е. почти 0,8 процента жителей (около 3,5 млн.). Однако Высший Совет ДПЦ считает данные переписи неполными и приводит свои цифры: 40-45 тысяч поморцев в Литве.

 

Основная литература:

 

Барановский В., "Очерк истории Вильнюсской старообрядческой общины (к 170-летию Свято-Покровского храма)", Slavistica Vilnensis 2001 = Kalbotyra 50 (2) [Вильнюс], с. 141-155.

 

Барановский В., Вековые святыни. Из истории староверческих общин, храмов, кладбищ Зарасайского края. Зарасай, 2004.

 

Барановский В., Поташенко Г., Староверие Балтии и Польши: краткий исторический и биографический словарь. Вильнюс, Aidai, 2005.

 

Деяния собора Старообрядческой Поморской Церкви Христовой 1988 г. I Сост. И. И. Егоров. Вильнюс, 1991.

 

Киселёв П. И., Столетие Виленской старообрядческой общины (1830-1930 гг.). Исторический очерк. Вильна, 1930.

 

Постановления собора Старообрядческой Поморской Церкви Христовой (1974 год) I Сост. И. И. Егоров. Вильнюс, б. г. [1975].

 

Поташенко Г., Старообрядческая Церковь в Литве в 17-м - начале 19-го века, Докторская диссертация. Вильнюсский университет, 1999.

 

Поташенко Г., "Русские староверы Польши и Литвы в 1920-1930-х гг.

 

(по материалам старообрядческой печати)", Балтийский архив. Русская культура в Прибалтике. Вильнюс, 2003, т. 7, с. 60-84.

 

Поташенко Г., Древлеправославная Поморская Церковь в Литве: 1990— 2003 гг., Наследники Византии (Материалы научно-просветительной конференции "История старообрядчества Балтии: истоки и современность", посвященной 550-летию падения Византии. 15 августа 2003 г., Даугавпилс). Даугавпилс, 2004, с. 139-166.

 

Прозоров И. А., История старообрядчества, [2-ое изд.]. Москва, 2002.

 

Старообрядцы Литвы: материалы и исследования 1996-1997 гг. Вильнюс, 1998.

 

Труды по русской и славянской филологии. Лингвистика. Новая серия (IV): Русские староверы за рубежом, Тарту, 2000.

 

Blazevicius P., Rokiskio krasto sentikiai. Panevezys, 1997.

 

Ciplyte J., Lietuvos sentikiq gyvenimo puslapiai. Vilnius, 2001.

 

Iwaniec E., Z dziejow staroobrzqdowcow na ziemiach polskich. Warszawa, 1977.

 

Jaroszewicz-Pieresiawcew Z., Starowiercy w Polsce i ich foiqgi. Olsztyn, 1995.

 

Lietuvos tautines mazumos. Kulturos paveldas / Ats. red. G. Potasenko. Vilnius, Kronta, 2001.

 

Potasenko G., „Sentikiai", LDK kulturos zodynas. Tyrinejimai ir vaizdai. Vilnius, Aidai, 2001, p. 635-654.

 
Опубликовано в качестве вступительной статьи к сборнику: Фольклор старообрядцев Литвы. Тексты и исследования. Том I. Сказки, пословицы, загадки - Вильнюс: Издательство Вильнюсского педагогического университета, 2007 

 

 

 

Категория: Литва | Добавил: samstar-biblio (2007-Окт-18)
Просмотров: 4081

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz