Книжница Самарского староверия Вторник, 2024-Ноя-05, 15:16
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Культурная традиция староверия [41]
Старообрядческая культура сегодня [17]

Главная » Статьи » Культура: общие вопросы » Культурная традиция староверия

В категории материалов: 41
Показано материалов: 1-20
Страницы: 1 2 3 »

Очерк И.С.Абрамова  "Старообрядцы на Ветке" был опубликован в 1907 г. Фотокопии любезно предоставлены Дмитрием Урушевым.

Ветка | Просмотров: 4723 | Добавил: samstar-biblio | Дата: 2007-Ноя-03

При современном многообразии подходов к пониманию традиции центром традиционной культуры может выступить любое объединение от школы боевых искусств, кружков ремёсел и туризма до духовного сообщества с историческим наследием и современной практикой. Понятие центра – не философское, ему присущ междисциплинарный характер, так как оно может обозначать точку в геометрической фигуре, теле, обычно получаемую пересечением линий, осей, плоскостей и обладающую каким-нибудь только ей присущим свойством. Существует понятие центр тяжести, как специальный термин, или в переносном значении - самое главное, основное, суть.

Культурная традиция староверия | Просмотров: 1762 | Добавил: samstar-biblio | Дата: 2008-Май-26

Андрей Борисов, наиболее яркий представитель третьего поколения выговских наставников, в возрождении духовной жизни Выговской обители видел главную задачу своего киновиаршества (1780-1791). Важной составляющей его плана, включавшего даже создание староверческой академии, было поднятие уровня грамотности и расширение книжного дела. В определенной степени как программное можно рассматривать адресованное лексинским грамотницам небольшое поучение Андрея Борисова, которое может быть названо «Похвала премудрости».

XIX в. | Просмотров: 3019 | Добавил: samstar2 | Дата: 2009-Фев-17

В эту эпоху возрождения старообрядчества, как нельзя более подходящее время для того, чтобы обратить серьезное внимание на архитектуру старообрядческих храмов и на иконопись, их  украшающую.

Культурная традиция староверия | Просмотров: 1819 | Добавил: samstar-biblio | Дата: 2007-Окт-31

Поморские ответы, или «Ответы пустынножителей на вопросы иеромонаха Неофита» были созданы в Выговской старообрядчес­кой пустыни в 1723 г. в ответ на 106 вопросов, присланных на Выг православным миссионером Неофитом.

Миссионеры против староверия | Просмотров: 14370 | Добавил: samstar-biblio | Дата: 2008-Апр-02

Закономерным в этом случае представляется рассмотрение малоизученного вопроса восприятия старообрядцами киевского наследия. Разумеется, мы не претендуем на исчерпывающее освещение этой сложной научной проблемы, хотелось бы обратить внимание только на факт положительного отношения старообрядцев к произведениям авторов Киевской митрополии, написанным в конце XVI – начале XVII вв.

Круг чтения староверов | Просмотров: 3852 | Добавил: samstar-biblio | Дата: 2007-Окт-30

Несмотря на радушие и гостеприимство старообрядцев, получить разрешение на доступ в мастерскую, где реставрируются иконы, и книжницу, где хранятся древние богослужебные книги, чрезвычайно сложно. Не каждый, кто стремится попасть в эти помещения, имеет благие намерения...  «Час» побывал в храме, реставрационной мастерской и книжнице Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины

 

Книжная культура старообрядцев | Просмотров: 2956 | Добавил: samstar-biblio | Дата: 2007-Окт-31

Культуру старообрядческих общин Бессарабии характеризует ти­пологическое единство. И, как уже отмечалось, общие черты липованской старообрядческой культуры обнаруживаются не толь­ко у старообрядцев Бессарабии, но и у их одноверцев к северу и востоку от Днестра и к юго-западу за Дунаем и Прутом, а также у переселившихся из Румынии в СССР старообрядцев, которые до настоящего времени называют себя дунаками 1.
Молдова | Просмотров: 3829 | Добавил: samstar-biblio | Дата: 2008-Фев-08

Ознакомившись с некоторыми конкретными фактами, характеризующими старообрядческую жизнь, и ее оценками, попытаемся определить истоки той психологической устойчивости, которая явно проявляется в строгом  сохранении староверами особого образа жизни, не взирая на внешние обстоятельства.

Культурная традиция староверия | Просмотров: 2593 | Добавил: samstar2 | Дата: 2009-Июл-28

Описание мы проведем по ситуативной модели, подчеркивая те особенности коммуникативного поведения старообядцев, по которым они отличаются от верующих Русской Православной Церкви (Московского Патриархата). В качестве источников нам послужили предписания старообрядческого типикона, содержащиеся в богослужебных, церковно-канонических книгах, молитвословах [1], данные современной старообрядческой периодики [2], научной, справочной [3] и художественной литературы [4], личные наблюдения [5], а также сведения гетерокультурных информантов [6].

Повседневная жизнь, бытовые традици | Просмотров: 5649 | Добавил: samstar-biblio | Дата: 2007-Окт-29

Специфические признаки старообрядческой коммуникативной культуры в наибольшей степени проявляются в области системы правил вербального и невербального поведения в сферах семейного общения, общения с одноверами, общения с инославными, где старообрядцами выработана особая система правил, альтернативных по отношению к правилам, общепринятым как среди православных, так и в секулярном общении России и Европы.

Повседневная жизнь, бытовые традици | Просмотров: 6012 | Добавил: samstar-biblio | Дата: 2007-Окт-29

На Выге существовала писательская школа, наиболее видными представителями которой были Семен Денисов, Мануил Петров и Михаил Вышатин. Во второй половине XVIII в. в Выговском общежительстве была группа писателей, пробовавших свои силы в силлабике.

Старообрядческая словесность | Просмотров: 3760 | Добавил: samstar-biblio | Дата: 2007-Окт-31

Исчезновение культуры староверов-беспоповцев Верхокамья[1] происходит уже не один десяток лет, признается исследователями, с одной стороны, и последними наследниками этой культуры, с другой.

Культурная традиция староверия | Просмотров: 4182 | Добавил: samstar-biblio | Дата: 2007-Окт-31

В отечественной историографии ещё в XIX в. сформировались две основные концепции главных особенностей русской общественно-политической мысли XVII в. Одна исходила из полного господства в общественном сознании «наивного монархизма» и «царистских иллюзий» и принципиальной невозможности в связи с этим реальной, продуманной, целостной критики существующего строя; сторонники второй рассматривали все проявления социального протеста в XVII в. как свидетельство нарастания «демократических» (как писали историки-народники XIX в.) или «антифеодальных» (по выражению историков-марксистов XX в.) настроений в обществе.

Книжная культура старообрядцев | Просмотров: 1900 | Добавил: samstar-biblio | Дата: 2007-Окт-30

Глава из сборника "Минеи: образец гимнографической литературы и средство формирования мировоззрения православных" под ред.Елены Потехиной и Александра Кравецкого.
Беспоповцы | Просмотров: 1716 | Добавил: defaultNick | Дата: 2014-Мар-03

Духовные стихи, как неотъемлемая часть русского фольклора, являются высшим художественным выражением народной веры в слове. Зародились духовные стихи на заре христианства как песенное воплощение литературно оформленных в Библии, апокрифах или житиях религиозных сюжетов. Вместе с христианством духовные стихи пришли на Русь в X веке и не только пустили разветвлённые «корни» в культурный пласт восточных славян, но и дали богатые «всходы».

Духовные стихи | Просмотров: 4947 | Добавил: samstar-biblio | Дата: 2007-Окт-31

История под крышей дома Трифона Семёнова - духовного наставника общины староверов д. Москвино начинается с фамилии. У прадеда Трифона - Максима была не совсем обычная для крестьянина фамилия. Естественно, что у властей возникали предположения, что обычный землевладелец-арендатор при­своил себе «чужое достояние»: ведь древняя фамилия предполагала и сословные привилегии, о которых носитель необычной фамилии никогда и ни перед кем не ходатайствовал.

Литва | Просмотров: 3718 | Добавил: samstar-biblio | Дата: 2007-Окт-31

1-20 21-40 41-41
Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz