Меню сайта |
|
|
Категории каталога |
|
|
|
В категории материалов: 41 Показано материалов: 21-40 |
Страницы: « 1 2 3 » |
Имя Федора Антоновича Каликина (1876-1971) хорошо известно исследователям древнерусской и старообрядческой культуры. Его собрания икон и рукописей [001], описание которых приводится в ряде специальных исследований, в настоящее время хранятся в фондах крупнейших музеев и архивов Российской федерации (Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Библиотека Академии наук, Институт истории материальной культуры РАН, Государственный музей истории религии) |
Перед тем как сесть за описание событий связанных с празднованием 100-летия Томской общины, я задал себе один вопрос: «Зачем вообще нужны были эти торжества»? А второй вопрос следовал из первого: «Был ли результат»? |
При изучении читательского репертуара старообрядцев в поле зрения исследователей, как правило, оказываются тексты эсхатологического характера, так как они всегда занимали здесь особое место.
Представляется однако, что заслуживает внимания исследователей и другая грань читательского интереса старообрядцев - интерес к сочинениям натурфилософской и естественнонаучной тематики. Речь идет о памятниках древнерусской письменности, содержащих естественнонаучные сведения: о создании мира, человеке, животных, растениях, природных явлениях и т.д. То есть тех памятниках, которые издавна вызывали интерес у читателей и являлись для них источниками знаний, формируя представления о мироздании. |
В октябре 1694 года в лесах , в 70-75 верстах северо-восточнее Онежского озера, в верховьях реки Выг был основан старообрядческий монастырь Выговская поморская пустынь (другие названия: Выголексинская пустынь, Выговское общсжительство, Выговская киновия, Даниловская пустынь, Выгореция и др.) - крупнейший центр поморского согласия |
История русского религиозного мировоззрения, являющаяся составной частью нашей духовной культуры, неотделима от истории русских старожилов Литвы - старообрядцев, которые в силу ряда причин сумели через века сохранить свою самобытность и национальное самосознание. Как им это удалось? Где черпали они нравственную силу? Почему при всей своей патриархальности и закрытости вызывали неизменное уважение у соседей, исповедующих другую веру?
На эти и другие вопросы поможет ответить открывшаяся 10 марта международная выставка "Культура староверов Балтийских стран". |
Верхокамское собрание в этом отношении является фактически уникальным, т.к. одновременно с собиранием и изучением местной кириллической книжности с первых лет работы, в той или иной степени полноты, фиксировались и другие направления местной традиционной культуры. |
Однако наиболее интересными с точки зрения и рефлексии культуры, и старообрядческого менталитета являются читательские записи на книгах, функционировавших в Верхокамье Именно они передают сведения о старообрядческой и местной специфике книжного знания и книжной культуры. |
Археографические экспедиции новосибирских, а затем и екатеринбургских ученых сделали доступным для научного анализа массив документов канонического права, созданных в старообрядческих общинах востока России за последние три столетия. Эти вновь выявленные источники являются глубоко традиционными — обычай принятия «соборных постановлений», обязательных для членов одной общины, группы общин, всего конфессионального объединения присущ христианской цивилизации с момента ее возникновения. Он связан с важнейшим принципом соборности церкви, провозглашенным христианским Символом веры. И уральские староверы хорошо понимали и настойчиво подчеркивали эту традиционность, не упуская возможности подкрепить свои соборные постановления отсылкой к сходным, как им представлялось, статьям документов канонического права предшествующих эпох. |
Старообрядческий традиционализм немало способствовал жизненности византийской иконографии в России даже тогда, когда официальная церковная живопись стремилась всячески следовать западной художественной системе. Исходя из этого, закономерно возникает вопрос: в какой мере русское старообрядчество можно рассматривать в аспекте живой традиции наследия Византии, перенесённой в Восточную Европу ещё в эпоху Крещения Руси? |
Старообрядчество на основе творческого переосмысления древних оригиналов создало свою яркую художественную культуру, удержав из богатого и разнообразного средневекового наследия лишь то, что соответствовало живой иконографической традиции и собственным эстетическим идеалам. |
Удорский край занимает крайне западное положение в республике Коми по современному административному делению. "Удорою называется волость, находящаяся в северной части Яренского уезда, на границе Архангельской губернии, по рекам Мезени и Вашке"{1} - читаем мы в "Вологодских епархиальных ведомостях". В интересующий нас период Удора входила в Яренский уезд Вологодской губернии. До недавнего прошлого Удорский район был одним из наименее изученных в Коми крае. В последнее время этот некогда изолированный от остальных территорий район становится объектом исторических, этнографических, фольклорных, диалектологических исследований. |
Книжное и литературное наследие Выга чрезвычайно велико. До настоящего времени в рукописных собраниях обнаруживаются неизвестные ранее выговские сочинения, автографы выговских писателей и ранние авторские сборники. |
Есть ли все же тайны в старой вере? Есть, конечно. Старообрядчество – сложнейшее историческое и социальное явление. Я думаю, что до настоящего понимания «мужицкой веры» еще очень и очень далеко. И мои рассуждения тематически намеренно сужены, это попытка показать естественнонаучный аспект старообрядчества. Поэтому просьба не ругать за то, что я не отобразила то-то и то-то. Другие отобразят. А я попытаюсь отобразить то, что думаю я, физик. Почему-то сразу предполагается атеистический взгляд. Это совершенно неверно. |
В течение нескольких десятилетий сотрудники Государственного Эрмитажа систематически участвовали в экспедициях по выявлению и сбору памятников русской культуры и искусства. Внимание привлекали как иконы, рукописные и печатные книги, так и произведения народного творчества. В результате многолетней собирательской деятельности музея была проведена большая по объему выставка «Памятники русской старины»1. К сожалению, она не смогла вместить все материалы, собранные экспедициями. Фонд культурного наследия значительно больше, чем смог отразить изданный каталог. |
Мощным толчком к изучению отечественных церковных древностей послужила реформа патриарха Никона середины XVII века. Свидетельства памятников художественной и материальной культуры в доказательство своей правоты привлекали обе стороны конфессионального спора, однако наибольших успехов на этом поприще достигли старообрядцы: их собирательство и знаточество "послужили важным подспорьем становлению научных знаний о древнерусском искусстве и церковной материальной культуре" [Беляев 1998:434]. |
Выговцы с их обширной библиотекой и постоянными книжными разысканиями, без сомнения, хорошо знали украинско-белорусские и русские образцы эпидейктического красноречия второй половины XVII в. Хорошо знали они и риторику Софрония Лихуда, в которой давалась подробная классификация панегирических слов и детальные рекомендации по составлению слов каждого из указанных видов. |
При изучении изобразительных памятников позднего Выга нельзя не заметить той особенности, которая отличает искусство лексинских художниц в 20–30-е гг. XIX в. Это ярко выраженное предпочтение, отдаваемое цветочным мотивам, причем изображаются не стилизованные цветы более раннего периода, а вполне узнаваемые розаны, тюльпаны, крины, незабудки. |
|
|
Форма входа |
|
|
Поиск |
|
|
Старообрядческие согласия |
|
|
Статистика |
|
|
|