В течение нескольких десятилетий сотрудники Государственного Эрмитажа систематически участвовали в экспедициях по выявлению и сбору памятников русской культуры и искусства. Внимание привлекали как иконы, рукописные и печатные книги, так и произведения народного творчества. В результате многолетней собирательской деятельности музея была проведена большая по объему выставка «Памятники русской старины»1. К сожалению, она не смогла вместить все материалы, собранные экспедициями. Фонд культурного наследия значительно больше, чем смог отразить изданный каталог. К тому же в него не смогли попасть многие факты и наблюдения, в лучшем случае зафиксированные в рабочих дневниках. Исходя из личных впечатлений и основываясь на хранящихся в Эрмитаже памятниках народного искусства и специальной литературе, сделана попытка расширить существующие представления о творческом наследии той группы русского заселения, которая получила устойчивое название старообрядцев, староверов, людей, стремившихся прежде всего сохранить принципы древнего благочестия, старинные обычаи и уклад жизни.
Московское государство в XVII в. считалось оплотом православия. Поэтому преобразования, которые начал проводить патриарх Никон, вызвали резкий протест со стороны различных слоев населения - крестьян, бояр, купцов и самого духовенства. Движение сторонников старой веры повлекло за собой правительственные гонения на старообрядцев, которые стали уходить в лесные, труднодоступные места. Там они строили избушки, разрабатывали пашни, занимались рыболовством, охотой и ремеслами. Самым крупным староверческим поселением оказалось Выго-Лексинское общежительство в Заонежье, организованное в 1694 г. на реке Выг (женская его часть на реке Лексе была отстроена в 1706 г.).
В середине XVIII в. в общежительстве насчитывалось две тысячи мужчин и свыше двух тысяч женщин. Помимо обителей, основанных на монашеских принципах, там существовали скиты, где люди жили чисто семейными очагами и работали на общину. При наличии такого мощного коллектива не удивительно, что хозяйственная деятельность приносила немалый доход. Одни занимались гонкой смолы и дегтя, другие - выделкой кож для бытовых нужд, книжных переплетов, лестовок; иные работали в железоделательной или медеплавильной мастерских. Женщины ткали, вышивали участвовали в переписке и украшении книг.
Приведем выдержку из статьи опубликованной И. Шевелкиным в «Русских ведомостях» за 1866 г., №53. Автор посетил Выго-Лексинский монастырь в 1840-х гг.: «Лекса служила вместе и институтом, куда беспоповцы почти со всех мест привозили дочерей своих для обучения грамоте, письму, рукоделию, а главное древнему благочестию. (...) Молодые же девицы, отданные в науку, в часовню к службам ходили только по воскресеньям и по праздникам, в будни же занимались грамотой, рукоделиями и иконописанием на древний пошиб». Далее И. Шевелкин отмечает их успехи в вязке, шитье шелком и бисером, но в особенности в иконописи и письме полууставом.
Н. Я. Озерецковский побывал на Выгу много раньше, в 1785 г., и в своих записках также обращал особое внимание на искусство шитья золотом и серебром лексинских мастериц2. Вышивкой украшали повойники и шапки, башмаки и перчатки, которые шили на продажу. Наиболее известны вышивки середины XIX в. по белому полотну с изображением птиц Сиринов и Алконостов, фантастических геометрических фигур, растительных узоров, а также изображений древа жизни в виде куста с ягодками и листиками.
Самой большой популярностью пользовались изделия мастеров-медников, отливавших огромное количество образков, крестов различного назначения, складней. Этот художественно оформленный «товар» с гравировкой и цветными эмалями был необыкновенно популярным среди богомольцев, с которыми и расходился по разным уголкам России. За производством медных и серебряных изделий наблюдал казначей, что указывало на важность процесса и ответственность за использование ценного материала. Он вел точный учет количества отлитых крестов, иконок и других изделий. Главной задачей было обеспечить всю братию, а излишки можно было пускать в продажу.
Сохранились наставления мастерам, как пользоваться латунью, как отливать, как золотить через огонь, как украшать цветной эмалью. Белая, синяя, голубая, желтая стекловидная масса заливалась по углубленному фону медной пластины, обжигалась, как того требовала технология эмальерного искусства. В результате получались эффектные декоративные произведения прикладного искусства, имевшие утилитарное назначение. Не случайно во многих домах, часовнях и моленных домах, возникших после запрета властей в 1768—1778 гг. строить старообрядческие церкви и часовни, сохранялось большое количество произведений медного литья, которые порой соединялись в небольшие иконостасы. Такие деревянные киоты с медными крестами и иконами еще в недавнем прошлом можно было видеть во многих местах на Мезени, Усть-Цильме, на Северной Двине, на Онеге и других местах со со старообрядческим населением. В музейных собраниях хранятся экземпляры подобного рода, центральное место в которых занимает Голгофский крест или Распятие.
В настоящее время изделия выговских мастеров тиражированного медного литья - наиболее изученная область старообрядческого искусства3.
Благодаря коренным связям с Соловецким монастырем, массовому переселению сюда людей, всячески стремившихся сохранить традиции древнерусской культуры, и, наконец, по удачному стечению обстоятельств, Выговское общежительство оказалось центром духовности с конца XVII в. Е. М. Юхименко справедливо отметила, что «свою вынужденную изолированность от внешнего мира старообрядцы восполняли исторической памятью, осознанием непрерывающейся духовной связи с прежней, дониконовской Россией, с ее традициями, с ее обителями и подвижниками»4.
О сохранении традиций через профессиональный опыт мастеров говорит один из фактов, относящийся к 1738 г.: в Выговском монастыре в ту пору работал посадский человек из Великого Новгорода Василий Петров сын Лобков, который отличался искусством литья малых иконок и больших складней с сюжетами на евангельские темы. В своих изделиях он сохранял точность изображений их точную иконографию, что было принципиально важно для творчества старообрядцев.
К 1835 г. в одном только Повенецком уезде литьем занимались целые слободы. За качеством отливок в монастыре следили особенно тщательно. Кроме самой мелкой пластики, до наших дней дошли формочки для отливки нательных крестиков, для которых использовался местный сланец5. Существование таких формочек указывает на сохранение традиционной технологии производства и тщательность проработки материала. Металл иногда декорировали так называемым глазковым орнаментом, хорошо известным еще в Древнем Новгороде, который состоял из кружков в разных сочетаниях. Такой узор наносили на поверхность книжных застежек, на накладки переплетов книг, бытовые предметы. Подвесные или настольные чернильницы выговские мастера чаще всего украшали эмалью с цветочными мотивами в виде распадающихся в разные стороны ветвей, выходящих из вазона или единой связки. Мотив такого рода перекликался с декоративными заставками и композициями титульных листов рукописных книг, создававшихся в том же монастыре6.
Книга в развитии народного творчества старообрядцев сыграла чрезвычайно большую роль. Рисунки, которые украшали книгу, по существу являлись своеобразными готовыми схемами к разработке орнаментов и изображений на бытовых предметах мебели, ларцах и др. Не меньшее значение имели отдельные лубочные картинки, с которых заимствовали, например, образ сладкоголосых птиц - Сиринов или изображения цветущих кустов с розанами и ягодками. В XVIII-XIX вв. эти картинки с легкостью перекочевывали в резьбу и роспись, на крышки ларцов, створки шкафчиков.
Одна из самых выразительных фантастических птиц изображена на крышке сундука 1710 г. Птица Сирин представлена сидящей на сочном стебле цветущего и плодоносящего дерева с гроздьями винограда. Над нею надпись: «Святого блаженного рая птица Сиринъ. Виноградъ». Более мелким шрифтом автор росписи привел легенду об этой мифической сладкоголосой птице, живущей на море7. Легенда о гибнущих в море моряках и кораблях имеет древнюю историю, уходящую в мифологию стран Востока. Этот образ привлекал внимание миниатюристов, украшавших книги еще в XII в., много позднее об этой птице можно было прочитать в сказках. Птица райская, птица коварная, птица прекрасная - такой ее представил на крышке сундука народный мастер начала XVIII в., работавший в Олонецкой губернии. Мягкая, живописная манера письма свидетельствует о знании техники иконописного мастерства с подмалевком, владении уравновешенной композицией и достаточно точным рисунком. Этому мастеру также была хорошо знакома настенная лубочная картинка, с которой он мог позаимствовать идею подобного изображения.
Трудно сказать, кто именно был автором этой талантливо исполненной росписи, но он явно принадлежал к тем мастерам, которые на каком-то этапе были связаны с работой выговских иконописцев и книжников. Такая манера характерна для этого центра художественной культуры, она имеет аналоги в иных декоративных росписях, например мебели XVIII в. Позднее, в XIX в., живописный мазок в росписях сохранялся, мастера после закрытия монастыря использовали привычные приемы письма для украшения прялок и других бытовых вещей8.
Другой большой пласт народного искусства, также связанный со старообрядческим населением, - это художественная обработка дерева. О творчестве старообрядцев, занимавшихся резьбой по дереву в XVIII в., можно судить как по сохранившимся отдельным экземплярам берестяных изделий, так и по упоминаниям об этом художестве в одном из документов XVIII в. - Уставе Выговского общежительства. Рукопись из Древлехранилища Пушкинского Дома сохранила нам правило, которому должны были подчиняться члены этого монастыря. Приведем выдержку из документа: «Понеже мнози от трудников летом между трудами тщатся делати ови туюски, ови крошни или ино что, делают же сия не по чину пустынному, но с прекрасами мирскими, слюду полагают, басмами басмят. Еще же и делают и раздавают неведомо куды без благословения настоящих и поставленных над ними надзирателей, противно общежителному благочинию». Далее сказано, что все следует делать с благословения старших. Старосты должны следить, «дабы туюски оныя по обычаю пустынному деланы были, а прикрас мирских как слуды, так и басменья излишняго веема не обреталося». Тот, кто делал берестяные туески и прочие изделия, должны были прежде всего, сколь возможно, приносить их братии «для общей потребы», остальные разрешалось раздавать, но с благословения начальствующих9.
Эти конкретные указания крайне важны, поскольку позволяют оценить разносторонний характер творческой работы старообрядческого населения. Берестяные бытовые предметы в их руках могли превращаться в художественные. Геометрические прорезные узоры в виде сегментов с разнообразными сетками и тиснеными орнаментами по поверхности становились особенно привлекательными, когда под прорезь подкладывали слюду или цветную фольгу. Сочетание двух материалов придавало предмету особую красоту, против которой и выступали руководители Выговского общежительства.
Заслуживает внимания резьба культовых изделий: крестов различного назначения, икон с изображениями Гол-гофского креста в разнообразных композиционных построениях - крест в окружении криптограмм, крест в круге, крест в храме, крест с орнаментальными узорами, крест в арке, архитектура которой, как правило, имеет четкую стилистику10. Рисунки восьмиконечного креста с криптограммами, орудиями страстей и головой Адама в основании можно встретить и в старообрядческих книгах. Графическая разработка такого изображения легко могла быть воспринята в качестве готового образца. В резных деревянных крестах, а также в иконах с изображением креста в центре доски лежит как бы единый тип - схема, которая в том или другом месте производства могла получить индивидуальный исполнительский оттенок. От искусства резчика зависело качество исполнения, пластическая проработка рельефа, соразмеренность пропорций, подцветка особо важных элементов.
В плане сохранения культурной традиции особый интерес представляют иконы с Голгофским крестом под сенью многоглавого храма. В собрании Эрмитажа имеется ряд икон такого типа, исполненных в XVII-XIX вв.11 Наиболее представляют собой массивные доски с плоскорельефной, обронной резьбой, изображающей пяти- или семику-польный храм со звонницей и притвором, также под куполами.
Т. В. Левина уделила значительное внимание иконам с изображением храмов12. Общими чертами являются не только композиционные построения, но и использование криптограмм, которые располагаются, подобно декоративным орнаментам, как снаружи, так и внутри храмов. Декоративность усилена и применением цветных, красных и белых косых штрихов и точек с розетками на куполах. Мастера этим акцентировали внимание на образе православной церкви, на ее слитности с изображенным в центре восьмиконечным крестом - символом искупительной жертвы Христа13. Нельзя не согласиться с мнением Т.В.Левиной о том, что внешний облик храма совмещен с внутренним его пространством. Прием подобного решения использовался иконописцами в древнерусской живописи, как в иконах, так и во фресках14. Идеальный храм с раскрытым для зрителя внутренним пространством известен по новгородским иконам и костяной пластике XVI в. «О тебе радуется»15. Этот образ Небесного Иерусалима был одним из важнейших в восточно-христианской иконографии. Старообрядцы, будучи преемниками идей древнерусского искусства, не могли пройти мимо столь значительного образа, восходящего еще к византийским истокам. Иерусалим для русского Средневековья являлся многоплановым сакральным образом, «на котором сходились основные идеи православного сознания»16. Это важный штрих к пониманию того, почему в резных иконах, исполненных заонежскими старообрядцами - мастерами народного искусства, с такой настойчивостью повторялся образ Вселенского храма с Голгофским крестом, выражавшим основную идею торжества православия.
Любопытно, что резные иконы такого типа привозились в 1871 г. из Заонежья в Мстёру - старообрядческий центр Владимирской губернии. Одну икону воспроизвел Иван Голышев. Кроме многокупольного храма с крестом по центру, на иконе был исполнен славянскими буквами текст стиха, читаемого в церкви в четверг Страстной недели: «Крестъ твой, Господи, жизнь и заступление людям твоим есть, и на нь надеющеся, тебе распятого Бога нашего поем, помилуй нас»17.
Близкие тексты с сокращениями достаточно часто встречаются на резных иконах и крестах Русского Севера. Они в зашифрованном виде напоминали молитвы из богослужебных книг, к которым постоянно обращались. Не случайно исследователи в последние годы подчеркивают роль рукописных и печатных книг для творчества народных мастеров, в том числе старообрядцев различных российских регионов18. Естественно, что книжная культура воздействовала на мастеров, которые занимались иконописью, резьбой, росписью утвари, киотов, прялок, дуг, саней, мебели. Местные условия диктовали преимущественный выбор материала и его художественную избирательность.
Более других видов народного искусства в литературе разработана тема декоративной росписи, процветавшей на Северной Двине. О ней писали многие исследователи, но не все отмечали особенности той среды, в которой она получила развитие. Например, С. К. Жегалова подчеркнула коренную связь пермогорской росписи с новгородскими переселенцами XVI в. Углубленное исследование творчества нижнетоемских мастеров провела Н. В. Та-рановская, раскрыв исконные связи местного населения бывшей Сольвыче-годской волости Вологодской губернии со старообрядчеством.
Ныне известно, что выдающиеся мастера декоративной народной росписи, такие, как семьи Амосовых, Третьяковых, Меньшиковых, Шестаковых и других, были староверами. Сохраняя привязанность к духовному наследию Древней Руси, они в своем творчестве развивали искусство утонченного декоративного рисунка, в котором сюжетная сторона тесно сплеталась с орнаментальной, где графическая линия уточняла место цветовых пятен.
В XIX в. народные мастера закупали краски на ярмарках, ездили за ними в Петербург, Москву, а принципы работы над любовно вырезанными деревянными ставчиками, ковшами, чашами и другими предметами сохранялись старопрежними, похожими на работы иконописцев или иллюстраторов рукописных книг. Ведь не случайно среди документов хранящегося в Пушкинском Доме архива В. В. Третьякова (ИРЛИ. Северодвинское собрание. № 292, 309) можно видеть переписку не только с В. М. Амосовым из соседнего села, но и с иконописцами Владимирской губернии. В письмах затрагивались самые разные темы, и в частности о необходимости заказать икону «Богородица Всем скорбящим радость» пяти вершков высоты или икону "Зосима и Саватий Соловецкие" трех вершков, приобрести в Москве золото или о том, как сделать шпаклевку. Любопытна запись заказа 1926 г. на расписную прялку: «Михайло Игнатьевич заказывает пресницу. Елизавета Михайловна Замятина. Задатку один руб. получил. Цена за пресницу 5 руб. выкрасить к Рождеству. Зубчики золотые на верехе столбик золотой». На обороте документа рисунок лопасти прялки с древом. Здесь же имеются эскизы расписных грабель и дуги также с цветочками.
В качестве примера осуществленных работ приведем прялку из собрания Эрмитажа с характерной пермогорской росписью, сложившейся в округе селений Барок, Нижняя Тойма и других бывшего Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. Сюда в допетровское время переместилось немало старообрядцев, которые содействовали развитию здесь рукописно-книжной культуры, иконописи и различных ремесел. Н. В. Тарановская привела ценные сведения о мастерах народного искусства, занимавшихся декоративной росписью домашней утвари, прялок и других необходимых в быту предметов. Особое внимание уделено творчеству семьи Третьяковых (вторая половина XIX - начало XX в.). Ведущим мастером считался Василий Иванович Третьяков (1867-1931)19. Искусству оформления книг он учился у своего дяди Ивана Никитича, работавшего в 1870-1880-х гг. Одновременно росписью занимались племянники и жена Андрея Ивановича Третьякова, на дворе которого жил бобыль «смиреный высоковерец» Василий Иванович.
Одна из прялок, хранящаяся в собрании Государственного Русского музея, была выполнена одним из Третьяковых. Она привлекла наше внимание, так как ее декоративная роспись необычайно близка к оформлению прялки из собрания Государственного Эрмитажа20. Растительные мотивы, раскинувшиеся в разные стороны ветви с цветочками и птицами очень близки между собой. Совпадает выделенное в центральном «ставе» (ярусе) геометрическое обрамление древа в виде квадратной рамы с угловыми сегментами; нижний «став» с изображением возка и лихого возницы, а также верхний пояс с двумя оконцами с переплетами. В эрмитажном экземпляре на лицевой стороне помещены три условно выполненных портрета: мужчины изображены погрудно, в военных мундирах - один в основании лопасти, два в ряду под оконцами. Четвертый мужской портрет, тоже военного, расположен на тыльной стороне прялки, под ним изображены резво бегущие красные кони среди растительной орнаментации. На донце прялки среди цветов находится надпись: «1887 года сия прял. П. В. Фалеивой». Данный экземпляр явно был подарочным. Мастер позаботился, чтобы в росписи находились портреты, видимо, близких для пряхи людей. Все они в военных мундирах и форменных головных уборах, которые напоминают упрощенный вариант солдатского, а два с султанами, возможно, обозначают принадлежность их владельцев к более высокому чину.
Мастер великолепно владел техникой росписи, явно был знаком с основами иконописи и искусством оформления книг; не исключено, что ему довелось познакомиться с рисованными настенными картинками, изображавшими родословное древо Андрея и Семена Денисовых21. В нижней части такого листа размещалось изображение Выговского общежительства, а центральная часть была занята древом с цветами, ягодками, крутыми завитками листьев и круглыми медальонами, в которых помещены поясные изображения членов рода Денисовых. Аналогичный, но более сдержанный прием применил и Третьяков, расписавший прялку 1887 г. Трудно не согласиться с мнением Е. И. Иткиной в том, что, «испытывая настоятельную потребность в обосновании истинности своей веры, старообрядцы наряду с перепиской сочинений своих апологетов, пользовались наглядными способами передачи информации, в том числе рисованием настенных картинок»22. Из искусства «потаенного» лубок стал одной из ярких страниц истории народного изобразительного творчества. Наиболее популярными были сюжеты с назидательными, полезными советами. В композицию таких картинок художники часто вводили орнаментированные круги с сентенциями и размещали их на древе.
Рисованный лубок представляет собой синтез традиций народной картинки, древнерусской книжной культуры и крестьянского искусства. Идентичность художественного мышления мастеров позволяла использовать накопленный опыт в изобразительной системе народного творчества старообрядцев. Крестьянская среда добавляла в него фольклорную поэтическую красоту и жизнерадостную сочность образов и колорита. Вот почему расписные прялки северодвинских мастеров пермогорской округи отождествляются именно с этой линией народного искусства.
В различных уголках России можно отыскать не одну старообрядческую семью, которая внесла заметный вклад в развитие народного искусства. Например, семейство Мяндиных из деревни Замежное на реке Пижма, притоке Печоры. Эта семья славилась книжным искусством и изготовлением характерных для печорского региона изящных расписных ложек.
С.И.Мяндин за работой
В 1971 г. состоялась наша встреча с Савелием Ивановичем Мяндиным, ему было более 90 лет. Крепкий энергичный человек, как и его брат, живший в той же деревне, он продолжал заниматься изготовлением березовых ложек, веретен для местных прях, делал это с большой любовью и гордостью за свое искусство. Любопытно, что геометрический рисунок, который наносил С. И. Мяндин на ложку как с внутренней, так и с наружной стороны, отличался четкой графичностью линий и весьма сдержанной цветовой гаммой. Он рисовал, словно книгу разукрашивал, - гусиным пером, а в былые времена использовали перья глухаря. Поверхность своих изделий мастер покрывал олифой, которая придавала предмету теплый золотистый оттенок. Традиционные приемы мастерства были восприняты им от предков, а личный вкус и отработанный профессионализм исполнения, безусловно, содействовали успеху С. И. Мяндина и высоким оценкам его работ на различных российских и международных выставках.
Следует напомнить, что в этих отдаленных от центра местах около 1720 г. старообрядцы организовали немало скитов на Печоре и ее притоках, но самым крупным было Великопоженское общежительство, организованное по типу Выго-Лексинского. Оно было закрыто также в середине XIX в. В этом общежительстве занимались промыслами, вели хозяйство, в нем имелась книгописная мастерская, книги покупали, переписывали; пижемские девицы рисовали листы духовного и светского содержания23. Многие занимались ремеслами: резали ложки, посуду, выделывали берестяные туеса с тиснеными узорами, коробейки-лубянки и многое другое и в декоративных росписях, например мезенских прялок и коробеек из селений Полащелье или Лешуконья, и в резных узорах вальков, созданных в старинном старообрядческом селении Койда, в низовьях реки Мезени. Если учесть, что Великопоженское общежительство было фактически создано трудами пинежских, мезенских, усть-цилемских крестьян, то именно от них, как волны, расходились художественные тенденции, типичные для народного творчества данного региона.
В 1967 г. в городе Мезени нам посчастливилось встретиться с Таисьей Антипичной Морозовой, которая владела техникой шитья бисером, могла шить и жемчугом. Ее головной убор - повязка демонстрирует традиционное искусство шитья по фольге строго геометрического орнамента. Он перекликается с близкими по типу рисунками на прялках местных мастеров. Суровая сдержанность просматривается за такими узорами, а между тем тексты напевных обрядовых песен в исполнении мезенских женщин говорят о целостности и гармоничности их художественных представлений. Приведем для образца часть такой песни:
Уж ты прялица-кокорица моя,
С горя выброшу на улицу тебя,
В золотую краску выкрашу тебя,
Стану прясть и подергивати,
На беседушку побегивати...24
Примечательно, что отец Таисьи Антипичны А. П. Морозов был известен как мастер резьбы швеек и других изделий. Одна из его работ - «хитроумной» резьбы швейка - украшена надписью: «Работал сию швейку запасной фейерверкер Л. Я. В. 2-й артил. бригады 2-го батальона Ан. П. Морозов 1895». Видимо, после возвращения из армии он создал эту замысловатую швейку, которую решил подписать своим именем.
Другой крупный старообрядческий регион - Заволжье. Здесь, как на территории всего Поморья в целом и Заонежья в частности, старообрядцы уделяли внимание книжному делу, иконописи, художественной обработке дерева: резьбе и росписи, а женское население занималось ткачеством и шитьем золотной нитью. Шелковые платки с узорами золотного шитья являлись своеобразным атрибутом искусства местных мастериц и демонстрацией старинных приемов техники исполнения. Славились городецкие и арзамасские мастерицы. Многие из них проходили выучку в обителях под присмотром игумений. Девочек обучали Божественному писанию и скитским рукоделиям: бисером лестовки вязать, шелковые кошельки да пояски ткать, по канве шерстью да синелью вышивать и всякому другому белоручному мастерству.
В обители, как записал П. И. Мельников-Печерский, бытописатель заволжской старины, девочки «и Часовник и Псалтырь наизусть изучили, бойко читали отеческие книги, пели по крюкам. Выучились писать уставом и, живя в скиту, немало "цветников" да "сборников" переписали и перед великими праздниками посылали их родителям в подаренье»25. Золотом и киноварью девочки рисовали заставки и другие книжные узоры. Такую характеристику смог ознакомиться с жизнью заволжского старообрядчества, а позднее и московского.
Если городецкие и арзамасские золотошвеи оставили нам наследие в виде роскошных платков, то мужское население Городца, Семенова и других мест Заволжья прославилось резьбой и росписью по дереву. Традиции этого народного искусства сохраняются и в наши дни.
В настоящее время еще трудно исчерпывающе раскрыть роль старообрядцев в развитии русского народного искусства. В этой связи следует обратить внимание и на уральский регион. Здесь старообрядцев именовали «кержаками», что указывало на их исход с реки Керженец Нижегородской губернии. Гонения на старообрядцев в XVIII и первой половине XIX в. заставили их искать более спокойные для жизни места. Такими оказались Урал и Зауралье. Екатеринбургская губерния приняла заволжских старообрядцев. Одним из основных центров оказался город Невьянск, промышленный центр этого региона. Металлургическая промышленность, которая здесь получила развитие, позволила пришлому населению заняться не только добычей, но и художественной обработкой металла, большое внимание было уделено подносному производству и лаковой росписи.
В настоящее время проведены исследования также по иконописной школе города Невьянска, выявлены имена иконописцев XVIII—XIX вв., раскрыта существенная страница истории русской культуры и искусства26. К этому можно добавить некоторые данные, полученные в период работы эрмитажных экспедиций в Нижнем Тагиле в 1970-х гг.
Иконописец Ф.Ф.Голдобин
В этом городе произошло наше знакомство с семьей местных жителей Розановых, выходцев из Заволжья с реки Керженец. Мать Клавдии Леонтьевны Розановой по традиции шила бисером оклады для икон. Ее дядя, Федор Фролович Голдобин (1880—1918?), был иконописцем, а ее дед - иконописцем и священником в Екатеринбургской провинции. Эта старообрядческая семья владела обширной библиотекой рукописных и печатных книг XVII - начала XX вв., многие из которых имели вкладные записи. Среди них были Служебник 1675 г., Пролог 1672 г., написанный в Москве, Минея, Большой Каноник XIX в., изданный в Москве в старообрядческой книгопечатне, Триодь цветная конца XVIII в. в прекрасном кожаном тисненом переплете и т. д. В их доме в моленном шкафу кроме книг хранились иконы, писанные палехскими мастерами, а также разнообразные медные с эмалью кресты, иконы, образки. Общение с этой семьей позволило увидеть, сколь устойчивы традиции духовной культуры в среде старообрядцев и как бережно сохранялись семейные реликвии в нижнетагильских домах XX в.
В заключение необходимо обратить внимание на то, какие возможности предоставляет коллекция Государственного Эрмитажа для изучения русско-э народного искусства. Это собрание включает предметы, собранные экспедициями Эрмитажа в 1950—1970-е гг., которые фиксировали точное место приобретения вещей и, по возможности, легенды их бытования. Эти сведения дают достаточно оснований для отнесения того или иного предмета к кругу изделий старообрядческих мастеров. Поэтому обзор эрмитаджной коллекции позволяет, с одной стороны, точнее и глубже охарактеризовать особенности местных школ и за всем многообразием приемов и техник увидеть общность эстетических и стилевых установок, а с другой - показать истинную роль старообрядцев в формировании и развитии русского национального искусства.
Литература
1.Памятники русской старины: Итоги работы экспедиции по сбору произведений Древнерусского и народного искусства: Каталог выставки. СПб., 1993.
2.Озерецковский Н. Я. Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому. Петрозаводск, 1989. С. 177. Также см.: Ефимова Л. В., Юхименко Е. М. Вышивка // Неизвестная Россия: К 300-летию Выговской старообрядческой пустыни: Каталог выставки. М., 1994. С. 91, 92.
3. Русское медное литье: Сборник статей. М., 1993. Вып. 1—2; Винокурова 9. П., Молчанова О. В., Петрова Л. А. Медная пластика // Неизвестная Россия. С. 37—39; Фролова Г. П. Медное литье // Культура староверов Выга (К трехсотлетию основания Выговского старо¬обрядческого общежительства): Каталог. Петрозаводск, 1994. С. 18—30; Петрова Л. А. Меднолитейный складень 1717 г.: К вопросу о начале меднолитейного производства в Выговской пустыни // Старообрядчество в России (XVII—XX вв.). М., 1999. С. 391—401; Гнутова С. В., Зотова Е. Я. Кресты, иконы, складни. Медное художественное литье XI — начала XX в. из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. М., 2000.
4. Юхименко Е. М. «Монастырь, нарицаемый Данилов...» // Культура староверов Выга. С. 6—7.
5. Памятники русской старины... Кат. № 253
6.Плигузов А. И, К изучению орнаментики ранних рукописей Выга // Рукописная традиция XVI-XIX вв. на Востоке России. Новосибирск, 1983. С. 89, 97, 101.
7 Просвиркина С. К., Жегалова С. К. Расписные сундуки XVII—XVIII вв. // Сокровища русского народного искусства: Резьба и роспись по дереву. М., 1967. С. 11; Жегалова С. К. Русская народная живопись. М., 1984. С. 79—80
8. Жижит С. Г., Попова 3. П. Резьба и роспись по дереву // Неизвестная Россия. С. 78.
9. Утнова И.Н. Указ выговцев об изготовлении туесков // ТОДРЛ. Л., 1976. Т. 31.С. 387-389.
10.Уханова И. Н. Некоторые замечания о резном дереве северного края // Доклады отделений и комиссий Географического общества СССР. Л., 1968. Вып. 5. С. 24—26.
11. ГЭ. Инв. № ЭРД—465, 466, 644, 1237, 2647, 463, 464, 495, 496.
12. Левина Т. В. Деревянные поклонные кресты на Русском Севере // Древнерусская скульптура: Проблемы атрибуции. М., 1991. С. 245—261. См. также: Уханова И. Н. Резные деревянные иконы Русского Севера // Народное искусство. Исследования и материалы: Сб. ст. к столетию Государственного Русского музея. СПб., 1995. С. 64.
13.Уханова И. Н. Резные деревянные иконы Русского Севера. С. 62—65; Она же. О некоторых старообрядческих резных иконах XVII—XIX вв. из собрания Эрмитажа // Церковная археология. Материалы первой Всероссийской конференции. Ч. 3: Памятники церковной археологии России. СПб.; Псков, 1995, С. 12—14.
14. Левина Т. В. Деревянные поклонные кресты на Русском Севере. С. 250.
15. Залесская В. Н., Уханова И. Н. Вотивная икона Михая Кантакузина и русско-румынские связи// Памятники культуры. Новые открытия. М., 1993. С. 234—241.
16. Лидов А. М. Образ небесного Иерусалима в восточнохристианской иконографии // Иерусалим в русской культуре. М., 1994. С. 15—23.
17. Голышев И. Новые приобретения старинных образцов резьбы на дереве. Владимир, 1878. С. 2; Ровинский Д. Русские народные картинки. СПб., 1881. Кн. 4. Примечание и дополнение. С. 24—25.
18. Жегалова С. К. Художественные прялки // Сокровища русского народного искусства: Резьба и роспись по дереву. М., 1967. С. 125—131; Уханова И. Н. Книжная иллюстрация и памятники народного и декоративно-прикладного искусства Русского Севера (Северная Двина) // Русское искусство первой четверти XVIII в.: Материалы и исследования. М., 1974. С. 210—226;
19. Тарановская Н. В. Росписи по дереву Нижней Тоймы. Мастера // Народное искусство: Исследования и материалы. СПб., 1995. С. 7—24.
20. Там же. С. 11. ГЭ. Инв. № ЭРД — 2959.
21. Культура староверов Выга. Ил. 50—52; Неизвестная Россия. С. 66. Кат. 20.
22. Иткина Е. И. Настенные листы // Неизвестная Россия. С. 59—60.
var container = document.getElementById('nativeroll_video_cont');
if (container) {
var parent = container.parentElement;
if (parent) {
const wrapper = document.createElement('div');
wrapper.classList.add('js-teasers-wrapper');
parent.insertBefore(wrapper, container.nextSibling);
}
}
|