Меню сайта |
|
|
Категории каталога |
|
|
|
В категории материалов: 17 Показано материалов: 1-17 |
|
Несмотря на радушие и гостеприимство старообрядцев, получить разрешение на доступ в мастерскую, где реставрируются иконы, и книжницу, где хранятся древние богослужебные книги, чрезвычайно сложно. Не каждый, кто стремится попасть в эти помещения, имеет благие намерения... «Час» побывал в храме, реставрационной мастерской и книжнице Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины
|
Культуру старообрядческих общин Бессарабии характеризует типологическое единство. И, как уже отмечалось, общие черты липованской старообрядческой культуры обнаруживаются не только у старообрядцев Бессарабии, но и у их одноверцев к северу и востоку от Днестра и к юго-западу за Дунаем и Прутом, а также у переселившихся из Румынии в СССР старообрядцев, которые до настоящего времени называют себя дунаками 1. |
Но вернемся к современному состоянию Куничи. Благолепие церковных праздников, яркость постоянно подновляемого храма, сильный церковный хор законно вызывают гордость куничан, считающих свой приход самым крепким в Молдове. И действительно, высокая традиция знаменного пения и искусство колокольного звона – неотъемлемые элементы культуры села. Все это едва ли было бы возможно без выдающейся роли священника — настоятеля куничского старообрядческого храма. |
Ознакомившись с некоторыми конкретными фактами, характеризующими старообрядческую жизнь, и ее оценками, попытаемся определить истоки той психологической устойчивости, которая явно проявляется в строгом сохранении староверами особого образа жизни, не взирая на внешние обстоятельства. |
Исчезновение культуры староверов-беспоповцев Верхокамья[1] происходит уже не один десяток лет, признается исследователями, с одной стороны, и последними наследниками этой культуры, с другой. |
Духовные стихи, как неотъемлемая часть русского фольклора, являются высшим художественным выражением народной веры в слове. Зародились духовные стихи на заре христианства как песенное воплощение литературно оформленных в Библии, апокрифах или житиях религиозных сюжетов. Вместе с христианством духовные стихи пришли на Русь в X веке и не только пустили разветвлённые «корни» в культурный пласт восточных славян, но и дали богатые «всходы». |
Перед тем как сесть за описание событий связанных с празднованием 100-летия Томской общины, я задал себе один вопрос: «Зачем вообще нужны были эти торжества»? А второй вопрос следовал из первого: «Был ли результат»? |
Староверие предполагает наличие двух как бы параллельных миров: первый - стабильный и истинный, мир традиций предков; второй - преходящий мир современной культуры, за изменениями в котором нужно следить лишь для того, чтобы выжить в нем физически. |
История русского религиозного мировоззрения, являющаяся составной частью нашей духовной культуры, неотделима от истории русских старожилов Литвы - старообрядцев, которые в силу ряда причин сумели через века сохранить свою самобытность и национальное самосознание. Как им это удалось? Где черпали они нравственную силу? Почему при всей своей патриархальности и закрытости вызывали неизменное уважение у соседей, исповедующих другую веру?
На эти и другие вопросы поможет ответить открывшаяся 10 марта международная выставка "Культура староверов Балтийских стран". |
Моя экспедиция в болгарские села Казашко и Татарица проводилась в ноябре 2006 года частично в рамках этой программы, однако помимо собственно этнолингвистической проблематики я изучала и другие аспекты духовной и материальной культуры, языка старообрядцев. Важнейшими темами в беседах с информантами стали самоидентификация болгарских староверов и их отношение к России и русским. |
Творчество Ионика на польской почве - это явление уникальное, редкий вид народного искусства, пропитанного чувствами и страданиями нескольких поколений людей, заброшенных на чужбину. |
Бережно сохранив множество черт религиозно-культурного уклада жизни ХVII века, с его этическими нормами, они, тем не менее, сумели приспособиться к экономике свободного предпринимательства и к социальной атмосфере демократического плюрализма. И в этом смысле для современной России они могут служить примером того, как можно совместить западный технологический путь развития с русской культурной спецификой. |
|
|
Форма входа |
|
|
Поиск |
|
|
Старообрядческие согласия |
|
|
Статистика |
|
|
|