Книжница Самарского староверия Четверг, 2024-Апр-25, 20:05
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Культурная традиция староверия [41]
Старообрядческая культура сегодня [17]

Главная » Статьи » Культура: общие вопросы » Культурная традиция староверия

Петрова Г. Ревнители русской старины

"До нас положено - лежи оно так во веки веком"

Протопоп Аввакум

История русского рели­гиозного мировоззрения, яв­ляющаяся составной частью нашей духовной культуры, неотделима от истории русс­ких старожилов Литвы - ста­рообрядцев, которые в силу ряда причин сумели через ве­ка сохранить свою самобыт­ность и национальное само­сознание. Как им это удалось? Где черпали они нравствен­ную силу? Почему при всей своей патриархальности и закрытости вызывали неиз­менное уважение у соседей, исповедующих другую веру?

На эти и другие вопросы поможет ответить открывшая­ся 10 марта международная выставка "Культура старове­ров Балтийских стран".

Старообрядчество - это лю­бопытнейший раздел русской культуры, восходящий к допет­ровской России. Так повелось, что все нововведения на Руси внедрялись сверху. Религиоз­ные реформы XVII века патриар­ха русской православной церк­ви Никона, затеявшего вместе с царем Алексеем Михайлови­чем создать заслон веяниям ка­толицизма, исходившим из Польши и Киева, были продик­тованы и прагматическими, и государственными интереса­ми. Патриарх восстанавливает связи с Константинопольской православной церковью, приво­дит, согласно советам греков, к единообразию церковные кни­ги, обряды и религиозные сим­волы. Поскольку верховная власть в тогдашней России сов­сем не считалась с обществен­ным мнением и настроениями, реформы сверху сразу приня­ли характер репрессий. Объ­явленные "неправильными" книги сжигались. Иконы унич­тожались. Рассказывают, что в 1654 г. патриарх Никон прика­зал произвести в Москве обыск по домам и забрать иконы не канонического письма везде, где они найдутся. У отобран­ных икон выкалывали глаза и в таком виде носили их по го­роду. Кроме того, Никон пре­дал церковному отлучению всех, кто впредь будет писать или держать у себя подобные иконы.

Для многих православных той поры, воспитанных в глу­бокой приверженности к обы­чаям предков, сама мысль, что они неправильно осеняли се­бя крестным знамением, моли­лись не тем иконам, была не­допустима. И чем свирепее насаждали церковные власти новые каноны, тем отчаяннее было сопротивление тех, кто следовал обычаям отцов. Для одних высшим актом протеста было самосожжение, для дру­гих - исход из России. О том, как появились старообрядцы в Литве и других странах Балтии, чем отличались, как взаимодействовали с местным населением, мы беседуем с доцентом кафедры славистики Вильнюсского университета, доктором филологии Надеждой МОРОЗОВОЙ.

- Итак ,как оказались староверы в странах Балтии?

 - Староверы уходили в сибирские леса, за Урал, на Дон, в общем туда, где было безлюдно. Исход на Запад, в Речь Посполитую, с которой сущест­вовали многочисленные кон­такты, был совершенно естест­венен. К концу XVII века уже об­разовался так называемый Псковско-Вильнюсский тракт (через Резекне на Двинск, Даугавпилс, Зарасай), вдоль которо­го и селились приверженцы старой веры. Эти места были привлекательны, прежде всего потому, что были практически безлюдны после войн и эпи­демий чумы, пронесшихся по этой земле. Служба оповеще­ния  работала исправно, и те, кто не признавал церковных иерархов, а значит, и московс­кой верховной власти, убегали сюда, чтобы сохранить свою ве­ру, строить храмы и церквушки, беспрепятственно славить бо­га по заветам своих предков.

Считается, что первым посе­ленцем в Литве был стрелец­кий десятник Трофим Иванов, которого отправили в Соло­вецкий монастырь бороться с братией, не подчинившейся патриарху Никону. Не вытер­пев надругательств над святы­ми отцами, он бежал в Литву {где, к слову сказать, часто скрывались диссиденты из Мос­ковского княжества). Случилось это в 1679 году. Достоверно известно, что первый молель­ный дом был построен в 1710 г. в деревне Пуща ныне Рокишкского района (позднее был перенесен в деревню Бобришкес, где сохранился до на­ших дней).

-  Как жилось здесь поборникам старины русской?

-  Жили свободно, никто не мешал молиться Богу по-своему в этих тогда пустынных местах. Староверы стран Балтии принадлежали к так называемому беспоповскому направлению. Для выполнения необходимых обрядов выбирали наставника, наиболее грамотного и уважаемого человека. Наставником мог стать только женатый, а значит, остепенившийся человек. По данным некоторых исследователей (Г. Поташенко) в XVIII веке на территории Ве­ликого княжества Литовского проживало до 200 тысяч старо­веров. Точную цифру назвать трудно, так как старообрядцы избегали любой формы регист­рации: меры, изобретенной, по их мнению, Антихристом.

Вплоть до николаевских вре­мен ничто не нарушало их жиз­ни. Затем начались новые гоне­ния, обращение в единоверие, разрушение храмов. И так вплоть до 1905 года, когда был принят закон о веротерпимос­ти. С 1905 по 1914 гг. начинает­ся, можно сказать, ренессанс цер­ковной жизни староверов. Открываются типографии, школы иконописцев, учебные заведения, в частности, светское училище в Вильнюсе, Бурлит церковная жизнь. Первая война и революция привела к массовому оттоку русских из  Литвы и Прибалтики. Но для староверов разлука с Литвой, которая была для них родиной, оказалась невыносимой.  Большинство из них вернулось. Многим пришлось пережить страшные трагедии, когда дочь или сын, родители или дети, оказавшись в Советской России, не могли воссоединиться с семьей, и как во времена раскола  церкви, гибли за  веру.

- Сколько сегодня проживает староверов в странах Балтии?

- По данным переписи 2001г. в Литве проживало 27 тыс., сейчас считается, что 42-47 тыс. Сохранились еще целые деревни сторонников старой веры около Зарасай, Рокишкиса, .Игналины, Швенчениса, Ионавы и, конечно, Вильнюса. В нашей стране действуют 30 старообрядческих церквей. К староверам себя причисляют и некоторые выходцы из смешанных семей. Давно уже сломаны запреты на внеобщинные браки, и многие представители старообрядцев вступают в брак с литовцами, представителями других национальностей. В Латвии сегодня проживают 70-80 тысяч, в Эстонии до 5 тысяч старообрядцев. В Латгалии и Резекненском районе есть волости, в которых свыше 70 процентов - русское старообрядческое население. В Литве насчитывается 59 общин, зарегистрированных в Высшем старообрядческом совете, которые обслуживают 15 наставников. В Эстонии - 11 общин, в Латвии - около 80, в Польше - 4.

- Известно, что из старообрядцев формировался  когда-то цвет русского купечества. С чем это связано?

-  Одна из причин - это были свободные люди, не знавшие крепостного ярма. Убегая от властей, они обретали личную свободу, нанимались работать по доброй воле, пахали и строили, как говорится, для себя и на себя. Кроме того, их отношение к труду было схоже с протестантским.

- До сих пор в Литве доводится слышать такое: этот человек - старовер, значит, не будет врать.

- Действительно, в прежние времена это были люди глубоко нравственные. А о величии духа, заставлявшего бросать вызов царю и церкви, и говорить не приходится. Соседи их всегда уважали за трудолюбие, верность слову и моральный облик (пить, курить или играть в азартные игры было строго запрещено). Во время экспедиций в Рокишкский район доводилось слышать, что и в начале прошлого века на базаре, например, литовские крестьяне старались обращаться к ним по-русски, хотя староверы хорошо знают местные языки, так сказать, в знак особого уважения.

- Чем отличается быт староверов?

-  Хотя различия, естественно, сглаживаются, но и до сих пор верующие сохраняют некоторые традиции. Например, женщина никогда не завяжет платок под подбородком узлом, обязательно закалывает. В традиционной одежде много византийских элементов:  она должна ниспадать свободно. Обязательный элемент - поясок. И сегодня, увидев в современном наряде внучку, бабушки ворчат: Как это ты без пояска!". Мужчины также обязательно подпоясывали рубаху, которая носилась навыпуск, ну и, конечно, не стригли бород.

До сих пор в каждом уважающем себя доме старообрядцев в красном углу висят лестовки, своего рода четки, выполненные из кожи, на которой нанесены зарубинки (старообрядцы не признают узлов, символизирующих для них цепи). Там же располагается и под-рушник, молельный коврик, на который во время богослужения опираются руками.

 

- Какие экспонаты представляют особую ценность на выставке?

- Прежде всего, иконы. Как старого, новгородского письма, так и выполненные современными талантливыми иконописцами, строго следующими традициям. Представлено много редчайших богослужебных книг, в том числе и один из списков знаменитого "Дегуцкого летописца". Все книги сохраняют особенности написания дониконовских изданий. Очень интересны певческие книги, где способ записи отличается от современных нот. Там используются специальные знаки-крюки, похожие на знамена. Поэтому и песнопения староверов называются знаменным пением. Его отличает также система одногласия, пение в унисон.

Впрочем, лучше все это увидеть, услышать лично, а для этого милости просим на выставку!

- Спасибо за беседу.

 

Rambler's Top100

Категория: Культурная традиция староверия | Добавил: samstar-biblio (2007-Окт-31)
Просмотров: 2391

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz