Книжница Самарского староверия Понедельник, 2024-Ноя-25, 15:05
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [207]
Москва и Московская область [31]
Центр России [49]
Север и Северо-Запад России [93]
Поволжье [135]
Юг России [22]
Урал [60]
Сибирь [32]
Дальний Восток [9]
Беларусь [16]
Украина [43]
Молдова [13]
Румыния [15]
Болгария [7]
Латвия [18]
Литва [53]
Эстония [6]
Польша [13]
Грузия [1]
Узбекистан [3]
Казахстан [4]
Германия [1]
Швеция [2]
Финляндия [2]
Китай [4]
США [8]
Австралия [2]
Великобритания [1]
Турция [1]
Боливия [3]
Бразилия [2]

Главная » Статьи » История Староверия (по регионам) » Сибирь

Ошин И. 100 лет Томской общине

Перед тем как сесть за описание событий связанных с празднованием 100-летия Томской общины, я задал себе один вопрос: «Зачем вообще нужны были эти торжества»? А второй вопрос следовал из первого: «Был ли результат»? Именно на эти два важных вопроса я и попытаюсь ответить, попутно описав мероприятия торжеств.

На первый вопрос мне хочется ответить словами где-то лично услышанными: «Жалок тот народ для коего прошедшее не существует». Так вот я считаю, что в старообрядчестве есть все силы, чтобы в современном русском обществе, не только не затеряться на фоне других более многочисленных вероисповеданий, но и стать примером и образцом для людей, которые стремятся к Истине. Таким образом, поддержание традиций и постоянная сверка своей жизни с примерами жизни предков стала бы залогом процветания Христовой Церкви и нашего народа. И чем чаще мы, современные старообрядцы, будем сверяться с этими примерами прошлого, тем увереннее мы будем шагать в будущее!

И именно для этой уверенности или лучше сказать дерзновения в Томске в 2007 году и решили отпраздновать столетие официальной регистрации общины.

Началось все с того, что в марте месяце 2007 года в одной семье нашего прихода работники телевидения сняли репортаж. Причиной послужило то, что телеканалу хотелось показать современную жизнь старообрядцев. В сюжете также прозвучало информация о том, что в 2007 году Томкой общине исполняется 100 лет. Именно после этого активные члены общины подняли вопрос по поводу того, как и когда праздновать это событие.

В ходе обсуждения было принято решение о том, чтобы мероприятие приурочить к пятым Аввакумо-Тихоновским чтениям. Началась подготовка программы и проработка деталей.

Очень помог общине приезд митрополита Корнилия. После встречи Владыки с губернатором области, губернатор обещал помочь и слово свое сдержал. Как только община получила новые возможности, в срочном порядке было решено разнообразить программу. Теперь празднование с общинного уровня выходило на уровень городского значения.

Торжества проходили в два этапа.

Первый этап можно условно назвать интеллектуальным, т.к. 14 декабря в Центре документации новейшей истории Томкой области были проведены пятые Аввакумо-Тихоновские чтения. Поэтому мы благодарим руководство Центра и заведующую сектором использования и публикации документов, кандидата исторических наук, Людмилу Николаевну Приль, с которой прихожанам и пришлось тесно сотрудничать при подготовке и проведении чтений. Спаси Христос!

Вел чтения чтец Иван Ошин, а открыл чтения епископ Силуян Новосибирский и всея Сибири. Конечно же тема истории Томской общины была на чтениях ключевой. Участники чтений прослушали доклад Л.Н. Приль, который показывал общие черты развития старообрядчества в томском крае и детально рассматривал жизнь старообрядцев в советское время. Но по мимо этого были подняты и другие не менее важные вопросы. Во-первых, это доклад Муравьева А.В. «Догматико-полемическое наследие священно-мученика Аввакума и «старообрядческое богословие». К сожалению, сам докладчик не смог приехать вовремя на чтения, поэтому его доклад читал ведущий. Но от этого тема, поднятая в докладе, не оказалось менее актуальной и интересной. Для разнообразия было предложено просмотреть подготовленную фотовыставку, посвященную истории общины и тем людям, которые с ней были тесно связаны. Все чтения украсило пение женского хора МДУ, который также приехал на торжества.

После окончания чтений Владыка поблагодарил еще раз Людмилу Николаевну и всех организаторов.

Вторым этапом торжеств стал «Вечер духовных песнопений». В программе намеченной на 16 декабря в Большом Концертном Зале было запланировано выступления трех коллективов. Это мужской хор сибирской епархии под руководством Александра Емельянова, женская группа хора Московского Духовного Училища под руководством Толпышевой Ксении и фольклерно-этнографический ансамбль «Пересек» ТПУ, под руководством Марины Владимировны Оржаниковой. Вел вечер о.Анатолий Софронников.

Перед выступлением хоров всех присутствующих поздравил начальник департамента по культуре администрации Томской области Андрей Александрович Кузечкин. В своей речи он самыми сердечными словами выразил своё уважение к старообрядчеству и добавил, что в старообрядчестве заключена важная миссия. Миссия сохранения веры наших отцов.

Сразу после поздравительного слова Андрея Александровича и небольшого вводного слова О.Анатолия вечер начался. Первое отделение было полностью посвящено церковным песнопениям и поэтому выступало только два старообрядческих хора. По задумке организаторов программа была весьма разнообразна: песнопения пелись то совместно, то антифонно (по очереди разными хорами), а то исполнялись и сольные вещи. Звуки лились по залу в спокойном и размеренном ритме. От песнопения к песнопению в пении слышалось всё больше уверенности и спокойствия. Стоит отметить, что при этом выступлении было хорошо отлажено звуковое оборудование и это лишь усиливало впечатление от пения. Так незаметно закончилось первое отделение.

После небольшого перерыва началось второе отделение, в котором звучали лишь духовные стихи. Здесь, как раз и выступил коллектив «Пересек». Стоит отметить, что это известный коллектив не только нашего города и Сибири, но и России. Манера народного пения сибирского края необычайно сложна и по этому не многие коллективы могут исполнять на должном уровне русско-народные песнопения, которые пели на вечере наши земляки. Старообрядческие хоры так же исполнили ряд известных и популярных стихов, которые напомнили слушателям не только о героическом прошлом Христовой Церкви, но и призвали к покаянию. Так, например, стих «Младенец», который исполнил женский хор, из за проникновенности текста и душевного исполнения девушек сильно запал в душу не только людям, которые слышали его впервые, но и тем, кто знал его и не раз слышал.

После окончания вечера, когда все три коллектива вышли на сцену раздались бурные овации. Сдерживающие всё это время свои чувства зрители, смогли выразить свою благодарность певцам аплодисментами. И мне показалось, что это была искренняя признательность.

Вообще, после окончания вечера я не раз ловил себя на ощущении праздника, на чувстве радости и в какой-то степени счастья. Видел я это и в лицах других людей. И уже позже за праздничным столом эти чувства выразились в сердечных пожеланиях и поздравлениях. Думается мне все остались довольны и унесли с собой в сердце этот праздник.

Возвращаясь же к самому началу статьи, хочу ответить на вопрос о результате. Действительно был ли он? Мне кажется, что был. И дело здесь даже не в ощущениях, а в реальных фактах. До этого события собрать мужской сибирский хор такого масштаба можно было лишь на праздник Жен Мироносиц в Москве. Участникам хора пришла идея продолжить эту традицию собираться и выступать. И вот уже через полтора месяца большое выступление в Новокузнецке. Но и это еще не всё. Эти праздничные мероприятия показали наличия сил не только для разовых мероприятий, но и для постоянной работы на благо Церкви. И наконец, каждый, кто принял участие в организации и проведении торжеств, каждый кто не остался в стороне, сможет спокойно сказать пред Господом, что он старался по мере сил проповедовать Слово Его, что он, грешный, ошибался, падал, но шел за Христом и хотел, чтобы как можно больше людей пришло к Богу и спаслись.

Ошин И.С
 
София, 2008. № 1 (2)
Категория: Сибирь | Добавил: samstar2 (2008-Июн-28)
Просмотров: 1641

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz