В октябре 1694 года в лесах , в 70-75 верстах северо-восточнее Онежского озера, в верховьях реки Выг был основан старообрядческий монастырь Выговская поморская пустынь (другие названия: Выголексинская пустынь, Выговское общсжительство, Выговская киновия, Даниловская пустынь, Выгореция и др.) - крупнейший центр поморского согласия (умеренного крыла беспоповщины, наиболее радикального из двух направлений русского старообрядчества).
Основателем пустыни был Данила Викулин. В 1702-1730 годах настоятелем пустыни был Андрей Денисов (1674-1730 гг.), в 1730-1740 годах - его брат Семен Денисов (1682-1740 гг.).
В первые десятилетия пустынь развивалась как крестьянская хозяйственная артель и, одновременно, религиозная община с эсхатологической идеологией. В царствование Петра I, в 1702 году, выгобцы были летализованы и получили по царским указам 17.11-1724 годов ряд льгот. Взамен Выговская пустынь была в 1705 году приписана к Олонецким Петровским заводам Выговские рудознатцы и литейщики сыграли большую роль в открытии и разработке месторождений полезных ископаемых в Карелии, а также на Урале и в Сибири. Выговские скитники обеспечивали рабочей силой Олонецкие Петровские заводы.
В 1706 году в 20 верстах к востоку от мужской Даниловской Богоявленской была создана женская Лексинская Крестная пустынь на реке Лексе. В 1707 году на Выге числилось более 200 женщин и около 150-200 мужчин. По ревизии 1723 года население Выга составило 300 душ, а с учетом укрывшихся от ревизии - «близ тысячи человек».
Постепенно вокруг Выголексинской пустыни создаются небольшие скиты с подчиненными им пашенными дворами. В 1721 году было 14 скитов, к 1762 году их стало 21 По ревизии 1764 года население Выга и Лексы достигло 1036 человек, а 21 скита - 1640 человек. Земли, заселенные старообрядцами, образовали особую волость - Суземок. Около трети общего населения — 944 человека, составляли мужчины. Правила и уставы Выгореции 1702 года, а также 1720-х-1730-х годов превратили ее в аскетический монастырь с жесткой регламентацией жизни. Это привело к появлению многочисленных благочестивых легенд о выговском пустынножительстве, усилению притока сюда людей и пожертвований.
В первой половине XVIII века выговцы создали крепкое хозяйство. В 1710 году на Каргополье ими была основана Чаженгская пустынь, площадью около 250 верст, ставшая основной житницей Выга, а в 1731 году — пристань Пигматка на Онежском озере, через которую шла вся выговская торговля. Выговцы имели рыбные ловли на Выгозере и Вод-лозере, на Белом море, между Печерой и Мезенью, на Мурманском берегу, а позднее на Новой Земле и Груманте (Шпицбергене), занимались перепродажей хлеба с Поволжья в Петербург и тд. На Выге появились кузнечный промысел, обработка кож, выгонка смолы и дегтя, изготовление пряжи и т. д. Уже в 1720-е годы выговцы добились хозяйственного процветания пустыней. Развитие экономики привело к «обмирщению» внутренней жизни Выга и его перерождению в мирской монастырь (синтез хозяйственной артели и богадельни). На Выге появились наемные работники, уже в 1730-е годы прием в пустынь был ограничен, предпочтение отдавалось зажиточным престарелым жителям Суземка.
В первой половине XVIII века авторитет Выговской пустыни в правительственных кругах был достаточно высок. А.Денисов переписывался со сподвижником Петра I псковским архиепископом Ф.Прокоповичем, выговцев поддерживал В.И.Геннин, управлявший в 1714-1719 годах Олонецкими горными заводами, генерал-прокурор Сената П.И.Ягужинский и новгородский архиепископ Дм.Сеченов. Старообрядцы поставляли продовольствие ко двору Петра I и Екатерины I. Непримиримую позицию по отношению к выговским старообрядцам занимал Синод. В 1722 году посланец Синода иеромонах Неофит провел в Петровской слободе «разглагольствование» — диспут с представителями выговцев Мануилом Петровым и Иваном Анкудиновым. Для подготовки этого диспута братья Денисовы и Петровы написали свод данных по богословию и палеографии «Поморские ответы», направленные на защиту старой веры и против официальной церкви.
В 1718, 1732-1738. 1738-1744 и 1758 годах были предприняты попытки судебных преследований Выговской пустыни, но все они закончились безрезультатно. Экономическое развитие Выгореции и желание обезопасить себя от преследований царских властен привели к поискам компромисса с царизмом. В 1739 году выговцы приняли «моление за царя». Перерождение Выга привело к отделению от пустыни радикально настроенных старообрядцев во главе со старцем Филиппом, которые провели ряд самосожжений в 1742, 1747 и 1750 годах.
Первая половина XVIII века — время расцвета культуры Выговской пустыни. На Выге действовали иконописные, меднолитейные и рукописные мастерские, школы грамоты и пения, была собрана богатая библиотека. В 1730-е годы в выговской библиотеке имелось 257 названий книг. Выговцы создали особый стиль написания книг («поморское письмо») и икон («поморский пошиб»). Для будущих старообрядческих проповедников преподавались грамматика, стихосложение, риторика, логика, диалектика и т. д. На Выге жили крупные старообрядческие богословы и писатели А. и С. Денисовы (каждый из братьев был автором более чем 100 сочинений), Д.Викулин, Петр Прокопьев, Трифон Петров (1660-1766 гг.), автор 12 сочинений, Мануил Петров (1691-1759 гг.), выговский настоятель в 1744-1759 годах, Иван Филиппов (1661-1744 гг.), автор знаменитой «Истории Выговской пустыни», Даниил Матвеев (1687-1776 гг.), писатель и иконописец, автор 15 сочинений (кроме утраченных), Корнилий и Па-хомий Выговские и др.
Период с 1760 по 1825 годы был временем терпимости властей к Выговской киновии. При Екатерине II правительственная политика по отношению к выговцам была достаточно лояльной. Ряд царских указов 1762-1783 годов фактически уравнял старообрядцев в правах с остальным населением Российской империи. В царствование Александра I эта политика веротерпимости была продолжена. Лишь указы и распоряжения 1817-1825 годов положили начало новому усилению мер по притеснению старообрядчества. Эпохи последнего расцвета Выг достиг под управлением Андрея Борисова (1780-1791 гг.), которому покровительствовали всесильный фаворит Екатерины II Г.А. Потемкин, Петербургский губернатор У.С.Потапов и др. Однако уже в это время Выг теряет свое значение идейного центра поморского согласия, которое переходит к беспоповцам Москвы и Петербурга. К руководству Выгом, оттеснив выходцев из местных крестьян и духовных лиц, пришли богатые купцы-старообрядцы.
В 1762-1825 годах завершилось перерождение Выговского общежительства из религиозной общины, противостоящей государству и православной церкви, к крупному хозяйственному объединению предпринимательского характера, лояльному к властям. Происходит отказ от аскетизма и «обмирщение» образа жизни и культуры Выга. Последние случаи больших самосожжений старообрядцев имели место в 1750 году на Умбе («старик Матвей с прочими»), в 1755 году в верховьях Лайты (старец Сера-пион) и в 1764 году. Но по-прежнему Выг оставался центром обучения и паломничества старообрядцев всего Севера России.
Крепким оставалось и хозяйство Выга, которое только во вгорой четверти XIX века вошло в кризис. Во второй половине XVIII века на Выге существовало около 40 скитов и 120 пашенных дворов. Поданным академика Н.Я.Озерецковского, посетившего выговские монастыри в 1785 году, там жили 1115 «раскольников» и около 600 работников; по «раскольническому прошению» 1817 года на Выгу имелось 825 жителей, а по сведениям Министерства внутренних дел за 1828 год во всех скитах проживало 2859 чел. В 1780-е годы на 170 десятинах высевались рожь, овес и ячмень, и на 50 десятинах — лен, в 1830-е годы общая площадь пахотных земель достигла 800-850 десятин. В конце XVIII века на Выге имелось 500 коров.
В XVIII веке старообрядцы преобладали среди купцов Вытегры и Олонца. Г.Р.Державин, побывавший в Вытегре в 1785 году, писал: «Граждане, имеющие достаток, почти все староверы. Жители все трудолюбивы, гостеприимны, но корыстолюбивы». Академик Я.Захаров, посетивший Олонец в 1804 году, сделал схожие наблюдения: «...в сем многолюдном городе, наполненном одними почти раскольниками..., кои не отдают детей своих в училище, а учат по старине в домашних школах, коих здесь великое множество... Здешний Олонецкий городской голова Аким Серебряков, человек не бедный, но первой руки раскольник...»
В XVIII веке усилилось влияние старообрядчества среди олонецких карел. К середине столетия относится старообрядческий сборник с русско-карельским словарем, содержавшим переводы на олонецкий диалект карельского языка 126 слов иэ области религии, быта и торговли. Вероятно, старообрядцы нанимали карельских крестьян в качестве лоцманов, матросов, бурлаков и т.д. при проводке выговских судов по Свири а также вели среди них миссионерскую деятельность. К 1830-м годам распространение старообрядчества среди олонецких карел приняло большие масштабы. К 1836 году относится создание мещанином города Олонца Иваном Кондратьевым краеведческого сочинения «Записка разных изустных рассказов Олонецкого уезда каре-ляков-раскольников к основанию их секты служащих и нигде еще доднесь не описанных», созданная автором на основе бесед «с кореляками-раскольни-ками, живущими в городе Олонце и окрестностях оного.»
В 1830-е годы доходы Выговского общежительства достигали 200 тысяч рублей в год. Все большее значение в этих доходах приобретали пожертвования богатых купцов-старообрядцев и эксплуатация труда работников. Сами пустыни постепенно превращались в богадельни для престарелых жителей Суземка. Во второй половине XVIII- первой четверти XIX вв. Выг переживает идейный кризис. Свертывается уставное творчество, после 1742 года почти не было новых соборных установлений. В последней четверти XVIII века выговцы отказались от безбрачия. Идейное влияние Выга стало основываться на развитии нравоучительной литературы и проповеди христианского пустынного жития.
Основанное на компромиссе с реальностью крестьянского быта, идейное воздействие Выга на северное крестьянство было весьма значительным. В 1827 году по официальным, т.е. заниженным данным только в Олонецкой губернии было 8497 старообрядцев-беспоповцев, в соседних Архангельской и Вологодской гу бсрниях еще 8689 чел., а в соседней Финляндии — 175 чел. О неполноте этих данных говорит тот факт, что через 12 лет, в 1839 году численность беспоповцев на Севере увеличилась до 23721 чел., в т.ч. 7607 чел. — в Олонецкой губернии. В 1841 году в Олонецкой губернии имелось 48 старообрядческих часовен и молелен (только известных властям). Особенно сильным было влияние беспоповщины в Кяппесельской, Толвуйской и Кижской волостях.
После некоторого упадка Выговской пустыми в 1740-е-1770-е годы с 1780-х годов начинается ее новый подъем, длившийся до 1830-х годов. В Выговском общежительстве продолжали действовать учебные заведения, библиотека (по некоторым данным до тысячи книг в 1830-е годы), мастерские по переписке книг. Крупнейшими выговскими писателями и богословами в тот период были Семен Петров (1715-1787 гг.), автор 9 сочинений, Кузьма Иванов (1721-1783 гг.). автор 16 сочинений. Видным книжником был Андрей Борисов, выговский настоятель в 1780-1791 годах и автор 19 сочинений, в т.ч. житий братьев Денисовых. Среди писателей конца XVIII- первой трети XIX вв. можно отметить Тимофея Андреева, Григория Корнаева-Романовского, Федора Петрова-Бабушкина. Продолжалось изучение грамматики, риторики, диалектики и логики, создавались учебники по этим дисциплинам. Известна выговская грамматика 1779 года. Большой расцвет переживала пиитика. А.Борисов и глава московских поморцев Гавриил Скачков (1745-1821 гг,) составили стихотворный «Канон Исусу Христу» Известны «Стих выговского общежительства», посвященный кончине А.Борисова, «Стих» на день рождения Кирилла Михайлова, настоятеля Выговской пустыни в 1809-1825 годах, «приветственные рифмы» лексинских девиц благотворительнице пустыни Н.К.Галашевской, написанные в 1820-е годы. В одном из стихотворных произведений «Рифмы воспоминательны» об основателе Выговского общежительства АДенисове (1674-1730 гг.), автор от имени выговцев обращается к Европе:
«Европа ты славнейшая, Мужа сего изкесшая, В Российском царстве храняши, В Поморских краях держащи, возрастаете его млада в пределах Олонца града, *-рождьшася в села посадском, в славном рядке Повенецком...»
Эта ода была популярна у выгозцев в XVIII-XIX веках и известна по трем спискам. Во второй четверти XIX века дочь выговского «большака», получившая образование и воспитание на Выгу, сочинила лирическое стихотворение о дружбе:
«О, дружба, жизни украшенье, Дар лучшим смертным от небес, Ты съединяешь разлученных Отчаянных миришь с судьбой, Улыбку возвращаешь скуке...»
Большинство выговских стихов положены на крюковые ноты. Выговцы создали псалмы и положили на ноты два произведения М.ВЛомоносова «Утреннее размышление о Боге» и «Оду, ныбранную из Иова» (обе написаны между 1743- началом 1751 гг. и опубликованы в 1751 году в собрании сочинений). В качестве учебника по риторике на Выге использовались «Риторика» СЛихуда. В конце XVIII века там были переписаны «Риторика» Ф.Прокоповича, составлены риторическое «Слово на погребение старца Семена Титова» (1791). В 1820-е годы были созданы «Слова» и поздравления в честь петербургских купцов-благотворителей Феоктистовых и Н.К.Галашевской. Последнее «Слово» в честь Прасковьи Феоктистовой написано в 1833 году.
Среди сочинений по диалектике и логике на Выгу бытовали рукописи трудов Раймунда Люлля (по отзыву русского филосова В.С.Соловьева «Гегеля средневековья»), Иоанна Дамаскина, Н.Спафа-рия, И.Богомолевского и др. Интерес к этим произведениям усилился в середине XVIII века, когда были созданы солидные фолианты «Великая наука» РЛюлля (459 стр. в лист, в 1755 году), «Риторика, диалектика и грамматика» (248 стр. в 4), «Диалектика и грамматика» Иоанна Дамаскина (146 стр. в 8) и др. В последней четверти XVIFI зека была переписанна «Логика» (685 стр. в 4).
На Выге имелась богатая библиотека из древних рукописей и старопечатных книг. Среди 196 рукописных книг Выголексинской библиотеки, описанных Е.В.Барсовым, около 80 были написаны в XVIII веке и около 95 — в XVI-XVH вв. Выголек-синское обшежительство не только хранило старинные книги, но и переписывало их. В существовавшей там мастерской по переписке книг трудилось в 1820-е годы около 200 девушек-«грамотнии», в 1830-е годы — около 100. Многие книги шли на продажу, которая давала годовой доход около 10 тысяч рублей. В настоящее время только в Древлехранилище Пушкинского дома в Петербурге хранится около 1450 рукописей «поморского письма», т.е. написанных на Выгу или в подражание Выгу.
Переписывались, в основном, книги, посвященные истории старообрядчества (жития святых и пустынножителей, святцы. «Соловецкая челобитная», «История об отцах и страдальцах соловецких», «Поморские ответы» и т.д.), а также нотные крюковые рукописи. Изделия выговских переписчиков отличались высоким уровнем оформления. Палеографы выделяют особый стиль — «поморский орнамент» в оформлении рукописей, старую (XVIII век) и новую (XIX зек) поморскую вязь. В 1357 году власти конфисковали на Выгу библиотеку из 286 книг. В 1862 году остатки этой библиотеки были перевезены а Петрозаводск и переданы в кафедральный собор. Часть книг разошлась по Заонежью, многие рукописи погибли.
На Выге существовала устойчивая летописная традиция. Известен Лексинский летописец, в котором описаны события с 1429 года (основание Соловецкого монастыря) до 1871 года. В лексинском летописце рассказывается не только о внутренней жизни Выгореции (строительство новых часовен, зданий и других сооружений, кончины видных выговских старцев, пожары, чиновничьи ревизии и т.д.), но и о важнейших событиях в жизни России (Отечественная война 1812 года, петербургское наводнение 1824 года, восстание декабристов и др.). Так, о наводнении в Петербурге в 1824 году Лексинский летописец сообщал: «Того же году в Питербурге наводнение превеликое с бурею от моря было: корабли ломало, домы с людьми в море унесло, людей и скота много погибло, ноября 8».
На Выгу можно выделить два вида учебных заведений: школы грамоты для мальчиков и девочек и своего рода «семинарию», готовившую старообрядческих наставников, певцов, иконописцев и миссионеров. В XVIII веке в школу грамоты детей привозили «из Олонецкого уезда разных мест», из Петербурга и других городов. В 1877 году археограф А.Е.Викторов нашел в Петрозаводске рукопись «Служба и житие Димитрия Мироточца» с надписью «списывал с сей тетради Михайло Ломоносов». Это дает основание для подтверждения гипотезы о контактах М.В Ломоносова с выговцами. А.Борисов вынашивал идею создания на Выгу учебного заведения высшего типа, своего рода «академии», но эти планы осуществлены не были.
Высокого уровня достигло в Выгореции медицинское обслуживание. Уже в 1760 году на Лексе была построена «новая» женская больница, т.е. старая существовала еще раньше. В 1780 году Лексинс-кую женскую больницу построили заново «на каменном фундаменте». В 1785 году уже существовала больница в Данилове, которая была «разделена досками на маленькие кельи, в коих больные лежат по два, по три и по четыре человека.» Тогда же в больнице в Лексе имелось четыре «кибитки» — отделения, в каждом из которых под руководством смотрительницы — «большухи» трудились по 12 девушек-работниц, «из сих каждая определялась к двум, трем и четырем больным, сморя по болезни». В 1804 году перестроили больницу, построенную на Лексе купцами-благотворителями Феоктистовыми, в 1854 году перестроили «малую» больницу в Данилове и Лексе.
Выговское общежительство было центром иконописи. Тамошние иконописцы создали особую поморскую школу письма («поморский пошиб»). На иконах выговского письма с конца XVIII века пишутся темные ликк на золотом фоне, в изображении ландшафта (горок, земли и деревьев) вводятся элементы северной природы (тундра, покрытая мхом, с растущими на ней нижими елками). В XIX веке лики на иконах получают охристый оттенок, фигуры становятся непропорционально высокого роста, одежда украшается золотом и роскошными узорами. Особый интерес представляют иконы с изображениями выговских «святых» Данилы Викулина, Петра Прокопьсва, Андрея и Семена Денисовых, иноков Корнилия и Виталия — первых выговских поселенцев. Многие из этих икон имеют портретное сходство.
Нельзя не упомянуть о морских плаваньях выговцев. Известны их промысловые экспедиции на Шпицберген (Грумант) и Новую Землю. Зимовки мореплавателей на этих островах иногда кончались трагически. В 1749 году погибли выговские суда на Новой Земле и Груманте. В 1780-е годы поездки выговцев на Шпицберген происходили ежегодно. По некоторым данным выговские мореходы в своих плаваньях добирались до Северной Америки. Вероятно, «олончанин Савва Ложкин», впервые обошедший в 1760-1763 годах вокруг Новой Земли, является не уроженцем города Олонца, как считают многие исследователи, а жителем Олонецкого уезда. Учитывая, что из всех жителей данного уезда лишь выговские старообрядцы снаряжали морские экспедиции на Новую Землю, можно утверждать, что Савва Ложкин был одним из выговских мореходов. М.В.Ломоносов в своих географических сочинениях «Краткое описание разных путешествий по северным морям» (1763 г.) и «Прибавления о северном мореплавании на Восток» (1764 г.) упоминает приезжавшего к нему в Петербург «архангелогородского мореходца» Амоса Корнилова, 15 раз зимовавшего на Шпицбергене. Он же был выговским большаком и умер на Выгу в 1730 году.
Ha одном из островов Шпицбергена — острове Эдж, еще в 1827 году стояли две избы. Большая изба достигала 10 метров длины и 5 метров ширины и имела над входом надпись: «Сия изба староверска». Поблизости от изб стояли кресты с датами «1731» и «1809». Морские экспедиции выговцев прекратились а начале 1840-х годов.
После воцарения Николая I начались правительственные гонения на выговских старообрядцев. В 1827-1829 годах начинается усиление притеснений. В 1828 году для борьбы с Выгом создается Олонецкая епархия с центром в Петрозаводске, в 1829 году — Олонецкая духокная семинария. На Выг начинают приезжать с проверками представители светской и духовной власти. С 1835 года гонения переходят и репрессии. Было запрещено приписывать к Выгу пришлых жителей. Вновь обострился вопрос о «немолении за царя» (выговцы отказались молиться ча царя в конце XVIII века). В 1836-1838 годах местные власти добиваются подписка «за царя именно бога молить», запрещают в пустынях колокольный звон, проводят проверку паспортов и высылку всех пришлых. В 1839 году были ликвидированы все пустыни и пашенные дворы кооме Данилова и Лексы. Численность выговцев сократилась до 800 человек. Последний удар по общежителылву был нанесен в 1854-1856 годах. В Данилове и Лсксе началась ломка часовен и других деревянных построек. В 1855 году были сломаны кладбищенские ограды, часовни и колокольня. С Выга были выселены 262 неприписанных там старообрядцев, тогда же были конфискованы все иконы. В 1856 году были закрыты столовые-моленные, конфискованы все книги и богослужебные принадлежности. К тому времени в Данилове и Лексе осталось 7 старообрядцев и 173 старообрядок престарелого возраста. Выгореция была разгромлена. Последние репрессии были обрушены на Выг в 1860-1863 годах. В 1862 году остатки библиотеки были перевезены в Петрозаводск. Уцелевшие выговцы тайком продолжали молитвенные собрания. Последний выговский большак Н.НЛубаков умер в 1915 году.
Вытовская пустынь оказала большое влияние на культуру и быт крестьянского населения Русско го Севера. Возможности для ее успешного развития не были исчерпаны к середине XIX века, но из-за жестоких преследований правительства Николая I, видевшего в духовной жизни экономически сильного Выга антигосударственную направленность, экономика и культура Выговсксй пустыни были задавлены, хотя массовое старообрядчество продолжало существовать в Карелии до начала XX века. Интерес к выговскому наследию проявляли также многие русские ученые и писатели, такие как Е.В.Барсов, А.С.Пругавин, С.НЛесков, В.Н.Майнов, В.Г.Дружинин, М.М.Пришвин, Д.С.Островский, Н.А.Клюев и многие другие. Поэтому можно говорить о большом воздействии Выга на культуру России XVIII-XX веков, хотя только сейчас это воздействие начинает изучаться и осознаваться в полной мере.
А.М.Пашков
Старообрядчество: искусство, культура и современность. Вып.5 - М.: 1998
|