Книжница Самарского староверия Четверг, 2024-Мар-28, 23:19
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Белая Криница [4]
Выго-Лексинское общежительство [46]
Ветка [8]
Иргиз [11]
Керженец [6]
Преображенское кладбище [3]
Рогожское кладбище [8]
Стародубье [5]
Черемшан [6]

Главная » Статьи » Старообрядческие центры » Выго-Лексинское общежительство

Пашков А.М. Выговская поморская пустынь и ее культура
В октябре 1694 года в лесах , в 70-75 верстах северо-восточнее Онежского озера, в вер­ховьях реки Выг был основан старообряд­ческий монастырь Выговская поморская пустынь (другие названия: Выголексинская пустынь, Выговское общсжительство, Выговская киновия, Данилов­ская пустынь, Выгореция и др.) - крупнейший центр поморского согласия (умеренного крыла беспопов­щины, наиболее радикального из двух направлений русского старообрядчества).

Основателем пустыни был Данила Викулин. В 1702-1730 годах настояте­лем пустыни был Андрей Денисов (1674-1730 гг.), в 1730-1740 годах - его брат Семен Денисов (1682-1740 гг.).

В первые десятилетия пустынь развива­лась как крестьянская хозяйственная артель и, од­новременно, религиозная община с эсхатологичес­кой идеологией. В царствование Петра I, в 1702 году, выгобцы были летализованы и получили по царс­ким указам 17.11-1724 годов ряд льгот. Взамен Вы­говская пустынь была в 1705 году приписана к Оло­нецким Петровским заводам Выговские рудознат­цы и литейщики сыграли большую роль в открытии и разработке месторождений полезных ископаемых в Карелии, а также на Урале и в Сибири. Выговские скитники обеспечивали рабочей силой Олонецкие Петровские заводы.

В 1706 году в 20 верстах к вос­току от мужской Даниловской Богоявленской была создана женская Лексинская Крестная пустынь на реке Лексе. В 1707 году на Выге числилось более 200 женщин и около 150-200 мужчин. По ревизии 1723 года население Выга составило 300 душ, а с учетом укрывшихся от ревизии - «близ тысячи че­ловек».

Постепенно вокруг Выголексинской пусты­ни создаются небольшие скиты с подчиненными им пашенными дворами. В 1721 году было 14 скитов, к 1762 году их стало 21 По ревизии 1764 года населе­ние Выга и Лексы достигло 1036 человек, а 21 скита - 1640 человек. Земли, заселенные старообрядцами, образовали особую волость - Суземок. Около тре­ти общего населения — 944 человека, составляли мужчины. Правила и уставы Выгореции 1702 года, а также 1720-х-1730-х годов превратили ее в аскети­ческий монастырь с жесткой регламентацией жиз­ни. Это привело к появлению многочисленных бла­гочестивых легенд о выговском пустынножитель­стве, усилению притока сюда людей и пожертвова­ний.

В первой половине XVIII века выговцы созда­ли крепкое хозяйство. В 1710 году на Каргополье ими была основана Чаженгская пустынь, площадью около 250 верст, ставшая основной житницей Выга, а в 1731 году — пристань Пигматка на Онежском озере, через которую шла вся выговская торговля. Выговцы имели рыбные ловли на Выгозере и Вод-лозере, на Белом море, между Печерой и Мезенью, на Мурманском берегу, а позднее на Новой Земле и Груманте (Шпицбергене), занимались перепродажей хлеба с Поволжья в Петербург и тд. На Выге по­явились кузнечный промысел, обработка кож, вы­гонка смолы и дегтя, изготовление пряжи и т. д. Уже в 1720-е годы выговцы добились хозяйственного процветания пустыней. Развитие экономики приве­ло к «обмирщению» внутренней жизни Выга и его перерождению в мирской монастырь (синтез хозяй­ственной артели и богадельни). На Выге появились наемные работники, уже в 1730-е годы прием в пу­стынь был ограничен, предпочтение отдавалось зажиточным престарелым жителям Суземка.

В первой половине XVIII века авторитет Выговской пустыни в правительственных кругах был достаточно высок. А.Денисов переписывался со спод­вижником Петра I псковским архиепископом Ф.Прокоповичем, выговцев поддерживал В.И.Геннин, уп­равлявший в 1714-1719 годах Олонецкими горными заводами, генерал-прокурор Сената П.И.Ягужинский и новгородский архиепископ Дм.Сеченов. Старооб­рядцы поставляли продовольствие ко двору Петра I и Екатерины I. Непримиримую позицию по отно­шению к выговским старообрядцам занимал Синод. В 1722 году посланец Синода иеромонах Неофит провел в Петровской слободе «разглагольствование» — диспут с представителями выговцев Мануилом Петровым и Иваном Анкудиновым. Для подготов­ки этого диспута братья Денисовы и Петровы на­писали свод данных по богословию и палеографии «Поморские ответы», направленные на защиту ста­рой веры и против официальной церкви.

В 1718, 1732-1738. 1738-1744 и 1758 годах были предпри­няты попытки судебных преследований Выговской пустыни, но все они закончились безрезультатно. Экономическое развитие Выгореции и желание обе­зопасить себя от преследований царских властен при­вели к поискам компромисса с царизмом. В 1739 году выговцы приняли «моление за царя». Пере­рождение Выга привело к отделению от пустыни радикально настроенных старообрядцев во главе со старцем Филиппом, которые провели ряд самосо­жжений в 1742, 1747 и 1750 годах.

Первая половина XVIII века — время расцвета культуры Выговской пустыни. На Выге действова­ли иконописные, меднолитейные и рукописные ма­стерские, школы грамоты и пения, была собрана богатая библиотека. В 1730-е годы в выговской биб­лиотеке имелось 257 названий книг. Выговцы со­здали особый стиль написания книг («поморское письмо») и икон («поморский пошиб»). Для буду­щих старообрядческих проповедников преподавались грамматика, стихосложение, риторика, логика, диа­лектика и т. д. На Выге жили крупные старообряд­ческие богословы и писатели А. и С. Денисовы (каж­дый из братьев был автором более чем 100 сочине­ний), Д.Викулин, Петр Прокопьев, Трифон Петров (1660-1766 гг.), автор 12 сочинений, Мануил Петров (1691-1759 гг.), выговский настоятель в 1744-1759 годах, Иван Филиппов (1661-1744 гг.), автор знаме­нитой «Истории Выговской пустыни», Даниил Мат­веев (1687-1776 гг.), писатель и иконописец, автор 15 сочинений (кроме утраченных), Корнилий и Па-хомий Выговские и др.

Период с 1760 по 1825 годы был временем тер­пимости властей к Выговской киновии. При Екатерине II правительственная политика по отно­шению к выговцам была достаточно лояльной. Ряд царских указов 1762-1783 годов фактически урав­нял старообрядцев в правах с остальным населением Российской империи. В царствование Александра I эта политика веротерпимости была продолжена. Лишь указы и распоряжения 1817-1825 годов поло­жили начало новому усилению мер по притеснению старообрядчества. Эпохи последнего расцвета Выг достиг под управлением Андрея Борисова (1780-1791 гг.), которому покровительствовали всесильный фаворит Екатерины II Г.А. Потемкин, Петербургский губернатор У.С.Потапов и др. Однако уже в это время Выг теряет свое значение идейного центра поморс­кого согласия, которое переходит к беспоповцам Москвы и Петербурга. К руководству Выгом, оттес­нив выходцев из местных крестьян и духовных лиц, пришли богатые купцы-старообрядцы.

В 1762-1825 годах завершилось перерождение Выговского общежительства из религиозной общи­ны, противостоящей государству и православной церкви, к крупному хозяйственному объединению предпринимательского характера, лояльному к вла­стям. Происходит отказ от аскетизма и «обмирще­ние» образа жизни и культуры Выга. Последние слу­чаи больших самосожжений старообрядцев имели место в 1750 году на Умбе («старик Матвей с прочи­ми»), в 1755 году в верховьях Лайты (старец Сера-пион) и в 1764 году. Но по-прежнему Выг оставался центром обучения и паломничества старообрядцев всего Севера России.

Крепким оставалось и хозяйство Выга, которое только во вгорой четверти XIX века вошло в кри­зис. Во второй половине XVIII века на Выге суще­ствовало около 40 скитов и 120 пашенных дворов. Поданным академика Н.Я.Озерецковского, посе­тившего выговские монастыри в 1785 году, там жили 1115 «раскольников» и около 600 работников; по «раскольническому прошению» 1817 года на Выгу имелось 825 жителей, а по сведениям Министерства внутренних дел за 1828 год во всех скитах прожива­ло 2859 чел. В 1780-е годы на 170 десятинах высева­лись рожь, овес и ячмень, и на 50 десятинах — лен, в 1830-е годы общая площадь пахотных земель дос­тигла 800-850 десятин. В конце XVIII века на Выге имелось 500 коров.

В XVIII веке старообрядцы преобладали среди купцов Вытегры и Олонца. Г.Р.Державин, побы­вавший в Вытегре в 1785 году, писал: «Граждане, имеющие достаток, почти все староверы. Жители все трудолюбивы, гостеприимны, но корыстолюбивы». Академик Я.Захаров, посетивший Олонец в 1804 году, сделал схожие наблюдения: «...в сем много­людном городе, наполненном одними почти расколь­никами..., кои не отдают детей своих в училище, а учат по старине в домашних школах, коих здесь великое множество... Здешний Олонецкий городской голова Аким Серебряков, человек не бедный, но первой руки раскольник...»

В XVIII веке усилилось влияние старообрядче­ства среди олонецких карел. К середине столетия относится старообрядческий сборник с русско-ка­рельским словарем, содержавшим переводы на оло­нецкий диалект карельского языка 126 слов иэ об­ласти религии, быта и торговли. Вероятно, старооб­рядцы нанимали карельских крестьян в качестве лоцманов, матросов, бурлаков и т.д. при проводке выговских судов по Свири а также вели среди них миссионерскую деятельность. К 1830-м годам рас­пространение старообрядчества среди олонецких ка­рел приняло большие масштабы. К 1836 году отно­сится создание мещанином города Олонца Иваном Кондратьевым краеведческого сочинения «Записка разных изустных рассказов Олонецкого уезда каре-ляков-раскольников к основанию их секты служа­щих и нигде еще доднесь не описанных», созданная автором на основе бесед «с кореляками-раскольни-ками, живущими в городе Олонце и окрестностях оного.»

В 1830-е годы доходы Выговского общежитель­ства достигали 200 тысяч рублей в год. Все большее значение в этих доходах приобретали пожертвова­ния богатых купцов-старообрядцев и эксплуатация труда работников. Сами пустыни постепенно пре­вращались в богадельни для престарелых жителей Суземка. Во второй половине XVIII- первой четвер­ти XIX вв. Выг переживает идейный кризис. Свер­тывается уставное творчество, после 1742 года почти не было новых соборных установлений. В после­дней четверти XVIII века выговцы отказались от безбрачия. Идейное влияние Выга стало основываться на развитии нравоучительной литературы и пропо­веди христианского пустынного жития.

Основанное на компромиссе с реальностью крестьянского быта, идейное воздействие Выга на северное крестьянство было весьма значительным. В 1827 году по офици­альным, т.е. заниженным данным только в Олонец­кой губернии было 8497 старообрядцев-беспопов­цев, в соседних Архангельской и Вологодской гу бсрниях еще 8689 чел., а в соседней Финляндии — 175 чел. О неполноте этих данных говорит тот факт, что через 12 лет, в 1839 году численность беспопов­цев на Севере увеличилась до 23721 чел., в т.ч. 7607 чел. — в Олонецкой губернии. В 1841 году в Оло­нецкой губернии имелось 48 старообрядческих ча­совен и молелен (только известных властям). Осо­бенно сильным было влияние беспоповщины в Кяппесельской, Толвуйской и Кижской волостях.

После некоторого упадка Выговской пустыми в 1740-е-1770-е годы с 1780-х годов начинается ее новый подъем, длившийся до 1830-х годов. В Выговском общежительстве продолжали действовать учебные заведения, библиотека (по некоторым дан­ным до тысячи книг в 1830-е годы), мастерские по переписке книг. Крупнейшими выговскими писа­телями и богословами в тот период были Семен Пет­ров (1715-1787 гг.), автор 9 сочинений, Кузьма Ива­нов (1721-1783 гг.). автор 16 сочинений. Видным книжником был Андрей Борисов, выговский насто­ятель в 1780-1791 годах и автор 19 сочинений, в т.ч. житий братьев Денисовых. Среди писателей конца XVIII- первой трети XIX вв. можно отметить Тимо­фея Андреева, Григория Корнаева-Романовского, Федора Петрова-Бабушкина. Продолжалось изуче­ние грамматики, риторики, диалектики и логики, создавались учебники по этим дисциплинам. Изве­стна выговская грамматика 1779 года. Большой рас­цвет переживала пиитика. А.Борисов и глава мос­ковских поморцев Гавриил Скачков (1745-1821 гг,) составили стихотворный «Канон Исусу Христу» Известны «Стих выговского общежительства», по­священный кончине А.Борисова, «Стих» на день рождения Кирилла Михайлова, настоятеля Выговс­кой пустыни в 1809-1825 годах, «приветственные рифмы» лексинских девиц благотворительнице пус­тыни Н.К.Галашевской, написанные в 1820-е годы. В одном из стихотворных произведений «Рифмы воспоминательны» об основателе Выговского общежительства АДенисове (1674-1730 гг.), автор от име­ни выговцев обращается к Европе:

«Европа ты славнейшая, Мужа сего изкесшая, В Российском царстве храняши, В Поморских краях держащи, возрастаете его млада в пределах Олонца града, *-рождьшася в села посадском, в славном рядке Повенецком...»

Эта ода была популярна у выгозцев в XVIII-XIX веках и известна по трем спискам. Во второй четверти XIX века дочь выговского «большака», по­лучившая образование и воспитание на Выгу, сочи­нила лирическое стихотворение о дружбе:

«О, дружба, жизни украшенье, Дар лучшим смертным от небес, Ты съединяешь разлученных Отчаянных миришь с судьбой, Улыбку возвращаешь скуке...»

Большинство выговских стихов положены на крюковые ноты. Выговцы создали псалмы и поло­жили на ноты два произведения М.ВЛомоносова «Утреннее размышление о Боге» и «Оду, ныбранную из Иова» (обе написаны между 1743- началом 1751 гг. и опубликованы в 1751 году в собрании сочине­ний). В качестве учебника по риторике на Выге ис­пользовались «Риторика» СЛихуда. В конце XVIII века там были переписаны «Риторика» Ф.Прокоповича, составлены риторическое «Слово на погребе­ние старца Семена Титова» (1791). В 1820-е годы были созданы «Слова» и поздравления в честь пе­тербургских купцов-благотворителей Феоктистовых и Н.К.Галашевской. Последнее «Слово» в честь Прас­ковьи Феоктистовой написано в 1833 году.

Среди сочинений по диалектике и логике на Выгу бытовали рукописи трудов Раймунда Люлля (по отзыву русского филосова В.С.Соловьева «Геге­ля средневековья»), Иоанна Дамаскина, Н.Спафа-рия, И.Богомолевского и др. Интерес к этим про­изведениям усилился в середине XVIII века, когда были созданы солидные фолианты «Великая наука» РЛюлля (459 стр. в лист, в 1755 году), «Риторика, диалектика и грамматика» (248 стр. в 4), «Диалек­тика и грамматика» Иоанна Дамаскина (146 стр. в 8) и др. В последней четверти XVIFI зека была переписанна «Логика» (685 стр. в 4).

На Выге имелась богатая библиотека из древ­них рукописей и старопечатных книг. Среди 196 рукописных книг Выголексинской библиотеки, опи­санных Е.В.Барсовым, около 80 были написаны в XVIII веке и около 95 — в XVI-XVH вв. Выголек-синское обшежительство не только хранило старин­ные книги, но и переписывало их. В существовав­шей там мастерской по переписке книг трудилось в 1820-е годы около 200 девушек-«грамотнии», в 1830-е годы — около 100. Многие книги шли на прода­жу, которая давала годовой доход около 10 тысяч рублей. В настоящее время только в Древлехрани­лище Пушкинского дома в Петербурге хранится око­ло 1450 рукописей «поморского письма», т.е. напи­санных на Выгу или в подражание Выгу.

Переписывались, в основном, книги, посвящен­ные истории старообрядчества (жития святых и пус­тынножителей, святцы. «Соловецкая челобитная», «История об отцах и страдальцах соловецких», «По­морские ответы» и т.д.), а также нотные крюковые рукописи. Изделия выговских переписчиков отли­чались высоким уровнем оформления. Палеографы выделяют особый стиль — «поморский орнамент» в оформлении рукописей, старую (XVIII век) и но­вую (XIX зек) поморскую вязь. В 1357 году власти конфисковали на Выгу библиотеку из 286 книг. В 1862 году остатки этой библиотеки были перевезе­ны а Петрозаводск и переданы в кафедральный со­бор. Часть книг разошлась по Заонежью, многие рукописи погибли.

На Выге существовала устойчивая летописная традиция. Известен Лексинский летописец, в кото­ром описаны события с 1429 года (основание Соло­вецкого монастыря) до 1871 года. В лексинском ле­тописце рассказывается не только о внутренней жиз­ни Выгореции (строительство новых часовен, зда­ний и других сооружений, кончины видных выговских старцев, пожары, чиновничьи ревизии и т.д.), но и о важнейших событиях в жизни России (Оте­чественная война 1812 года, петербургское наводне­ние 1824 года, восстание декабристов и др.). Так, о наводнении в Петербурге в 1824 году Лексинский летописец сообщал: «Того же году в Питербурге на­воднение превеликое с бурею от моря было: кораб­ли ломало, домы с людьми в море унесло, людей и скота много погибло, ноября 8».

На Выгу можно выделить два вида учебных за­ведений: школы грамоты для мальчиков и девочек и своего рода «семинарию», готовившую старооб­рядческих наставников, певцов, иконописцев и мис­сионеров. В XVIII веке в школу грамоты детей при­возили «из Олонецкого уезда разных мест», из Пе­тербурга и других городов. В 1877 году археограф А.Е.Викторов нашел в Петрозаводске рукопись «Служба и житие Димитрия Мироточца» с надпи­сью «списывал с сей тетради Михайло Ломоносов». Это дает основание для подтверждения гипотезы о контактах М.В Ломоносова с выговцами. А.Борисов вынашивал идею создания на Выгу учебного заве­дения высшего типа, своего рода «академии», но эти планы осуществлены не были.

Высокого уровня достигло в Выгореции меди­цинское обслуживание. Уже в 1760 году на Лексе была построена «новая» женская больница, т.е. ста­рая существовала еще раньше. В 1780 году Лексинс-кую женскую больницу построили заново «на ка­менном фундаменте». В 1785 году уже существовала больница в Данилове, которая была «разделена дос­ками на маленькие кельи, в коих больные лежат по два, по три и по четыре человека.» Тогда же в боль­нице в Лексе имелось четыре «кибитки» — отделе­ния, в каждом из которых под руководством смот­рительницы — «большухи» трудились по 12 деву­шек-работниц, «из сих каждая определялась к двум, трем и четырем больным, сморя по болезни». В 1804 году перестроили больницу, построенную на Лексе купцами-благотворителями Феоктистовыми, в 1854 году перестроили «малую» больницу в Данило­ве и Лексе.

Выговское общежительство было центром ико­нописи. Тамошние иконописцы создали особую по­морскую школу письма («поморский пошиб»). На иконах выговского письма с конца XVIII века пи­шутся темные ликк на золотом фоне, в изображе­нии ландшафта (горок, земли и деревьев) вводятся элементы северной природы (тундра, покрытая мхом, с растущими на ней нижими елками). В XIX веке лики на иконах получают охристый оттенок, фигуры становятся непропорционально высокого роста, одежда украшается золотом и роскошными узорами. Особый интерес представляют иконы с изображе­ниями выговских «святых» Данилы Викулина, Пет­ра Прокопьсва, Андрея и Семена Денисовых, ино­ков Корнилия и Виталия — первых выговских по­селенцев. Многие из этих икон имеют портретное сходство.

Нельзя не упомянуть о морских плаваньях выговцев. Известны их промысловые экспедиции на Шпицберген (Грумант) и Новую Землю. Зимовки мореплавателей на этих островах иногда кончались трагически. В 1749 году погибли выговские суда на Новой Земле и Груманте. В 1780-е годы поездки выговцев на Шпицберген происходили ежегодно. По некоторым данным выговские мореходы в своих плаваньях добирались до Северной Америки. Веро­ятно, «олончанин Савва Ложкин», впервые обошед­ший в 1760-1763 годах вокруг Новой Земли, явля­ется не уроженцем города Олонца, как считают мно­гие исследователи, а жителем Олонецкого уезда. Учитывая, что из всех жителей данного уезда лишь выговские старообрядцы снаряжали морские экспе­диции на Новую Землю, можно утверждать, что Савва Ложкин был одним из выговских мореходов. М.В.Ломоносов в своих географических сочинени­ях «Краткое описание разных путешествий по се­верным морям» (1763 г.) и «Прибавления о север­ном мореплавании на Восток» (1764 г.) упоминает приезжавшего к нему в Петербург «архангелогородского мореходца» Амоса Корнилова, 15 раз зимо­вавшего на Шпицбергене. Он же был выговским большаком и умер на Выгу в 1730 году.

Ha одном из островов Шпицбергена — острове Эдж, еще в 1827 году стояли две избы. Большая изба достигала 10 метров длины и 5 метров ширины и имела над входом надпись: «Сия изба староверска». Поблизос­ти от изб стояли кресты с датами «1731» и «1809». Морские экспедиции выговцев прекратились а на­чале 1840-х годов.

После воцарения Николая I начались правитель­ственные гонения на выговских старообрядцев. В 1827-1829 годах начинается усиление притеснений. В 1828 году для борьбы с Выгом создается Олонец­кая епархия с центром в Петрозаводске, в 1829 году — Олонецкая духокная семинария. На Выг начина­ют приезжать с проверками представители светской и духовной власти. С 1835 года гонения переходят и репрессии. Было запрещено приписывать к Выгу пришлых жителей. Вновь обострился вопрос о «немолении за царя» (выговцы отказались молиться ча царя в конце XVIII века). В 1836-1838 годах мест­ные власти добиваются подписка «за царя именно бога молить», запрещают в пустынях колокольный звон, проводят проверку паспортов и высылку всех пришлых. В 1839 году были ликвидированы все пу­стыни и пашенные дворы кооме Данилова и Лексы. Численность выговцев сократилась до 800 человек. Последний удар по общежителылву был нанесен в 1854-1856 годах. В Данилове и Лсксе началась лом­ка часовен и других деревянных построек. В 1855 году были сломаны кладбищенские ограды, часовни и колокольня. С Выга были выселены 262 неприписанных там старообрядцев, тогда же были кон­фискованы все иконы. В 1856 году были закрыты столовые-моленные, конфискованы все книги и бо­гослужебные принадлежности. К тому времени в Данилове и Лексе осталось 7 старообрядцев и 173 старообрядок престарелого возраста. Выгореция была разгромлена. Последние репрессии были обрушены на Выг в 1860-1863 годах. В 1862 году остатки биб­лиотеки были перевезены в Петрозаводск. Уцелев­шие выговцы тайком продолжали молитвенные со­брания. Последний выговский большак Н.НЛубаков умер в 1915 году.

Вытовская пустынь оказала большое влияние на культуру и быт крестьянского населения Русско го Севера. Возможности для ее успешного развития не были исчерпаны к середине XIX века, но из-за жестоких преследований правительства Николая I, видевшего в духовной жизни экономически силь­ного Выга антигосударственную направленность, экономика и культура Выговсксй пустыни были задавлены, хотя массовое старообрядчество продол­жало существовать в Карелии до начала XX века. Интерес к выговскому наследию проявляли также многие русские ученые и писатели, такие как Е.В.­Барсов, А.С.Пругавин, С.НЛесков, В.Н.Майнов, В.Г.Дружинин, М.М.Пришвин, Д.С.Островский, Н.А.Клюев и многие другие. Поэтому можно гово­рить о большом воздействии Выга на культуру Рос­сии XVIII-XX веков, хотя только сейчас это воздей­ствие начинает изучаться и осознаваться в полной мере.

А.М.Пашков

Старообрядчество: искусство, культура и современность. Вып.5 - М.: 1998

 

Категория: Выго-Лексинское общежительство | Добавил: samstar-biblio (2007-Окт-31)
Просмотров: 3675

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz