Меню сайта |
|
|
Категории каталога |
|
|
|
В категории материалов: 26 Показано материалов: 1-20 |
Страницы: 1 2 » |
Алексей Никифорович Нифантов - один из видных деятелей Томского старообрядчества конца XIX - начала XX в. |
Но в какой мере данный сборник можно считать староверским, и выполняет ли он те задачи, которые мог бы выполнить? Отдаю себе отчет в том, что позиция критики без какого-либо собственного предложения, тем более в таком щекотливом вопросе, как изменение сложившихся и «каноничных» правил, выглядит по меньшей мере несерьезной. |
Творческое наследие Киевской митрополии не только использовалось противниками церковной реформы при отстаивании права оставаться в оппозиции, но и прочно вошло в систему книжных авторитетов старообрядчества. |
Первые защитники старой веры провозгласили идею положительного отношения ко всем печатным книгам, изданным до восшествия на патриарший престол Никона1. Мысль о том, что эти книги следует считать «истинными», станет ведущей при формировании системы авторитетов старообрядцев. Важное место в ней заняла «Книга о вере», изданная в Москве в 1648 г. |
Таким образом, в системе авторитетов старообрядчества «Книга о вере», изданная в Москве в 1648 г., всегда занимала важное место. Уже первые защитники старого обряда активно использовали ее, излагая свой взгляд на переживаемое время. В начале XVIII в. староверам пришлось защищать свое право ссылаться на ее текст как на авторитетный, и в «Поморских ответах» они успешно справились с этой задачей. |
Иеромонах Неофит уже не задавал вопросов об авторах текстов южно-русского происхождения, а попытался обратить внимание на несоответствие содержания «восточному православию». Старообрядцам пришлось защищать свое право оставить их в кругу авторитетных. |
Сложность отношения старообрядцев к творческому наследию Киевской митрополии особенно заметна на примере Малого катехизиса, связанного с именем Петра Могилы. |
Закономерным в этом случае представляется рассмотрение малоизученного вопроса восприятия старообрядцами киевского наследия. Разумеется, мы не претендуем на исчерпывающее освещение этой сложной научной проблемы, хотелось бы обратить внимание только на факт положительного отношения старообрядцев к произведениям авторов Киевской митрополии, написанным в конце XVI – начале XVII вв. |
Деревенька была чудо как хороша! Она словно втянулась в движение реки и составляла с ней одно неразрывное целое. Я подумал тогда: убери с берега чёрные баньки, стайку амбаров "на курьих ножках", дивную часовенку или двухэтажную хоромину с коньком на крыше, и мы лишимся какой-то части природы, её очеловеченной сущности. Пейзаж без человеческого присутствия не может долго владеть душой путешественника. |
Глава из сборника "Минеи: образец гимнографической литературы и средство формирования мировоззрения православных" под ред.Елены Потехиной и Александра Кравецкого.
|
В июне-июле 1955 года экспедиция Сектора древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР в составе научного сотрудника Сектора В. И. Малышева и научного сотрудника Гос. Эрмитажа Ф. А. Каликина направилась на поиски старинных рукописных книг на Печору, по преимуществу в район реки Пижмы. |
Перейдем теперь к современным хранителям и собирателям пижемской рукописной старины.
|
Краткая охранная опись рукописных книг, собранных Ф. А. Каликиным и В. И. Малышевым на Печоре в 1955 году. Часть 1 |
Краткая охранная опись рукописных книг, собранных Ф. А. Каликиным и В. И. Малышевым на Печоре в 1955 году. Часть 2 |
Краткая охранная опись рукописных книг, собранных Ф. А. Каликиным и В. И. Малышевым на Печоре в 1955 году. Часть 3 |
С.А.Носов принадлежит к последнему поколению печорских книжников-старообрядцев, не только переписывавших богослужебные тексты, но и сочинявших собственные произведения. Его литературная деятельность изучена пока слабо, а значительная часть составленных им сборников, в которых, возможно, помещены оригинальные произведения, находятся еще в руках печорских старообрядцев.
|
История под крышей дома Трифона Семёнова - духовного наставника общины староверов д. Москвино начинается с фамилии. У прадеда Трифона - Максима была не совсем обычная для крестьянина фамилия. Естественно, что у властей возникали предположения, что обычный землевладелец-арендатор присвоил себе «чужое достояние»: ведь древняя фамилия предполагала и сословные привилегии, о которых носитель необычной фамилии никогда и ни перед кем не ходатайствовал. |
Краткое и ясное наставление настоящаго времени членам староверческой Церкви в образовании веры и ума, и как можно быть истинным сыном и правым философом Христовой Церкви |
При изучении читательского репертуара старообрядцев в поле зрения исследователей, как правило, оказываются тексты эсхатологического характера, так как они всегда занимали здесь особое место.
Представляется однако, что заслуживает внимания исследователей и другая грань читательского интереса старообрядцев - интерес к сочинениям натурфилософской и естественнонаучной тематики. Речь идет о памятниках древнерусской письменности, содержащих естественнонаучные сведения: о создании мира, человеке, животных, растениях, природных явлениях и т.д. То есть тех памятниках, которые издавна вызывали интерес у читателей и являлись для них источниками знаний, формируя представления о мироздании. |
|
|
Форма входа |
|
|
Поиск |
|
|
Старообрядческие согласия |
|
|
Статистика |
|
|
|