Книжница Самарского староверия Вторник, 2024-Ноя-05, 15:16
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
XVII в. [2]
XVIII в. [18]
XIX в. [17]
ХХ в. [18]

Главная » Статьи » Старообрядческие сочинения » XIX в.

Павел Онуфриев Любопытный. Краткое и ясное наставление настоящаго времени членам староверческой Церкви в образовании веры и ума...

По премудрости Божией всё движимое и разширяемое в чудном мире происходит в изящной постепенности, сияя и помрачаясь, упадая и возвышаясь. Мы, будучи изящная и первейшая часть того, и притом озаренная высотою разума, должны паче того создания подражать в том и благоговеть о ней.

 

В таком случае нашего просвещения, каждый благоразумный муж, по довольном изучении российской письменности, оной чистописания и хорошаго познания первой части арифметики, должен вступать постепенно в учение всей изящной словесности, начиная оную с грамматики и до богословия.

 

Между продолжением каждого класса наук надобно отделять часы:

 

ПЕРВОЕ. Для учения краткой священной истории, староверческой церкви катихизиса и ея истории.

 

ВТОРОЕ. По окончании таковых предметов, нужно внимательно прочитать, отделивши время от наук, все догматические книги, сочиненныя мудрыми  и благочестивыми мужами нашей церкви против врагов ... правоверия, помрачающих чистоту благочестия: 1) закоснелых никониан; 2) упорных старообрядцев и З)внутренняго заблуждения некоторых церквей староверчества. Они ясно открывают нам во всех отношениях учение и чистоту Христовой церкви; ревностно сохраняют ее от пагубы ересей, лжеумия и вражды злобиваго мира; легко и убедительно доставляют ей вожделенный мир и увенчивают ее славою и честию.

 

 В состав перваго класса познания входят следующие книги: а) Выгорецкой киновии священные и мудрые ответы, писанныя по воле монарха Петра Перваго иеромонаху Неофиту; б) книга «Щит веры», писанная в вопросо-ответах против заблуждения старообрядцев; в) книга «Духовный меч», твердо ограждающий церковь Христову от разных притязаний внешних мудрецов лжеумствия; г) книга «Титин», поражающий никониан по форме молитвенных перстов; д) книга «О форме креста Христова»...; е) разительныя обличения Симеона Дионисиевича и Даниила Матвеевича на обман, злохитрость и лесть никонианских книг- «Скрыжали», «Жезла» и «Увета»; ж) Симеона Дионисьевича - ясное и трогательное показание о искании образа Христовой церкви во святом крещении, и о нечестивой форме Никона патриарха крещения; з) Ивана Васильевича Чугуевскаго монаха - «Противоположник священных догматов и обрядов Христовой церкви против Никона патриарха»; и) Даниила московскаго монаха - разительная и колкая поэма в стихах о не возвратном падении в благочестии Российской церкви; i) Тимофея Андреева, выгорецкаго жителя - таковой же силы и важности исполненное обличение на книги (Дмитрия Ростовскаго), дозволяющия студное брадобритие; к) того же - трогательное рассуждение о неправильности и злочестивой форме Никонова крещения против образа Христовой церкви; л) его же, Андреево - догматическая, важная и занимательная книга «Стоглав», ясно показывающая словами святых отец о законных деяниях всех церковных тайн и священнослужения Христовой церкви -староверческой; м) таковаго же содержания книга «Стоглав» Даниила монаха  московскаго; н) «Диаконовы ответы», писанные против Питирима, нижегородскаго епископа; о) книга «Догмат православной церкви о Христовых ключах»  Павла Любопытнаго; п) того же «Апология о праве святаго крещения нерукоположенных мужей»; р) его же «Апология о конечном прекращении в мире благочестивой хиротонии»; с) московскаго купца Федора Монина - важные и разительные ответы усердным защитникам никоновых догматов и образа о благочестивом умствовании староверческой церкви; т) ответы Павла Любопытнаго внешним о сущности креста Христова и двучастнаго латинскаго крыжа; у) того же ответ, от лица Христовой церкви, суеверным и внешним церквам о форме браков, совершаемых от нерукоположенных православных мужей; ф) его же, Любопытнаго, трудов книга «Подвигоположник спасения Христовой церкви», писана ради твердости благочестия и против врагов Христовой церкви; х) его же, Любопытнаго, показатель Христовой церкви о форме браков ветхой и новой благодатной церкви благочестивых; ц) возражения Андрея Дионисьевича, киновиарха, против Стефана архиепископа Рязанскаго, о последнем времени мира и антихристе. 

 

После толь многих познаний о нечестии и пылком изуверств Российской ныне церкви, нужно притом знать о начале и тиранском того распространении во всей России. Для того важного света в познании следует прилежно и с замечанием прочитать, по отделении часов от муз, следующия трогательныя церковныя истории а) Стрелецкую письменную историю, ясно открывающую первый шаг никоновых «новшеств» к злым и варварским поступкам на благочестивых Россов; б) ясная и разительная челобитная Соловецкой лавры царю Алексею Михайловичу об оставлении ея в существуемом святых отец благочестии, озарении в неприятии ею никоновых книг в богослужении и не веровании по ним, яко нечестивым; в) трогательную и разительную историю Симеона Дионисьевича о седмилетнем приступе и разорении Соловецкой лавры и о варварском поступке с оною русскаго необразованнаго начальства; г) того же творения мудраго Симеона книга «Новый Вертоград или Мученикослов», ясно открывающая примерное мужество новых исповедников, пострадавших за древнее благочестие Христовой церкви от Никона патриарха Московскаго; д) занимательную историю Ивана Алексеевича Стародубскаго о бегствующем священстве.,.; е) трогательное и разительное историческое ядро староверческих церквей всех деяний, которое открывает все обстоятельства оных в порядке всех времен; ж) книга «Состав всех законов и государственных указов, от новаго периода российской веры и по настоящее время», дышащих сильным изуверством и злобою тиранства против благочестивой староверческой церкви и старообрядцев.

 

ТРЕТИЕ. По сведении всех таковых жалостных познаний о Российской церкви и плачевных обстоятельств староверческой веры, нужно внимательно заняться, по удельным часам, каноническими книгами Христовой церкви, изражающими все отношения православной веры, чистоту благочестия, клятву гнусным ересям, попрание расколов в церкви, суд и наказание грехам, благочиние и истину Христовой церкви. В круг таковых священных и нужных обозрений входят следующие святыя книги: а) книга Кормчая; б) Номоканон афонских святых отец; в) книга преподобнаго отца Никона Черныя горы; г) книга Севаста Арменопула, судии селунскаго; д) книга каноническая Фотия патриарха Царя-града; е) книга Матфея-правильника иеромонаха; ж) каноническая книга Иоанна Постника; з) книга св. отца Иоанна Златоуста.

 

ЧЕТВЕРТОЕ. Узнавши в ясном виде, в трех прешедших классах, пространный округ изящного просвещения, нужно теперь и необходимо довершить оный, по означенным пределам времени, внимательным чтением догматических и сопернических книг, сочиненных учеными и благочестивыми мужами староверческой церкви против внутренних распрей и заблуждения оных некоторых церквей. Они сии пагубныя неприятности и вредныя возмущения удобно и всяко решают, объясняют истину, мудрование в церковных предметах, и открывают : чистоту благочестия и нравственности; успокаивают каждаго дух, колеблющийся сомнением в разномыслии внутренних мыслей благочестия и доставляют всем внемлющим гласу их вожделенный мир и тишину; противных же им поражают мечем слова Божия. А сверх того, они ограждают церковь Христову, поморскую, от вражды злобиваго мира и открывают ясно его суеверие, зломудрости и мятущийся дух фанатизмом против церкви благочестивых.

 

В образ таковых занимательных и полезных познаний входят следующия книги и творения: а) Андрея киновиарха и брата его Симеона Дионисьевича убедительныя послания о церковном мире к феодосианской церкви, о их заблуждении и упорстве в мудрованиях против духа Христовой церкви; б) Даниила Матвеевича, выгорецкаго жителя, целая книга о богомолий внешних владык мира; в) его же творения в разных видах - о том же предмете; г) того же, Даниила, 21 ответ на вопросы Ильи Алексеева Ковылина, главы феодосианцев; д) его же, Даниила, - разительное обличение на 19 зазрений Выгорецкой киновии тем же Ковылиным; е) Германа саратовскаго монаха - разныя творения и послания благочестивым мужам и феодосианским церквам о поражении и осторожности христианства галилейской ереси, существуемой в феодосианцах и прочих им подобных; ж) Ивана Алексеева Стародубскаго, - ясное и трогательное показание в 24-х статьях о заблуждении феодосианской церкви; з) Ивана Федорова Ерша, - ясное, занимательное и колкое показание о воскресении древних ересей в феодосианской церкви; и) апология Гаврилы Ларионовича Скачкова о богомолии за благоденствие всех человек; i) его же, Скочкова, - колкия и убедительны творения касательно шестой церковной тайны, против заблуждения феодосиан в бракоборстве; к) апология Андрея Борисовича, киновиарха Выгорецкаго о вечном бытии законнаго супружества в Христовой церкви; л) занимательная апология Павла Любопытнаго о богомолии внешних владык мира, доказывающая от бытия человечества во всех отношениях и по настоящее время; м) его же, Любопытнаго, - книга «Молоток», или истинное обличение глупых и страстныоснований пагубнаго галиченства; н) того же подвигов, - показатель Христово церкви о форме законных браков ветхой и новоблагодатной церкви; о) его ж трудов - разительный ответ Христовой церкви суеверным и внешним церквам форме бракосовершения нехиротонисанными мужами; и сего же писателя таковой же силы ответ всем бракоборцам о вечном бытии в Христовой церкви трех тайн: крещения, покаяния и брака; р) того же трудов книга - «Камень о вечности брака в Христовой церкви»; с) его же «Символический статейник староверческой церкви»; п) Андреяна Сергеева книга «Руководство к церковному миру поморской церкви с Федосеевой»; у) Григория Иванова, романовскаго пастыря, две апологии в богомолий внешних владык мира, явно и разительно обличающих феодосианскую церковь в чинности галицийской ереси.

 

ПЯТОЕ. По сведении таковых трогательных познаний Христовой церкви чистаго мудрования в догматизме и лжеумия того внутренних церквей, нужно теперь иметь ясное понятие об их начале и упорном заблуждении в разных иста нах и обычаях церковных.

 

Для первого рода познания озарит нам ум занятие следующих трогательных и колких историй творения: а) врачебныя послания Андрея Дионисьевича брата его Симеона к феодосианским церквам об явном их заблуждении и вражде с Христовой церковию; б) Тимофея Андреевича, Выгорецкаго учителя, ясная история о грубом и упорном разделе феодосианской церкви с поморскою; в) Иван Алексеева, стародубскаго жителя, колкое и ясное обличение на девственный собор феодосиан в их нечестивом бракоборстве и суеверных постановлениях и обычаях; г) Никиты Маркова, вышневолоцкаго пастыря феодосиан, ответ старообрядцам о разных предметах; д) Якова Васильева Холина, учителя феодосиан, замечание о разных мудрованиях его предков) Ивана Павлова Козленка  краткое повествование о деяниях феодосианской церкви; ж) Павла Любопытнаго историческое ядро всех деяний староверческих церквей.

А для последняго сведения требуется примерно прочитать: 1) все соборы: бывшия в феодосианской церкви против догматствования и обычаев поморской церкви; 2) все соборы, учиненныя в от филипповой церкви, против мудрования и обычаев Выгореции и феодосиан; 3) все соборныя послания оных церквей, противоборствующия, утверждающия каждое из оных свои мудрования, обряды и обычаи, а прочия зазревают и предают почти клятве, и наконец; 4) все глупыя и страстныя сочинения касательно каждой церкви мудрования и обычаев.

 

ШЕСТОЕ. По сведении всех означенных церквей познаний их веры и деяний, нужно при всем том дополнить и увеличить оный свет образования познанием о грубом и явном заблуждении, о начале наших старообрядцев, или поповщины.

 

Для таковых любопытных и трогательных сведений следует внимательно обозреть следующия творения: а) книгу «Щит веры» Тимофея Андреева, жителя Выгорецкаго; б) Григория Иванова, романовскаго пастыря, 65-ть ответов старообрядцам сих заблуждений; в) его же, Иванова, разительное обличение тех же старообрядцев об их явном, упорном лжеумии, и заблуждениях; г) Никиты Маркова, вышневолоцкаго отца, ответы тем же старообрядцам об их грубых и нечестивых погрешностях и явных заблуждениях; д) Ивана Алексеева, стародубскаго жителя, опровержения на все глупыя и страстныя доводами основания о бегствующем священстве старообрядцев; е) его-жь, Алексеева, краткая и разительная история о бегствующем священстве старообрядцев; ж) того-жь, Стародубскаго, колкое обличение в 34-х статьях о явных и глупых заблуждениях старообрядцев в их нечестивых мудрованиях и обычаях; з) Ивана Васильева, Чугуевскаго монаха, «Разговор Тарасия с Трифилием о заблужденных мудрованиях и глупых доводах старообрядцев; и) Павла Любопытнаго «Историческое ядро в деянии всех староверческих церквей».

 

СЕДЬМОЕ. Необходимо следует тщательно прочитать следующия занимательныя и священныя книги: а) всю священную Библию; б) Толкования на Ветхий Завет и пророческия книги: 1) Блаженнаго Иеронима, 2) Блаженнаго Феодорита, 3) Блаженнаго Августина, 4) Блаженнаго Иринея и прочих; в) Толкователей на Новый Завет: 1) святаго Златоуста, 2) Блаженнаго Феофилакта, болгарскаго епископа, 3) Блаженнаго Иеронима, 4) Блаженнаго Феодорита, епископа кирскаго, и прочих; г) все церковныя истории: 1) весь год Четий-Миней и Прологов, 2) Блаженнаго Феодорита кирскаго, 3) Евсевия, 4) Сократа, 5) Созомента, 6) Георгия Кедрина, 7) все Патерики: иерусалимский, афонский, египетский и прочия, 8) Барония Кардина, 9) московскаго митрополита Платона - церковная история, 10) Филарета московскаго митрополита - изъяснения на ответ, 11) все российския истории, начиная с преподобнаго Нестора и по настоящее время.

 

Итак, из всех означенных выше обстоятельств есть очевидно, что если кто из нашей церкви может хорошо выучить все классы изящной словесности, и кто успеет изрядно озарить себя сведениями в означенных семи родах познания, то таковой воистину ознаменуется славою небес, громом веков и гением в сонме просвещенных мужей, гласящих, что он воистину есть столп и утверждение Христовой церкви, герой и покровитель предъизбранных, священный философ, победа на мир и ужас горестнаго ада.

 

В противном случае таковаго просвещения сих небесных печатей никто из нас носить отнюдь не может, не может тот и увенчан быть небесами в толикой изящности и славе; только будет таковый существовать здесь, пред веками будущности в круге простодушных по вере и благим делам, прославляемых степенью их достоинства.

 

(Сборник для истории старообрядчества. Изд. И. Поповым. Т. 2, вып. 4. М, 1866. Приложение, с. 209-211.)

 

Примечание Составителя (Составителя староверческой хрестоматии «Сирин» В.С.Михайлова – прим. «Самарского староверия»): с пониманием вчитываясь в оценочную полемику Павла Онуфриева (он же: Любопытный, он же: Платон Львович Светозаров) - историка Древлеправославия староверов-поморцев и плодовитого писателя, Составитель исходит из того, что многие вопросы к настоящему времени решились, и защита безбрачия, как и поиски священства для староверов-поморцев равно неприемлемы. Но труд Павла Любопытного оставлен здесь без сокращений в силу его исторического интереса и значения. При чтении, необходимо учитывать и то, что опубликован труд П. Любопытного во внешней печати, что проявилось в некоторых «подправках» и других «мелочах». Но объем знаний, которые П. Любопытный считал основой образования староверов-поморцев, говорит о том, что он принадлежит к просвещённым староверам не только своего, но и нашего времени. При некоторой, по нашему разумению, излишней заботе П. Онуфриева об «изящной словесности», о «славе, громе, гении» и понятной благообразности книжного языка, его стремление к энциклопедической полноте знаний о Староверии, его забота о подлинном Просвещении является неподдельной и своевременной. В этом, пожалуй, главная актуальность трудов П. Любопытного для нашего времени

 

 

Опубликовано: Сиринъ. Староверская хрестоматия - Вильнюс, 2005

Категория: XIX в. | Добавил: samstar-biblio (2007-Окт-31)
Просмотров: 4442

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz