Первые защитники старой веры провозгласили идею положительного отношения ко всем печатным книгам, изданным до восшествия на патриарший престол Никона1. Мысль о том, что эти книги следует считать «истинными», станет ведущей при формировании системы авторитетов старообрядцев2. Важное место в ней заняла «Книга о вере», изданная в Москве в 1648 г.3 Старообрядцы активно использовали ее при изложении эсхатологического учения, аргументируя свою точку зрения по поводу якобы уже состоявшегося воцарения самого «последнего» антихриста. Особым вниманием староверов пользовалось предсказание о 1666 г., сформулированное в 30-й главе «Книги о вере», которое служило им аргументом в пользу утверждения о наступлении именно с этого года «последних времен».
Защитники старого обряда апеллировали к тексту, одобренному и изданному русской православной церковью, что создавало определенные трудности для оппонентов — представителей официальной церкви. Осознавая сложность своего положения, русские иерархи уже в первой четверти XVIII в. попытались ослабить позиции староверов, высказав сомнение относительно соответствия содержания изданного текста православному вероучению. Особенно отчетливо эта тенденция проявилась в вопросах, представленных от лица официальной православной церкви иеромонахом Неофитом выговцам. В 106-м вопросе4 особое внимание было уделено предсказанию о 1666 годе как времени последнего «отступления от веры» и «прихода» антихриста. Вопрос предполагал, что староверы, которые активно использовали в своих эсхатологических построениях эту мысль, должны отстоять ее справедливость.
Выговцы понимали серьезность вопроса и важность аргументированной защиты своего права ссылаться на текст «Книги о вере». В 106-м ответе они попытались прежде всего отстоять авторитетность издания на основании соответствия текста православному вероучению. Важным для них оказался факт издания книги в Москве с разрешения царя Алексея Михайловича и «благословением» патриарха Иосифа, т. е. текст, как они считали, был «засвидетельствован древлеправославною церковию». Поморцы таким образом обосновали свое право оставить «Книгу о вере» в числе авторитетных, после чего перешли к ответу на вопрос о пророчестве из 30-й главы, предприняв анализ этого текста. Это позволило им сделать вывод о том, что предсказание о 1666 г. не вступает в противоречие с православным вероучением и может быть использовано в качестве аргумента при изложении эсхатологического учения5.
В ответе на 106-й вопрос иеромонаха Неофита в «Поморских ответах» выговцы явно отстояли свое право оставить «Книгу о вере» в числе авторитетных. Это позволило староверам не только продолжать апеллировать к изданному в 1648 г. тексту, но постепенно сделать используемые фрагменты идейной доминантой своих эсхатологических построений. Особенно это относится к предсказанию о 1666 г., сформулированному в 30-й главе «Книги о вере». Разумеется, в старообрядческих сочинениях можно встретить отсылки и к другим главам этого сборника, но особым их вниманием пользовалась именно 30-я, посвященная эсхатологическим вопросам и озаглавленная «О антихристе и о скончании мира, и о Страшном суде. Свидетельства от Святаго писания»6. В построениях староверов она органично встраивалась в рассуждения, начинаемые со ссылки на Апокалипсис, продолженные толкованиями святых отцов соответствующих фрагментов о вроде бы уже состоявшемся воцарении антихриста, которое произошло, как и было предсказано в 30-й главе «Книги о вере», в 1666 г.
В этой ситуации авторитетность «Книги о вере» приобретала для защитников старого обряда особое значение. Важно было не только отстоять свое право апеллировать к ее тексту, но и попытаться превратить высказанные в ней мысли о наступлении последних времен в основополагающие при изложении эсхатологического учения. В 1746 г. поморский автор Г. С. Украинцев в своем сочинении «Вопросоответное разглагольство верою латыняна брегадира Беэра с завоцким жителем Украинцовым, чинимое в 746-м году» неоднократно сошлется на «Книгу о вере» как на несомненный аргумент, способный подтвердить справедливость авторской точки зрения наряду с текстами Священного писания и предания7.
Аналогичные примеры можно было бы продолжить, но для нас более важным представляется не факт использования идей «Книги о вере» в эсхатологических построениях авторов-старообрядцев, а то обстоятельство, что поморцы постепенно сделали их идейной доминантой. В связи с этим прежде всего следует обратить внимание на сочинение Ивана Алексеева (1709— 1776)8 «Книга о случаях последнего времени. Титин. Потрясает вельми. 666 число»9. Уже в предисловии к читателю автор-беспоповец использует в качестве убедительного аргумента, способного утвердить читателя в авторской правоте, пространную цитату из 30-й главы, включающую в том числе и пророчество о 1666 г. Он закончил ею объяснение для читателя цели написания своего произведения, направленного на доказательство мысли об уже состоявшемся «воцарении» в мире антихриста10.
Подобное обращение к тексту «Книги о вере» вполне традиционно для писателей-старообрядцев. В сочинении Ивана Алексеева присутствуют многочисленные отсылки к содержанию «Книги о вере», но, кроме того, отдельная — пятая — глава сочинения посвящена анализу текста 30-й главы «Книги о вере» с целью доказать соответствие ее содержания православному вероучению. В ней Иван Алексеев продолжил работу, начатую выговцами в ходе подготовки текста «Поморских ответов». Явно используя 106-й ответ, он пошел далее по пути доказательства авторитетности текста «Книги о вере», сосредоточив внимание на личности ее «творца».
«Книга о случаях последнего времени» построена в форме диалога: «Требуяй... Извещаяй...», т. е. сначала представлена точка зрения оппонента, а затем — ее опровержение. Разумеется, это литературный прием, позволяющий автору обозначить мнение противоположной стороны в удобной для себя форме, которая даст возможность аргументированно опровергнуть точку зрения часто даже не столько противника, сколько сомневающегося человека. Уже в названии главы — «На подзор и омышление о летах 1000 и 1666-х и о творце оправдание» — отражены основные проблемы, решению которых она посвящена, — это предсказание о 1666 г. и личность автора «Книги о вере».
В рубрике «Требуяй» автор попытался представить суть сомнений по поводу содержания 30-й главы «Книги о вере», в частности в связи с предсказанием о 1666 г., которые, по-видимому, продолжали волновать старообрядцев, несмотря на 106-й ответ «Поморских ответов». Формулируя точку зрения оппонента, Алексеев поместил следующее рассуждение: «Но творец Книги о вере во своих летех описаниих омышление ми некое подает, ибо в сочиненной своей Книге о вере, во главе 30 от главы 20 Апокалипсии о связании сатаны на 1000 лет, умствуя, просто на тысящу лет описа... Еще же от онаго Апокалипсии приемлет число 666 и вменяет его в леты же, а толковники сие число не на леты, но на обретение имен толкуют»11.
Автор-старообрядец во второй половине XVIII в. сформулировал по сути те же вопросы, что в свое время представил выговцам иеромонах Неофит12. В отличие от синодального миссионера, который требовал от выговцев «показать от Святаго писания», что подобное предсказание не вступает в противоречие с утверждением Священного писания о невозможности для человека узнать время наступления последних времен, беспоповский автор во второй половине XVIII столетия суть сомнений в тексте «Книги о вере» сформулировал следующим образом: «И сих ради вин хулити онаго творца не дерзаю, а верити в том всеконечно не могу, яко апокалипсическим толковником разуму не последует»13. Следовательно, речь в данном случае идет уже не об исключении текста из числа авторитетных в связи с несоответствием его православному вероучению, как это было у иеромонаха Неофита, а о невозможности верить «всеконечно» творцу «Книги о вере» из-за явных расхождений с общепринятыми толкованиями Апокалипсиса.
Сформулировав таким образом обсуждаемую проблему, Иван Алексеев в своем ответе прежде всего счел необходимым обратить внимание читателя на то обстоятельство, что Апокалипсис может быть определен как «Божественное откровение», имеющее «глубину премудрости, человеки неизмеримую», поэтому и «толковники» не могли «до конца глубины разума того дойти». По мнению старообрядца, «толковники» и сами понимали, что они способны «не самую глубину тайны сея достигати, аки бы до конца так», о чем и свидетельствуют их замечания, предваряющие толкования. Алексеев приводит типичный пример подобных вводных слов: «Но толкующе, глаголют сице: мним убо о сем тако и прочая»14.
Автор-старообрядец обратил внимание читателя на то обстоятельство, что обычно толкования Апокалипсиса предпринимались с целью прояснить смысл, но при этом осознавалась невозможность однозначного истолкования человеком этих «непостижных тайн». В качестве примера подобных попыток автор отсылает к Толкованию на Апокалипсис Андрея Кесарийского. Свои рассуждения на эту тему Иван Алексеев заключает следующим выводом: «И сице тебе о сем известивше и сия речем, яко оныя толковники Апокалипсии гадателно толковаша, творец же Книги о вере не уже гадательно, но вещей збытие зряше, яко по той тысящи Рим конечно от восточныя святыя церкве отпаде. И не един, но со всеми западными странами отторжеся. Тем и в болезни сердца своего то и описа»15.
Старообрядец, живший во второй половине XVIII в., поставил «творца Книги о вере» в один ряд с другими «толковниками», предпринимавшими попытки проникнуть в глубинный смысл «божественных тайн» Апокалипсиса, в том числе и с классиком христианской литературы Андреем Кесарийским. При этом главное отличие истолкования апокалипсических тайн в «Книге о вере» состоит, по мнению Алексеева, в том, что ее «творец» представил свое понимание пророчеств «не уже гадательно, но вещей збытие зряше», т. е. соотнеся пророчества и свершившиеся события. За этим замечанием явно просматривается желание автора-старообрядца подвести читателя к мысли об обоснованности предсказания 30-й главы о 1666 г.
В представлении старообрядцев это пророчество воспринималось как исполнившееся в связи с состоявшимся в 1666—1667 гг. собором, окончательно оформившим происшедший в русской церкви раскол. Текст «Книги о вере» позволял защитникам старого обряда этому событию в русской православной церкви придать «вселенский масштаб», поскольку собор интерпретировался как свидетельство «3-го, последнего отпадения» от правой веры, позволяющее говорить о всемирном «воцарении самого последнего и страшного» антихриста. В такой ситуации очень важно было отстоять не только авторитетность «Книги о вере» — в этом после «Поморских ответов» в старообрядческой среде мало кто сомневался, — но и придать ей особый статус. Иван Алексеев блестяще справился с этой задачей, пойдя по пути сакрализации личности «творца Книги о вере».
Нарисовав картину постепенного завоевания антихристом, воцарившимся в мире после «развязания сатаны через 1000 лет», вселенной, Иван Алексеев показывает, что последним оплотом истинной веры оставалось православие, хотя и оно частично уже отторгалось «змием» путем подчинения «престолу римскому». Якобы для того, чтобы спасти своих людей, Господь «приоткрыл» тайну Апокалипсиса «творцу Книги о вере» следующим образом: «Тем же, щадя Господь Бог людей своих, да не останки тем же зверем поядени будут, благоволи дати сему творцу Книги о вере не токмо дар премудрости, но и дар пророчествия, откры ему тайну, хотящую быти»16. Здесь старообрядец со всей определенностью заявляет, что предсказание о 1666 г. — это не просто истолкование предсказания Апокалипсиса мудрым человеком, а написано «в свете сияния разума Божия». Об этом нам позволяет говорить и утверждение Ивана Алексеева о том, что нельзя отвергать мысли, высказанные «творцом Книги о вере», о трех отпадениях и предсказание о 1666 г., поскольку они есть «Духа Святаго откровение»17.
Иван Алексеев постепенно подводит читателя к следующему выводу: «Сея книги творец — великий богослов и довольный знатель тайн Божиих, и святейшими архиереи в том свидетелствованный бяше, в Дусе Святем глаголати. Подобает тому внимати, аки от Духа Святаго глаголанным»18. В этом высказывании старообрядец подвел итог собственным рассуждениям по поводу личности «творца Книги о вере». Замечание о том, что он «великий богослов и довольный знатель тайн Божиих», «святейшими архиереи в том свидетелствованный», позволяет нам говорить о явной отсылке к 106-му ответу «Поморских ответов», в котором эта тема подробнейшим образом рассмотрена и представлена в качестве главного аргумента, способного доказать авторитетность «Книги о вере»19. Иван Алексеев неоднократно апеллирует к этому доводу, например, обращаясь к читателю следующим образом: «Но аки церковию свидетельстованное его («творца Книги о вере». — Н. Г.) дело приемли, аще бы тебе и не тако онаго мнелося что»20.
Свои рассуждения по поводу автора «Книги о вере» старообрядец завершает так: «Ведай же, яко мы не знаем, что и помале хощет быти, а сей творец книги, что и за толикая лета изрек, прииде неотменно, кое гадательство его является не человеческо, но присутствующее Святаго Духа. Ему же не будем ратницы прекословием»21. Иван Алексеев со всей определенностью сделал вывод об особом статусе «творца Книги о вере» даже в ряду толкователей Апокалипсиса, по сравнению с которыми он выделяется своим профетическим даром. Это придавало значимость сказанному им в 30-й главе и утверждало читателя в необходимости верить этому «всеконечно».
Сакрализация личности «творца Книги о вере» дала возможность автору-старообрядцу, жившему в XVIII в., акцентировать внимание на важном для защитников старого обряда тексте 30-й главы с целью доказать не только ее соответствие православному вероучению, но также превратить предсказание о 1666 г. во вполне авторитетное, способное наряду с текстами Священного писания и предания помочь им отстоять тезис о якобы уже состоявшемся в этом году «воцарении» в мире самого «последнего и страшного» антихриста. Это позволило староверам сделать данное пророчество идейной доминантой эсхатологических построений.
В сочинении «Книга о случаях последнего времени», кроме обсуждения личности «творца Книги о вере», большое внимание уделено и анализу текста 30-й главы с целью убедить читателя в полном соответствии ее содержания православному вероучению и одновременно прояснить для него смысл сказанного, т. е. и в этом плане Иван Алексеев продолжил работу, начатую выговцами при подготовке ответов на вопросы иеромонаха Неофита. Автор во второй половине XVIII в. представил своего рода истолкование на текст «Книги о вере». Попытаемся проиллюстрировать это, показав, каким образом Иван Алексеев анализирует текст интересующего нас предсказания о 1666 г.
Под рубрикой «Требуяй» он помещает следующее рассуждение оппонента: «...яко видится, сей творец оное число (1666. — Н. Г.) писати не о антихристе, но о предотечах антихристовых, коих мню еретиков ему значити. Тем же и глаголет: Кто весть, аще в сих летех 1666-х явственных предотечев его»22. В вопросе очень четко обозначена суть сомнений: в 30-й главе указано, что с 1666 г. следует ожидать «предотечь антихристовых», а не «последнего» антихриста. При этом приведен небольшой фрагмент из «Книги о вере», свидетельствующий, что в ней речь идет о «предотечах антихристовых».
Свой ответ сомневающемуся Иван Алексеев начинает с замечания, что Священное писание и предание под антихристом подразумевает любого противника Христу. При этом он ссылается на все уже ранее сказанное. Это позволяет ему сформулировать следующий вывод: «антихрист— есть противник Христу, но еретики и лжеучители, и лжепророки, и предотечи противники суть Христу, убо и вси сии антихристы»23. После этого автор-старообрядец приводит многочисленные примеры логических доказательств этой мысли такого типа: «Всякий ложный учитель есть антихрист, но вси ложныя пророки и учители и предотечи не по правде закона учат, убо вси сии антихристы суть и глаголются писанием»24.
Таким образом Иван Алексеев опровергает оппонента, сомневающегося в том, что «творец Книги о вере» в 30-й главе писал не о «последнем» антихристе, а только о его «предотечах», доказав, что антихрист — понятие сложное и в Священном писании и предании принято иметь его в виду при наименовании и «еретиком», и «ложным учителем» и т. п. Введя столь широкое толкование понятия «антихрист» — как любой «противник Христу», — Алексеев, чтобы объяснить, почему в «Книге о вере» нет четкого представления о том, кто «воцарится в мире» после 1666 г. (речь идет то об антихристе, то о «предотечах антихристовых»), переходит к пояснению для читателя того, в каком случае Священное писание и предание имеют в виду «предотечь антихристовых», а в каком — «последнего» антихриста: «Сего ради, яко вси сии равни суть по действу, противности и злобе, но разньства наименования их сия вина: яко овии прежде быша, овии ж последнии. (...) Но вси суть — и первии, и последнии — беззаконницы, противники Богу или противники Христу, или антихриста. Ибо анти толкуется противник. И сего ради, якоже человецы, выступнии из границ Божиих, так и диавол со своими — вси противники Христови и вси антихриста»25.
В данном случае Иван Алексеев, подтвердив толкование понятия «антихрист» — в широком смысле, явно обозначил проблему «лица» антихриста. В зависимости от ее решения эсхатологические построения могут быть определены как учение либо о духовном, либо о чувственном антихристе. Сославшись на «Слово о антихристе» Ипполита, папы Римского, автор-старообрядец привел фразу, которая, казалось бы, должна утвердить читателя в «воцарении» антихриста в образе человека: «Яко он (антихрист. — Н. Г.) человек родится и приидет на вселенную воцарится».
Но Иван Алексеев представил свое истолкование приведенной фразы: «Но в тех словесех не человека, но паче диавола выставляя, глаголет, аще он невидимо ратуя, нас ныне приводя к заколению. Что же не сотворит тогда, егда сам явится? Зде вонмем, яко сей разум словес не касается к человеку, но к диаволу. Ибо человеки не бывают прежде рождения, убо и ратники не бывают, но точию диавол. А понеже глаголет: Ему родитися, разумеваем се иносказателне рещися»26. Подобная интерпретация не противоречит содержанию помещенного в «Соборнике» эсхатологического сочинения, известного под названием «Блаженнаго Ипполита, папы Римскаго и мученика, слово в неделю мясопустную, о скончании мира и о антихристе и о Втором пришествии Господа нашего Исуса Христа»27.
Аргументируя мысль о духовной сущности антихриста, автор-старообрядец сослался и на авторитет Ефрема Сирина: «Подтверждает се и святый Ефрем в Слове о антихристе, многая о нем вещая, како ему родитися и каковы его лести будут и како вкрадется в человеки и в них воцарится по свойствам человеческим»28. Противоречивые истолкования Священного писания о «лице» антихриста, должного воцариться, с одной стороны, в образе чувственного человека-царя, а с другой — понимаемого духовно, постигаемого только как иносказание «тропологическим разумом», автор-старообрядец попытался свести воедино, сделав вывод о необходимости воспринимать их как доказательство духовной сущности антихриста, способного воплощаться в образе конкретного человека. При этом он еще раз подчеркнул, что Священное писание и предание свидетельствуют о «неразньственном наименовании» антихриста и «еретиком», и «ложным учителем», и «предотечей», но существует и понятие «последний, самый страшный» антихрист, который по христианскому вероучению должен царствовать перед Страшным судом.
Свои рассуждения на тему о «последнем» антихристе Иван Алексеев заключает следующим образом: «По сих же показаниих должность имам разглагольствием очистити мнение твое о творце Книги о вере, аки бы он в 30-м слове не о антихристе сие 1666 лет число полагает, но о предотечах, яково же и доводиши от тоя книги сие: Кто весть, аще в сих летех 1666-х явственных предотечев его»29. Здесь автор еще раз повторил суть вопроса, на который он отвечает. После этого он поместил замечание, что представленная фраза вырвана из контекста и не может быть аргументом в пользу скептического отношения к исходному тексту. По его мнению, следует обратить внимание и на продолжение процитированного фрагмента, о чем он и заявил далее: «И на сем стал еси, не прочетш исполна того разума, кое описуется тако: О правде, яко много предотечев его, но и сам уже близ есть по числу, еже о нем 666, число бо человеческое есть антихристово. Кто весть, аще в сих летех 1666-х явственных предотечев его или того самого не укажет»30. При этом на поле дал точную отсылку с указанием листа, на котором расположена приведенная цитата.
Алексеев предложил читателю обратить внимание не на отдельную фразу из «Книги о вере», а на фрагмент в целом, для чего и привел его полностью, а следом поместил свои комментарии, повторив необходимые ему предложения из анализируемого текста еще раз: «В сих предотечах явственно приход антихристов быти сказует, глаголя: Или при слугах и того самого не укажет. Вместо рещи, оныя предотечи собою самаго антихриста явят или открыют»31. Здесь явно автор попытался прояснить для читателя смысл написанного «творцом Книги о вере», приведя дословную цитату, а следом поместив более понятный ее вариант.
Несомненным свидетельством того, что в предсказании о 1666 г. речь шла о воцарении в мире антихриста, а не его «предотечь», по мнению автора-старообрядца, служит и название 30-й главы. Эту мысль он сформулировал следующим образом: «А наипаче разумно сие буди и отсюду. Понеже сей творец сие 30-е слово не о предотечах в начале надписи обеща глаголати, но о антихристе самом. И како бы надпись положив "О антихристе", а речи и разум повел бы в слове о предотечах? Сие бо неукам есть свойственно, а не высокоученным человеком. Ибо ученыя люди весма то и глаголют, что надсловию надписанием даша»32 .
Объяснив читателю, что в 30-й главе «Книги о вере», без сомнения, речь идет не о «предотечах антихристовых», а о воцарении «самого страшного, последнего» антихриста, приход которого, по христианскому вероучению, должен предшествовать кончине мира, Алексеев переходит к обсуждению важной проблемы — предсказанию о 1666 г. Он попытался представить ясное доказательство, что эта дата появилась не случайно. В Священном писании и предании, по его мнению, есть указания, которые и позволили «творцу Книги о вере» со всей определенностью назвать именно эту дату воцарения антихриста. Речь идет о 1000 лет, на которые был связан сатана, и о числе 666 из Апокалипсиса: «Но сей («творец Книги о вере». — Н. Г.) от тысящнаго числа, случшееся уразуме, и сие число 666, и прия его не в число имени, но в число лет. Якож и оную 1000 в число лет. Того ради обоя сия числа и совокупив, глаголет: Кто весть, аще в сих летех 1666-х явьственных предотечев его или того самого не укажет, то есть укажет»33.
Алексеев в данном случае утверждает, что эта дата появилась, разумеется, благодаря профетическому дару «творца Книги о вере», но она вполне может быть объяснена и благодаря другим пророчествам Священного писания. Свои размышления о дате наступления царства антихриста старообрядец заключает следующим образом: «Сиречь тех ясных предотечь, кои собою объявят антихриста, сие есть лето 1666-е, кое самаго антихриста явит настатие. Таков бо есть в сем творца разум. Ты же, что еще умом мятешися, что еще сомневаешися, что еще время на время ищеши?»34. Алексеев явно предлагает читателю верить тексту «Книги о вере» «всеконечно», подкрепив этот вывод тщательным анализом соответствующего текста.
«Книга о случаях последнего времени» Ивана Алексеева Стародубского была популярна в беспоповской среде, о чем свидетельствует большое количество дошедших до нас списков сочинения. Оно не только переписывалось представителями поморского и федосеевского согласий, но и использовалось другими авторами-старообрядцами при написании эсхатологических сочинений.
|