Сложность отношения старообрядцев к творческому наследию Киевской митрополии особенно заметна на примере Малого катехизиса, связанного с именем Петра Могилы. Этот текст был издан в Москве в составе «Собрания краткия науки об артикулах веры». Мы уже обратили внимание, что цитаты из него вошли в сборник подготовительных материалов к Поморским ответам (Р. 563), причем с указанием на осуществление издания при поддержке верховной власти и с одобрения патриарха. Эта информация должна была, по замыслу составителей, подтвердить его авторитетность. Старообрядцы, естественно, отрицательно относились к Петру Могиле, но тем не менее использовали текст Малого катехизиса. В сборнике Р. 563 находим неоднократное упоминание этого имени при описании книги, но всякий раз оно называлось не для того, чтобы придать авторитетность цитируемому тексту, а в связи с необходимостью уточнить, какое издание имеется в виду.
В одном случае речь шла не о тексте, а об изображении, которое приводилось в качестве аргумента в пользу использования восьмиконечного креста. Поскольку этот фрагмент показателен во многих отношениях, приведем его полностью: «Книга киевския печати болшия, в десть. Леитургион. Сие есть Служебник... Ниже: Благо-сло исправлением преподобнейшаго господина отца кир Петра Могилы, архимандрита сия святыя Лавры Печерския. В сей же, второе изданный, лета бытия мира 7136-го, смотрения же Христова 1629. А на другой стороне крест трисоставный и на нем распят Исус Христос... Ниже: А печатан бысть сей Служебник по совету архиепископов Иова, митрополита Борецкого, и Исайи Копинского, и Смоленского, и Черниговского, и Исайи Луцкаго и Острожскаго, и Паи-сея Холмскаго. И властными руками своими подписали»185. Для сравнения приведем описание этого издания современными книговедами: «Служебник. - Киев, тип. лавры, 2-е изд. 1 .IV. 1629 (27.V.7136-1 .IV. 7137). <.. ;> Служебник "исправлен" и издан Петром Могилой. На л. 4 нн. напечатано "свидетелство" (одобрение) текста за подписью собора трех епископов во главе с киевским митрополитом Иовом Борецким...»186 Мы, естественно, сознательно опустили здесь описания листовой формулы, иллюстраций, орнамента, которых не могло быть у старообрядцев. В остальном наблюдается большое сходство. Староверы, жившие в начале XVIII в., удивительно точно выбрали характерные признаки конкретного издания, вполне соотносимые с используемыми современными книговедами при научном описании. Для составителей сборника в данном случае важно было зафиксировать изображение именно восьмиконечного креста в издании, связанном с именем архимандрита Киево-Печерской лавры Петра Могилы, впоследствии ставшего киевским митрополитом. Чтобы придать еще большую убедительность этому факту, они воспроизвели текст с перечислением православных епископов Киевской митрополии, одобривших издание. Старообрядцы воспользовались возможностью указать на факт, поддерживающий их точку зрения. Упоминание в данном случае имени киевского митрополита обусловлено необходимостью уточнить, о каком именно издании идет речь.
В Поморских ответах отсутствует вопрос о том, кто был автором православных Катехизисов. Они прочно вошли в круг авторитетных. Например, ссылка на Большой катехизис предварена такой характеристикой эпохи: «В лета же богоизбраннаго царя Михаила Феодоровича и в христоукрашенную паству благодатнаго всероссийскаго пастыря, святейшаго патриарха Филарета, Российская Церковь православием беззазорным сияющая бе и восточным патриархом Феофаном Иерусалимским засвидетельствованная и вельми похва-леная». Выговцы подчеркнули, что «истинность православия» в период патриаршества Филарета была засвидетельствована похвалами восточного патриарха. Только после прославления Русской Церкви последовало указание на изданный в это время Катехизис Лаврентия Зизания: «Яже в Катихисисе, таяже и в Кирилове священней книзе О крестном знамении древлецерковнаго учителя Феодорита блаженнаго писание предлагает» (с. 256). Выговцы, подтверждая свою позицию, неоднократно ссылались и на Малый катехизис187.
В то же время в Поморских ответах было сформулировано резко отрицательное отношение к киевскому митрополиту Петру Могиле. Отвечая на вопрос о «несогласиях в восточней Церкви», выговцы в качестве последнего, восьмого пункта указали на отклонение от православия «белорусцев». Сославшись на «Соборное изложение о белорусцех» патриарха Филарета, в котором отмечались «несогласия церковныя в самех тех христианех», в частности на «тогда бывшее у них обливание», они отметили, что «и у киевскаго митрополита Петра Могилы в Потребнице188 повелено в крещении обли-вати не за нужду некую смертную, но свободне тако законоположе-но, еже есть противно апостольским и святых отец уставом... И посему познавается Петра Могилы и прочих таковых с древнею восточною Церковию не согласие, но сопротивление» (с. 25). По мнению выговцев, текст Требника свидетельствовал об отклонении Петра Могилы от православия189, поскольку в нем было «повелено в крещении обливати». Это позволило выговцам сделать вывод, что Петр Могила и «ему подобные» не только «не согласны» с восточною Церковью, но и «сопротивны» ей и, естественно, не могут считаться «истинно православными».
В ответе на 50-й вопрос выговцы еще раз обратят внимание на «неправославие» киевлян. Статья 35 этого ответа называется «О обливаемом крещении» и звучит так: «В великороссийския Церкве митрополиях, в Киевстей и в Смоленстей, тайна святаго крещения яко в погружениих, тако во обливании заедино и действуется, и приемлется, еже показуется в книгах печати киевския, в книзе Требни-це велицем Петра Могилы и в книзе Мир з Богом, изданней в лето 1669-м. В Катехисисах, изданных при Петре Могиле, в лето 1645 и при Арсении Желиборстем, в лето 1646...» (с. 380). Здесь обращает на себя внимание то, что киевское издание Катехизиса Петра Могилы, послужившее основой для московского 1649 г., называется в ряду книг, в которых оформлены «уклонения от православия»190. Далее выговцы привели аргументы в пользу того, что «обливательное крещение» было не в традиции православия, а всегда воспринималось как обычай «латинский». И в заключение они делают следующий вывод: «По сим выше явленым свидетельством, яко от святых восточных учителей и российских святых архиереов, тако и от нынешних учителей, явствено показуется: еже в Киевской и Смоленской митрополии с подвручеными им и в прочих ныне действующееся в тайне крещения обливание не есть согласное святым апостолом и отцем тайнодействие, не есть восточный Церкве чиносодержание, но римския Церкве чинообычествование. Чесого ради нам и сомнение подавает» (с. 384).
Таким образом, с одной стороны, в Поморских ответах московское издание Катехизиса (1649 г.), связанного с именем Петра Могилы, о чем старообрядцы были прекрасно осведомлены, неоднократно цитируется, т.е. его текст считался авторитетным. Об уважительном отношении к нему свидетельствуют и дошедшие до нас рукописи, написанные на Выгу, в которых Малый катехизис воспроизведен слово в слово191. С другой стороны, сама фигура митрополита ассоциировалась у старообрядцев с окончательным «уклонением киевлян от православия» и характеризовалась исключительно отрицательно. Такое двойственное отношение не оставалось неизменным. Постепенно в старообрядческой среде стала преобладающей более четко сформулированная отрицательная оценка этого деятеля Киевской митрополии.
Неизвестный автор сочинения «Объявление о малоросиянех»192, написанного в конце XVIII в., опираясь на авторитет Поморских ответов и развивая мысль о негативном отношении к Петру Могиле, высказался уже более определенно. Сочинение открывается заявлением: «В Малой Росии, в Киевской и Смоленской митрополии и в прочих местех, архиереи и прочий с ними в сомнении, непрвослав-ни суть сих ради...»193 Обсуждение темы автор начал с небольшой цитаты из «Книги о вере», где говорится об отступлении жителей Малой России от православия в 1595 г.: «В "Книге о вере" напечатано, во главе 30, лист 272: В 595 лето по тысящи жителие в Малой Русии к римскому костелу приступили и на всей воли римскаго папы заручную грамоту дали ему»194. Далее поясняется, что в данном случае речь идет о конкретной исторической ситуации: «Сие пишет (автор "Книги о вере". - Н.Г.) о владыках и о митрополите Киевском Михаиле Рагозе, уклоншихся во униатство. Тогда же и киевляне с прочими колеблющеся от православия к Риму уклоняхуся, под владением полскаго короля бышя»195. По мнению старообрядца, одновременно с унией началось «уклонение» к римским обычаям и в среде не поддержавшего ее православного населения Киевской митрополии. Все свои исторические экскурсы автор заключает следующим образом: «А от православия киевляне еще от времене 595 лета по тысящи помалу уклоняхуся, а от лет же Петра Могилы совершенно киевляне от православия уступиша, преже никониян, и изменения в Церковь введоша, и поныне в сомнении»196. Старообрядец далее разъяснил для читателя термины, которыми он оперирует: «Сие объявление о Киевской митрополии, иже нарицаются в Книге о правой вере и в Кирилове малоросияне. А в Низовых (Дьяконовских. -Н.Г.) и Олонецких обоих ответех, на никониан и киевлян от староверцев, киевлян пишут белорусцами»197. Это очень важное замечание, позволяющее установить причину употребления защитниками старого обряда понятий «киевляне», «малоросияне» и «белорусцы» как синонимов.
Церковные реформы Петра Могилы старообрядец охарактеризовал как подобные реформам патриарха Никона, проведенные в Киевской митрополии еще до раскола в Русской Церкви. Таким образом интерпретировать точку зрения автора нам позволяют его неоднократные заявления, что Дьяконовские и Поморские ответы, которые он активно цитирует, написаны староверами против «никониан и киевлян»198. Автору важно было показать отклонение от православия киевлян, окончательно оформленное, по его мнению, благодаря деятельности митрополита Петра Могилы. Предложив эту историческую схему развития событий, старообрядец перешел к конкретным обвинениям в адрес «киевлян», сформулировав их в 70 пунктах, озаглавленных «Объявление сомнения199 и изменений, их же содержат малоросияне»200. Среди них выделяются упреки в изменении обряда крещения, в замене двуперстия на троеперстие, в «отложении» трисоставного креста и т.д. Из этого перечня обвинений, которые выдвигались старообрядцами и против никониан, мы можем сделать вывод, что защитники старого обряда в конце XVIII столетия явно осознавали сложность проблемы отношения к творческому наследию Киевской митрополии в связи с неприятием внесенных митрополитом Петром Могилой новшеств. В то же время написанный им Катехизис старообрядцы по-прежнему цитировали. Однако к концу XVIII в., когда окончательно было определено отношение к личности автора как исключительно отрицательное, сам Катехизис уже не рассматривался в качестве безусловно авторитетного символического текста. Этот вывод напрашивается, если обратить внимание еще на одно сочинение - «Извещение», дошедшее до нас в составе того же сборника201.
В описании сборника, составленном И.А. Бычковым, «Извещение» охарактеризовано следующим образом: «Вероятно, такого рода "извещения" брались раскольническими общинами от "сомнительных" своих членов, в твердости которых "древлеправославию" не были вполне уверены»202. Скорее всего, в данном случае мы имеем дело с письменным Исповеданием веры, составленным в конце XVIII в. для рядовых членов старообрядческой общины203. Этот текст был включен в поморский сборник, поэтому мы можем отнести его к выговской традиции. Обращает на себя внимание фрагмент, когда приверженец старого обряда перечисляет сочинения катехизического характера, на которые он ориентировался и собирается далее следовать их «предписаниям»: «Яко во всей жизни моей держах и ныне содержу и исповедую и впредь исповедовати буду святую православную веру во едину святую единосущную и неразделную Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, во едино Божество, и о смотрении Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, Сына Божия, якоже Афанасий великий, архиепископ Александрийский, и Анастасий, патриарх Антиохийский, и Кирил Александрийский, и святый Максим Исповедник вопросоответными изложениями научают»204. В данном случае перечислены только древние катехизические сочинения, имевшие хождение на Руси205. Все они вошли в сборник «Собрание краткия науки об артикулах веры», т.е. в московское издание (1649 г.) Катехизиса Петра Могилы. При перечислении сохранен даже порядок статей в данном сборнике, но текст, написанный Петром Могилой, не включен в этот ряд. По-видимому, к тому времени Малый катехизис уже не являлся безусловным авторитетом для старообрядцев, хотя из него охотно цитировались отдельные фрагменты, способные подкрепить позицию защитников старого обряда. Это явно отголоски традиции, идущей от начала века, когда московское издание Малого катехизиса (1649 г.) староверы включили в круг авторитетных и первоначально даже называли имя автора, не считая, что оно компрометирует текст.
Мы сознательно обратили внимание только на те ответы вы-говцев, в которых нашла отражение проделанная ими работа по защите московских изданий, определяемых нами как адаптированное для русских читателей творческое наследие Киевской митрополии. Анализ вопросов епископа Питирима и иеромонаха Неофита позволил проследить, каким образом представители официальной Церкви постепенно все более определенно формулировали мысль о несоответствии этих текстов ортодоксальному православию. Старообрядцы сумели достаточно убедительно доказать свое право апеллировать к ним как к «утверждающим» традицию «древлеправославной» Церкви. «Литовские» книги, используемые выговцами еще более широко, чем в сборниках подготовительных материалов, служили вескими аргументами в пользу отстаиваемой точки зрения.
В 1745 г. Феофилакт Лопатинский, архиепископ Тверской, опубликовал свой труд «Обличение неправды расколническия...»206, где попытался представить аргументацию выговцев в Поморских ответах как не очень убедительную. Сделано это было не совсем удачно, поскольку он не смог на должном уровне, который хотя бы приблизительно соответствовал степени освоения старообрядцами древнерусского культурного наследия, опровергнуть приведенные выговцами свидетельства. В качестве типичного примера его «обличения» можно привести рассуждение по поводу текста Слова «О крестном знамении» из собрания сочинений Максима Грека: «Есть таковое Слово в книзе Максимовой, но его ли сочинения сие Слово? Весьма невероятно, болше подозрително, что таковое Слово сочинено от некоего любящих расколническое перстов сложение и в числе Слов, от Максима написанных, положено. Еже зело удобно могли они сотворити»207.
Совсем иначе подходили к критике источника старообрядцы. Они делали это вполне профессионально, даже с точки зрения научных методов палеографии, археографии более позднего периода, благодаря чему в Дьяконовских и Поморских ответах им удалось с блеском осуществить разоблачение подложных Деяния на Мартина-еретика и Требника Феогноста. Анализ данного материала позволил В.Г. Дружинину сделать вывод об овладении старообрядцами методами палеографии уже в начале XVIII в., те на целое столетие ранее появления славяно-русской палеографии как научного направления. Исследователь отметил, что это было сделано не ради «научных целей, а ради практических»208. А.Т. Шашков на материале старообрядческого сборника (Е. 383) наглядно показал, насколько профессионально работали старообрядцы с рукописным наследием Максима Грека209. Официальной Церкви, естественно, трудно было что-то противопоставить такому подходу к освоению наследия Древней Руси.
«Обличение» Феофилакта Лопатинского могло только придать еще большую авторитетность Поморским ответам, которые и без того были популярны в среде защитников старого обряда. Они расходились в большом количестве рукописных списков и пользовались спросом у представителей всех согласий как поповского, так и беспоповского направления. Это вполне объясняется тем, что Поморские ответы были написаны на завершающем этапе заочной дискуссии староверов с представителями официальной Церкви. В них собраны убедительные аргументы в поддержку старообрядческой точки зрения по обсуждаемым вопросам нововведений. Е.М. Юхименко, обратив внимание на церковно-археологичес-кие разыскания старообрядцев, нашедшие отражение в Поморских ответах, пришла к важному для нас выводу: «Глубокое знание иконографии, указание основных атрибутивных признаков предмета (материал, техника, наличие надписей), приемы внешней и внутренней критики источника, точная фиксация его местонахождения и воссоздание на основе письменных данных истории его бытования свидетельствуют о формировании искусствоведческого подхода в изучении отечественных древностей. Старообрядческий опыт церковной археологии является важным этапом в становлении этой области научного знания»210. Не менее высоко, как мы уже неоднократно отмечали, оцениваются исследователями и результаты освоения выговцами рукописного наследия Древней Руси. Поморские ответы свидетельствуют также и о том, что важное место в системе авторитетов заняли старопечатные книги, причем не только московские, дониконовские, но и «литовские». Творческое наследие Киевской митрополии в первой четверти XVIII в. активно использовалось выговцами и стало восприниматься в качестве весомого аргумента. Объяснялось это тем, что в московских изданиях сборников «Кириллова книга», «Книга о вере», Большого и Малого катехизисов была зафиксирована традиция «древлеправославной» Церкви, а «литовские» книги привлекались якобы только те, которые «согласны с восточным православием». Поэтому старообрядцы уверенно отстаивали перед лицом представителей официальной Церкви свое право считать их авторитетными. Это они с блеском продемонстрировали сначала в Дьяконовских, а потом и в Поморских ответах.
О том, что творческое наследие Киевской митрополии было освоено старообрядцами и прочно вошло в систему их книжных авторитетов, нам позволяют говорить и их эсхатологические построения. Старообрядческое учение о «конце света» было положено в основу идеологии согласий, поэтому прежде всего следует обратить внимание на систему доказательств важного утверждения о якобы уже состоявшемся воцарении в мире антихриста. В этом случае особенно важны были репрезентативные тексты. Анализ аргументации может помочь прояснить и систему книжных авторитетов.
185. Р. 563, л. 35
186.Украинские книги кирилловской печати... С. 24.
187.См., например, ответ 5 (с. 54).
188. Имеется в виду следующее издание: Требник (Евхологион). Киев, 1646. Описание издания см.: Украинские книги кирилловской печати... С. 32—33, № 93.
189. Вероятно, выговцы в данном случае опирались на тексты русских иерархов второй половины XVII в., в которых подробно разбирались все «уклонения в латинство». Высказать такое предположение позволяет дошедший до нас сборник, составленный и частично написанный поморским автором Тимофеем Андреевым (1745—1808). Он переписал текст из сочинения иерарха Русской Православной Церкви второй половины XV11 в. Афанасия Холмогорского «Щит веры», озаглавленный так: «О книгах новосоставленных в Малой России от учения и от обычаев латинских...». Это цитата из «Беседы 3. Показание, како римскаго костела зломудрие в противность святей Церкви о пресуществлении святыя евхаристии ввержеся в российския книги». В этом фрагменте мы находим отрицательные характеристики «киевских» книг, в том числе и изданного при Петре Могиле Требника. Он и открывает ряд «книг на словенском языце», в которых нашло отражение «уклонение от православия»: «Требник, именуем болшой, печатан при киевском митрополите Петре Могиле в Киево-Печерском монастыре в лето мироздания 7154, от Рожества Христова 1646. В нем же глаголет пресущсствлятися Святым Даром словесы токмо Господними, без призывания Святаго Духа. Суть и инныя противности во оном Требнице под именем святыя восточный Церкве, яко обливание младенцем место погружения... И иная погрешения во оном Требнице обретается» (РГБ, ф. 17, собр. Барсова, № 352, с. 286—287). Ср.: Афанасий Холмогорский. Щит веры. - БАН. П.1.В.8, л. 130 об.-132. За указание на эту рукопись благодарим Т.В. Панич
190. Старообрядцы явно в данном случае имели в виду то, что в киевском издании допускалось крещение «обливанием», в московском эту часть ответа опустили. На данное обстоятельство обратил внимание С. Голубев: «...часть сего ответа в киевском издании: "Тые бовем Слова с трояким ораз погружением албо поливанием совершают крещение", в московском издании сокращены так: "Тая бо словеса с тремя погружении совершают крещение"» (Голубев С. Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники. СПб., 1898. Т. 2. С. 482).
191.Об этом более подробно см.: Шафферт Е.Л. Православный Катехизис и Выговское старообрядческое общежительство // Тр. XLII Междунар. науч. конф. «Студент и научно-технический прогресс». Новосибирск. 2004. С. 18.
192. РНБ, О.XVII.50 (конец XVIII - начало XIX в., 463 л.) л. 203-209. Описание сборника см.: Бычков И.А. Каталог собрания славяно-русских рукописей П.Д. Богданова. СПб., 1893. Вып. 2. С. 167-177, № 53
193. РНБ, О.XVII.50, л. 203.
194. См.: Книга о вере. Л. 272 об.
195. РНБ, О.XVII.50, л. 203.
196. (Там же, л. 203 об.
197. Там же.
198. «И во ответе от староверцев на никониан и киевлян написано сице...» (Там же, л. 205).
199. Слово «сомнения» написано над строкой, над вытертым словом «ересей».
200. РНБ, O.XVH.50, л. 204 об.-209.
201.Там же, л. 192-194. Нач.: «По молитве. Аз нижеподписавыйся право-славныей християнин пред вся ведущим творцем Богом и пред всею тварию сим писмянным извещением о себе самом извествую вправду...»
202. Бычков И.А. Каталог собрания славяно-русских рукописей П.Д. Богданова. С. 171.
203. О существовании традиции письменного исповедания веры у старообрядцев см.: Ивановский Н. О беспоповщинской исповеди: Публичная лекция, читанная в г. Казани 6 апреля 1869 года. М., 1871; Мальцев А.И. Краткая формула исповедания веры у староверов-странников // Старообрядчество: История, культура, современность. М., 2000. С. 62—69; Робинсон А.Н. Исповедь-проповедь (о художественности «Жития» Аввакума) // Историко-филологические исследования: Сб. ст. к 75-летию акад. Н.И. Конрада. М., 1967. С. 358-370
204. РНБ, О.XVII.50, л. 192-192 об.
205. Об этом см.: Макарий, митрополит Московский и Коломенский. Православно-догматическое богословие. М., 1999. Т. 1. С. 37-53.
206. Феофилакт Лопатинский, архиеп. Тверской. Обличение неправды расколническия, показанные во ответах выгоцких пустосвятов на вопросы честнаго иеромонаха Неофита, ко увещанию и призыванию их к Святей Церкви от Святейшаго Правительствующаго Синода к ним посланнаго. М., 1745.
207. Феофилакт Лопатинский, архиеп. Тверской. Обличение неправды расколническия..., л. 13 об.
208. Дружинин В.Г. Поморские палеографы XVIII столетия. С. 3-56.
209. Шашков А.Т. Максим Грек и идеологическая борьба в России... С. 80-87
210. Юхименко Е.М. Старообрядческий опыт церковной археологии. С. 363
Гурьянова Н.С. Старообрядцы и творческое наследие Киевской митрополии / Н.С. Гурьянова; отв. ред. Н.Н. Покровский; Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т истории. — Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2007.-379 с.
|