Книжница Самарского староверия Четверг, 2024-Дек-26, 07:02
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Книжная культура старообрядцев [52]
Центры книгопечатания [6]
Рукописные книги, переписка книг [13]
Старообрядческие писатели [26]
Старообрядческая словесность [14]
Книжные собрания [20]
Круг чтения староверов [26]
Новые издания старообрядцев [21]
Летописи [6]
Рецензии старообрядцев [6]

Главная » Статьи » Книжность. Книгоиздательство » Книжная культура старообрядцев

Малышев В.И. Пижемская рукописная старина (Отчет о командировке 1955 года). Ч.5

50.  Стих   об    Иосифе   Прекрасном   и    стих   о   райской птичке и иноке,   1916 г., в 4-ку, 12 лл., полуустав, без переплета. Стих об Иосифе Ирекрасном, без начала. В конце книги запись: «Велел писать сии стихи Прокопий Тимофеевич Поташов. Писал Стефан Афиногенович Носов, 1916 года, апреля 7».

 

51.       Сборник  духовных  стихов, новейшего письма, в 8-ку, подражание полууставу,  тетрадка  в   бумажной  обложке.   Содержание:   стихи Плач Иосифа Прекрасного, о распятии Христовом, об умилении души и на рождество Христово.  На нижней  обложке  имеются  записи  о  погоде, датированные декабрем  1924 г. 

 

52.   Стих   о   смерти, новейшего письма, в   16 долю листа,   10 лл.,полуустав, без переплета.

 

53.  Сон   Богородицы,   новейшего   письма,  в 8-ку, 3   лл.,   начала текста недостает, тетрадка без переплета.

 

54. Два   отрывка   из   сочинений   протопопа   Аввакума (из «Послания» к неизвестному), конца XIX—начала XX веков, 6 лл., полуустав, тетрадка в бумажной обложке с заглавием в рамке. Гектографированное старообрядческое издание, возможно, купца Безводина. 2. Церковно-служебные   рукописи

 

55. Псалтырь    с    добавлениями,    второй   половины   XV   в., в 4-ку,   185 лл., красивый прямой полуустав,  переплет XV в., досчатый, с четырьмя железными жуками и одним медным «жуком», кожа переплета не сохранилась.   Водяной   знак   буква «Р»   с  раструбом   внизу и бантом в середине, с цветком наверху. Лл.  1—14 и  153—185 дописаны позднее: лл. 1—14 — в XVI в., лл. 153-—185 — в конце XV в. На внутренней стороне нижней крышки переплета запись:  «Лета 7081   (1573 г.) марта в...день подписал сию книгу многогрешной Ондрейко Яковлев сын Попов».

 

56.  Триодь постная, 1542 г., в 4-ку, 318 лл., полуустав, переплет досчатый, покрытый черной замшей. На последнем листе рукописи имеется 31» следующая запись: «В лето 7050 (1542), месеца апреля в 27 день, и на память святаго священномученика Симеона сродника господня по плоти, почата бысть книга сия писати, глаголемая треодь, в обители святыя и живоначальныя Троица Сергиева манастыря, при державе государя, великого князя Ивана Васильевича всея Руси, и при внуце его благородном великом князи Дмитрие Ивановиче всея Руси, и при освещенном митрополите Симоне всея Руси, и по благословению Троицкого Сергиева монастыря господина игумена Серапиона, духовнаго настоятеля. А написана бысть книга сия месяца июня в 6 день и на память преподобнаго отца нашего Сысоя, а рукою многогрешнаго раба божиа Василиа». В конце руко¬писи есть помета от 1672 г. о продаже Триоди калужским (Васильевским) попом Григорием. Возможно, рукопись была написана для игумена Серапиона и принадлежала ему, о чем свидетельствует часть владель¬ческой надписи «Серапиону», сохранившейся на приклеенных к нижней части переплета листах из нотно-крюковой рукописи XVI в. Имеется еще несколько помет XVII—XVIII вв., не представляющих особого интереса. 

 

57. Пролог    полугодовой     (сентябрь—февраль),    первой половины XVI в., в лист, 515 лл., полуустав, письмо в два столбца, переплет досчатый, покрытый орнаментированной кожей, с одной уцелевшей  медной застежкой. Водяной знак бумаги — перчатка с пятиконечной звездой. Внизу по листам имеется длинная надпись скорописью конца XVII в , из которой видно, что холмогорец Федор Иванов сын Шебунин купил этот Пролог в Неноксе у ненокшанина Михаила Иванова сына Трапезникова за Девятнадцать алтын.

 

58.  Златоуст, середины XVI  в., в лист, 524   лл.,   полуустав,   переплет досчатый,  покрытый  черной  кожей,  с одной  сохранившейся  медной застежкой.  Филигрань — перчатка   с   шестиконечной звездой. Начальные два   листа   XVIII   в.,    на   первом — небольшая   заставка,   нарисованная красками.

 

59.  Пролог  полугодовой (март—август), конца XVI в., в лист, 5І0  лл.,  полуустав,  от   переплета   сохранилась   лишь   половина   нижней доски с одним медным «жуком». Сохранность плохая, многие листы порваны, распад бумаги.  Водяной   знак — небольшой   кувшин   с   цветком   и буквами «RA».

 

60.       Пролог     (декабрь—февраль),    конца    XVI—начала    XVII   в., в лист, 306 лл., полуустав, переходящий в скоропись, письмо в два столбца, переплет досчатый, покрытый орнаментированной кожей. Водяной знак —кувшинчики, в том числе кувшинчик с двумя ручками, цветами и буквой «М»   посредине.   Записи:   1)   крестьянина-устьцилемца   Емельяна   Авраамовича Чупрова о покупке им книги «за два целковых»; 2) Емельяна.Иванова о том, что данный Пролог достался .ему по «даровщине»; фамилия и имя   написаны   при   помощи   простой   буквенной   литореи    (тайнописи);3) Ивана Ал. Чупрова. Все три надписи сделаны в XIX в. Авраам Чупров — основатель в XIX в. деревни Авраамовской (на Пижме), Емельян —сын его.

 

61.  борная    нотно-крюковая    рукопись,   конца   XVI   в., в 8-ку, 184 лл., полуустав, переплет досчатый, покрытый орнаментированной кожей, одновременный с рукописью. На л.   104   об.   помета   Соликамского посадского  человека Ивана  Свалова.  На  л.   138 большая   (во  весь лист),  раскрашенная  красками  и  чернилами  буква   «С»  служит  началом следующей записи:  «Сия тетрать   Александра   Свалова   сына   Усольца».Рукопись   содержит   Октоих,    Стихирарь   и   другие   служебно-певческие тексты. 

 

62.  Минея   служебная   (общая),   XVI в., в 4-ку, 182 лл., полуустав, без переплета. Сохранность плохая, начала и конца недостает.

 

63.  Сборная служебная рукопись (Акафист и Молитвослов), конца XVI—середины XVII в., в 16 долю листа,  153 лл., полуустав, переплет досчатыи, покрытый орнаментированной  кожей.  Акафист написан в конце XVI в., Молитвослов — в XVII в., имеет имя переписчика — Леонтия. На листах рукописи несколько владельческих помет XVIII—XIX вв.: 1) Осипа Терентьевича Носова и 2) сына его Петра Осиповича.

 

64.  Сборник    нотно-крюковой    (Ирмологий,   Обиход   и   др.). первой половины XVII в., в 8-ку,  178 лл., полуустав, переплет досчатыи, обтянутый орнаментированной кожей. В рукописи несколько владельческих записей и помет XVII   в.  с датами,  в  том  числе  Дементия  Меркульева (от  1640 г.), Василия Меркульева и вытегорца Леонтия Богданова сына Лиханова (подписал брат его Ивашко). На л.  15 дата от 1655 г.

 

65.   Ирмологий    нотно-крюковой,   конца   XVII    в.,   в   8-ку, 210 лл., полуустав, переплет досчатыи, покрытый черной орнаментированной   кожей.   В   начале   текста   имеется   заставка-рамка,   исполненная   черными чернилами.

 

66.  Сборник   нотно-крюковой   (Ирмологий,   Октоих,   Обиход, Стихирарь), конца XVII в., в 8-ку, 351 лл., полуустав, переплет досчатыи, покрытый кожей. В рукописи имеются две небольшие заставки, исполненные черными  чернилами.  Владельческие  записи:   1)   Трифона  Ивановича Дуркина, XVIII в.; 2) Прокопия Евлампиевича Чупрова, 1862 г.

 

67.  Стихирарь,   нотно-крюковой,    конца   XVII   в.,   в   8-ку, 70 лл., полуустав, переплет досчатыи, покрытый орнаментированной кожей, нижняя часть кожи переплета не сохранилась.

 

68. Часовни к,   XVII в., в 8-ку,  121 лл., полуустав, переплет досчатыи, покрытый орнаментированной кожей. 

 

69.  Сборник    нотно-крюковой    (Ирмологий,   Октоих,   Стихирарь праздничный и др.), XVII в., в 8-ку, 292 лл., полуустав, переплета нет. Начало рукописи отсутствует.

 

70.  Октоих   крюковой,  начала XVIII  в.,  в 8-ку,   152 лл.,  полустав,   переплет   досчатыи,   покрытый   черной   орнаментированной   кожей. На л. 4 об. запись почерком XVIII столетия: «Сию книгу писал Иван Кирилов. Хорошо с Ивана рука, цесьна, дорога, приятная людем. Хороша, кажет люди, почетати, похваляте и величате его руку.  Люди и  знают  и люди писать посылают ему». 

 

71. Октоих    и    Стихирарь   праздничный,   первой   четверти XVIII в., в 8-ку, 247 лл., полуустав, переплет досчатыи, покрытый орнаментированной кожей, с двумя медными застежками.  Семь  заставок,  исполненных  красками,  и  одна  заставка-рамка,   написанная   красками,   чернилами   и   золотом.   Помета   крестьянина-устьцилемца   Ивана   Мяндина о стоимости книги в 10 рублей и владельческая запись Григория Агаркова (XIX в.). 

 

72. Октоих   крюковой,  конца XVIII   в.,   в  4-ку,  204  лл.,  полуустав, с 16 заставками в красках и золоте и с 16 большими киноварными инициалами,   переплет   досчатыи,   .покрытый   черной   орнаментированной кожей.    Рукопись   поморской,   выго-лексинской,    работы.    В   конце—запись   от   1805   г.   о   продаже   Октоиха   Александром   Ефремовым   Ефиму Семенову   за  двадцать  рублей.  Тут же  круглый   именной   штамп  Ивана Родионова  Кислякова  из  Усть-Цильмы,  а  на  первых  листах  его  личная роспись.

 

73.  Чин     скитского     крещения,    конца    XVIII    в.     (бумага 1790 г.), в 8-ку, полуустав, без переплета, тетрадка. 

 

74.  Чин     исповеди     женщин     (скитский,    поморский), конца XVIII в.  (бумага  1789 г.), в 8-ку, 32 лл., полуустав, переплет бумажный, оклеенный черной кожей.

 

75.  Октоих  нотно-крюковой,   конца XVIII в., в 4-ку, 214 лл., полуустав,  переплет  досчатый,  покрытый   черной   орнаментированной   кожей, сохранилась одна медная застежка. На л.   1  заставка-рамка в Красках и золоте. На л.  1 об. инициал «Р» написан красками и золотом, тонкой художественной  работы.  Имеется  именной  штамп  Клеона  Мартыновича Носова из деревни Загривочной  (Пижма).

 

76.  Устав   иноческий,   начала XIX в., в 8-ку, 35 лл., поморский полуустав, без переплета.

 

77.  Отдельные листы из разных рукописей XVII—XIX вв.,   17 лл.

 

 

1 Труды ОДРЛ, VII, стр. 469—480; XI, стр. 425—439.

2 Н.Е. Ончуков. Печорская старина. Известия ОРЯС АН, X, кн. 2, 1905, стр. 339.

 

3 Сведения о рукописях, печатных изданиях и других предметах, поступивших в Рукописное отделение Библиотеки имп. Акад. Наук в 1903 году. СПб , 1904, стр. 10, 27, 42, 54 и др Здесь даются сведрния о 14 рукописях, привезенных Н. Е Ончуковым с Печоры См. также: Н. Е. Ончуков. Печорская старина. ИОРЯС, кн. 3, стр. 223-228.

 

4 H.Е. Ончуков. Печорская старина. ИОРЯС, кн.  3, стр   212.

 

5 Н.Е.Ончуков.    О   расколе   на   низовой   Печоре.    «Живая   старина»,   1901,вып. III—IV, сгр. 441.

 

6  С.В. Максимов. Год на Севере. Часть II. Собрание сочинений, т.  IX, СПб.,изд    «Просвещение»,   без   указания   года,  стр    342.  

 
7 Л.П.Лашук Этническая история Печорского края Автореферат кандидатской диссертации   Сыктывкар,  1954, стр   830    Древнерусская литература   т   XII

8 Повесть   эта   имеет   следующее   заглавие:   «В   Архангельской   губернии,   в   Мезенском  уезде содеяся  в нынешнем  7252  (1744)   году».  Есть, впрочем, и  несколько измененные   заглавия.   Нами   приобретено  на  Пижме  два   списка   XIX   века   этой   повести;третий,   наиболее   полный   список,  тоже   XIX   века,   был   найден   в   деревне   Рочеве   на Цильме в   1954 году   В статье пользуемся  третьим списком.

 

9 Н.Е.Ончуков. Печорская старина. ИОРЯС, кн. 3, стр   216.

 

10 Н.Е.Ончуков О раскопе на низовой Печоре. «Живая старина», 1901, вып. III—IV, стр 447 С.В. Мартынов относит дату окончательного закрытия скита к  1854  году  (С.В.Мартынов   Печорский  край,  И.   СПб., 1905,  стр.14).

 

11. Публикуется  в Приложениях  (II, №  2)

 

12 См . Приложения, I, № 34.

 

13 Н.Е.Ончуков. Печорская старина. ИОРЯС, кн.  3, стр.  228.

 

14 См.письмо   лексинца  Семена  Дорофеевича  к пижемцу Ивану  Евстафьевичу

 

от   1824  года   (Приложения,   II,    4)    Пижемские  старообрядцы,  как  и большинство старообрядцев   Карельского   Поморья,   относились   к   беспоповцам    Службу   у   них   вели «старцы  праведного  жития»,  на  деле,  однако,  отличавшиеся  нередко  далеко  не  праведной  жизнью

 

15  Описание этого сборника см.: Труды ОДРЛ, VII, стр. 476—480. Более подробно описан нами теперь; см.:  Приложения, I, № 35.

 

Труды Отдела древнерусской литературы / Академия наук СССР. Институт русской литературы (Пушкинский Дом); Отв. ред. И. П. Еремин. — М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1956. — Т. 12. — 657 с.

Категория: Книжная культура старообрядцев | Добавил: samstar2 (2008-Дек-17)
Просмотров: 1979

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz