Можно предположить, что уже в ближайшем будущем на одной из конференций, посвященной старообрядчеству, обязательно прозвучит выступление на тему «Истории проведения старообрядческих конференций», в котором будет представлена их подробная хронология, анализ докладов, тематики и состава участников.
За последнее десятилетие некогда узконаучные семинары по проблемам истории и культуры староверия переросли в традиционные конференции с участием не только ученых, но и самих старообрядцев. География этих мероприятий затронула все места компактного проживания данной этноконфессиональной группы, а само старообрядческое сообщество часто выступает либо организатором, либо соучредителем этих форумов.
Уже сложились определенные нормы по порядку проведения конференций, по тематике докладов и, соответственно, по издаваемым на их основе сборникам. Безусловно, формы проведения конференций во многом заимствованы из научной среды, что неудивительно, так как это явление в старообрядческом сообществе появилось именно оттуда.
Ни для кого не секрет, что все чаще на старообрядческих конференциях звучат доклады самих староверов, посвященные отдельным аспектам истории и этнографии, археографии и иконописания. Не буду судить об их профессиональном уровне и ценности, а также об их значимости для старообрядчества и науки. Естественно, само по себе это явление не может не радовать, так как, на мой взгляд, это лишнее подтверждение тому, что в старообрядческой среде немало интеллигенции, отличающейся широким кругом интересов и знаний. Кроме того, это еще и позитивный пример сотрудничества староверов с представителями научных кругов.
Разумеется, доклады староверов посвящены не только вышеназванной тематике, но и современному положению как в отдельных общинах, так и в регионах в целом. Как правило, в них затрагиваются проблемы духовной жизни и общественной деятельности старообрядческих сообществ на текущий момент. При хорошем стечении обстоятельств, не без настойчивого давления со стороны представителей науки, по материалам конференции издается очередной сборник. За счет «экзотичности» темы и малого тиража данные издания довольно быстро становятся библиографической редкостью, они весьма востребованы у научных работников и всех интересующихся данным вопросом. Но сейчас не хотелось бы останавливаться на судьбе этих книг в научном мире, лучше рассмотреть их роль и значение для староверов.
Попадая в старообрядческую среду, эти издания, как правило, пользуются большим уважением из-за авторитетности научной части и традиционного почитания книжности. Дополнительную ценность в глазах староверов эти издания приобретают в том случае, если публикуемые материалы связаны с их родными местами и известными личностями. Но наряду с указанными положительными фактами почему-то возникает ряд вопросов совсем иного характера, особенно в тех случаях, когда организаторами конференций и последующих изданий выступают сами старообрядцы.
Обратившись к содержанию любого издания подобного рода, можно увидеть стандартную структуру «типового» научного сборника, когда вначале помещается либо вступительная статья организаторов, либо приветственная речь какой-либо важной персоны. Конечно, возможны и другие варианты: от введения, написанного большим «авnоритетом», до излюбленного - «от редактора». В опубликованных докладах также присутствуют сложившиеся каноны и правила. Все это в большинстве случаев «разбавлено» вкладышами с фотографиями предметов материальной культуры староверов, их портретами или снимками участников мероприятия. Для придания староверского «колорита» и своеобразия название сборника печатается стилизованным под «устав» или «вязь» шрифтом.
Но в какой мере данный сборник можно считать староверским, и выполняет ли он те задачи, которые мог бы выполнить? Отдаю себе отчет в том, что позиция критики без какого-либо собственного предложения, тем более в таком щекотливом вопросе, как изменение сложившихся и «каноничных» правил, выглядит по меньшей мере несерьезной. А поднимая вопрос о необходимости «книжной справы» сборников материалов староверских конференций, маловероятно рассчитывать на всеобщую поддержку. И все же, на мой взгляд, сложившееся положение требует некоторых изменений, но еще раз повторюсь, это касается прежде всего публикаций по результатам конференций, издаваемых староверскими обществами.
Переходя к сути своего предложения, начну с обзора участников конференции «от старообрядцев». В основном на такие мероприятия приглашаются наиболее авторитетные и инициативные лидеры общин, представители старообрядческой интеллигенции, а также люди, имеющие определенный вес и влияние в конфессии. Что же доносит до собравшихся на форуме, а затем до читателей издания эта своего рода старообрядческая «элита»? Фактически получается так, что по своей тематике и направленности доклады староверов ничем не отличаются от докладов представителей науки, но при учете разницы в «весовой категории» - то есть на фоне научно подготовленных материалов - выступления староверов часто существенно проигрывают.
Бесспорно, многие работы по краеведению, современному положению, истории отдельных общин необходимы и интересны, возможно, что на некоторые вопросы профессионалы даже не стали бы тратить время или не заостряли бы на них внимания. Но намного прискорбнее тот факт, когда чей-то доклад ограничивается рамками регламента конференции и изданием только в сборнике статей, хотя качество и актуальность представленного в нем материала указывают на то, что эта работа достойна отдельного издания. Аналогичная картина наблюдается и в докладах духовных лиц, когда выступление связано либо с сетованиями на падение нравов и снижение числа прихожан, либо замыкается на констатации догматических основ вероучения. В результате иногда получается так, что в книгу попадает статья, которая более уместна в ежегодном церковном календаре или периодическом старообрядческом издании.
Еще один момент, характерный для такого рода сборников, - их «всеядность». Тематический и географический диапазон зачастую настолько широк, что в сборнике могут оказаться и результаты экспедиции археографов в Верхокамье, и анализ особенностей лексики староверов Латгалии. Понятно, что подобные публикации расширяют кругоор староверов, но насколько такое издание будет востребовано и интересно общине староверов где-нибудь на Украине или в Эстонии? Очевидно, что сборник, составленный по правилам научного мира, вряд может служить образцом для составления старообрядческих сборников. Как мне кажется, в данном случае разумнее делать издания, связанные или общей проблемой, или одним регионом.
Возвращаясь к тематике докладов староверов, хочется отметить практически полное отсутствие статей полемического характера, определяющих направление развития общины, предостерегающих от ошибочных увлечений, распространяемых в обществе, и о действиях, несущих вред староверию. Иначе говоря, старообрядческая «элита» в своих докладах не задает вектор развития сообщества и не регулирует его идеологию ни в религиозном, ни в социальном плане. По сути, сборник материалов очередной конференции служит в основном только интересам научного мира и становится типичным образцом академического издания. Думается, если частично изменить тематику докладов староверов и актуализировать их выступления вышеназванными проблемами, издание вызовет намного больший интерес у тех же ученых и одновременно выполнит более существенные задачи в среде староверов.
Сложившаяся на сегодняшний день ситуация не идет на пользу старообрядчеству и требует изменений. На мой взгляд, предпочтительнее издание сборника, в который вкупе с докладами ученых, с учетом региона или освещения заданной проблемы, будут включены статьи, обсуждающие насущные, вопросы определяющие развитие староверов. Думаю, что отказ от такой догматики не несет никаких революционных изменений и он не будет во вред старообрядчеству.
В качестве примера достаточно обратиться к староверским сборникам прошлого, которые составлялись и переписывались: они имели большую популярность и хождение в старообрядческой среде. Также не менее важным мне кажется и характер оформления этих изданий. За редким исключением в оформлении книг используется традиция и стиль староверской книжности, а вводимые инновации ограничиваются простым набором шаблонных приемов.
К большому сожалению, в иллюстративном ряду никак не представлены работы современных старообрядческих иконописцев и рисовальщиков. Не призывая к возвращению иллюминирования книг миниатюрами, все же не вижу ничего положительного в низведении оформления книги до уровня набора документальных фотографий. Здесь так же, как и в случае с текстовым содержанием, хорошим примером могут служить образцы книжности прошлого. Пересмотр нынешнего отношения к оформлению современной старообрядческой книги будет только способствовать развитию самобытной традиции староверской книжности и даст возможность читателю познакомиться с современными образцами творчества и их исполнителями.
Считаю, что предложенная мной «книжная справа» современных старообрядческих сборников является своевременной, крайне необходимой и полезной
П.Г. Варунин,
Председатель Союза старообрядческих общин Эстонии
Древлеправославный календарь на 2008 год - Рига
|