Что ни год, какой - нибудь скорбный умом, назвав себя старовером, начинает на людях дурью маяться. То в тайгу убредет, то в землю закопается… Лживые страшилки, сочиненные когда-то для противостояния расколу, охотно тиражируются некоторыми современными писателями, представляющими староверов полусумасшедшими религиозными фанатиками. Действенно для легковерных и склонных к «съезду крыши». А так – то бред все это, конечно. Здоров был кержак-старовер, трезв, чистоплотен, трудолюбив, плодовит, мыслил здраво и ко всякой дурости был исключительно не склонен.
Они сами себе не удивлялись. Это уж потом, когда их свели всех начисто, удивляться стали. Как это, без крика, да указу, да саме собой жили? Да без порки ребят ростили? Да без команды хлебушко сеяли, да без команды жали? И как это они своим умом мужицким думали-то?!
И поскольку понять никак не получалось, хором обвинили кержаков в консерватизме, косности и упорной приверженности к отжившей традиции. Слушать даже смешно. Какая отжившая традиция?! Чистоплотности, семейственности и целесообразности всей жизни? Где это она, интересно, в России бытовала и уже отжила?
Есть ли все же тайны в старой вере? Есть, конечно. Старообрядчество – сложнейшее историческое и социальное явление. Я думаю, что до настоящего понимания «мужицкой веры» еще очень и очень далеко. И мои рассуждения тематически намеренно сужены, это попытка показать естественнонаучный аспект старообрядчества. Поэтому просьба не ругать за то, что я не отобразила то-то и то-то. Другие отобразят. А я попытаюсь отобразить то, что думаю я, физик. Почему-то сразу предполагается атеистический взгляд. Это совершенно неверно.
Как ученый-естественник я довольно долго занималась экспериментальной физикой. То есть диалогом с Природой, единственным доступным для нас творением Всевышнего. Единым во всей Вселенной, с едиными законами для самых отдаленных галактик. С бесконечной сложностью большого и малого. Такие занятия быстро вырабатывают представление о том, как ничтожно слаб ум человеческий. И как смешна гордыня тех, кто считает, что способен донести свой голос до Творца, и его способ единственно надежный...
В начале было ... что? СЛОВО? Нет. В начале был ЛОГОС (так в греческих оригиналах). А это, в точном переводе - ЗАКОН. (Сравните: гео – логия, био- логия…) И все, что доступно человеку - "следуя за мыслью Творца" (Ньютон), постигать Природу. Законы Творца, сложность которых бесконечна, разворачиваются в процессе изучения, и нет ничего такого, что могло бы их изменить. Творец - не депутат Госдумы, законы создавал не для того, чтобы самому их нарушать.
С точки зрения физика крестьянин – кержак - мой коллега, он был в постоянном диалоге с Творцом, с Природой, он такой же естествоиспытатель, как и я. Но крестьяне, лишенные доступа к образованию, не имевшие коммуникативных средств для интеллектуальной связи с обществом, могли фиксировать достижения ума только в своем образе жизни.
Крестьяне – староверы относились к труду на земле с такой же истовостью и с таким же трепетом, как к молитве. Собственно, это и была своего рода молитва. Крестьянин постигал великие Законы, пытался стать со-Творцом, образуя семейную Вселенную. Дом, скотина, поле – все это устраивалось по образу и подобию Божию.
Сожаления достойно то, что культурная» часть российского общества смотрела на крестьянство с пренебрежением, на жизнь его – как на темноту, отсталость, дичь и дурь.
«Оне, бесы-те, так и кишат кругом, ты токо их не видишь! Ночью ищут посуду не мытую,да всяку грязь. Уж тамока имя, бесовьям -то полноё раздольё. И женятся, и свадьбы играют, и бесенят родят. А как ты исть из посуды станёшь, оне тебе в рот заскочат и загубят». Ну, заменим слово «бесы» на слово «микробы». И задумаемся, что эти представления возникли не позже 15-го века. И «темная, отсталая»раскольница, произносившая эти слова где-нибудь в 17веке, была далеко впереди Европы всей, еще не создавшей науку гигиену. Наши раскольники во времена Екатерины II умели противостоять даже чуме, хотя и не знали слово «карантин».
Думаю, что крепчайший сплав естественнонаучных, морально-этических, организационных и догматических принципов – итог коллективного мозгового штурма, буквально народный интеллектуальный подвиг, и назвали впоследствии мужицкой верой, древлеправославием. Точнее, часть этого и только в том виде, который был доступен интеллекту 17-го века. Усилиями идеологов раскола народное знание, как говорят социологи, было вербализировано и рационализировано: превращено в связное мировоззрение. И хотя бы в таком виде интеллектуальные достижения наших предков стали известны обществу. Не случись раскола – и не знал бы никто.
Значительная часть культурного наследия кержаков уже утрачена, поскольку утрачен их образ жизни, а интеллектуальные достижения крестьян по-прежнему не ставятся ни во что. Потому что обычное и привычное часто кажется простым…
Вот такая простая фраза: крестьянин сеял рожь. Что тут интересного?! Ну, крестьянин. Ну, сеял. А рожь – да кто ее не знает? Между тем тут на три слова две исторические загадки. Начнем с ржи. Точнее, с ржи озимой. Это растение сыграло огромную роль в истории России. Тут нет ни капли преувеличения.
Озимая рожь – сорняк по происхождению, везде считавшаяся всего лишь неистребимой примесью пшеницы. Рожь выживала в самые неблагоприятные годы, когда основной посев погибал. И черный ржаной хлеб считался хлебом неурожая. В древнерусских государствах озимую рожь сеяли только в новгородских землях, самых холодных, где пшеница просто не вызревала. Именно на возделывании ржи и вырос великий северный крестьянин – новгородский крестьянин, создавший так называемую паровую систему земледелия.
Сеемая в середине августа, рожь подымается на осенних дождях и кидает свои корни на глубину до 1 метра, ей уже никакие сорняки нипочем. Рожь очищает, облагораживает землю, справляется даже с таким злодеем полей и огородов, как пырей. Важно и то, что семенной материал ржи не надо целую зиму хранить, оберегать от выпревания, подмерзания и грызунов. Таким образом, рожь просто идеальна для посева на вновь возделываемых землях. Именно с рожью наш крестьянин и прошел Урал и Сибирь, дал основу для жизни на этих просторах. Если бы не было собственного хлеба – жить здесь никто бы и не смог. Урал – зона самого северного в мире семенного растениеводства.
Рожь, способная расти даже на самых бедных и, что очень важно, закисленных почвах (а у нас именно такие), очень резко увеличивает урожай при внесении навоза. Хочешь иметь хороший урожай – держи скот. Рожь резко увеличивает урожайность, если посеяна именно тогда, когда нужно. Не раньше и не после. Умирать готовься, а рожь сей – так мужики говорили.
Поскольку рожь в спелом состоянии быстро осыпается, жнут ее в состоянии восковой, то есть неполной спелости. Если сжать раньше, чем нужно, зерно получится тощее, урожай ниже, всхожесть хуже. Если запоздать – зерно осыплется. Так что рожь – это высший крестьянский пилотаж, она требует мастерства, ответственности и огромного, поколениями копимого опыта. И определенной зажиточности. Бедняк, не имеющий справного хозяйства, никогда хорошего урожая не получит. В наших краях рожь умели как следует выращивать только одни кержаки - староверы.
Ими активно использовалась и так называемая «роща», то есть та же рожь, сразу после уборки смоченная и пророщенная в темноте. Вот пшеницу сразу после уборки проростить невозможно, требуется яровизация, то есть обработка холодом. Она ж весной всходить должна, пшеница-то, а не осенью! Рожь в этом смысле просто вне конкуренции.
Именно рожь и была веками основой экономической независимости кержаков. Роща - исторически первое и до сих пор непревзойденное сырье для самогона. Вятские предки пермских крестьян и были создателями, а впоследствии основными поставщиками этого сырья. Госмонополия на винокурение в России то усиливалась, то ослабевала, а мужики – они всегда при своих. У нас в Пермской губернии к тому же под боком Удмуртия, где всегда гнали свою кумышку, хоть им триста раз запрети. Выгода была двойная. Во-первых, всегда был рынок сбыта для ржи. Во-вторых, будучи свирепыми трезвенниками, сами кержаки водку и самогон не пили, а пили ржаную брагу и квас, делаемые из рощи. Это были напитки каждого дня, жидкий хлеб.
Вы только задумайтесь: напиток из пророщенного зерна – каждый день! Современная наука в качестве сенсации подает: прорастающее зерно, его ростки и корни обогащены биологически активными веществами, они настоятельно рекомендуются для детского питания, а также для восстановительных диет. А кержаки сей уникальный продукт употребляли – веками, каждый день… Не отсюда ли знаменитая кержацкая плодовитость, клокочущая жизненная сила?
Рожь по-прежнему каждое лето наливает колос на наших полях, а вот большинство других элементов традиционного образа жизни крестьянина в настоящее время утрачены. Это касается, например, такой тонкой материи, как морально - психологические и организационные основы старообрядческого сообщества. Удивительного там было немало.
Сторонний человек, если бы его пустили в крестьянскую избу, тесноту увидел бы, места, мол, в избе всего ничего, а народу полно. Саме мужик с хозяйкой, да старуха, да ребят сколь-то, не то четвёро, не то восьмеро. А имя-то не тесно! И удивляться нечему. На руке пальцам ведь не тесно? Ну и семейным не тесно. Дом - обиталище единого многоголового существа – кержацкого семейства. У каждого место есть. И днем и ночью, и на молитве, и за столом. Как у пальцев на руке.
Как из зыбки на ножонки стал – в хоровод на празднике поставят. Ухватится человечик за сестер-братовьев, да так до конца жизни их уж не разнимешь. И робить каждому есть что. И каждый сам знает и видит, что делать. А уж если кого забросит судьба далеко от родных (на службу солдатскую, к примеру) – письмецо напишут при первой возможности. Удивляешься ныне, читая эти письма. Считай все письмо – приветы да поклоны. «Кланяемся тебе, сестрица Маремьяна, от белова лица до сырой земли…» И далее все приветы да поклоны семейным своим, от старого дедушки до младенца в зыбке. «А ходит ли к нам любезный дядюшка Алексей Филимонович? Ему от меня тоже привет сказывайте»
В отечественной художественной литературе всегда сквозило некое недоумение: где именно находится народная мудрость? Как ни странно, в понимании этого существенную помощь оказывают современные информационные технологии. А именно представление о «распределенном знании». Современные компьютерные сети представляют собой распределенные базы данных, то есть совокупность относительно маломощных компьютеров, объединенных в огромные системы. Наши российские интеллектуалы никогда не могли понять, почему каждый отдельный крестьянин не производит впечатления большого мудреца, а мудрость народа все же откуда-то берется?! А это и есть информационная мощь сети.
Вот смотрите: в России староверов власти веками гнобили, как могли. Диаспора, что в Прибалтике, что в Канаде, что в Бразилии - жила, как хотела. В России выходцы из староверов - созвездие блестящих имен купцов, предпринимателей, изобретателей, ученых... Ну, Рябушинские, Морозовы, Третьяковы - на слуху. В наших краях - масса купцов, гениальные изобретатели на Демидовских заводах, те же создатели паровоза братья Черепановы и тд.
Крупнейший экономист, лауреат Нобелевской премии Василий Васильевич Леонтьев (Жил в США с 1930 г. Всю жизнь мечтал осчастливить Россию, но Россия не захотела.) Дед - старовер-крестьянин, отец уже - петербургский купец.
Иван Ефремов, известный писатель-фантаст, мыслитель, крупнейший ученый-палеонтолог. Его дед, Харитон Ефремов, из заволжских староверов, за стать взятый в Семеновский полк, в Петербург, там и оставшийся. Отец Ивана - уже приличный купец. А Иван, со всей кержацкой энергией и неописуемой одаренностью ушел совсем в другие области деятельности.
Кого выдвинула зарубежная староверческая диаспора? Вроде бы и никого.
Коллективизация уничтожила основы основ жизни традиционного крестьянства, в том числе и старообрядческого. … Уничтожение кержачества еще долго понимать будут. И до тех пор не поймут, пока умы понимающих не очистятся от высокомерия. От уверенности, что сами они, образованные люди, находятся, конечно же, на более высокой ступени развития по сравнению этими лапотными работягами. Что насильственно, порой с кровью устанавливаемая иерархическая пирамида подчинения одного человека другому, а множества людей – одному есть постоянно прогрессирующая форма российской жизни. Атомизированное индивидуализмом и вооруженное личной свободой западное общество видится уж вовсе недосягаемым идеалом. Тогда как семейное согласие и устанавливаемое на этой основе сообщество – архаично, допотопно, словом, примитивно.
Это высокомерие настолько укоренилось в мозгах отечественных мыслителей, что не убеждает их ни многовековая хозяйственная успешность, ни народ, здоровый физически, интеллектуально и морально. Народ, способный мгновенно встать вровень с любым интеллектуальным достижением человечества, освоить его, развить и к себе приспособить. Обреченность «архаики» сомнений ни у кого не вызывает. И то, что в России она в конце концов была погублена, видится в таком контексте делом хоть и печальным, но закономерным. Мол, старое-то гибнет всегда при столкновении с новым.
На самом-то деле погибла сложная, тонкая система людских взаимоотношений, многовековой социальный опыт самоуправления.
Эта структура уничтожена куда более грубой, примитивно-людоедской. Что ж, и такое в истории бывало. И то, что обезлюдела деревенская земля, одичал народ, выродился, извелся – тоже нового ничего нет. Много есть на земле мест, где только ветер песок переметает по руинам исчезнувшей цивилизации, а где-то и руин уж незнатко, глубоко песком занесены.
|