Книжница Самарского староверия Вторник, 2020-Апр-07, 04:43
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Культурная традиция староверия [41]
Старообрядческая культура сегодня [17]

Главная » Статьи » Культура: общие вопросы » Культурная традиция староверия

Богатенко Я.А. В защиту старины

Манифест  17 октября и последующие льготы, дающие старообрядцам возможность вздохнуть более свободно за 250 лет всякихъ притеснений - мало по малу приближают старообрядчество к тому времени, когда исповедующий по своим обрядам христианскую религию, имеет неотъемлемое право жить и чувствовать так, как свойственно венцу творения Божия - человеку.

 

Самое же святая святыъ каждаго старообрядца - его религия - была причислена к „вреднымъ" сектам, обряды назывались кощунствомя, а к наименованию   епископа, священника и диакона неуклонно и неизменно  прибавлялась  оскорбляющая религиозное  чувство - частица „лже".  Лже-епископ, лже-поп, лже-диакон.

 

Получив право открыто пользоваться  свободой вероисповедания, старообрядцы дружно и деятельно принялись действовать, чтобы наилучшим образом использовать  благоприятное время. Повсеместно стали созидаться новые храмы, уже не в виде простого дома, как это дозволялось ранее, а с главами, крестами и колокольней. Прежние же стали перестраиваться и расширяться, не стесненные прежними ограничениями и многочисленными условиями, на каких ранее дозволялась перестройка и ремонт молитвенных домов.

 

В эту эпоху возрождения старообрядчества, как нельзя более подходящее время для того, чтобы обратить серьезное внимание на архитектуру старообрядческих храмов и на иконопись, их  украшающую.

 

Характерная особенность старообрядчества заключается в том, что в любом отношении, разумеется, имеющем какую либо связь с религией, - оно старается сохранить заветы прошлого, не желая уступать влиянию времени, иногда производящему разъедающее влияние и на понятия, сделавшиеся уже заветными и священными. Таковы, например, правила, раз на всегда установленные о чине богослужения, о характере церковного пения (крюкового - вполне самостоятельного и не имеющего ничего общего с нотным итальянским, введенным повсеместно в церкви господствующей), чтения и многих обрядов (до покроя платья духовенства включительно), неразрывно связанных с прошлым временем, когда еще не было разделения  религии.

 

Все правила и религиозные обычаи, бывшие в полной силе и всеобщем употреблении в дониконовское время, старообрядчество старается сохранить и теперь, ревниво и строго охраняя их от всеизменяющего времени, с одной стороны оправдывая свое название – старообрядцы.

 

Нельзя не признать, что в этом стремлении оградить свою самобытность от иноземного, западного влияния – есть глубокое и твердое убеждение, а не простое чувство упрямца, не желающего сделать даже незначительной уступки времени. Как бы широко не развивалась жизнь, как бы не прогрессировал человек и все, окружающее его, но есть вещи и понятия, стоящие вне этого прогресса, вне влияния на них и всегда неизменно – твердо звучит их голос среди эволюции жизни. Догматически непреложными и неприкосновенными становятся все заветы прошлого, имеющие тесную связь с религией и с отвлеченными понятиями ее о глубоком, внутреннем значении.  

 

 С этой точки  зрения, все обряды и обычаи от   давних   времен   и   по   легкомысленному, поверхностному    взгляду многих,  имеющие чисто внешнее  значение, - имеют глубокий внутренний смысл, вполне оправдывающий их вечную неизменяемость.

 

Вышесказанное мнение въ сильной степени относится и къ архитектуре (внешнему виду) старообрядческихъ храмовъ. Много времени тратится на сбор денег для постройки новаго храма, много суждений по поводу плана и наружнаго вида, всем хочется, чтобы он был удобен, красив, поместителен и в то жо время был бы выстроен по образцу старинных храмовъ, каждый подает свой советь, и наконец - храмъ готовь... Но увы! - При всем его удобстве, поместительности и даже относительной красоте, зависящей от вкуса строителей, въ новом храме, в его внешней архитектуре, по большей части нет и  намека на древнюю, своеобразную красоту старинных византийских и новгородских храмовъ. Выстроена церковь - каких много, без всякаго стиля, характера и трудно выделить ее,  какъ старообрядческую,  из массы других храмовъ...

 

Отчего же это происходить? Оттого, что архитектор, не зная и не вникая въ дух старообрядчества, строит по своему вкусу храм, своею внешностью ничуть не отличающийся огь множества церквей самой ординарной, безхарактерной архитектуры, и прихожане-жертвователи или сами не совсем ясно представляють, что такое стиль и делают не соответствующия указания („ты сделай здесь вот карнизик, а здесь столбик, а там решеточку и т.д.), а чаще всего полагаются на вкус и знание архитектора, только смутно сознавая, что чего-то не хватает къ наружном, виде их храма, что-то не так, хотя это „что-то -самое ое ыштос, и с печальным недоумением слушают объяснения архитектора, не зная, что возразить ему.

 

Подобное же недоразумение зачастую происходит и с иконописью.   Если в первом случае  жертвователям-прихожанам прискорбно сознавать, что их новый храм не вполне соответствует духу старообрядчества, то иконы, хотя бы и искусно написанные. но не по образцу старинных - еще более не удовлетворяют их взглядам. Иконопись, как идейное искусство  и по большей части изобилующее отвлеченными   и   аллегорическими сюжетами - должно быть вполне самостоятельно и без всякой зависимости от требований современного натурализма   и реальности.

 

При соблюдении  упомянутых условий - иконопись, как нельзя лучше соответствует определению старообрядчества, уже высказанному ранее. Но для этого опять-таки необходимо ориентироваться (разобраться) в тех многочисленныхъ стиляхъ и особенностяхъ  иконописи, которыми она   отличается. Знание же иконописи во всех ее проявлениях доступно немногим -  и - въ результате, при заказе,  положим, целого иконостаса, - получается то же несоответствие с духом старины, о  котором я уже упоминал, так как очевидность этого несомненна.

 

Избегнуть таких недоразумени - касается ли это иконописи или архитектуры храмовъ - очень нетрудно, хотя и зависитъ это не только оть желающихъ придерживаться старины при постройке храмовъ или заказе иконъ.

 

Много книг издано по русской иконографии и церковной архитектуре, много бы пользы могли принести они строителям и созидателям храмов, - но издаются они, .во-первыхъ, въ очень ограниченном количестве экземпляров, а, во-вторыхь (и это - частое неудобство пользования ими) - цена этихъ изданий - по большей части несоразмерно высока и поэтому далеко не всем доступна. Кажется даже, что и издаются-то они, какъ историческия изследования для интересующихся древностями, но не для широкаго практическаго пользования ими.

 

А между темъ какое  громадное применение   имели бы они, если бы были издаваемы хот бы и не так роскошно с внешней стороны, хотя бы и на болеетонкой бумане, но по цене, доступной для всех.

 

Например, переиздать великолепную книгу Н. П. Кондакова: Новгорода и Пскова" - съ массой фотографий древних храмов русскихъ и снимками съ самыхъ старинных икон - было бы более чемъ желательно. Теперь же эта книга, как распроданное издание, стала   сильно  повышаться   в цене (Назначенная цена по 1 руб. 50 коп за выпуск)

 

Другие издания, не менее полезные в этом отношении, еще менее доступны по назначенной их авторами цене. Стоимость каждой книги по  иконографии и исторической архитектуре колеблется между 5 руб. н 25 руб., а иногда повышается и еще более.  Само   собокю   разумеется, что при такой   дороговизне, книги эти имеются только у лиц, более   или   менее состоятельных. Будь цена ниже - книга была бы несравненно более распространена и,  благодаря этому, принесла бы втрое более существенной пользы.  Помимо высокой цены, эти   полезныя издания печатаются почему-то почти всегда   въ   ограниченном   количестве и черезъ сравнительно короткое  время    цена    ихъ  все возрастает,   как за рас-проданныя издашя.

 

Приходится отъ души дать советъ авторамъ и издателямъ такихъ сочинений, чтобы они приложили все усилия для самаго широкаго распространения этихъ книгь, какъ необходимых въ настоящее время, — а для этого назначение наиболее доступныхъ ценъ - самое главное ycлoвиe.

 

Въ этомъ отношении старообрядцами кое-что уже сделано. При издаваемой ими "Народной Газете" (при первомъ издании,  которое вскоре было почему-то прекращено по распоряжению Московскаго градоначальника) каждый месяцъ прилагалась небольшая, но изящно изданная книжечка: „Изборникъ Народной Газеты". Въ ней, помимо статей, касающихся старообрядчества, время отъ времени помещались довольно отчетливый фототипии съ иконъ, наиболее известных и почвтаемыхъ. Большинство изъ вихъ изъ храмовъ Рогожскаго кладбища, известныхъ всему старообрядчеству. „Изборники" прилагались къ газете безплатно, а въ розничной продаже стоили только по 30 коп.

 

Благодаря этой цене, „Изборники" могли приобретаться лицами съ самыми ограниченными средствами. Польза же этихь выпусковъ   или подобныхъ имъ—очевидна.

 

Помещая въ нихъ снимки съ наиболее известныхъ по старине и искусству иковъ, издатели темъ самымъ давали образцы для новыхъ иковъ, исполняемых въ стиле изображенных.

 

Остается только пожалеть о прекращении этого издания и пожелать или  возобновления его или новаго издания подобнаго же рода книг по такой же доступной цене.

 

Для   более же пракгическаго   применения  их и для более широкаго и разносторонняго пользования - можно бы помещать в такихъ выпусках снимки со старинных храмовъ, давая таким образом образцы для вновь строющихся. Мало этого: можно бы помещать и необходимые сведения по части  стройки храмов, - примерные сметы, планы, образцы иконостасов в старинном духе и вообще все, что так или иначе может вызвать затруднения и долгие споры касательно стройки и украшения храмов.

 

Такие издания, помимо своего самостоятельного интереса - были бы прямо необходимы, служа практическим руководством для строителей и созидателей старообрядческих храмов.Благодаря помещаемым в них снимкам с древних храмов и старинных икон, планам и примерным рисункам иконостасов всевозможных размеров - многие драгоценные памятники старины не утратились бы от сокрушающего времени, но, возродившись во вновь строющихся старообрядческих храмах, - служили бы живым напоминанием о первых веках христианства.

 

Жизнь развивается все сильнее, заслоняя собою религиозные  памятники древняго искусства и среди водоворота событий скромно стоят они, забытые и затерянные. Только какой-нибудь любитель старины и древности одиноко любуется ими, стараясь проникнуть въ тайну ихъ своеобразной красоты и величия.

 

Нужно ли договаривать, что прямая обязанность старообрядцев - возродить эти величавые въ своей простоте памятники древняго искусства - созидая и украшая свои храмы сообразно съ заветами  далекаго прошлаго?...

 

Я. Богатенко

 

"Старообрядецъ", 1907, №1

Категория: Культурная традиция староверия | Добавил: samstar-biblio (2007-Окт-31)
Просмотров: 1469

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2020Бесплатный хостинг uCoz