Книжница Самарского староверия Пятница, 2022-Окт-07, 21:41
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [207]
Москва и Московская область [31]
Центр России [49]
Север и Северо-Запад России [93]
Поволжье [135]
Юг России [22]
Урал [60]
Сибирь [32]
Дальний Восток [9]
Беларусь [16]
Украина [43]
Молдова [13]
Румыния [15]
Болгария [7]
Латвия [18]
Литва [53]
Эстония [6]
Польша [13]
Грузия [1]
Узбекистан [3]
Казахстан [4]
Германия [1]
Швеция [2]
Финляндия [2]
Китай [4]
США [8]
Австралия [2]
Великобритания [1]
Турция [1]
Боливия [3]
Бразилия [2]

Главная » Статьи » История Староверия (по регионам) » Литва

Первый старовер на территории современной Литвы. Фрагмент из Дегуцкого летописца

<...> Лето 7187

Лит<овская> история

В сем году 1679-м прииде в Литву от страны Московския муж именем Тро­фим Иванов126, Бывший в царствование Алексея Михайловича, военнослужащий стрелецкой десятник под командою воеводы Мещерина, посланного разорить соловецкую киновию127, При котором будучи самолично видевший разорение святой обители, И страдание преподобных отец соловецких за древнеправославное свято <с. 121> отеческое благочестие, и от того самовидения прииде в великое умиление, раскаявся о своем зверском немилосердии к святым отцам. Тогда утаився от всех, оставляет российское отечество, приходит в литовскую землю128, и водворивися ту, пребысть до кончины своея, поведая со слезами всем людем случившееся в лето 7184 (1676) о розорении, святой обители, и о преподоб­ных отцех, пострадавших за древлеправославие церковное благочестие. Прииде же в старость глубоку, и некое время обдержим бысть болезнию телесною преставися с миром ко Господу в вечный покой, лета 7241 (1733)129. <...>

 

Хронограф 2004, 64-65.
 

 

Комментарии Г.В.Поташенко:
  

126 Трофим Иванов (не позже 1656—1729 (1733)) — видимо, один из первых старооб­рядцев-эмигрантов на территории современной Литвы. Т. Иванов был стрелецким десят­ником и под руководством воеводы И. Мещеринова участвовал в штурме Соловецкого монастыря на острове в Белом море, защитники которого с 1668 по 1676 гг. открыто сопротивлялись царским властям. Возможно, он был одним из 790 двинских или хол­могорских стрельцов, посланных в августе 1675 г. на Соловки на помощь полковнику Мещеринову. Следовательно, место его рождения - Поморье или Новгородский край. Год рождения установить трудно, но родиться он мог не позже 1656 г.

 

По-видимому, Иванов сожалел о своем участии в жестокой расправе над "отцами и страдальцами соловецкими" (из 500 защитников монастыря к лету 1676 г. уцелело лишь 14 человек; прочие погибли, многие были казнены или обречены на смерть уже после взятия монастыря-крепости; Сырцов 1888, 305). Пережив духовный кризис, к тому же оставаясь ревностным приверженцем старых обрядов (в то время для военнослужащих это было наказуемо вплоть до казни "смертью без всякого милосердия"), Иванов бежал с военной службы и вынужден был скрываться от преследования властей. В 1679 г., скорее всего благодаря личным связям со старообрядцами, ему удалось перебраться в ВкЛ.

 

Итак, главными и взаимосвязанными факторами его эмиграции были все усиливающееся преследование староверов и желание избежать наказания за побег с военной службы. Он прожил не меньше 73 лет, а перед смертью некоторое время "одержим бысть болезнию телесную". Умер в 1729 г. (или в 1733). Похоронен "в Кревне", т. е., вероятно, на старообрядческом кладбище Пущанской общины около Кряунос (ныне на этом полуост­рове существует старообрядческое кладбище Стирняй).

 

127.. .под командою воеводы Мещерина, посланного разорить соловецкую киновию... -восстание Соловецкого монастыря на острове в Белом море длилось с 1668 по 1676 гг. (по другим данным с 1666 по 1676 гг.). На последнем этапе восстания воеводе И. Мещеринову, находившемуся на Соловках с января 1674 г., было предписано ужесточить осаду, продол­жать ее и зимой. Монастырь обладал достаточными запасами продовольствия и вооруже­ния. Осажденные укрепляли боевые стены и могли долго продержаться. Но один из тех, кого восставшие удерживали в монастыре, показал стрельцам проход в стене. В январе 1676 г. царские войска завладели монастырем. Жестокая расправа над участниками вос­стания на севере России вызвала большое религиозное напряжение и злобу против лю­дей нового обряда. Вероятно, и Трофим Иванов, участник осады и штурма Соловецкого монастыря, пережил "внутренний кризис", вследствие чего раскаялся, бежал с военной службы и эмигрировал в ВкЛ.

 

128 ...приходит в Литовскую землю... - автор Дегуцкого летописца не уточняет, где именно "в Литовской земле", "в Литве" поселился и жил Трофим Иванов. Полагаем, что речь идет о современной территории Литвы. В старообрядческой летописи запись о Трофиме Иванове сопровождается пометой, в которой указывается, что это Литовская история. Однако, как показал анализ мест, приводимых в Литовской истории, все они находятся на территориях уездов бывшей Виленской губернии (до 1843 г.), расположен­ных в настоящее время главным образом на северо-востоке Литвы. Это позволяет с боль­шей уверенностью предполагать, что Иван Трофимов был первым или одним из первых старообрядцев-эмигрантов на территории современной Литвы. Такое предположение подтверждает и другой старообрядческий источник - Алфавит духовный. Он сообщает, что Трофим Иванов "умер в 7237 (1729 г.) в царствование Петра Алексеевича II и погре­бен в Кревне (в Пуще?)", т. е. вРокишкском районе современной Литвы (БАН, собрание В.Дружинина, №. 34, л. 71-71 об.).

 

129 ...преставися с миром ко Господу в вечный покой лета 7241 (1733)... - в другом месте этот же источник указывает иную дату смерти Трофима Иванова- 1729 г. (см. Хро­нограф 2004, 79).

 

Опубликовано: Поташенко Г.В. Староверие в Литве. Вторая половина XVII- начало XIX вв. Исследования, документы и материалы - Вильнюс: Aidai, 2006

 

 

Категория: Литва | Добавил: samstar2 (2008-Июн-26)
Просмотров: 1359

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2022Бесплатный хостинг uCoz