Меню сайта |
|
|
Категории каталога |
|
|
|
В разделе материалов: 58 Показано материалов: 21-40 |
Страницы: « 1 2 3 » |
В XVII в. Россия все теснее входит в соприкосновение с Западной Европой. В стране происходят значительные социально-экономические изменения. Они касаются и духовной традиции Московской Руси, затрагивают основы религиозно-нравственного мировоззрения людей. Однако данная работа посвящена не зарождению русского старообрядчества (хотя этот процесс напрямую связан с жизнью и деятельностью протопопа Аввакума), вернее не столько этому вопросу, сколько исследованию конкретной семьи, ее быта, уклада, взаимоотношений. Источником для такого исследования служит известное Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, которое дает уникальную возможность увидеть эту самую семью изнутри, сделав, конечно поправку на художественное, даже поэтическое изложение материала. |
27 августа в Русском доме (г.Даугавпилса - прим. "Самарского староверия") были подведены первые итоги проекта «Культурно-историческое наследие староверия», осуществленного силами старообрядческого общества «Беловодие»
Это общество объединило в себе интеллигенцию Даугавпилса, Екабпилса и Ливан. Министерство интеграции на конференции представляла Ирина Лочмеле. Главной темой обсуждения стали староверские кладбища. Выяснилось, что даже предварительное ознакомление с могильными памятниками латгальских староверов уже открыло новые страницы в истории старообрядчества.
|
При сватовстве у "поляков" более, чем у других групп русского населения Алтайского округа, учитывали взаимную склонность молодежи. |
Исчезновение культуры староверов-беспоповцев Верхокамья[1] происходит уже не один десяток лет, признается исследователями, с одной стороны, и последними наследниками этой культуры, с другой. |
Яицкий казачий городок - Уральск основан в 1584 году. Уральск старше своих соседей, поволжских городов. Самара появилась в 1586 году, Саратов основан в 1590 году. Гордиться бы уральцам своей историей да беречь священные камушки-кирпичики, да, видно, некому. |
В селах Верхнего Приобья живут многие потомки старообрядцев, тех, кто в XVII XIX вв. осваивали сибирские земли. Многие элементы их духовной культуры говорят о сохранении древних традиций, бытовавших еще в средневековой Руси. Исследование особенностей материальной культуры старожилов-старообрядцев в конце XIX — начале XX вв., проведенные автором статьи в течение нескольких последних лет при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, показывают, что и в домостроении эта тенденция была очень сильна. |
Семья - церковь! Как много сказано в этих двух словах. Какая широкая ответственность налагается на тех, кто призван хранить святость и чистоту этой домашней церкви. Муж, отец, жена, мать, свекровь, золовка... На каждого из них налагается свой круг обязанностей, своя «дорога», которой можно прийти ко спасению.
Отец и муж. Глава семьи.
|
Как известно, традиции, связанные с похоронно-поминальной обрядностью, являются наиболее консервативными и живучими. То, что для человека, пусть даже и живущего в начале XXI столетия, является потусторонним и непонятным, вызывает особый трепет. Подобная обрядность может сохраняться не только в относительно глухих и далёких от «цивилизации» районах, но и в непосредственной близости от крупных городов, в том числе и Москвы. |
К священнику читалки относятся по-разному. Есть среди них доверенные лица того или иного батюшки, проводящие у себя в деревне его линию. Есть и независимые, которым всё равно, у какого попа заказано заочное погребение. Появление священника на похоронах или поминках не любит ни одна читалка. Это автоматически означает потерю значительной части дохода. |
В остатках кладбища Выговской пустыни, которая существовала около 150 лет на Русском Севере, были обнаружены особые памятники - своеобразные резные деревянные кресты с двускатными крышами, под которыми обычно помещались резные иконы. |
«Ты прощай, прощай, наш Тихий Дон, А тебе, царю, шельме, не за что, Через тебя иду во неволюшку, Во неволюшку, во Туретчину. Умирать буду – я и там умру, Если жив буду, я опять приду, Я опять приду на Кубань-реку...» |
Отеческое наставление освященного Собора древлеправославной (старообрядческой) христианской Церкви христианам-старообрядцам, вступающим в брак, и их родителям |
Родильно-крестилъный цикл отражает общепринятую для русских структуру и содержит в себе три последовательных этапа, включающие обычаи и обряды, предшествующие родам, собственно роды, последующие за ними, связанные с этапами очищения и социализации. |
Припоминаю время моего детства (а это было около 70 лет тому назадъ), какъ жили тогда старообрядцы, какъ веровали, какъ исполняли все правила и обряды Церкви Христовой. А между тем в то далекое время не было постоянных священников, бывали они только проездомъ для исполнения необходимыхъ треб: крещения детей (из которыхъ иные, за неприездом священника, оставались по году и более некрещенными) и совершения таинства брака, а остальное все совершалось без священника. Священникамъ нельзя было долго оставаться на одномъ месте, так какъ за ними зорко следила полиция: чтобы скрыть их, приходилось нередко увозить их с навозомъ, или в соломе и сене. |
Археографические экспедиции новосибирских, а затем и екатеринбургских ученых сделали доступным для научного анализа массив документов канонического права, созданных в старообрядческих общинах востока России за последние три столетия. Эти вновь выявленные источники являются глубоко традиционными — обычай принятия «соборных постановлений», обязательных для членов одной общины, группы общин, всего конфессионального объединения присущ христианской цивилизации с момента ее возникновения. Он связан с важнейшим принципом соборности церкви, провозглашенным христианским Символом веры. И уральские староверы хорошо понимали и настойчиво подчеркивали эту традиционность, не упуская возможности подкрепить свои соборные постановления отсылкой к сходным, как им представлялось, статьям документов канонического права предшествующих эпох. |
Что мы знаем о старообрядцах? Пожалуй, только то, что они всегда были гонимыми, но очень стойкими в своей вере. От боярыни Морозовой до современной Агафьи Лыковой, схоронившейся в таежной глухомани от "злого мира", до нынешних эмигрантов-старообрядцев, разбросанных по всему свету. В настоящее время в штате Орегон на северо-западе США проживают сибирские старообрядцы, выходцы с Алтая Блиновы, Лаптевы, Лысовы, "харбинцы" Кузьмины, Кузнецовы, Якунины, "турчане" Ивановы, Петровы, Зайцевы...
Кандидат исторических наук, научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН Лидия Михайловна РУСАКОВА много лет изучает историю, быт, культуру, традиции сибирских старообрядцев в Америке. Выпускница МГУ, специализировавшаяся на средневековой Англии, она приехала вместе со своим мужем, Робертом Сергеевичем, в Академгородок и много лет проработала под руководством академика А.П.Окладникова. Бывала во многих экспедициях по Сибири, Восточному Казахстану, Америке, занимаясь исследованием крестьянского искусства, культуры и быта старожилов-сибиряков, покинувших Россию в дооктябрьский период, а также в первые послереволюционные годы и во времена коллективизации, и проживающих теперь в различных странах, в том числе и США. Предлагаем вниманию читателей её интервью газете "Честное слово". |
|
|
Форма входа |
|
|
Поиск |
|
|
Старообрядческие согласия |
|
|
Статистика |
|
|
|