Яицкий казачий городок - Уральск основан в 1584 году. Уральск старше своих соседей, поволжских городов. Самара появилась в 1586 году, Саратов основан в 1590 году. Гордиться бы уральцам своей историей да беречь священные камушки-кирпичики, да, видно, некому.
Есть у уральских казаков гимн свой, а в гимне этом слова такие:
Знают все икру Урала
И уральных осетров,
Только знают очень мало
Про уральских казаков.
Эти строки, написанные Н.Ф.Савичевым в XIX веке, актуальны и по сей день.
Строго, а порой просто безжалостно обходилась судьба с уральскими казаками.
Чем прогневали они ее, чем провинились?
В Бога верили истово, соборы и храмы возводили, "звериной любовью" любили землю свою, берегли ее, преданно и беззаветно служили Отечеству. Почему преданы и предаются забвению дела и помыслы уральских казаков?
В челобитной донцов, которую они подали царю в начале XVII века, читаем: "В которыя время царь Иван (Грозный) стоял под Казанью и по его государеву указу атаманы казаки выходили з Дону и с Волги и с Яика и с Терека, атаман Сусар Федоров и многая атаманы под Казанью служили..." Значит, и под Казанью поспели станичники наши!
А кто знает, что в Крым хаживали, да не один раз? А Смоленск в 1629 году защищали, а под Азовом 500 яицких казаков воевали и во взятии его в 1696 году участвовали. А Среднюю Азию вдоль и поперек прошли, а Кавказ?
В личном конвое князя Григория Александровича Потемкина 120 уральских казаков находились, а он кого попало в свой конвой не брал.
В Отечественной войне 1812 года два полка уральцев, входящие в состав армии Чичагова, громили армию Наполеона под Лейпцигом.
А еще казаки уральские "детями" природы слыли... Нововведений не хотели, "штата" и "солдатчины" не терпели. На все указы и приказы властей одним словом отвечали: "Не жалам!"
Шли из-за этого "не жалам!" на дыбу, на каторгу, под топор.
Боялись и сознавали, что любая реформа уводит их все дальше от милой душе и сердцу старины, лишает их самоуправления, воли казачьей. Воевала тогда Россия чуть не каждую "пятилетку". Перед тем как в битву послать, казаков по плечику похлопывали, по головушке гладили, хвалили.
"Вы у нас орлы-орловичи, зело способно воюете, холода и жары не страшитесь, айдати-ка в первых рядах, в страсть самую!"
А станишники, обиды простив и папахи снявши, крестились, за Веру и Отечество ураганом на врагов налетали А после войны не успевали, бывало, "Господи Благослови" сказать, как на Яике снова чин какой-нибудь замаячил.
И опять с доконом новым, то "наемке" отмена, то "штат", то шинель с мундиром.
И опять "не жалам!", и опять плеть, топор, каторга.
А тут снова война, и опять с лаской к казакам:
- "Да вы, да вы... соколы степные...", и снова в самое пекло, и опять в первых рядах. Так и жили, будто в колесе вертелись.
Наиболее меткую характеристику ментальности уральских казаков дал ученый-филолог Н.И.Фокин в книге "Уральские казаки в XX веке", типичные черты уральских казаков:
"...строптивость, честолюбие, ненависть к дисциплине - "регулярству", нежелание идти на компромисс, приверженность Старой вере, настороженное отношение ко всему новому... "
Это дела воинские, а жизнь-то была еще и мирной. Одно рыболовство что значит! Где еще так умно и умело было оно организовано? Каждый вид этого промысла название имел, место, строго определенное время, продолжительность, правила.
И кто еще, кроме уральских казаков, считал этот тяжелый труд, каковым является рыболовство, — а это холод, сырость, — праздником, случаем показать сноровку, удаль, широту души казачьей.
Современному человеку с развитым воображением легко представить жуткообворожительную картину багренья.
Стелются в бешеной скачке по снежной степи тысячи саней в одну лошадь, стоящие в них казаки с криком и улюлюканьем обгоняют друг друга, тащатся по снегу багры, привязанные к гужам хомуты, жаром пылают щеки "любушки", сидящей позади казака. Огонь и слезы в глазах обоих.
Очевидец, описывая картину багренья, отметил: "... даже у лошадей, приученных к сему промыслу, в глазах видно нетерпение скакать!"
Хоть летом, хоть зимой казак на печи не валялся и в избе не сидел.
В казачьей семье хозяин — мужчина, работящий, заботливый, рассудительный, трезвый. Жена к мужу обращалась по имени-отчеству или просто по отчеству, или еще проще - отец. Дети родителей называли: папаня, маманя, стариков: дедынька и бабака.
Слово отца — закон.
К женщине в казачьей семье отношение особое, уважительное. Всех от девчушки до бабушки называли родительницами.
Мать формировала климат в семье, строго блюла веру, являлась "мирилом в возникших конфликтах", "остужала" мужа, наставляла детей.
В тяжелые для Отечества времена, когда почти все казаки уходили на войну, казачки не только вели хозяйство, но могли и достойно встретить нежданного врага. Казачка не допустит, чтобы ее обидели, оскорбили телесно, увели в полон. Она лучше умрет, чем будет жить опозоренной.
Внимательный и любознательный человек по разговору сразу узнает уральского казака, говор его живой, насыщенный мимикой, жестикуляцией.
Есть в лексиконе уральских казаков слова, которые присущи только им. Например:
Гуманок — кошелек
Варка — рыбья голова
Унина — палка
Будара — лодка
Пазылки — вода после стирки
Кубатка — глиняная крынка
Батлак — густая, липкая грязь и т.п.
Только не думайте, что уральские казаки только воевали и рыбу ловили. География их интересов была обширна, самобытна, удивительна.
Область Уральского казачьего войска являлась своеобразным островом веры, воли, самобытной культуры, местом проживания непокоряемого народа.
Вкратце хочу также рассказать о подворье уральского казака, оно представляло собой прямоугольный участок, разделенный на три двора:
Первый двор — чистый.
Второй двор — скотный.
Третий двор — задний.
Избы, расположение в них комнат, назначение, размещение мебели в них на протяжении многих десятилетий, а то и веков оставались неизменными.
Начать описание следует с избы, так называли дом.
Открываем дверь посередине продольной внутридворовой стены дома и входим в сени.
Они делят избу так, что с одной стороны сеней располагается задняя, а с другой — прихожая и горница. В сенях снимают обувь, верхнюю одежду.
Напротив входной двери отгороженный легкой перегородкой чуланчик. Он неширокий, всего 1,5 метра. В чуланчике устроены полки под. крупу, соль, масло и т. д. Все продукты в посуде, закрытой крышками. В зимнее время в чуланчике находится питьевая вода в ведрах. Стоят ведра на лавке, каждое обязательно прикрыто крышкой.
Бабушки, бывало, так говорили: "Матри-ка, воне тот-та, который с рогами, по ночам блудит. У которой баби-та вода раскрыта, он в ней купатца. А солий-то (солью), езлива солоница (солонка) тожа ни покрыта, — вытиратца!"
А от этого и многие болезни потом у людей возникают. К переборке чуланчика на зимнее время крепится рукомойник, под который ставят поганое ведро. Здесь же в сенях стоит сундук. В нем одежда, обувь. Одежда для багренья, пимы (валенки), дорожные шали, полушубки, папахи и т. д. Все это добро пересыпано нафталином — от моли. Сундук в сенях (как и другие в избе) запирается на внутренний замок. Запирается не из-за боязни воровства, а для форсу (куража), потому что замок в сундуке с музыкой. Приятно семейству, доставая нужную вещь, послушать музыкальный перелив, создающий настроение. Полы застилают в сенях половиками, которые в других комнатах называются паласами.
Из сеней открываем дверь направо, входим в заднюю избу.
Перекрестившись на иконы, осматриваемся. Это комната родителей. Они не хотят мешать детям. Им надо спокойно помолиться, обсудить насущные дела, пораньше лечь, пораньше встать. В холодное время года вся семья питается в задней, в горницу с чашками не бегают. Главная здесь — русская печка. Для казачьей семьи печка — и кормилица, и грелка, и лекарка, и заступница.
Сложена печь из кирпича-сырца, который делают исключительно из песка и глины, и называется он кирпичики. Размер кирпичиков — 25х10х5см. Качество кирпичиков достигается знанием пропорций глины и песка. Не все умели их делать, чаще заказывали мастерицам, ведь делали их исключительно женщины. Делаются печи разного размера и формы. Каждый день, закончив стряпать, хозяйка подбеливала лицевую часть печки, потому что печь является лицом хозяйки.
Тут же, в задней, стоит стол с лавками. Стол длинный, потому что семьи большие. Стол покрыт скатертью, голый стол — позор хозяйке. На стене висит шкаф для посуды. Ближе к печному борову стоит кровать, на которой спят родители. Непростительный грех оставлять кровать не заправленной. Вернемся в сени. Из сеней открываем дверь налево и входим в прихожую. Прихожая отделена от горницы с одной стороны русской печкой, с другой — легкой переборкой. Прихожая — место, где спят сыновья, как холостые, так и женатые. В печке, которая стоит одним боком в горницу, а другим в прихожую, не варят, она для обогрева этих двух комнат. Женатые отделяются от холостяков или жесткой перегородкой, или занавеской. У женатого сына со снохой есть свой сундук. С рождением ребенка в потолок вворачивают крюк, на который вешают зыбку. Зыбка висит так, что ночью мать, не вставая с постели, может покачать ребенка. Если женатых сыновей оказывалось в семье двое, трое, то родители принимали решение или построить во дворе еще одну избу, или отделить старших совсем.
При этом свято выполнялся казачий закон — с отцом, матерью оставался младший сын, который и наследовал дом и все подворье.
Родители заранее распределяли все наследство никто не перечил воле родителей, поэтому наследственные споры у казаков были крайне редки.
В случае если женатый сын построился во дворе родителей, его семья только спала отдельно. Все остальное — питание, инвентарь, инструмент, скотина — принадлежало всем живущим на подворье. Такая система проживания устраивала всех. "В тесноте, да не в обиде", - приговаривали старики. От такой постановки семья была крепкая, дружная.
Горница - это девичья территория. Пышная девичья кровать, комод с зеркалом, подсвечниками, шкатулкой. В горнице, спиной к перегородке, отделяющей ее от прихожей, стоит горка посудная. Как правило, к избе пристраивалась келья для стариков. Вековые традиции уральских казаков предусматривали проживание в одном дворе, под одной крышей одновременно нескольких поколений. Мудрость и тактичность стариков удивляют. Дело не в том, что старики показывали свой норов, не желая сидеть с гостями за одним столом, а в том, что они не хотели показать свою телесную слабость. Глаза уже плохо видят, руки плохо держат ложку. Они не хотели смущать окружающих, не хотели чувствовать жалости. Так, например, Логин Луппович Селезнев — беспоповец, состарившись, поселился в келье, жил по своему уставу. Спал на голых досках, в голову вместо подушки укладывал плоский колбашек (кусок дерева), покрывался только тулупчиком. Лет до восьмидесяти был Благословенным дедушкой, исполнял духовные требы — крестил, венчал и т. д., Богу молился, жил тихо, благостно.
Сколько лет прожил — неизвестно точно, потому что не имел документов, но не меньше ста. Царство ему Небесное.
Бабака учила девчат молитвам, наставляла, какую траву и в какое время собирать, от какой хвори. Все лекарства, приемы лечения переходили от поколения к поколению, вооружая казачку необходимыми познаниями в медицине.
Далее по избному порядку сразу за кельей построен баз. Это прямоугольное строение с окном и дверью. В отличие от жилых помещений, в которых полы деревянные, в базу — земляные. Это помещение для хранения в нем конской сбруи, седел, инструмента, инвентаря. Около окна обязательно верстак для выполнения столярных работ. Хозяин строго следит за тем, чтобы каждая вещь была на своем месте. Бывало и так на Яике. Объявит доченька, что сегодня к ней жених придет, а папаня ее, казак "въедливый", желая узнать, каков хозяин зять будущий, ис-пыт устроит. Бросит специально в воротах топор, вилы, грабли, а сам из-за угла следит. Если войдет жених в калитку, через означенные предметы переступит, как ни в чем не бывало, и дальше проследует, папаня с ним и говорить не будет. А если войдет, да по привычке хозяйской поднимет вилы-грабли да к стене приставит, вот тогда да, поговорить можно.
Так же и свекровь будущая поступает, специально чашками-ложками стучать начнет, если девушка сидит без дела — плохо, а если подбежит к свекрови и спросит: "Не пособить ли чем?", вот тогда хорошего воспитанья, подумать можно.
Это не вымысел, приятный для казачьего сердца, так было на самом деле, традиции были такие. Что касается скрупулезного хранения каждой вещи на своем месте, это тоже традиция, идущая от дедов и отцов. Проживая в посто янной боевой готовности, казак был уверен — строевой конь здоров, накормлен, подкован. В любое время суток, в любую минуту казак готов к бою. Разбросанные где попало сбруя, оружие могли стоить жизни не только ему, но и всей семье.
Со временем многое менялось, наверное, так и должно быть, потому что в жизни нашей все преходящее, только память — вечная...
Современный Уральск сильно изменился. Нынешние уральские архитекторы не понимают, что вкрапление новых строений в старую часть города и использование ярких кричащих красок (зеленый, желтый, оранжевый, бирюзовый и проч.) ведет к потере его неповторимого лица. Это все равно что человеку в старом добротном пальто сверху на каракулевый воротник нацепить новомодный галстук. Практически не осталось и тех людей, которые могли бы остановить то, что сейчас происходит...
Уральск стоит более четырехсот лет, и оттого, что ныне город в другом государстве — в Казахстане, а не в России, как было более трехсот лет, это еще не основание для того, чтобы лишить имени его людей и сам город...
В статье использованы материалы из книг А.П. Ялфимова "На запольной реке", "Казачий норов", "Подворье уральского казака " и Н. Чеснокова "На куполах — столетний отблеск. Уральск сто лет назад ".
Неонила Лукьянова, Саратов
Старообрядецъ, 2008, № 42