"Не огорчайтесь, прошу вас..., потому что забочусь о вас, о вашем спасении, о вашем благонравии и желаю, чтобы вы, показав перемену к лучшему, первые положили начало добрым обычаям " (Св. Иоанн Златоуст, 4, 568).
Возлюбленные о Христе братие и сестры!
За последнее время во многих местах, в городах и селениях проявляются весьма небрежные и неподобающие отношения к христианскому браку и чину венчания и к брачным трапезам. Делается это или по незнанию христианских законов, или по изуродованности обычаев среди окружающих людей, не учитывая их вредности и греховности, или просто по невнимательности и нерадению, забывая цель и значение христианского брака.
Каждый же христианин и христианка должны знать, что христианский брак есть священное таинство, в котором при совершении установленных священнодействий чина обручения и венчания испрашивается и преподается Божие благословение жениху и невесте на сочетание их в брачную жизнь согласно изречений Священного Писания (Марк. 10, 7-9; Ефес. 5, 22-23; Евр. 13,4), чтобы при совершении установленных молитв чина обручения и венчания Сам Бог невидимо, через священнослужителя, славою и честию сочетал и венчал их на всю жизнь, жизнь мира и любви, жизнь брачной верности и полного благополучия и счастья, к достижению святости и вечных небесных чертогов Царствия Божия себе и детям (Ефес. 4,11-13;2Кор. 1,1-10). Брак - чин венчания совершается во Св.Храме. Нужно всегда помнить, что Св.Храм есть небо земное, особое жилище Божие и св.ангелов (Св.Симеон Силунский, гл. о храме). Во Св.Храме всегда нужно быть с подобающим благоговением и в приличествующих Св.Храму и молитвах одежде по чину и благообразию.
Брак - не зрелище, - взывает св. Иоанн Златоуст, - это таинство и образ великой вещи (Св.И.Златоуст 11, 404) здесь невидимо при совершении священнослужителем чина обручения и венчания. Сам Бог сочетает двух воедино. Здесь нужны: искренняя и усердная молитва к Богу и особое благоговейное настроение не только жениха и невесты, но и всех родных их и присутствующих в храме. Чтобы получить такие великие милости и благодать Божию, присущую брачной жизни. Нужно об этом с особым усердием и смирением просить Бога и святых его; нужно быть и достойным этого. Вот поэтому жених и невеста перед совершением чина венчания приготовляют себя молитвой и постом, приготовляются к исповеди, а если достойны и пожелают, то во время венчания могут сподобиться и причащения св.Тайн. Исповедь же пред совершением брака обязательна (Кормчая, 51 глава). В тот день, когда будет совершено венчание, до венчания, жених и невеста постятся, т.е. не вкушают. Постятся и их родители, ибо это дело особо важное и великое. Тайна сия велика есть, - взывает Апостол.
В древности наши предки к совершению брака, т.е. чина венчания, приготовлялись с особым благоговением, как выше указано. К венчанию приготовляли новые лестовки, новые подручники, новые особые брачные одежды, приличествующие молитве и св. Храму. Это были: для мужчин длинные кафтаны, а для женщин - сарафаны и главотягос (оповойник) и большой платок, чтобы мог закрыть голову со всех сторон, как поучает св. апостол Павел и св. И.Златоуст (I Кор. 11, 3-15; И.Златоуст 11, 257-159). В этих одеждах они только приходили во св. Храм в особо торжественные дни и причащались.
Над оповойником и платком особая читается молитва и совершается им освящение. Оповойник - это особый священный признак христианки-девицы, что она уже не свободная. Платок - это общее головное покрывало лиц женского пола, девиц, женщин и вдовиц, а оповойник - это особое постоянное покрывало главы только замужних женщин. Каждая женщина всегда обязана носить на главе оповойник и платок.
Наглядные отличия имеются во всех званиях христианства, и они всем нам известны, например: одежды и отличия мирянина и мирянки, черноризца и черноризицы, инока и инокини, схимника и схимницы и т.п. Не имеет права инокиня не носить камилавки и мантии и др. одежд, т.к. она по ее желанию и изволению получила постриг на это звание и над ней совершен известный чин, так и здесь - над каждой девицей, изъявившей желание посвятить себя в супружескую жизнь, совершается над ней обычный чин и ей дается особое освященное покрывало, поэтому ап(остол) Павел особенно взывает, говоря: "Молю убо Вас аз узник о Господе, достойно ходите знания, в нем же звани бывше со всяким смиреномудрием и кротостию, с долготерпением, терпяще друг другу любовие, тщащеся блюсти единение духа в союзе мира" (Ефес. 4, 1-3).
Вот закон Христа и его церкви, вот истинные обычаи и предания. Здесь и речи не может быть о какой-то вуали (фате) или разнообразных неподобающих модностях, еретического или языческого происхождения. Церковь христианская вуали и т.п. модностей, неприличествующих молитве и св. Храму, никогда не благословляла и не благословляет. Эти новизны, чуждые для нас христиан, от каковых великий ап.Павел повелел удаляться.
Текст в документе машинописный, судя по косвенным данным, относится примерно к 1923 г. (прим. Ю.В.Аргудяевой)
Источник: НАРБ. Ф.478. Оп.1. Д.2. Л.9-15 об. Фрагмент.
Опубликовано: Аргудяева Ю.В. Старообрядцы на Дальнем Востоке России. – М.: 2000
|