В остатках кладбища Выговской пустыни, которая существовала около 150 лет на Русском Севере, были обнаружены особые памятники - своеобразные резные деревянные кресты с двускатными крышами, под которыми обычно помещались резные иконы. Поскольку эти иконы чаще всего предназначались для намогильных памятников, они называются намогильными. Подобные иконы, создававшиеся выговскими резчиками, по тонкости работы и художественности исполнения превосходят аналогичные памятники из любых других мест.
Среди культурного наследия Выговской пустыни намогильные кресты и иконы вызывают особый интерес. Несмотря на то, что многие иконы имеют общую композицию, не бывает резных икон, которые имеют одни и те же формы и изображения деталей. То же можно сказать о намогильных крестах. В отличие от темперных икон, созданных на Выгу, которые либо погибли, либо до сих пор не выявлены, резных икон сохранилось несколько сотен.
До сих пор существует немало неясных моментов относительно художественной традиции Выга, в том числе относительно резных икон. В данной заботе предпринята попытка выявить характерные особенности этих памятников выговской культуры.
Культурное наследие и резные иконы на Выгу
Изучение истории и культуры Выга началось в начале XX в., после того как в 1854 г. закрыли Выговское общежительство. Среди исследователей Выговской пустыни В. Г. Дружинин первым обратил внимание на культурное наследие Выга и увидел в нем особое высокохудожественное направление искусства1. В своей работе он рассмотрел разные художественные промыслы, существовавшие на Выгу, в том числе резьбу по дереву: «...Поморцы применили и ее к своему обиходу. Они ставили на могиле столбики и на них резные изображения креста...»2. Исследователь описал резьбу по дереву как одну из областей выговского искусства и показал, как резные иконы использовались в жизни пустыни.
В последнее время появилось несколько работ, посвященных изображениям отдельных резных икон. И. Н. Уханова рассмотрела и классифицировала отдельные типы резных икон, хранящихся в Эрмитаже, которые были привезены с Русского Севера3. С. В. Томсинский обратил особое внимание на два типа резных икон (крест в овале и креп под арками) и отметил влияние на них темперных икон и миниатюр Выга.4 А сходство между резными иконами с изображением креста в многокупольном храме и керамидами Псково-Печерского монастыря XVI—XVII вв. установила Т. Г. Левина5.
Поскольку на Выгу резные иконы создавались чаще всего для намогильных памятников 6, их натуральные образы можно увидеть в исследованиях по истории архитектуры. В экспедиции Института истории искусств Академии наук СССР в 1952—1953 гг. И. В. Маковецкий обнаружил столбики с резными иконами на старообрядческом погосте близ села Шуерецкое Кемского района7. Столбики были широко распространены на Беломорском побережье до конца XIX в., но ко времени экспедиции И. В. Маковецкого почти все они уже исчезли. К сожалению, на сделанных тогда фотографиях плохо видны детали резных икон, поставленных в столбиках, но форма икон - квадратная либо крестная - и способ установки иконы совпадают со столбиками Выга. В последнее время П. П. Медведев описал деревянные намогильные сооружения на основе материалов, собранных в экспедициях Петрозаводского университета в Поморье в 1979—1992 гг.8
На кладбище Выговской пустыни были обнаружены подобные типы намогильных сооружений. Ныне на остатках кладбища Выга ничего не сохранилось, и мы можем узнать только по фотографиям, как оно выглядело. На фотографиях Ф. А. Каликина, снятых в Данилове и скитах после закрытия пустыни, обнаружены два типа намогильных сооружений: намогильные часовни-«гробницы» и надмогильные кресты-«столбики».
Гробницы были довольно большие и использовались как часовни. Они оборудовались полками для икон и скамьями для посетителей9. Одна из них была построена над могилами основателей Даниила Викулина, Андрея и Семена Денисовых10.
Самой распространенной формой намогильных сооружений были намогильные кресты. Из описания выговского кладбища середины XIX в.: «Кресты над усопшими так часты, что нет возможности проходить между ними свободно»11. Многочисленные и разнообразные по форме кресты видны на фотографиях Ф. А. Каликина.
Намогильные кресты на Русском Севере подразделяются на два типа: круглые, обработанные со всех четырех сторон, и плоские, с резным контуром. Большинство из ныне найденных столбиков Данилова - круглые. Намогильные кресты всегда венчались двускатными крышами, и под ними помещались резные иконы, а иногда - медные. Крыша столба выполняла защитную роль: предохраняла иконы от дождя и снега. Как и на крышах северных изб, на крышах столбиков часто можно обнаружить фигуры коней. иногда бывают даже крыши с причелинами и «полотенцами» (рис. 39)
Иконография резных икон
Резные иконы обнаружены в основном на кладбищах и в общинах старообрядцев Русского Севера. Из-за того, что, подобно медному литью, изготовление и использование резных икон было запрещено Синодом в 1/2 резные иконы продолжали использоваться только в кругу старообрядце Немногие произведения, дошедшие до нас, относятся к эпохе, предшествующей реформе Никона. Их основная иконография (Голгофский крест с изображениями страстей и Голгофский крест под сенью храма)13 совпадает с иконографией Выга и ощущается как прообраз будущего типа иконографии.
До настоящего времени в музейных собраниях сохранилось несколько сотен резных икон, однако в отношении большинства из них не ясно, где и когда они были выполнены. Многие вещи поступали в составе частных лекций, приобретались на торгу и потому не имеют никакой истории своего происхождения. В данной статье ставится задача анализа отдельных элементов резных икон выяснить особенности иконографии именно выговских произведений.
Большинство ныне найденных резных икон имеет общую основную иконографию. На всех изделиях в центре восьмиконечный крест, под ним - гора Голгофа с головой Адама, по сторонам креста - копие и трость, в качестве фона изображен город Иерусалим, либо стена Иерусалима. Вокруг креста расположены «титла» следующим образом:
Црь слвы IC ХС Снь Бжи : Царь славы Исус Христос Сын Божий
Ника
ГГ: гора Голгофа
ГА: глава Адама
МЛРБ: место лобное рай бысть
КТ: копие, трость
По общей композиции резные иконы классифицируют на пять основных типов: Крест-Распятие, крест в круге, крест в овале, крест под аркой, крест в многоглавом храме. Однако по этому принципу трудно определить место изготовления резных икон. На основании помет В. Г. Дружинина, который на обратной стороне некоторых ныне хранящихся икон карандашом указывал места их обнаружения, и фотоматериалов можно утверждать, что на одном кладбище присутствовали резные доски разной иконографии. На одной фотографии, снятой на остатках кладбища Даниловского монастыря, можно увидеть икону в круге а рядом с ней – икону под аркой тихвиноборского типа. Само собой разумеется, что на Выгу и в скитах существовали разные резчики и родственники могли заказывать изображения по своему желанию.
Однако рассматривая некоторые из икон, происходящих из Выговской округи, можно обнаружить общие представления о горе Голгофе, граде Иерусалиме, главе Адама и расположении надписей, данных под «титлами».
I. Гора Голгофа:
1)Гора Голгофа полукруглой формы. Скалы горы выполнены при помощи стереоскопического изображения,
2)Гора как волнистая линия16. Волнистая линия символизирует землю. В обоих случаях в центре изображения находится глава Адама, а по сторонам буквы ГА.
II.. Изображение града Иерусалима бывает двух типов:
1) стена Иерусалима исполнена перспективным изображением ;
2) град Иерусалим представлен в виде зданий с окнами; здания симметричны и иногда расположены двумя ярусами (рис. 40).
III. Глава Адама, как правило, расположена на горе Голгофе, глаза круглые, нос треугольный, рот открыт, иногда довольно широко.
IV. Расположение надписей. На крестах с панорамой Иерусалима расположение надписей весьма характерно: можно представить, что верхняя часть креста (над перекладиной) вписана в прямоугольник, строго по линиям которого с внешней стороны вырезаются надписи: Црь Слвы IС XС Снъ Бжiи
Все буквы тесно и точно размещены в собственных небольших прямоугольниках. Между крестом и копием и тростью- буквы К Т, НИКА (иногда внизу МЛ РБ ГГ ГА)18
Рассматривая каждый элемент некоторых выговских резных икон, можно установить, что они имеют вышеуказанные иконографические особенности, хотя общая композиция разная. Среди ныне сохранившихся произведений резные иконы с изображением креста в овале происходят лишь с Выга, и они все имеют вышеуказанные иконографические особенности. Поэтому нетрудно предположить, что иконы с изображением креста в овале изготовлялись одним мастером, жившим на Выгу. Эти работы выделяются тонкосгью и тщательностью резьбы и принадлежат, видимо, руке одного из самых выдающихся выговских мастеров. Правда, на кладбище Выга были также иконы и иных композиций, из чего можно заключить, что на Выгу работали разные мастера, и они не придерживались, а возможно, даже избегали композиционного единообразия.
Надписи на резных иконах
К сожалению, большинство резных икон, хранящихся в музеях, не имеют надгробной надписи. На фотографиях Ф. А. Каликина видно, что лишь некоторые иконы были с надписями. Такие иконы различаются местом расположения надписи. В некоторых случаях надпись помещалась на отдельной доске под изображением Голгофского креста. Есть также вариант, когда надписи вырезались на самом столбике. В таком случае, возможно, что сами столбики с надписями в музейные собрания могли не поступать. Однако, на наш взгляд, это соображение все же не объясняет, почему среди нескольких сотен хранящихся в музеях икон надгробные надписи встречаются лишь на единицах.
Думается, сначала на Выгу в большинстве случаев не было надписей. Это может быть связано со старообрядческими традициями. На Русском Севере именно на кладбищах старообрядцев редко встречаются намогильные памятники с надгробными надписями19. Поэтому, кажется, для старообрядцев Русского Севера не было ничего странного в том, что на могилах надписи не делали: люди всю жизнь жили на одном месте и знали могилы родственников и друзей.
Так или иначе, почти на всех ныне найденных резных иконах надписи отсутствуют, поэтому сложно установить дату и место изготовления иконы. Однако небольшая группа икон из Тихвина Бора имеет надписи. Благодаря тому, что на этих иконах надписи вырезаны на самой доске с изображением Голгофского креста, не было опасности их утратить. По общей композиции эта группа икон относится к типу «Голгофский крест под аркой». С. В. Томсинский указал, что в Эрмитаже хранятся пять подобных досок20. На них написаны имена усопших, даты рождения и смерти. Хотя по надписи можно установить дату смерти и имя усопшего, однако, как правило, невозможно уточнить его происхождение и личность. Среди нескольких сотен резных икон только на одной доске (ныне хранящейся в Музее истории религии) говорится о личности усопшего:
На семь месте погребено тело раба Божия Еремея Артемьева Лумбушского крестьянина, преставися въ 1847го марта числа, жития его было 75 лет.
Несомненное источниковедческое значение имеют также фотографии начала XX в., снятые в экспедиции на Выгу. На них четко видны иконы с надписями. На одной из фотографий Ф. А. Каликина снят киот намогильного креста. На нижней части иконы изображен крест под аркой, ниже которого надпись:
На семъ месте погребено тело раба Божия Стефана Ивановича поживе Выгорецкомъ общежительстве 55 летъ, а на старшинствте управлялъ 21 годъ 5 месецовъ преставися марта 28 дня во Святую Пасху 1871 года от ро...22
Иконография данного памятника имеет особенности, о которых говорилось в предыдущем разделе. Гора Голгофа состоит из трех частей, и все имеют полукруглую форму (1.2). На горе изображена глава Адама (III). Стена Иерусалима дана в перспективном изображении (II. 1). Данная икона точно укладывается в один из типов резных икон Выга, поэтому может быть отнесена к выговскому производству.
На кладбище Выга были обнаружены и другие намогильные иконы, но не резные, а темперные. На них тоже нарисован восьмиконечный крест на горе Голгофе. И под изображением иногда имеется надпись черной краской:
На семъ месте погребено тело раба Божия Никиты Васильевича иконописца Питерцова преставися в 1849 году марта 27 го числа в 1м часу полуночи поживе на земли 76ть летъ и 7мь дней а паметь его марта 20го числа 23.
Еще одну надпись можно попытаться прочесть на фотографии Ф. А. Каликина 24. На ней также представлен намогильничек из с. Данилове с темперной иконой:
На семъ месте погребено тело девицы рабы Божией преставися июля 2 дня 1 чась пополудни жития ей всего 70 годовъ в общежительстве поживe 60 лЪтъ. 1866 года.
На этих четырех различных по композиции иконах надписи об усопших содержат следующую обязательную информацию: имя усопшего, дата смерти и годы жизни.
Вызывает интерес то, что, судя по датам смерти, иконы темперные и резные созданы приблизительно в одно и то же время - во второй трети XIX в. (темпера - 1849, 1866 гг., а резные иконы - 1847, 1871 гг.), т. е. в последний период существования общежительства и первые два десятилетия после его закрытия. И после закрытия Выга поморцы продолжали ходить на кладбище и создали несколько столбиков25.
Другой вариант расположения надписи на намогильном памятнике - на самом столбике, который, в отличие от большинства других, не круглый, а плоский. Обратим внимание на одну такую надпись:
Погребено зде тело раба Божия Макьсима Ведениева Чельмужского преставися 7312 года м(еся)ца августа 27 дня, родился сентября 3, а жития его было 96 летъ, в м(о)настыре 12 летъ26.
Дата смерти - 7312 от сотворения мира, то есть 1804 г. от Рождества Христова.
Этот столбик поставлен на 50 лет раньше по сравнению с вышеуказанными. Надпись вырезана на самом столбике, использует старый стиль летосчисления и содержит аналогичную информацию об усопшем.
Резные деревянные иконы старообрядческого происхождения широко представлены в музейных собраниях и требуют глубокого всестороннего изучения. Перед исследователями стоит целый ряд вопросов: не только локализация и датировка памятников, выявление их композиционных и художественных особенностей, но также проблема отражения в иконографии внутристарообрядческих споров о «титле» на кресте. Мы надеемся, что предпринятый нами анализ поможет выделить из всего массива резных деревянных икон те, которые были произведены мастерами крупнейшего культурного центра русского старообрядчества - Выговского общежительства.
Литература
1. Дружинин В. Г. К истории крестьянского искусства XVIII—XIX веков в Олонецкой губернии (Художественное наследие Выгорецкой поморской обители) // Известия Академии наук СССР. Серия 6. 1926. Вып. 15—17. С. 1479—1490.
2. Там же. С. 1489.
3. Уханова И. Н. Резные деревянные иконы Русского Севера // Народное искусство. Исследования и материалы: Сб. ст. к столетию Государственного Русского музея. СПб, 1995. С. 54—66.
4. Большинство икон, поступивших из Данилова, Лексы, Повенца, Шуньги, Тихвина Бора, Березовки, Шелтопорога, Кодозера, Лумбушей и других селений, являются работами резчиков Выго-Лексинского общежительства.
5. Томсинский С. В. Старообрядческие намогильные доски из Тихвина Бора // Сообщения Государственного Эрмитажа. Л., 1983. Вып. 48. С. 18—19.
6. Левина Т. Г. Деревянные поклонные кресты на Русском Севере // Древнерусская скульптура. Проблема и атрибуции. М., 1992. Вып. 2. С. 251.
7. Кроме поминальных мемориальных досок-икон существовали иконы охранного значения. Они располагались над входными дверями домов, часовен, ворот, на калитках (Исакова И. Н. Резные деревянные иконы... С. 56). Как указывает И. Н. Уханова, на Выгу иные иконы не только помещались в намогильных столбиках, но и вместо темперных икон ставились в домах и часовнях.
8. Маковецкий И. В. Памятники народного зодчества Русского Севера. М., 1955. С. 60-63. 9. Медведев П. П. Намогильные памятники поморов и их связь с традициями старообрядчества // Выговская поморская пустынь и ее значение в истории русской культуры: Тезисы докладов международной научной конференции. Петрозаводск, 1994. С. 59—61.
10. Крастский М. В. Курс истории русской архитектуры. Ч. 1: Деревянное зодчество. Пг., 1916. С. 124.
11. РГБ. Ф. 17. № 1221. Л. 6 об. См. также: Юхименко Е. М. Выговская старообрядческая пустынь: Духовная жизнь и литература. М., 2002. Т. 1. С. 333—337.
12. РГБ-Ф- П. №1221. Л. 6 об. Маковецкий И. В. Памятники народного зодчества... С. 62.
13. В собрании ГИМ сохранилась деревянная икона с изображением Голгофсш ста под сенью пятикупольного храма, датированная 1654 г. См.: Россия. Правшам Культура: Каталог выставки. М., 2000. С. 51. № 138.
14. И. Н. Уханова в своей статье выделяет 5 типов резных икон (икона с икона в круге, икона в овале, икона под аркой и икона в храме) и рассматривает каждый тип (Ухакова И. Н. Резные деревянные иконы... С. 56.). С. В. Томсинский писал об иконах в овале и под аркой (Томсинский С. В. Старообрядческие намогильные доски..., Он ж, Об одном направлении в мелкой культовой пластике Заонежья // Сообщения Государственного Эрмитажа. Л., 1986. Вып. 2. С. 28-30), а Т. Г. Левина - об иконах с крестом в многокупольном храме {Левина Т. Г. Деревянные поклонные кресты...)
15. См. опубликованные образцы: Уханова И. Н. Резные деревянные иконы... С-ЬД Неизвестная Россия. К 300-летию Вытовской старообрядческой пустыни: Каталог выставки / Отв. ред. Е. М. Юхименко. М., 1994. С. 81.
16 См.: Уханова И. Н. Резные деревянные иконы... С. 59. С. В. Томсинский отметил, что, возможно, мастер этой иконы работал как художник ... С. 62, 63; Неизвестная Россия. С.18.
17. Тишинский С. В. Об одном направлении... С. 28-29
18. См.: Уханова И. Н. Резные деревянные иконы
19 На фотографиях академических экспедиций по Русскому Северу почти все намогильные памятники не содержат надписи. Например, среди нескольких столбиков, си тых в экспедиции И. В. Маковецкого, лишь один столбик имеет надпись (Машецкий И. В. Памятники народного зодчества... С. 164—169).
20. Томсинский С. В. Старообрядческие намогильные доски... С. 18—19.
21. Музей истории религии (СПб.). № б—7470—4.
22. ИИМК РАН. № 45817/43023. «Деталь намогильного креста». Снимок Ф.АКаликина, после 1910 г. В Древлехранилище ИРЛИ в фотоальбоме И. Н. Заволоко есть та фотография (ИРЛИ. Древлехранилище. Колл. Заволоко. № 353).
23. ГЭ. № ЭРЖ 2992. На обороте досок написано карандашом: «Шелтопорог». Вероятно, время экспедиции В. Г. Дружинин написал то же, что и на резных иконах. ИРЛИ. Древлехранилище. Колл. Заволоко. № 353. Л. 22 об.
24. См.: Томсинский С. В. Об одном направлении... С. 28—29.
25. ИИМК РАН. № 84759. кол. 190 895. «Крест старообрядческих могил». Снимок ФА. Калинина, после 1910 г.
И.Миядзаки
Старообрядчество в России (XVII - XX века). Сб. научн. трудов. Вып. 3. Гос. Исторический музей. Отв. ред и сост. Е.М.Юхименко. - М.: Язык славянской культуры, 2004
|