Меню сайта |
|
|
Категории каталога |
|
|
|
В категории материалов: 9 Показано материалов: 1-9 |
|
Описание мы проведем по ситуативной модели, подчеркивая те особенности коммуникативного поведения старообядцев, по которым они отличаются от верующих Русской Православной Церкви (Московского Патриархата). В качестве источников нам послужили предписания старообрядческого типикона, содержащиеся в богослужебных, церковно-канонических книгах, молитвословах [1], данные современной старообрядческой периодики [2], научной, справочной [3] и художественной литературы [4], личные наблюдения [5], а также сведения гетерокультурных информантов [6]. |
Яицкий казачий городок - Уральск основан в 1584 году. Уральск старше своих соседей, поволжских городов. Самара появилась в 1586 году, Саратов основан в 1590 году. Гордиться бы уральцам своей историей да беречь священные камушки-кирпичики, да, видно, некому. |
В селах Верхнего Приобья живут многие потомки старообрядцев, тех, кто в XVII XIX вв. осваивали сибирские земли. Многие элементы их духовной культуры говорят о сохранении древних традиций, бытовавших еще в средневековой Руси. Исследование особенностей материальной культуры старожилов-старообрядцев в конце XIX — начале XX вв., проведенные автором статьи в течение нескольких последних лет при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, показывают, что и в домостроении эта тенденция была очень сильна. |
Что мы знаем о старообрядцах? Пожалуй, только то, что они всегда были гонимыми, но очень стойкими в своей вере. От боярыни Морозовой до современной Агафьи Лыковой, схоронившейся в таежной глухомани от "злого мира", до нынешних эмигрантов-старообрядцев, разбросанных по всему свету. В настоящее время в штате Орегон на северо-западе США проживают сибирские старообрядцы, выходцы с Алтая Блиновы, Лаптевы, Лысовы, "харбинцы" Кузьмины, Кузнецовы, Якунины, "турчане" Ивановы, Петровы, Зайцевы...
Кандидат исторических наук, научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН Лидия Михайловна РУСАКОВА много лет изучает историю, быт, культуру, традиции сибирских старообрядцев в Америке. Выпускница МГУ, специализировавшаяся на средневековой Англии, она приехала вместе со своим мужем, Робертом Сергеевичем, в Академгородок и много лет проработала под руководством академика А.П.Окладникова. Бывала во многих экспедициях по Сибири, Восточному Казахстану, Америке, занимаясь исследованием крестьянского искусства, культуры и быта старожилов-сибиряков, покинувших Россию в дооктябрьский период, а также в первые послереволюционные годы и во времена коллективизации, и проживающих теперь в различных странах, в том числе и США. Предлагаем вниманию читателей её интервью газете "Честное слово". |
Особенности крестьянского стола во многом определяла она, печь каменная. Да, хорошая печь в кержацкой избе была только каменной. Ее складывали из больших булыжников, скрепленных глиной на яйцах. Такая печь замечательно держала тепло и хорошо пекла. В этом смысле мы теперь сделали шаг назад и готовим, в сущности, на костре. Поэтому очень сложно воспроизвести, например, кашу из репы или знаменитые «толстые» щи (с крупой и квашеной капустой). В городских условиях для приготовления этих блюд требуются большие затраты времени (4, а то и все 6 часов!). |
Изба на две половины вплоть до коллективизации была наиболее типовым видом крестьянского жилища в Пермском крае. Это уникальное жилище, давшее жизни неисчислимой народной массе, появилось на Новгородской земле. С запада на восток был направлен вектор движения, переносившего крестьянскую культуру, сердцевиной которой был дом. Ареал распространение избы поражает воображение. От новгородского Ильмень-озера до Камы прошагала эта изба за многовековую историю крестьянских миграций. Такое жилище трудно даже назвать избой - это усадьба. Она включала в себя собственно избу, двор и ряд хозяйственных построек. Изба состояла из зимней и летней половин, разделяемых сенями. В рубленых (теплых) сенях были кладовые, а также ход на чердак, там хранились необходимые в хозяйстве вещи. |
|
|
Форма входа |
|
|
Поиск |
|
|
Старообрядческие согласия |
|
|
Статистика |
|
|
|