Меню сайта |
|
|
Категории каталога |
|
|
|
В разделе материалов: 114 Показано материалов: 21-40 |
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 » |
Вопрос о взаимоотношениях Церкви со старообрядчеством особенно обострился после принятия Манифеста 1905 г. Манифест, изменив положение инославных и христианских конфессий и России, не затронул проблем официальной церкви, лишь обострив их. |
Отношения с официальной Церковью у староверов складывались всегда непросто, даже когда речь шла о возможной стабилизации отношений и о попытках наладить их с той или иной стороны. Конечно, подобного рода события могли иметь место только в конце XIX или в начале XX веков, когда в целом изменились отношения старообрядчества с официальными органами. |
В жизни старообрядчества активно входят такие понятия, как: просвещение, культурное развитие, совместное сожительство с миром, сообразное с его разумными и полезными требованиями, отношение к современной общественности и государственности и т.д. При этом с выставленными проблемами необходимо было справляться таким образом, чтобы ничто не препятствовало развитию староверия, как религиозно-церковного явления. |
Здоровая часть старообрядчества очень хорошо осознавала, что не конфликты и вражда могут спасти старообрядчество, а только благодаря конструктивной церковно-общественной деятельности оно сможет занять свою нишу в формирующемся российском обществе. |
Предыдущая глава, посвященная проблеме изучения старообрядчества, наглядно показала, что это общество на протяжении всего периода своего существования не подвергалось комплексному исследованию, что заставляет нас обратиться к данному вопросу. |
При этом есть еще один источник, позволяющий анализировать статистические данные в отношении староверов, — это миссионерские исследования.
|
Под политической и общественной деятельностью автор понимает участие старообрядцев в создании различных партий, формирование отношения в этой среде к их программам; власти; происходившим реформам. Наряду с этим нельзя обойти вниманием и вопрос о меценатстве и попыток решения проблемы просвещения и образования в старообрядческой среди. |
Проблема развития просвещения и образования в старообрядческой среде носила принципиальный характер, т.к. староверы понимали, что на этом пути их вера имеет будущее. И если в середине XIX века раздавались, лишь отдельные голоса, ходатайствующие об открытии школ и училищ, то к концу века проблема приобрела всеобщий характер. |
В данной главе нам предстоит рассмотреть вопрос развития государственной политики в отношении старообрядчества, формирования вероисповедной политики, а также попытаться выяснить, насколько она была эффективной и отвечала требованиям времени. |
Обращаясь к проблеме формирования политики властных структур в отношении старообрядчества, выделим, прежде всего, этапы ее развития, которые просматриваются достаточно определенно. |
В конце 50-х годов XIX в. правительство, в очередной раз потерпев неудачу в своем стремлении решить многовековую проблему раскола с помощью притеснений, открытых репрессий всевозможных "систем", прекратило на время активные действия, пытаясь, видимо, осмыслить происходящее. В это время и появилось несколько официальных документов, представляющих мнения людей, занимающих определенное положение в государственной иерархии. Это были люди известные, в той или иной степени знакомые с историей и современным положением старообрядчества. Мнения их стали востребованы, т.к. они, обладая государственным опытом, могли предложить некоторые пути решения проблемы раскола. |
Подводя итоги, следует отметить, что 50-е годы XIX в. - это десятилетие, насыщенное событиями и мероприятиями, которое правительство осуществляло в области раскола. Впервые это явление было подвергнуто всестороннему изучению. Шел также процесс обсуждения проблем ста-роверия, правда, пока что только в высших сферах. |
Наделение староверов гражданскими правами было невозможно без решения хотя бы некоторых проблем в области религиозной жизни. На VI заседании Комитета 2 мая 1864 г. министр внутренних дел обосновал необходимость отхода от старой системы притеснений староверов в этой области, в результате чего наносился вред государству и церкви, "что подтверждено и историей и других стран" |
Отношение к расколу как к временному явлению, имеющему яркую отрицательную окраску, предопределяло и тот факт, что правителъственные органы занимались не изучением его для того, чтобы выстроить цивилизованную систему существования на взаимовыгодных условиях, а лишь выработкой тех или иных методов подавления. Только к середине столетия со всей очевидностью была определена потребность государства в компетентной информации о положении старообрядчества. |
Вместе с Мельниковым в губерниях работали и другие чиновники Министерства внутренних дел, оставившие менее объемные и подробные, но также весьма ценные Записки. Среди них — Надворный Советник Брянчанинов и Коллежский Ассесор Арнольди, изучавшие состояние раскола в Костромской губернии. |
Начало XX столетия ознаменовалось принятием ряда постановлений в отношении старообрядцев, призванных существенно изменить положение последних в государстве. |
Таким образом, изучаемый нами период формирования вероисповедной политики представляется правомерным разделить на два этапа, весьма существенно друг от друга отличающихся. |
Дореволюционные научные исследования раскола
|
Дореволюционные научные исследования раскола. Часть 2 |
|
|
Форма входа |
|
|
Поиск |
|
|
Старообрядческие согласия |
|
|
Статистика |
|
|
|