Книжница Самарского староверия Вторник, 2024-Ноя-05, 15:16
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Законодательство о старообрядчестве [15]
Староверы и власть [75]
Участие в официальных мероприятиях [10]
Староверы и политика [34]
Староверы и цензура [1]

Главная » Статьи » Старообрядчество и власть » Староверы и власть

Ершова О.П. Старообрядчество и власть. Гл.2. Участие старообрядцев в политической и общественной жизни России. Ч.1

Под политической и общественной деятельностью автор понимает участие старообрядцев в создании различных партий, формирование отношения в этой среде к их программам; власти; происходившим реформам. Наряду с этим нельзя обойти вниманием и вопрос о меценатстве и попыток решения проблемы просвещения и образования в старообрядческой среди

Участие старообрядцев в политической жизни России было сопряжено с определенными трудностями, т.к. исходно отношение староверов к политике было резко отрицательным. Но так как в начале XXвека они были уже вовлечены в общественную и экономическую жизнь страны, то отстранение от политики стало просто невозможным. Одна часть старообрядцев достаточно активно вступила в политическую жизнь, другая осталась полностью индифферентной, третья — выступала противником участия староверов в политических событиях. Вопрос о процентном соотношении этих трех групп выяснить в настоящее время невозможно.

Съезд старообрядческих начетчиков, например, в 1908 г. поставил этом вопрос на обсуждение на одном из своих заседаний101. С докладом выступил В.Е.Макаров, который кратко охарактеризовал главные политические партии, существовавшие в России, и высказался, что союз начетчиков не должен представлять из себя какую-либо политическую партию, предоставляя каждому по его совести разделять те или иные политические взгляды, не нарушающие сущности религии.

О.Д.Смирнов высказал мнение, что старообрядцам не следовало бы принадлежать ни к какой партии: "раз мы истинные Христиане, то и достаточно нам быть членами Христовой Церкви ... Политическая же деятельность не входит в задачи союза"104.

В фонде П.П. Рябушинского Государственного архива Российской Федерации хранится письмо М.И.Бриллиантова к Павлу Павловичу Рябушинскому, которое датируется 16 августа 1905 г.105  Здесь автор сообщает о получении письма из Смоленской губернии, в котором запрашивается "как и каким образом должно нашим старообрядцам принять участие в предстоящих выборах в Гос.Думу. "Оказывается, наши пастыри, - комментирует сообщение Бриллиантов, - заботятся о предстоящих выборах".

12 августа 1905 года помечено письмо, полученное П.П. Рябушинским из Клинцов Черниговской области106, в котором, на первый взгляд, звучит несколько необычная просьба от старообрядца. На шестом Всероссийском старообрядческом съезде П.П.Рябушинский выступил в защиту избирательных прав женщин, снискав поддержку у большинства староверов. Автор письма просит выступить с этой поддержкой и на духовном соборе в городе Хвалынске: "Женщина, обойденная снова в общегосударственных избирательных правах, пусть встретит луч привета из нашего тихого, но Богом не забытого старообрядчества".

Такое поэтическое завершение ничуть не снимает остроты проблемы. Дело в том, что в старообрядчестве количество женщин в несколько раз превышало количество мужчин. Как следует из доклада Совету Всероссийского съезда старообрядцев старообрядческого начетчика Д.С. Варакина, опасение, что старообрядческое население может неадекватно отреагировать на принятие Манифеста 17 октября 1905 г. все же существовало107. В то время появились пропагандисты, которые разъезжали по России и говорили народу, что теперь Свобода, можно насильно отнимать землю у помещиков, грабить их имущество и т.д. В некоторых селах были беспорядки, но "Благодарению Богу, в этих беспорядках не участвовали старообрядцы и чтобы и впредь они, под влиянием каких-либо пропагандистов не решились совершить каких-либо подобных вышесказанным беззаконий, Совет Всероссийского старообрядческого съезда 11 декабря 1905 г. постановил: разъяснять населению старообрядцев точный смысл Высочайшего Манифеста...".

Некоторый свет на проблему участия старообрядцев в политической жизни России проливает письмо А. Н. Князева, который отрекомендовался секретарем одного из видных членов старообрядческой общины, занимающегося организацией политического союза старообрядцев. Письмо адресовано П.Н. Милюкову и датируется 1912 г.108 Речь в этом письме идет о просьбе способствовать политической организации старообрядцев силами кадетской партии, возглавляемой Милюковым. Автор письма обеспокоен той деятельностью, которую в среде староверов развернули черносотенные организации: "Усматривая в изложенных действиях опасность для нового государственного строя, долженствующего завершиться всенародным Учредительным собранием, я призываю Вас, Милостивый Государь, обратить внимание на изложенное явление и способствовать борьбе с отрицательными его последствиями"109. Далее выражалась просьба выделить из среды партии "состав интеллигентных работников, смогущих организовать старообрядчество и привлечь всецело на сторону Временного правительства и государственного порядка".

История политической жизни старообрядчества, его роль в тех процессах, которые в начале XX века определяли дальнейшие судьбы страны, не нашли должного отражения в историографии. Однако документы говорят о том, что здесь все было очень не просто.

Вопросы участия старообрядцев в политической жизни были затронуты в письме к П.П.Рябушинскому В.Е.Макаровым110. Автор письма обращался к событиям недавно завершившегося в Нижнем Новгороде съезда старообрядцев. Председательствующий г. Сироткин, по требованию губернатора, не допустил здесь обсуждения политического вопроса.

Альтернативное собрание состоялось 6, 7 ,8 августа 1917 г., и на нем немногочисленные депутаты рассмотрели детально волнующие старообрядчество проблемы и, прежде всего, значение Указа 17 апреля. Было постановлено, что лозунг старообрядчества — безусловная свобода совести и вероисповедания, а не ограниченная веротерпимость. Следовательно, Указ 17 апреля староверы рассматривали лишь как промежуточный вариант, Далее собрание постановило:

1. Существующий государственный строй (самодержавие) не гарантирует старообрядцам сохранения прав, полученных 17 апреля даже и на один день;

2. Существующий государственный строй не соответствует интересам, пользе и благосостоянию народа;

3. Для обновления страны и сохранения силы закона необходимо народное представительство;

4. Народное представительство должно иметь решающий, а не совещательный голос;

5. Выборы народных представителей должны быть произведены на основании всеобщего избирательного права, посредством прямой и тайной подачи голосов.

По существу, на собрании была выработана умеренная демократическая платформа, которая могла стать базой для дальнейшего продвижения староверов в вопросе борьбы за свои права. Однако мы не можем сказать, интересы каких слоев старообрядчества и какого количества отражала данная платформа.

О действительном размахе политической борьбы внутри старообрядчества заставляет задуматься дальнейшее развитие событий на данном собрании: "Экономическую программу и другие подобные вопросы из осторожности не возбуждали, но после оказалось, что при том составе собрания, какой оказался, успешно прошла бы самая широкая радикально-демократическая программа. Нашлись и убежденные, принципиально-выдержанные социал-демократы"1".  В заключение было принято решение образовать политический кружок для агитации и распространения в широких массах старообрядчества политических и социальных знаний. Этот же кружок должен был издавать и политический орган для старообрядцев.

Через несколько месяцев, в октябре 1917 г., вся политическая жизнь для старообрядцев прекратила свое существование. В отличие от других слоев российского общества, у староверов был слишком маленький временной период для созревания политически и возможности реализоваться в реальной жизни.

История и современное положение меценатской и благотворительной деятельности в последние годы вызывает большой интерес у исследователей"2.

Но говоря об этом направлении развития общественной жизни в России, прежде всего, отражается деятельность старообрядцев, что объясняется тем фактом, что значительная часть купечества, предпринимателей, т.е. людей, имеющих возможность выделять средства, была старообрядческой. Но речь идет, прежде всего, об известных в староверии личностях, благодаря которым возводились фабрики и заводы, строились и содержались больничные комплексы, театры. Мы остановимся на менее значительных фактах в данном направлении, но именно они составляют ту картину, которая в целом была характерна.

По случаю 25-летия бракосочетания Их Императорских Величеств старообрядцы, приемлющие священство, наряду с поздравлениями, представили в Комитет 25 тысяч рублей в пользу голодающих113. Об этом сообщается в Докладной записке от 28 октября 1891 г. на имя Московского Генерал-Губернатора Великого Князя Сергея Александровича.

Московские старообрядцы, приемлющие священство, пожертвовали пять тысяч рублей на постройку училища для детей-сирот иноверцев Южной Руси. Училище устраивалось в память "священного коронования" Императора Николая Александровича и Государыни Александры Федоровны114.

В августе 1890 г. по поводу 25-летия деятельности Главного Начальника Москвы князя Владимира Андреевича Долгорукова московские старообрядцы представили 10 тысяч рублей серебром для целей благотворительных115

Ровно за пять лет до этого события, в 1885 г. по поводу двадцатилетия Генерал-Губернаторства московские старообрядцы поднесли три тысячи семьсот пятьдесят рублей серебром, на предмет пособия "от Вашего имени на пятилетний курс, пятнадцати учащимся в Московском университете самым беднейшим православного исповедания студентам за право слушания лекций в сем университете"116

Существовала и обратная связь. Староверы, зная о благотворительных наклонностях некоторых из своих лидеров, нередко сами обращались к ним за помощью. Так, в 1907 г. к Павлу Павловичу Рябушинскому обратилась старообрядческая община Оханского уезда Пермской губернии117. Община была образована 29 мая 1907 г. и сразу же начала сбор средств и материалов на постройку храма. Однако община бедная и из необходимой суммы в 2.000 рублей сумела набрать лишь 300. Было принято решение обратиться за помощью к П.П. Рябушинскому. С аналогичной просьбой обратился к Рябушинскому старообрядческий священник А.Е. Сальников из Калужской губернии118, который в 1909 г., вложив собственные деньги, построил храм. Однако средств на установку иконостаса не хватило, "а потому слышал о ваших благотворениях, осмеливаюсь обратиться за помощью к Вам, уделить и нашему храму от щедрот Ваших, а мы, пока будет существовать храм, будем у Престола Господа Бога Спаса Нашего Исуса Христа, молиться о Вашем Благоденственном здравии и спасении Души ...".

В 1916 г. к П.П. Рябушинскому обратились староверы из города Омска, с просьбой пожертвовать более крупную сумму на строительство храма 119. Община вложила собственные средства в размере 12.677 рублей, начав строительство еще до войны. Однако вследствие призыва работников, прекращения притока пожертвований строительство было остановлено. Реально оценивая свои возможности, община понимала, что экономический урон, понесенный в результате войны, не позволит в ближайшее время своими силами закончить строительство. Поэтому староверы обратились к Рябушинскому с просьбой выделить 16.522 рубля.

Строительство старообрядческих храмов после 1905 г. велось в стране чрезвычайно активно.

Экономические трудности, вызванные военным временем, коснулись не только строительства храмов, но и других аспектов. Кстати, на средства П.П.Рябушинского издавались старообрядческие периодические издания и, в частности, журнал "Слово Церкви". Вследствие ведения военных действий, сократилась подписка на журнал, появились сложности с его реализацией, в 1905 г. издание находилось на грани закрытия. От Рябушинского требовалась сумма в 13.765 рублей для того, чтобы ликвидировать дифицит.120

Наряду с серьезными проблемами, которые приходилось решать П.П.Рябушинскому, были и такие трогательные просьбы, как от священника из Нижегородской губернии с просьбой помочь дровами или от Попечителей Московской старообрядческой общины Рогожского кладбища пожертвовать к Светлому Христову Воскресенью одежду для нищих и певцов121.

Категория: Староверы и власть | Добавил: samstar-biblio (2008-Май-12)
Просмотров: 2532

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz