Книжница Самарского староверия Среда, 2024-Апр-24, 03:06
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Законодательство о старообрядчестве [15]
Староверы и власть [75]
Участие в официальных мероприятиях [10]
Староверы и политика [34]
Староверы и цензура [1]

Главная » Статьи » Старообрядчество и власть » Староверы и власть

Ершова О.П. Старообрядчество и власть. Гл.2. Организация внутренней жизни старообрядчества. Ч.2

Однако проблемы непонимания существовали не только между согласиями, но и внутри них.

В июле 1906 г. на первом съезде начетчиков в Нижнем Новгороде был основан Союз старообрядческих начетчиков. Эта организация имела своей целью защищать и распространять старообрядчество, развивать деятельность старообрядческих начетчиков, поддерживать их морально и материально, организовывать частные и публичные беседы, доклады, лекции, издавать богословскую, историко-просветительную литературу82.

Благородные цели, которые, кроме всего прочего, действительно отвечали потребностям тогдашней обстановки. Тем не менее, в 1908 г. появляется брошюра И.Г. Водягина83, в которой обнародывается конфликт, существующий между Союзом и рядовыми начетчиками. Автор выражает мнение части членов съезда старообрядческих начетчиков, который имел место быть в Нижнем Новгороде 7 августа 1908 г.: "... не начетчикам нужен "союз", а лишь Мельникову с К ... Да, Мельникову нужно Правление с подписными листами для пожертвования, и только; обо всем остальном он и думать забыл"84.

Однако Протоколы 3-го съезда Союза старообрядческих начетчиков85 заставляют поставить под сомнение утверждение Водягина. Хотя, вполне вероятно какой-то конфликт внутри этой организации мог быть. Задача союза состояла в том, чтобы объединять начетчиков, расширять и развивать их деятельность, поддерживать их нравственно и материально, устраивать публичные и частные собеседования, организовывать начетнические курсы, чтения, школы и т.д. Конечно, вся эта деятельность требовала значительных материальных вложений, и здесь не обходилось без пожертвований и сбора средств по подписным листам, однако по докладу ревизионной комиссии было признано, что приходы и расходы Правления правильны, более того особая благодарность была выражена казначею Союза Ф.И. Мельникову86.

Сам И.Г. Водягин, которому на заседании было дано право высказаться, заявил, что Союз — организация молодая, никому не нужная, над ней нет контроля. В ближайшем будущем она распадется, т.к. на соборе епископов было постановлено, что при каждом епископе будет постоянный начетчик, благодаря чему начетчик всецело будет зависеть от епархиального начальства87.

Со всем талантом полемиста ему отвечает Ф.Е. Мельников: "Неправду говорят, что нет контроля над начетчиками: он есть со стороны обществ, где начетчики производят беседы; это видно из только что прочитанного отчета и из тех писем, которые направлены или к местным епископа или в Правление начетчиков. Но если среди нас есть и такие деятели, которые пренебрегают общественным контролем, то нужно принимать мер чтобы эта шелуха была отброшена от нас; тогда наше дело будет светлее никаким нареканиям на союз не будет места"88.

Есть основания утверждать, что Союз начетчиков играл значительну роль в деле защиты и пропаганды старообрядчества. Даже если мы возьме фактическую сторону дела, то согласно отчету начетчики за год провел от 20 до 77 бесед каждый в центральных губерниях России, на Дону, Kaвказе, Юго-Западном крае, на севере России, Азиатской России, Сибири, Союз начетчиков разворачивал издательскую деятельность, что было необходимо для организации с подобными целями. За год было издано брошюр пяти наименований, общим тиражом почти 7 тысяч экземпляров, некоторые из них не потеряли своей актуальности и до сегодняшнего дня, например: книга В. Сенатова "Философия истории старообрядчества"; Ф.Е. Мельникова "В защиту старообрядческой иерархии" и другие.

3 января 1909 г. в Совет Всероссийского съезда старообрядцев была подана докладная записка от Совета Старообрядческого Братства Святого Креста89, подписанная его председателем А.И.Королевым. Речь здесь шла о той непримиримой борьбе, которую против Союза начетчиков и Ф.Е. Мельникова повел М.И. Бриллиантов. М.И. Бриллиантов — член Совета съезда и член Совета Братства, но с самого начала он встал в оппозицию к союзу начетчиков и его руководству. К сожалению, в документе не излагаются причины этой оппозиции. Само же Братство приветствовало новую организацию и противостояло замыслам Бриллиантова столкнуть интересы Братства и Союза начетчиков. Надежды Совета Братства :на благоприятный исход дела не оправдались: Бриллиантов теперь уже в одиночку продолжал вести борьбу против Мельникова и его Союза, что по мнению руководства Братства, "вредит общему церковному делу". Совет Братства считал, что только Совет Всероссийского съезда может примирить враждующие стороны, борьба которых не укрепляет, а лишь ос¬лабляет старообрядчество, которое в то время настроено было вести активную церковно-общественную деятельность.

Здоровая часть старообрядчества очень хорошо осознавала, что не конфликты и вражда могут спасти старообрядчество, а только благодаря конструктивной церковно-общественной деятельности оно сможет занять свою нишу в формирующемся российском обществе.

Нет сомнений в том, что деятельность начетчиков вызывала резкий протест со стороны представителей официальной Церкви. "В жизни раскола нельзя не заметить значительного подъема: внутренняя организация его крепнет, пропаганда становится интенсивнее, и теперь даже самые «незначительные уголки, в которых гнездится раскол, не оставляются без внимания со стороны известных раскольнических апологетов, почасту в этих уголках появляющихся"90.

Наряду с уже известным нам Союзом начетчиков и Братством91, в 1911 г. была предпринята попытка организовать Общество студентов-старообрядцев92. Идея организации общества принадлежала П.П.Рябушинскому, после беседы с которым Иосиф Перетрутин составил Проект Устава Общества студентов старообрядцев Высших Учебных Заведений г. Москвы93. Устав определял цели Общества:

1. Религиозное самоопределение старообрядчества; .

2. Культурно-просветительные задачи, выражаемые в чтении лекций, издании книги т.д

3. Сближение членов на почве религиозных и умственных интересов;

4. Содействие улучшению экономического положения членов.

Для достижения этих целей предполагалось устроить читальню, библиотеку, кассу взаимопомощи, бюро для приискания работы и т.д. Действительными членами Общества могли быть "студенты, студены ки, вольнослушатели, вольнослушательницы всех Высших Учебных Заведений г. Москвы, причем только лица старообрядческих исповеданий всех согласий".

Об активизации жизни старообрядчества свидетельствовала и такая совершенно новая форма их деятельности как организация и проведение в 1906 г. в Москве Всероссийского съезда крестьян-старообрядцев94.

Съезд был созван с целью выяснить мнение "самой земли" о путях решения крестьянского земельного вопроса, проведения его в жизнь, без чего невозможно было в тот момент дальнейшее развитие страны. На съезде присутствовало 350 представителей из 43 губерний России. На заседаниях съезда было выяснено, что главными крестьянскими нуждами являются безземелье и малоземелье. Делегаты съезда высказывались практически в одинаков духе: "При освобождении в 1861г. мы получили от помещика наделы земли не менее 3 десятин на душу. В настоящее же время число жителей мужского пола увеличилось почти вдвое, и земли приходится уже только по l,5 десятин с небольшим на мужскую душу; между тем встречаются мужские души с семейством сам 7. Поэтому вопрос о дополнительном наделении землей для нас необходим и неотложен95. Это сообщение поступило из Гжатского уезда Смоленской губернии.

Помимо малоземелья, недостатка луговых земель и леса, в докладах уполномоченных встречаются жалобы на то положение, в котором крестьяне оказались по отношению к бывшим своим владельцам — помещикам, казне и уделу — вследствие вопиющих нарушений при освобождении крестьян от крепостной зависимости. Уполномоченные высказываются наделение землей не только крестьян, но и мещан и "прочего трудящегося люда", и даже женщин.

Высказываясь против насильственного захвата земли, крестьяне, в то же время, не отрицали для государства возможности принудительного отчуждения земельных угодий. Были и те, кто готов был вступить на революционный путь. Уполномоченный из Шуйского уезда отмечает: "eсть порядочное количество и таких, которые под влиянием проникающие деревню социально-демократических революционных веяний желали, даже и теперь не прочь, воспользоваться землей, а особенно леском, без всякой платы. Но, благодаря Бога, таких людей пока немного96.

Еще один аспект состояния внутренней жизни старообрядчества - положение старообрядческого духовенства. В литературе устоялось мнение о том, что старообрядчество - это наиболее благополучная часть населения в материальном отношении. Причем это касается всех слоев общества: трудолюбие, взаимовыручка, трезвый образ жизни, а также та внут-, ренняя связь, которая собственно и составляет основу староверия позволили староверам решать материальные проблемы, создавать большие состояния. Были, без сомнения, богатые общины. Например, в отчете общему собранию Петербургской христианской общины старообрядцев поморского согласия говорится, что в 1911 г. в ведении общины находилась (богадельня с капиталом в 61.300 рублей, что приносило ежегодно доход в 2.800 рублей. Кроме того, за год капитал общины увеличился на 10.018 "лей (если считать акции Волжско-Камского банка по номинальной цене) и на 18.400 рублей (если считать акции по курсу)97.

Но в документах обнаруживаем обращения к попечителям Рогожского Богаделенного Дома о помощи нуждающимся священнослужителям. Например, Архиепископ Савватий московский98 обращался в 1888 г. с проосьбой передать пермскому священноиерею священническое и дьяконское облачения; с аналогичной просьбой он обращался и в 1889 г. — передать священнические облачения Виктору Уральскому99. В 1892 г. Московский Духовный Совет постановил оказывать вспомоществование монастырям, священникам, епископам и "прочим лицам по прилагаемому списку"100. Список был составлен и сумма установлена в 5400 рублей.

Из Извещения от августа 1895 г. становится понятен механизм оказания подобного рода вспомоществования нуждающимся: Московский Дузовный Совет определял, кому и в каком количестве оказывать помощь, и отправлял извещения на имя попечителей Рогожского Старообрядческого Богаделенного Дома. Исходя из конкретной ситуации, попечители принимали Извещения или отказывали. Существовал и неприкосновенный питал, поступающий как пожертвование, на проценты с которого и оказывалась помощь.

Так, в августе 1895 г. было определено оказывать помощь беднейшему духовенству: десяти епископам по 50 рублей и сорока трем священникам — до 100 рублей каждому101.

Неприкосновенный капитал пополнялся, видимо, достаточно регулярно.. В фондах Рогожского кладбища находим, например, заявление, датируемое 1896 г., от московского мещанина Михаила Дмитриевича Мартынова, который просит принять 1000 рублей серебром и присоединить к неприкосновенному капиталу для вспомоществования бедному старообрядческому духовенству, чтобы капитал оставался навсегда неприкосновенным, а проценты употреблялись по правилам102.

Таким образом, динамика развития внутренней жизни староверия во второй половине XIX — начале XX веков совпадала с динамикой развития российского общества в целом. Старообрядчество являло собой сложнейший организм, который в непростых условиях исторических условностей пытался решить внутренние проблемы и наладить отношения с внешним миром, став его неотъемлемой частью.

Категория: Староверы и власть | Добавил: samstar-biblio (2008-Май-11)
Просмотров: 1917

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz