Свое отношение к проблеме раскола и к причинам быстрого его распространения в Записке изложил Статский Советник Граф Стенбок91.
Основное наблюдение автора записки сводится к тому, что раскол постоянно растет и усиливается, даже при ослаблении религиозного интереса приверженность расколу не ослабевает, а все меры правительства, принимаемые до сих пор, остаются безрезультатными. Мнение о том, что причины раскола лежат в грубом невежестве народа, ничем себя не оправдало. Реформы, проведенные Петром I по преследованию грубого невежества, не дали того результата, которого ожидали. "Причина в том, что трак-тирною цивилизацией народ не столько просветился, как развратился. Раскольников теперь больше, чем когда-либо, с тою разницею, что двоедушие, лицемерие и нравственная порча, сменили прежнюю суровость, самобытность, фанатизм веры и готовность мученичеством засвидетельствовать искренность своих убеждений92.
Говоря о причинах усиления раскола, Стенбок отдает должное обрядности, которая послужила поводом раскола, но на нынешнем этапе, когда религиозный интерес явно ослабевает, есть более серьезные причины для распространения раскола.
Среди них он выделяет главные:
1. Протест против правительства и существующего порядка вещей.
2. Отношение Церкви к Государству и, по мнению раскольников, гражданский ее характер.
3. Отвращение от церкви, внушаемое народу духовенством.
4. Потребность умственной деятельности и брожение умов, находящих в расколе единственное орудие для удовлетворения своей духовной потребности.
5. Материальные выгоды, представляющиеся в расколе отпавшим от православия.
Надо отдать должное наблюдательности и аналитическому уму Стенбока, который сумел увидеть общую картину раскола, не расчленяя ее на мелкие части.
Рассматривая причины общественного протеста староверов, автор, естественно, задается вопросом, почему подобного рода протест появился в среде раскольников, а не в других слоях населения. Ответ на этот вопрос он видит в том, что реформы Никона научили раскольников держаться постоянно настороже, поэтому во время преобразований Петра они осознали, что народ "ведут другим путем".
"Но этим-то постепенным сознанием объясняется то постоянное возрастание числа раскольников, тогда как самые причины, породившие раскол, излишнее уважение к обряду и вообще интерес отвлеченно религиозный с каждым годом слабеют.»
Граф Стенбок, подробно анал.изируя положение раскола в Ярославской губернии, приходит к выводу, что религиозное чувство у раскольникои ослабевает, но протест против правительства остается. "Даже если раскол исчезнет, породив в наследство себе — неверие, двоедушие, лицемерие, разврат и корысть, с отвращением к церкви и недоверием к правительству — выгоднее ли это будет самого раскола? Легко управлять обществом существ разумных, но трудно и опасно управлять существами, низведенными неверием и развратом на степень животных, - людьми, неосвященными никакими нравственными чувствами93.
Обращаясь к мерам, которые следовало бы применить против раскольников, Стенбок, прежде всего, доказывает, что все предыдущие действия правительства оказались совершенно бесполезными. Меры излишней строгости порождают в раскольниках фанатизм, лицемерие, подкупы и усиление доходов земской полиции и сельского духовенства. Раскол, кроме нравственного значения, имеет в своих руках большую денежную силу, "которая одна, если бы даже не было других причин, могла бы сделать бесполезными все старания правительства"94.
Вывод, к которому приходит Стенбок, совершенно неожиданный для официального лица, но, пожалуй, наиболее реалистичный: "... я должен сознаться, что не вижу никаких мер. которые, при настоящем порядке вещей, могли бы принести существенную пользу. Главная причина, поддерживающая и усиливающая раскол: протест против правительства, невежество и корыстолюбие духовенства, корыстолюбие земской полиции и вообще жадность чиновного мира к раскольническим деньгам. Как истребить подобное зло, сильно вкоренившееся? Все меры, которые могут быть приняты правительством, для ослабления раскола, будут безуспешными при происках раскольником и тайном противодействии лиц служащих, не желающих терять источников верного дохода95.
Таким образом, в конце 50-х годов XIX века государственные деятели, занимающие те или иные места в существующей иерархии, проявляли достаточно глубокие знания как истории, так и современного им состояния раскола. При этом насколько многообразно само явление раскола, настолько разнообразны и мнения о нем, а также те стороны, которые выделял каждый автор. Пожалуй, единственное, что объединяет все представленные Записки, - стремление рассмотреть староверие в его взаимоотношениях с правительством и государством, а также предложить меры для решения этой проблемы. Однако, несмотря на широкий спектр предложенных мер - от гласного обсуждения проблем старообрядчества, до предложения не предпринимать ничего, ввиду безуспешности любых мероприятий, становится очевидным тот факт, что даже в самых высоких сферах того времени и самых компетентных в области староверия, не имели готовых рецептов.
Подводит итог правительственной политике в отношении старообрядцев в 50-е годы XIX в. "новая система" действий, принятая 20 января 1858 г. Секретным Комитетом и утвержденная императором. Однако основные вопросы этой системы были намечены самим Александром II "при рассмотрении представленных его императорскому величеству в разное время дел о раскольниках". Дальнейшее обсуждение в Секретном Комитете и формулировка самого постановления ничего кардинально нового в предложенный проект не внесли.
Александром II были выделены три момента, с его точки зрения наиболее важные, требующие немедленного обсуждения и решения:
1. Отсутствие специальных исследований и статистических данных по расколу, что пораждает неправильное о нем суждение;
2. Неправомерно широкий круг действий Секретного Комитета;
3. Необходимость ведения раскольничьих дел общим порядком, предписанным для всех подданных государя императора. В результате обсуждения.
Секретный Комитет постановил:
1. Предоставить министру внутренних дел сделать распоряжение о составлении в скорейшем сколь возможно времени: а) подробного и по возможности полного изложения догматического учения разных раскольничьих сект... б) собрание числовых данных о раскольниках разных сект...
2. Предоставить Секретному Комитету обсуждение обшей системы действий правительства в отношении к расколу.
3. Дела законодательные по расколу вносить в Государственный Совет после приготовительных работ в самом Комитете, высшие административные в Комитет министров, va судебные производить установленным в законе 10 июня 1853 г. порядком. ...96.
Если сравнить "старую систему" действия по отношению к раскольникам 1853 г. и "новую", принятую в 1858 г., то можно сказать, что основное их сходство состоит в признании неспособности решить проблему действующими методами и претензии на создание дееспособной программы.
Первый пункт и в "старой" и в "новой" системе совпадают: отсутствие достоверных знаний о расколе, его истории, сущности учений сказывались самым негативным образом на правительственной политике. Однако за пять лет существования "старой" системы ощутимого прогресса в этой области не произошло и в 1858 г. пришлось начинать практически с исходных позиций.
Все остальные проблемы, связанные с положением старообрядцев, "новая система" предлагала разрешать посредством четкого разграничения функций органов, занимающихся этим вопросом, иными словами, упорядочения системы управления. Однако механизма, способного реализовать это намерение, выработано не было.
Подводя итоги, следует отметить, что 50-е годы XIX в. - это десятилетие, насыщенное событиями и мероприятиями, которое правительство осуществляло в области раскола. Впервые это явление было подвергнуто всестороннему изучению. Шел также процесс обсуждения проблем староверия, правда, пока что только в высших сферах. Принимались всевозможные системы действий. Реализовывалась правительственная политика в самых разных формах: от статистических экспедиций до карательных акций. Однако по своей сути правительственная политика в это время не может характеризоваться как вероисповедная, что подразумевает строительство взаимоотношений между государственными структурами и представителями той или иной конфессии на основе признания равных прав в гражданской и религиозной жизни.
В данном случае речь идет пока что лишь о стремлении государства подчинить своему контролю старообрядчество. Вместе с тем, несмотря на то, что в действиях правительственных структур в отношении староверов просматривается нелогичность, отсутствие четкой системы, позволяющей реализовывать направление политики, именно в это десятилетие складываются новые подходы, которые впоследствии приведут к формированию вероисповедной политики. Выразилось это в том, что государство впервые начало относиться к расколу как к реалии тогдашней жизни, с которой надо считаться и "встраивать" в существующую общественно-политическую структуру. Понимание этой необходимости носило, правда, чаще всего уродливые формы, скатываясь к карательным мероприятиям. Однако то, что репрессии сменяются новыми поисками мирных путей решения проблемы, — свидетельство начавшихся процессов формирования подходов к вероисповедной политике.
Продолжение этих процессов приходится на 60-е годы XIX в., когда внутренняя ситуация в России изменилась настолько, что наделение старообрядцев определенными гражданскими правами и свободами и отправлении богослужений, стало неизбежным. Следствием этого положения явилось учреждение в феврале 1864 г. по инициативе министра внутренних дел Особого Временного Комитета по делам о раскольниках. Руководил Комитетом министр юстиции граф В.Н. Панин, членами его являлись три представителя духовного ведомства и семь высших чиновников от светской власти (в том числе: министр юстиции, министр внутренних дел, обер-Прокурор Святейшего Синода).
Необходимость создания Особого Комитета обосновал в докладной записке, поданной на имя императора, министр П.А. Валуев. В документе речь шла о предположении изменить некоторые действующие постановления о раскольниках, в сущности же планировалось пересмотреть всю систему действий в этой области97.
Таким образом, задача, которая стояла перед вновь созданным Комитетом, была сходна с той, что стояла перед всеми предшествующими Комитетами и Комиссиями: разработать взамен малоэффективной системы действий в отношении старообрядцев такую, которая способна была бы решить эту многовековую проблему, В 60-е годы не изменилась, по сравнению с предшествующим десятилетием, структура деятельности правительственных ведомств в отношении старообрядцев, о чем свидетельствует высказывание министра внутренних дел, объясняющего, что его докладная записка появилась вследствии многочисленных вопросов различных ведомств и лиц, "побуждаемых к тому неопределенностью, неясностью и противоречием узаконений о раскольниках, в разное время изданных и до настоящего времени между собою несоглашенных98.
Следовательно, все те причины, которые тормозили решение вопроса о старообрядцах в предшествующее десятилетие, сохранили свою силу и в 60-е годы, а именно: отсутствие продуманной системы действий, реально способной изменить ситуацию; несогласованность постановлений, принимаемых различными ведомствами; сохранение секретности по отношению к делам о раскольниках.
В период с 14 марта по 19 мая 1864 г. Временный Комитет провел 11 заседаний, на которых рассматривались предложения, подготовленные министром внутренних дел. Всего этих предложений было 12, и они составили основу обновленной системы действий по отношению к раскольникам.
Главный вопрос, который предстояло решить, касался классификации толков и сект, которая составляла основу деятельности Комитета. Правами предполагалось наделять только тех старообрядцев, которые принадлежали к менее вредным сектам.
Обсуждение принципов, на основании которых предстояло осуществить классификацию раскола, продолжалось все одиннадцать заседаний Комитета, только на последнем они были утверждены. Было решено разделить секты на более вредные и менее вредные по шести признакам, четыре из которых носили характер каноническией и только два — гражданский (отношение к молитве за царя и браку). Таким образом, значительная часть старообрядцев, за исключением поповцев, попадала в разряд более вредных сект, последователям которых решено было никаких облегчений в религиозном отношении не делать™.
Сам факт того, что в основе деления сект лежали принципы, прежде всего, канонические, свидетельство того, что на государственном уровне решение конфессиональных проблем оставалось в подчинении интересов официально признанной церкви и о началах политики веротерпимости пока что говорить не приходится.
В 1875 г., уже после десятилетнего срока прошедшего обсуждения, П.И. Мельников в официальной записке подчеркивал неправомерность подобных признаков деления сект, т.к. они не давали картины отношения старообрядцев к гражданской жизни. На основе собственных исследований и опыта общения со староверами, он доказывал, что нет старообрядческой секты "государству и государю зломысленной"100.
Итак, на основе деления раскольников на более и менее вредные секты Комитет разработал систему наделения староверов правами в области гражданской и религиозной.
В области гражданской жизни были обсуждены следующие вопросы. На третьем заседании было принято решение, допускающее староверов к общественным должностям: сельских старост, волостных старшин, сборщиков податей и других, кроме городского головы. Ограничения были такие: это касалось раскольников только менее вредных сект, распространялось решение только на те местности, где приверженцев конфессии было больше, чем православных. При условии избрания раскольника волостным старшиной, помощник его обязательно должен был быть православным.
Если вопрос об общественных должностях, хотя и в урезанном виде, но все-таки решился, то прав на награды и отличия старообрядцы так и не получили: о более вредных сектах речь вообше не шла, а об исключительных поступках раскольников менее вредных сект (например, государственная заслуга, акты благотворительности) полагалось сообщать императору, который принимал решения по своему усмотрению101.
Более радикальные решения Комитет принимал по вопросам экономической жизни. На практике доказавшие свое трудолюбие, взаимоподдержку, жизнестойкость в сочетании со способностью к ведению коммерческой деятельности, часть староверов во второй половине XIX в. составила особый слой общества, который способствовал интенсивному развитию экономики страны. Не учитывать этого факта было невозможно, и Комитет сводит до минимума ограничения в области экономической деятельности староверов.
На IV заседании Комитет решил вопрос о наделении старообрядцев торговыми правами, которых они были лишены в 1853 г. Отныне старообрядцы могли записываться в гильдии и производить торговлю на общих основаниях. Ограничения затрагивали только вреднейшие секты (скопцы, хлысты), для которых допускалась отмена ограничений в правах промышленных и торговых, но только на местах их водворения.
Сходным образом был решен вопрос и о праве на получения паспортов для передвижения в пределах Империи. Комитет, имея в виду, что заработки и промыслы на стороне - необходимые средства к жизни, посчитал "неудобным безусловное запрещение выдавать паспорта"102.
Возвращение староверам права заниматься торговыми и промышленными делами самым благоприятным образом отражалось на развитии экономики страны.
Объективно благоприятные последствия имело решение вопроса об образовании старообрядцев. Мнение членов Временного Комитета было здесь единодушным: "Распространение образования между раскольниками есть одно из действительнейших средств если не к совершенному ис коренению, то к значительному ослаблению раскольнических заблуждений и к водворению между сектаторами более правильных понятий об истинных началах религии в условиях гражданской жизни ...103.
Единственно правильным решением было признано обучение детей в школах, под наблюдением правительства. В связи с этим раскольникам менее вредных сект разрешалось учреждать школы грамотности, но под контролем Министерства народного просвещения. В этих школах не допускалось религиозного обучения по правилам сект, а потому посещать их было разрешено и православным. Одновременно дети староверов получали возможность посещать и общие школы, без обязательного изучения закона божьего по православным догматам104.
В целом, эти решения были пропитаны духом терпимости и по сравнению с положением дел в предшествующее время, были значительным шагом вперед, но даже и они в условиях 60-х годов были уже недостаточными. Опыт показал, что старообрядцы боялись отпускать своих детей в общие школы, дабы не подвергать их влиянию со стороны православных. Разрешенные школы грамостности предполагали лишь самое элементарное образование — чтение, письмо и четыре арифметические действия, но этого было явно недостаточно. А потому уже в 1865 г. староверы Москвы ходатайствовали об открытии своих школ, но, не получив, однако, на это разрешения105. Редакция журнала "Вестник Европы" поддержала старообрядцев, считая, что только образование может способствовать уничтожению тех сект, которые были действительно вредны.
|